«Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе»
статья по физике на тему

Десятова Елена Сергеевна

«Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе»

Десятова Елена Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1. Формирование понятия «Культура речи»        4

2. Качества культурной речи        6

3. Проблемы развития культуры речи        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        14

ВВЕДЕНИЕ

Не вызывает сомнений, что важность владения культурой речи очень важна для всех, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, воспитывает, оказывает людям различные услуги. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, иными словами владение культурой речи – обязательная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, работников радио и телевидения, а особенно для преподавателей школ и вузов. Культура речи во все времена считалась показателем уровня интеллекта и образованности. Важнейшим интеллектуальным показателем человека и его культуры является речь. В целом для общества ценно, чтобы каждая личность стремилась к её усовершенствованию. Чем богаче и образнее речь, тем значительнее выглядит и ощущает себя человек. К речи учителя традиционно предъявляются высокие требования. Основная функция его деятельности – речевое общение. Речь учителя, являясь образцом подражания для учащихся, решает как учебные, так и воспитательные задачи.

Цель данной работы: рассмотреть основные проблемы развития культуры речи на современном этапе.

  1. Формирование понятия «Культура речи»

Успешное взаимодействие педагога и ученика возможно в условиях эффективной грамотной речевой коммуникации. Знания о речи и умения общаться необходимы каждому культурному человеку, а учителю – особенно. Учитель не в праве допускать ошибки в собственной речи, ведь сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.

Термин «Культура речи» не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. В широком понимании он означает «культура языка», в узком смысле, культура речи – это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного устного и письменного общения. Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи, т.е. соблюдение норм и речевое мастерство, что означает не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый.

Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.

Культура речи - это прежде всего какие-то ее признаки и свойства, совокупность и система которых говорят о коммуникативном совершенстве речи, т.е. ее способности отражать передаваемую информацию наиболее адекватно и, как следствие, возможности реализовать процесс коммуникации в его максимально возможной полноте.

Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения.

Культура речи - это область лингвистических знаний о культуре речи как совокупности ее коммуникативных качеств.

Для коммуникативного подхода очень важной является общетеоретическая проблема соотношения языка и речи: речь в данном случае рассматривается как реализация/воплощение языковой структуры, а весь комплекс вопросов культуры речи обнаруживает непосредственную связь с вопросами языкового (а в аспекте коммуникации - и внеязыкового) ее обеспечения.

Кодифицированные нормы литературного языка – это такие нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Культура речи начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации, и выбор этот далеко не однозначен. Современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Постоянное наблюдение за развитием и изменением норм – одна из основных задач лингвистической науки о культуре речи.

Специфика речевого взаимодействия в учебной сфере исследуется достаточно интенсивно многими учеными, в трудах которых рассматриваются риторические основы учебного общения, педагогические стили общения, условия эффективности педагогической речи. В работах Н.Д. Десяевой, Т.А. Лебедевой, Л.Н. Ассуировой  [1]рассмотрены речевые средства организации учебного процесса, коммуникативные качества речи, произведен анализ профессиональной педагогической речи. А.А. Мурашов [2] приводит в своих работах нормативность и целесообразность речи учителя. В области речевой подготовки большой вклад внесла А.В. Усова.

Учителю важно осознавать тот факт, что его речь является средством обучения. К речевым средствам организации учебного процесса относятся справочные фразы, комментирующие высказывания, повторы, прерывание речи школьников, самоперебив, метатекст. [2]Задача речи – организация учебной деятельности школьников, формирование у них знаний и умений, интереса к предмету, различных познавательных установок. Предмет речи – различные компоненты содержания обучения: понятия, закономерности, методы анализа материала и т.д.

Таким образом, культура речи учителя – это характеристика речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров, позволяющие в системах общения: «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-учитель» при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в реализации образовательных целей.

  1. Качества культурной речи

Физика относится к точным наукам, требует, прежде всего, четкости выражения мысли. На примерах физических формулировок учитель может показать учащимся, как можно внимательно и бережно относиться к слову. Например, испарение – вылетание молекул с поверхности жидкости… Нужноиспарение – процесс парообразования, при котором в пар переходят молекулы с поверхности жидкости.

Правильность – это обязательное первостепенное качество любой речи, и речи учителя в том числе. Слушая учителя физики, ученики не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов, а так же нестандартно построенной фразы, так как это может затруднить понимание учащимися и без того не простого материала. Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка. Будущему учителю важно усвоить все типы норм:

  1. Морфологические нормы:

Затруднения в существительных вызывают вариативные формы родительного падежа множественного числа: в разговорной речи уместны –грамм, килограмм, а в письменной речи предпочтительнее – граммов, килограммов.

  1. Синтаксические нормы:

Неправильное построение с предлогами: «доклад по работе» вместо «доклад о работе».

Весом в 2 кг, вместо весом 2 кг.

Орфографические (правила написания слов)

Из-за орфографических ошибок, слово может иметь совсем другой смысл. Например, обучение физики (не обучение по предмету, а обучение самой физики).

Пунктуационные (правила постановки знаков препинания)

При оформлении письменной речи учителя очень важно знать правила постановки знаков: «,», «?», «!», «…», «.», «;», «:», «( )».

Точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. Если учитель физики не знает свой предмет (предмет речи), то он исказит ее и речь не будет точной. Знание предмета речи (физических законов, понятий, теорий, формул и т.п.) - условие экстралингвистическое, т.е. лежит за пределами языка, но оно обязательно. Например, уран – химический элемент, Уран – планета.

Точная  речь – это речь, в которой  чувства и мысли говорящего выражены ясно и полно.

      Основными причинами неточной речи являются:

  • речевая бедность (недостаточный словарный запас);
  • речевая неполнота (недостаточность, пропуск слов или словосочетаний, важных для понимания смысла);
  • неудачное использование многозначных слов или омонимов;
  • неудачное использование личных местоимений;
  • недостаточное знание предмета речи.

Богатая речь – это речь человека, который  обладает обширным словарным запасом  и использует разнообразные синтаксические и интонационные конструкции.

Выразительная речь – это речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. При объяснении учителем физики абстрактного понятия можно использовать метафору, что помогает сделать понятной позицию педагога. Например, построить схему, раскрыть вопрос. Закономерно использование в речи учителя эпитета. Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Например, стекание электрического заряда, чувствительность прибора.

Чистая речь – это речь, в которой нет чужих литературному языку элементов. Трудно уследить за мыслью учителя, если его речь засорена словами-паразитами: значит, ну, вот, так сказать, как бы.

Чистая речь – это речь, в которой отсутствуют слова и звуки-паразиты, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия, слова, бросающие вызов нравственности, многословия. Чистота - это качество речи, которое, при его несоблюдении, оказывается самым заметным для слушателей.

Выразительная речь - это речь, которая своим содержанием и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание слушателей.

 Необходимо  отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека. Во-первых, это самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи.  Выразительность речи не добиться, если мыслить и выражаться стандартно, «по шаблонам». Во-вторых, должно присутствовать  неравнодушие, интерес автора  речи  к  тому,  о  чем  он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем,  для  кого  он говорит или пишет. В-третьих, должно быть  хорошее знание  языка и  его выразительных возможностей.

Логичная речь – это речь, состоящая в соответствии связей речи связям предмета и явлений в реальной действительности. Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления.

Соответственно, логичность  достигается благодаря внимательному  отношению к целому тексту, связности  мыслей и ясному композиционному  замыслу текста. Логические ошибки можно устранить при прочтении  готового письменного текста, в устной речи необходимо хорошо помнить сказанное  и последовательно развивать  мысль.[3]

Уместная речь – это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).

Уместность требует от учителя физики гибкости его речевого поведения: умения определить пригодность, целесообразность слов, форм и оборотов. Молодые учителя любят иногда блеснуть перед учащимися своей «ученостью», часто это происходит не намеренно: просто привыкли выражаться научным языком вузовского учебника.

  1. Проблемы развития культуры речи

Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий публичного общения: отмена цензуры, возможность высказать личное мнение, возможность для слушателей оценить ораторские таланты видных политиков.

В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д. Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни. Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Но нельзя забывать о том, что «…культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».[4]

Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили отрицательные тенденции:

  • закрепление грамматических ошибок в качестве образцов построения предложений;
  • неточное употребление лексики, искажение значений слов;
  • стилистические нарушения речи.

Грамматическими недостатками современной речи являются:

  • замена личных форм глаголов отглагольными существительными с суффиксами -ация, -ение, -ание (регионализация, фермеризация, криминализация, спонсирование, лоббирование, инвестирование);
  • утрата словами определённого значения (подвижки, панацея, импульс, стабилизация, эксклюзивный);
  • нагромождения падежных форм (во время проведения операции по задержанию вооружённого преступника, корректировка курса будет проводиться в сторону ужесточения реформ, о плане мероприятий, проводимых в связи с празднованием…);
  • замена падежного управления предложным (конференция показала о том, что…);
  • замена косвенного падежа сочетанием с как (иногда это является как уступка, он назван как лучший игрок);
  • неправильный выбор падежа (на основании каких-то материалах).

Лексическими недостатками речи являются:

  • распространение слов с узким (ситуативным) значением (бюджетник, контрактник, льготник, отраслевик, силовик);
  • употребление заимствований непонятных многим, иногда и самому говорящему (брифинг, дистрибьютор, киднепинг);
  • употребление аббревиатур (УИН, ОБЭП, ООДУУМ и ПДН УВД, ГО и ЧС);
  • идеологизация некоторых пластов лексики, изобретение новых ярлыков (групповой эгоизм [о требованиях людей соблюдать их права при застройке территорий, своевременно выплачивать зарплату], потребительский экстремизм [о желании граждан получать качественные услуги]).

Стилистика речи (практически во всех функциональных стилях) сегодня характеризуется такими отрицательными чертами:

  • превращение метафор в новые шаблоны (вертикаль власти, оздоровление экономики), иногда бессмысленные (предвзятые барьеры, Россия больна сегодня здоровьем людей, Россия занимает здесь главное лицо, местные власти борются с нехваткой средств [здесь хочется добавить: нехватка пока побеждает в этой неравной борьбе]);
  • употребление категоричных слов (например, знаменитое однозначно);
  • употребление слов, скрывающих суть явлений (социальная незащищённость[нищета], привлечение фирм к благотворительной деятельности [незаконные поборы с предпринимателей]);
  • проникновение жаргона в публицистическую и устную официальную речь;
  • злоупотребление эмоционально окрашенной лексикой в официальной публичной речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В данной работе сформулировано понятие «культура речи», приведены некоторые работы в области исследования специфики речевого взаимодействия. Так же рассмотрены основные качества, которыми должна обладать речь учителя физики, приведены основные типы ошибок в речи. Рассмотрены основные проблемы развития культуры речи на современном этапе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. – М.: Гардарики, 2005
  3. Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, 2012.
  4. Мурашев А.А. Культура речи учителя. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.


[1] Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

[2] Там - же

[3] Мурашев А.А. Культура речи учителя. – М.: Московский психолого-социальный институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

[4] Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении математике на современном этапе развития общеобразовательной школы.

Как только возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг тебя всё стремительно меняется, а ты остаёшься на одном месте. Кажется, что могла бы достигнуть луч...

Дифференцированный подход в обучении математике на современном этапе развития общеобразовательной школы

Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход  необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться...

Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе

В статье рассказывается о том, что освоение драматических произведений на современном этапе является методической проблемой...

Ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на среднем и старшем этапах обучения английскому языку

Данная методическая разработка представляет кракое изложение теоретического материала по вопросу использования ролевых игр для  совершенствования иноязычной диалогической речи учащихся на среднем...

Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе

Важность и актуальность обращения к драматическим произведениям на уроках литературы, необходимость изучения этого сложного, имеющего двойственную природу рода литературы во многом обусловлены в...

Из опыта работы по теме «Проблема развития монологической речи в контексте личностно ориентированного обучения»

Материал предназначен для учителей, использующих в своей работе как традиционные, так и нестандартные формы и методы в обучении, уделяющих пристальное внимание развитию монологической речи школьников....

Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе

Для развития языка и культуры речи в процессе обучения физике, важным является взаимопроникновение его научной и общекультурной составляющих. Грамотная речь – это отражение четко сформулированны...