Мастер - класс «Развитие Универсальных учебных действий обучающихся в процессе факультативного занятия»
план-конспект по физике на тему

Веретенникова Ирина Валерьевна

Мастер класс по физике. Метапредметные УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_po_fizike._metopredmetnye_uud.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие Универсальных учебных действий обучающихся в процессе факультативного занятия»

Форма: мастер-класс

Продолжительность: 20 минут

Цель: вовлечь коллег в решение проблемы формирования УУД через обмен опытом по внедрению проектного метода.

Задачи:

  1. Представить приёмы и методы, технологии развития навыков проектной деятельности.
  2. Формирование представления о роли проектной технологии в достижении современного образовательного результата.
  3. Обсудить актуальные проблемы, по внедрению проектной технологии в свою педагогическую деятельность.
  4. Организовать самостоятельную деятельность слушателей по овладению методики разработки учебных материалов

Предполагаемые результаты обучения: обеспечение педагогов инструментами для технически и методически грамотного структурирования занятия с использованием современных образовательных технологий; приёмы развития УУД.

План проведения мастер-класса

  1. Определение понятийного поля, теоретических основ метода проектов.
  2. Демонстрация учителем-мастером приемов, формирующих различные УУД.
  3. Практическая работа слушателей (освоение опыта работы учителя-мастера).
  4. Рефлексия слушателей по результатам практической работы с учителем-мастером.
  5. Подведение итогов мастер-класса.

  1. Информационный блок – 2 мин.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на нашем мастер–классе.   Тема нашего мастер-класса: «Развитие Универсальных учебных действий обучающихся в процессе факультативного занятия» 

В связи с переходом  на новые образовательные стандарты, ведущее место среди методов, позволяющих развивать универсальные учебные действия, принадлежит сегодня методу проектов.

Главная идея метода проектов:

Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

 В этом году в нашей школе были организованы факультативные курсы  в 5-6 классах по проектной деятельности в разным направлениям: естественнонаучное, историческое, математическое и т.д.  В результате у ребят была возможность выбрать то, что им интересно, сделать свой проект и защитить его.

Проект – это:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

2. Из опыта работы:

 Творческий блок - 13 мин

Учитель: Любой проект состоит из нескольких этапов. И сегодня предлагаю Вам поучаствовать на этапе поиска и сбора информации.

- РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ЭТО ЗА ПРЕДМЕТ?  На что это похоже? (Учитель демонстрирует заготовку( металлический брусок внешне напоминающий магнит, организует беседу, ученики высказывают свои предположения)

- ВЫ УВЕРЕНЫ?

- ЧТОБЫ ОСВЕЖИТЬ В ПАМЯТИ ВАШИ ПОЗНАНИЯ О МАГНИТАХ Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОРАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ. (Учащиеся выполняют задание, работают с текстом)

Задание №1

Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.

 У любого магнита всегда есть два полюса. Один называют северным полюсом, а другой — южным.

Если прижать друг к другу полюсы двух разных магнитов, то можно заметить, что разноимённые полюсы магнитов всегда притягиваются, а одноимённые — отталкиваются. Магниты могут быть большие, как автомобиль, и маленькие, как булавочная головка. Но размер магнита не является показателем его силы — способности притягивать железные предметы. По преданию, в перстень великого физика Ньютона был вставлен магнит, поднимавший железные предметы, масса которых была в 50 раз больше массы самого магнита.

Заполните пропуски в тексте.

Постоянные магниты – это тела длительное время сохраняющие ___________

Магнит всегда имеет_____________ и _____________ полюсы.

Одноимённые полюса магнитов _____________, разноимённые ______________

Учитель:  ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ ИЗ ТЕКСТА, ЧТО ТАКОЕ МАГНИТ.

- БОЛЬШЕНСТВО ИЗ ВАС ВЫДВИНУЛИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ МАГНИТ. ДАННОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ НУЖНО ПОДТВЕРДИТЬ ИЛИ ОПРОВЕРГНУТЬ

- КАК УЗНАТЬ, ЧТО ЭТО МАГНИТ? (Ученики высказывают свои предположения)

- ВСЁ, ЧТО ВЫ ПЕРЕЧИСЛЯЕТЕ - ЭТО СВОЙСТВА МАГНИТА

Поэтому я предлагаю вам выполнить задание №2

Задание №2

Гипотеза – это предположение, которое учёный должен доказать или опровергнуть.

Как ты считаешь, какими свойствами должен обладать магнит? Обведи буквы правильного ответа.

А) Имеет два полюса: северный и южный

Б) Притягивает все тела

В) Длительное время сохраняют намагниченность.        

Г) Имеет сине-красный цвет

Д) Притягивают железные гвозди, скрепки и другие предметы из железа, никеля и стали.

Учитель:  ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ВАШУ ГИПОТЕЗУ НУЖНО ПРОВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЕ. Исследование тоже дело не простое, поэтому нужно составить план эксперимента.

План эксперимента у нас уже есть, но его нужно скорректировать.

 Предлагаю выполнить задание №3

Задание №3

Скорректировать план проведения эксперимента, цель которого изучить основные свойства магнита. Заполни таблицу.

1

2

3

4

5

План эксперимента:

А. Зарисуйте взаимное расположение постоянного магнита и магнитной стрелки.

Б. Поднесите постоянный магнит к магнитной стрелке сначала одним концом, потом другим.

В. Возьмите в руки магнит.

Г. Перемещая магнит посмотрите,  в какую сторону повернётся стрелка.

Д. По результатам эксперимента сделайте вывод.

Учитель: Я ДУМАЮ, ЧТО У ВАС ДОСТАТОЧНО ИНФОРМАЦИИ О МАГНИТАХ И МЫ ГОТОВЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО   ЗАНЯТЬСЯ. С ВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

ИСПОЛЬЗУЯ, ИНФОРМАЦИЮ, ПОЛУЧЕННУЮ СЕГОДНЯ О МАГНИТАХ ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И СДЕЛАЙТЕ ОБОСНОВАННЫЙ ВЫВОД. Учащиеся выполняют задание №4)

 - ЧТО ЖЕ ВСЁ ТАКИ ЭТО ЗА ПРЕДМЕТ? (Для трех групп выдаются набор предметов изготовленных из разных материалов: железные скрепки, стальные болты, деревянные зубочистки, стирательные резинки, изделия из пластмассы и т.д., магнитная стрелка.    Для одной группы – магнит, для другой – кусок магнитного железняка, и для третьей группы – старый размагниченный магнит, который не реагирует уже ни на магнитную стрелку, ни на железные предметы, то что было показано вначале)

Задание №4

Проведи исследование и определи,  является ли предмет, который ты получил магнитом.  Напиши вывод.

        

Вывод:    Я думаю, что это ____________________________, потому что______________________________________________________________

В ходе обсуждения учащиеся  выясняют, что не всегда магнит имеет сине – красный окрас, и не всегда сине –  брусок будет магнитом.

3. Самооценка учащихся

Задание №1

№ задания

уровень

Правильный ответ

Объект оценки( виды УУД:

Р- регулятивные,

П- познавательные,

К- коммуникативные,

ЧГ- читательская грамотность)

Тип

задания

МАХ

балл

1

Ф

Ответ:

Постоянные магниты – это тела длительное время сохраняющие  НАМАГНИЧЕННОСТЬ.

Магнит всегда имеет СЕВЕРНЫЙ и ЮЖНЫЙ полюсы.

Одноимённые полюса магнитов ОТТАЛКИВАЮТСЯ, разноимённые ПРИТЯГИВАЮТСЯ.

1 балл – правильно записан результат

0 баллов – все остальные случаи, не соответствующие критерию на 1 балл

Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде (ЧГ)

КО

1балл

Задание №2

Гипотеза – это предположение, которое учёный должен доказать или опровергнуть.

Как ты считаешь, какими свойствами должен обладать магнит? Обведи буквы правильного ответа.

А) Имеет два полюса: северный и южный

Б) Притягивает все тела

В) Длительное время сохраняют намагниченность.        

Г) Имеет сине-красный цвет

Д) Притягивают железные гвозди, скрепки и другие предметы из железа, никеля и стали.

№ задания

уровень

Правильный ответ

Объект оценки( виды УУД:

Р- регулятивные,

П- познавательные,

К- коммуникативные,

ЧГ- читательская грамотность)

Тип

задания

МАХ

балл

3

Ф

Ответ:

А,В, Д

1 балл – правильно записан результат

0 баллов – все остальные случаи, не соответствующие критерию на 1 балл

Осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире (П)

КО

1балл

Задание №3

Скорректировать план проведения эксперимента, цель которого изучить основные свойства магнита. Заполни таблицу.

1        

2

3

4

5

План эксперимента:

А. Зарисуйте взаимное расположение постоянного магнита и магнитной стрелки.

Б. Поднесите постоянный магнит к магнитной стрелке сначала одним концом, потом другим.

В. Возьмите в руки магнит.

Г. Перемещая магнит посмотрите,  в какую сторону повернётся стрелка.

Д. По результатам эксперимента сделайте вывод.

№ задания

уровень

Правильный ответ

Объект оценки( виды УУД:

Р- регулятивные,

П- познавательные,

К- коммуникативные,

ЧГ- читательская грамотность)

Тип

задания

МАХ

балл

2

А

Ответ:

1

2

3

4

5

В

Б

Г

Д

А

1 балл – правильно записан результат

0 баллов – все остальные случаи, не соответствующие критерию на 1 балл

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей,

 (Р)

КО

1балл

Задание №4

Проведи исследование и определи,  является ли предмет, который ты получил магнитом.  Напиши вывод.

№ задания

уровень

Правильный ответ

Объект оценки( виды УУД:

Р- регулятивные,

П- познавательные,

К- коммуникативные,

ЧГ- читательская грамотность)

Тип

задания

МАХ

балл

4

АС

Ответ:

Записано логическое объяснение

1 балл – дано логическое объяснение

0 баллов – все остальные случаи, не соответствующие критерию на 1 балл

Умение выражать и аргументировать свою точку зрения, строит монологическое высказывание (К)

РО

1балл

4. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Формирование Универсальных Учебных Действий на образовательном занятии вокального объединения «Серебряные нотки»

Мастер-класс на вокальном кружке посвящен знакомству участников мастер-класса с комплексом упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий...

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Системно–деятельностный подход как одно из условий развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке физики

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, усиление деятельностного, практико-ориентированного характера обучения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести ...

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД на тему: «Современные образовательные технологии как способ развития универсальных учебных действий обучающихся».

В современном, стремительно изменяющемся мире, репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованны...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

ПРОЕКТ «ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ» КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выполняя требования стандарта, каждая образовательная организация серьезно относится к созданию программы формирования и развития универсальных учебных действий. Для этого планируются сквозные линии ф...

Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»

Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...