Урок "Решение задач по теме "Закон сохранения механической энергии", 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Урок "Решение задач по теме "Закон сохранения механической энергии" - это урок повторения, систематизации и обобщения ЗУН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_reshenie_zadach_po_teme_zakon_sohraneniya_mehanicheskoy_energii.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме
«Решение задач по теме «Закон сохранения механической энергии»»
Учитель: Михайлова Т. И.
Предмет: физика
Класс: 9
Тема урока: «Решение задач по теме «Закон сохранения механической энергии»»
Тип урока - повторения, систематизации и обобщения ЗУН
Форма работы учащихся - групповая, индивидуальная, фронтальная
Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме « Законы сохранения энергии»
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- ориентировать учащихся на самоконтроль результата учебной деятельности, на анализ соответствующих результатов усвоения темы;
метапредметные:
- формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно анализировать условия достижения цели;
- формировать способность к волевому усилию, преодолению препятствий, умению осознавать качество и уровень усвоения;
- формирование умения определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
предметные:
- умеют применять знания, полученные ранее, для изучения нового, умеют формулировать закон сохранения энергии, понятия энергии, работы;
- умеют записывать формулы работы силы, потенциальной и кинетической энергии, импульса тела, определять единицы измерения работы, энергии, силы;
- применяют знания при решении задач, в измененной ситуации.
Технологическая карта урока
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент Цель: стимулирование деятельности учащихся, обеспечение их общей готовности. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» ( Я. А. Каменский) | Готовятся к уроку |
2. Проверка ЗУН Цель: выявление и анализ имеющихся у учащихся ЗУН. | Учитель организует фронтальную работу по повторению закона сохранения энергии:
Учитель организует работу по проверке домашнего материала, объясняет правила заполнения Листа рейтинга знаний учащихся по теме «Закон сохранения энергии» (см. приложение №1) | Учащиеся повторяют материал по теме «Закон сохранения энергии», отвечают на вопросы. Учащиеся проверяют домашних задания, осуществляют самопроверку результатов, заполняют лист мониторинга . Правильное решение 2-х задач - 4балла, решена одна задача - 2 балла, неверное решение – 0 баллов. |
3. Проблематизация и целеполагания Цель: формулирование темы и цели урока. | - Давайте попробуем сформулировать проблему, для этого мы вспомним алгоритм работы по темам - Попробуйте сформулировать тему урока, цель урока. | Высказывают разные предположения. Учащиеся формулируют проблему. Учащиеся формулируют тему и цели урока. Тема «Решение задач по теме «Закон сохранения энергии» Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Законы сохранения энергии» |
4.Выявление места и причин затруднения Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. | Учитель проводит тестирование по теме « Закон сохранения энергии» ( 2 варианта) Проводит проверку знаний, выводя таблицу результатов на экран. | Учащиеся выполняют тестирование по теме « Закон сохранении энергии» (см. приложение 2), после окончании теста проводится взаимопроверка. Критерии выставления баллов: 8 правильных ответов - 5 баллов, 7-6 правильных ответов – 4 балла, 5-4 правильных ответов – 3 балла, 0-3 правильных ответов – 0 баллов. Учащиеся заносят полученные баллы в лист рейтинга. |
5. Решение задач в измененной ситуации (10 мин) Цель: выдвижение гипотезы и построения модели исходной проблемной ситуации. | Учитель организует проведение практикума решения задач. Организует самопроверку. | Учащиеся работают в группах (парах), выполняя задания по карточкам (см. приложение 3): типовые тестовые задания, составленные с учетом требований Единого государственного экзамена - уровень А, В. Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку результатов групповой работы. Учащиеся задают вопросы по заданиям, в которых допустили ошибки, и исправляют их, заносят баллы в лист рейтинга. Критерии выставления баллов: Задания А – 1 балл, Задания В – 2 балла. Максимальное количество баллов группы - 11баллов (количество баллов делится на число уч-ся ) |
6. Этап закрепления знаний Цель: выработка умений пользоваться знаниями. | Учитель организует индивидуальное решение задач по вариантам. Учитель организует взаимопроверку. | Учащиеся решают по вариантам индивидуально типовые тестовые задания, составленные с учетом требований Единого государственного экзамена: уровень А, В, . Уч-ся заносят полученные баллы в лист рейтинга. Критерии выставления баллов: Задания А – 1 балл, Задания В – 2 балла. |
7. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу на уроке при помощи рейтингового листа. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку, на необходимость его проанализировать. В завершение, соотносится цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Осуществляют рефлексию учебной деятельности: заполняют рейтинговые листы. Критерии оценивания: 17 и больше - 5 16 - 13 баллов - 4 12 - 9 баллов - 3 Уч-ся продолжают фразу: - Я сегодня на уроке узнал о… - Мне понравилось … - Что тебе лично нужно еще повторить дома? |
9. Домашнее задание | Итоги главы (стр. 95 – 97), упр. 22 (3) | Записи в дневниках. |
Рейтинговый лист по физике уч-ся _____ класса
по теме « Закон сохранения энергии»
_________________________________________________________
( ф.и. учащегося)
№ | Название вида работ | Количество баллов |
1 | Домашняя работа | |
2 | Тест | |
3 | Практикум решения задач | |
4 | Самостоятельная работа | |
Итог |
2. Тест
Вариант №
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
№ ответа |
3. Практикум решения задач
№задания | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | В1 | В2 | В3 |
№ответа |
4. Самостоятельная работа
Вариант №
№задания | А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | В 1 |
№ответа |
Приложение № 1
Рейтинговый лист по физике уч-ся _____ класса
по теме « Закон сохранения энергии»
_________________________________________________________
( ф.и. учащегося)
№ | Название вида работ | Количество баллов |
1 | Домашняя работа | |
2 | Тест | |
3 | Практикум решения задач | |
4 | Самостоятельная работа | |
Итог |
2. Тест
Вариант №
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
№ ответа |
3. Практикум решения задач
№задания | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | В1 | В2 | В3 |
№ответа |
4. Самостоятельная работа
Вариант №
№задания | А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | В 1 |
№ответа |
Приложение № 2
Тест Повторение материала по теме « Закон сохранения энергии»
1 вариант | 2 вариант |
1. В каких единицах измеряют импульс в системе СИ? А) 1 кг Б) 1 Н В) 1 кг*м/с Г) 1 Дж | 1. В каких единицах измеряют энергию в системе СИ? А) 1 Вт Б) 1 Н В) 1 кг*м/с Г) 1 Дж |
2. Какая из названных ниже физических величин является векторной? А) работа Б) энергия В) сила Г) масса | 2. Какая из названных ниже физических величин является скалярной? А) сила Б) работа В) импульс Г) перемещение |
3. Какое выражение соответствует определению кинетической энергии тела? А) mυ Б) mυ2 В) mυ2/2 Г) Ft | 3. Какое выражение соответствует определению импульса тела? А) ma Б) mv В) Ft Г) mυ2/2 |
4. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии поднятого над Землей? А) mυ2/2 Б) mgh В) kx2/2 Г) mgh/2 | 4. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии сжатой пружины? А) mυ2/2 Б) mgh В) kx2/2 Г) kx2 |
5. Какое из приведенных ниже выражений соответствует закону сохранения механической энергии для системы, состоящей из тела массой m и горизонтально расположенной пружины ? А) m1υ12/2+m1gh1= m2g h2 +m2υ22/2 Б) F t = mυ2–mυ1 Г) р = mυ В) kx12/2+ m1υ12/2= kx22/2 + m2υ22/2 | 5. Какое из приведенных ниже выражений соответствует закону сохранения механической энергии? А) А= mgh2–mgh1 Б) А= mυ22/2 – mυ12/2 В) Еk1+Еp1= Еk2+ Еp2 Г) m1υ1+m2υ2 = m1u1 +m2u2 |
6.Как изменится потенциальная энергия деформированного тела при увеличении его деформации в 2 раза? А) Увеличится в 4 раза Б) Уменьшится в 2 раза В) Увеличится в 2 раза Г) Уменьшится в 4 раза | 6. Как изменится кинетическая энергия тела, если скорость тела уменьшится 2 раза? А) Уменьшится в 4 раза Б) Уменьшится в 1,5 раза В ) Уменьшится в 2 раза Г) Уменьшится в 3 раза |
7. Каким видом энергии обладает парашютист во время прыжка? А) Еk Б) Еp В) Еk + Еp Г) Е=0 | 7. Каким видом энергии обладает мяч, удерживаемый под водой? А) Еk Б) Еp В) Еk + Еp Г) Е=0 |
8. Каким видом энергии обладает мяч, лежащий на футбольном поле? А) Еk Б) Еp В) Еk + Еp Г) Е=0 | 8. Каким видом энергии обладает пружина часов после завода? А) Еk Б) Еp В) Еk+ Еp Г) Е=0 |
Приложение № 3
Практикум решения задач
А1. При выстреле из пружинного пистолета происходят преобразования
- энергии теплового движения молекул пули в кинетическую энергию
- кинетической энергии пружины в потенциальную энергию пружины
- потенциальной энергии пружины в кинетическую энергию пули
- кинетической энергии пули в потенциальную энергию пружины
А2. На рисунке показан груз, подвешенный на нити и совершающий свободные колебания как маятник. Изменяется ли при этих колебаниях груза его полная энергия? Известно, что при этих колебаниях максимальное значение кинетической энергии равно 10 Дж, максимальное значение потенциальной энергии равно 10 Дж.
- Полная энергия не изменяется и равна 10 Дж
- Полная энергия не изменяется и равна 20 Дж
- Полная энергия изменяется от 0 до 10 Дж
Полная энергия изменяется от 0 до 20 Дж.
А3. Высота подъема тела над землей увеличилась в 9 раз. Потенциальная энергия при этом
1) уменьшилась в 3 раза | 3) уменьшилась в 9 раз |
2) увеличилась в 3 раза | 4) увеличилась в 9 раз |
А4. При растяжении пружины на 0,1 м в ней возникает сила упругости, равная 2,5 Н. Определите потенциальную энергию этой пружины при растяжении на 0,08 м.
1) 25 Дж 2) 0,16 Дж 3) 0,08 Дж 4) 0,04 Дж
А5. Кинетическая энергия тела 16 Дж, а величина импульса 4 кг⋅м/с. Масса тела равна
1) 0,5 кг 2) 1 кг 3) 2 кг 4) 32 кг
В1. Комета движется по эллиптической орбите вокруг Солнца. Как изменяются перечисленные в первом столбце таблицы физические величины во время приближения кометы к Солнцу, если считать, что неё действует только тяготение Солнца?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
- не изменяется
- только увеличивается по модулю
- только уменьшается по модулю
- увеличивается по модулю и изменяется по направлению
- уменьшается по модулю и изменяется по направлению
- увеличивается по модулю, не изменяется по направлению
- уменьшается по модулю, не изменяется по направлению
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторятся.
Скорость | |
Ускорение | |
Кинетическая энергия | |
Потенциальная энергия | |
Полная механическая энергия |
В2. Камень свободно падает вертикально вниз. Изменяются ли перечисленные в первом столбце физические величины во время его движения и если изменяются, то как? Установите соответствие между физическими величинами, перечисленными в первом столбце, и возможными видами их изменений, перечисленными во втором столбце. Влиянием сопротивления воздуха пренебречь.
А) Скорость | 1) Не изменятся |
Б) Ускорение | 2) Увеличиывается |
В) Кинетическая энергия | 3) Уменьшается |
Г) Потенциальная энергия |
А | Б | В | Г |
В3. Тело упало на поверхность Земли с высоты 10 м и подпрыгнуло вверх, потеряв 40% своей скорости. На какую высоту поднимется тело после удара? Ответ дайте в метрах и округлите до десятых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока " Решение задач с помощью пропорции" в 6 классе
Данный урок разработан для 6 класса. Тип урока - обобщение. К нему есть презентация....
Конспект урока «Решение задач по теме "Площадь прямоугольника"», 5 класс
Конспект урока был представлен на муниципальный конкурс «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования школьников». По итогам конкурса было присуждено 2 место в номинаци...
Урок решения задач по теме "Координатная плоскость", 6 класс
Цель урока – отработать основные понятия и определения темы, навыки построения точек на координатной плоскости и определения координат точек.Задачи:- развить навыки построения точек по заданным ...
Презентация к уроку решения задач по стереометрии "Параллельность" в 10 классе.
Материал презентации используется при решении задач на уроке стереометрии в 10 классе....
Разработка урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений» 8 класс
Цель урока: - научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений; - закреплять навыки решения квадратных уравнений; - развивать логическое мышление учащихся.Задачи урока: Науч...
Урок по теме "Вывод закона сохранения механической энергии для замкнутых и незамкнутых систем", 9 класс
Методическая разработка урока по теме "Механическая работа и мощность" - урока "открытия" новых знаний. Цель урока - раскрытие учащимися смысла закона сохранения энергии, пол...