Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Иванова Мария Петровна

Рабочая программа по физике для 7 класса ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizika_7_klass_fgos_.doc294 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №70 города Тюмени

имени Великой Победы

Рассмотрено

на заседании кафедры:

Протокол от «30» августа 2017

№ 1

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Комар Е.В.

«30» августа 2017 г.

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №70

Русакова Л.Н.

Приказ от «30» августа 2017

№ ______

                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

Классы  - 7 а,б,в,г,д

ФИО педагогов, разработавших программу:  Иванова Мария Петровна,  

                                                                             Павлюк Сергей Дмитриевич

Педагогический стаж 19 

Квалификационная категория      высшая 

Год составления программы        2017  


Раздел 1. Пояснительная записка

        Настоящая рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утверждёнными Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями — приказы от 29.12.2014 №1644); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» №08-1786 от 28.10.2015).

Рабочая программа учебного предмета физика составлена на основе:

  1. Основной образовательной программы ООО МАОУ СОШ №70 города Тюмени имени Великой Победы.
  2. Положения о рабочей программе, утвержденного приказом директора школы от 27.06.2016 №1.
  3. Учебного плана МАОУ СОШ № 70 города Тюмени, утвержденного приказом директора школы  и согласованного с Управляющим советом МАОУ СОШ № 70.
  4. Федерального перечня рекомендованных учебников на 2017-2018 год. (Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Приказ Минобрнауки России №576 от 8 июня 2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253». Приказ от 28 декабря 2015 г. № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 31 марта 2014 г. № 253. Приказ от 26 января  2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 31 марта 2014 г. № 253).

Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:

  1. Программы основного общего образования по физике 7-9 класс, авторы: Гутник Е.М., Пёрышкин А.В.- 7-9 кл. М.: Дрофа, 2012.
  2. Учебник: А.В. Перышкин. Физика, 7 класс. М.: Дрофа, 2014.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в рабочей программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Рабочая программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.

Цели и задачи изучения курса

Изучение физики в рамках настоящей рабочей программы ориентировано на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения, природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В рабочей программе предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю.

Плановых контрольных точек:

контрольных работ —  5; лабораторных работ —  10.

Индивидуальное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей VII вида и пр.) осуществляется с использованием пакета индивидуальных заданий, предлагаемых в рамках учебных занятий.

Индивидуальное сопровождение одаренных обучающихся осуществляется с использованием метода интеллект - карт и решения задач повышенного уровня сложности.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Раздел 2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты изучения учебного предмета приведены с учетом Требований к уровню подготовки выпускников, который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Курсивом в тексте основного содержания рабочей программы выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса

В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила; давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.        
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;

Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты  освоения  курса физики

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Раздел 3. Содержание учебного предмета

Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

  1. Физика и физические методы изучения природы                - 4 часа.
  2. Первоначальные сведения о строении вещества                - 6 часов.
  3. Механические явления. Динамика                                - 21 час.
  4. Работа и мощность. Механическая энергия                        - 11 часов.
  5. Резервное время                                                        - 5 часов.

По программе за год учащиеся должны выполнить  контрольные работы (5ч), лабораторные работы (10ч).

Основное содержание программы

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

Демонстрации

  1. Свободное падение тел.
  2. Колебания маятника.
  3. Притяжение стального шара магнитом.
  4. Свечение нити электрической лампы.
  5. Электрические искры.

Лабораторные работы

  1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение объема жидкости.

Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества.

Вопросы курса физики

Базовые предприятия Тюменской области

Актуальные темы для региона

Строение вещества. Делимость вещества

ИП Черемисов И.С., г. Ишим

ООО «Кондитерская фабрика «Кураж»», г. Ялуторовск

Получение гранулированных кормов для животных

Броуновское движение. Диффузия. Диффузия в природе и быту.

ИП Кизеров В.Л., Омутинский р-н

ООО «Сладковская товарное рыбоводческое хозяйство» ИП Никулин В.Н., юргинский р-н

ООО «Берри - Маркет»

ОАО «Профилакторий  «Светлый», г. Ялуторовск

Цех по переработке молока

Производство сапропеля и высококачественных удобрений, биотоплива

Производство сапропеля

Переработка и реализация дикоросов

Лечебно-оздоровительные услуги

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

ООО «ИК Полимер»

ООО «Солекс» Тюменский р-н

Экскурсия; Заполнение таблицы: «Дать характеристику агрегатного состояния вещества» (по внешним признакам, с использованием других информационных источников, литературы и пр.)

Трубная изоляция, демпферная лента, жгуты, фальгированное полотно

Экскурсия; Заполнение таблицы: «Дать характеристику агрегатного состояния вещества» (по внешним признакам, с использованием других информационных источников, литературы)

Производство строительной арматуры из полимерных композиционных материалов

Интеграция предметов:

Биология: строение вещества, молекулы, диффузия, броуновское движение

География: термометр, барометр (измерение физических величин, цена деления)

Демонстрации

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
  2. Модель хаотического движения молекул в газе.
  3. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы

  1. Измерение размеров малых тел.
  2. Измерение объема жидкости и твердого тела.

Механические явления. Динамика

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Методы измерения расстояний, времени и скорости.

Демонстрации

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.

Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Сила – векторная величина. Сложение сил.

Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения. Свободное падение. Вес тела. Невесомость.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Работа. Мощность. Условия равновесия тел.

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Вопросы курса физики

Базовые предприятия Тюменской области

Актуальные темы для региона (методическое сопровождение)

Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

ООО «Неоком» Исетский район

Упаковочная тара различной плотности и конфигурации

Лабораторная работа «Определение плотности полимера»

ООО «КоопХЛЕБ», Армизонский р-н

Оборудование для производства хлеба и хлебобулочных изделий.

Почему масса буханки горячего хлеба больше, чем буханки сухого хлеба.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

ООО «ТМК» «Гермес» Тобольский р-н

ООО ПК «Мебельгрупп» г. Тюмень

Производство керамзитоблоков

Корпусная, мягкая и металлическая мебель

Разработка сборника качественных задач

(Почему шарик нельзя надуть в форме кубика)

ООО «Стройком» г. Ишим

Никулин В.Н.» Юргинский р-н

ООО «ТСК Регион» г. Ялуторовск

ООО «РАУШ» г. Ялуторовск

ООО «ПФК»

Аура» Тюменский район

ООО «Солекс» Тюменский р-н

ООО «Арго-ЛЕС», Тюменский р-н

ООО «Стройпрогресс» Упоровский р-н

ООО «Гелиос плюс», г. Ялуторовск

Строительство: брусчатка, гаражи, ЖБИ;

Экскурсия на водозабор.

Экскурсия.

Изготовление стройматериалов методом вибропрессования

Производство строительной арматуры из полимерных композиционных материалов

Лесовозная и лесозаготовительная техника

Глубокая переработка древесины

Предприятие по переработке древесины низкого предела

ООО «Неоком» Исетский район

П Родыгин С.П., Исетский р-н

Упаковочная тара различной плотности и конфигурации

Производство перепелиных яиц

ИП Соколовская Е.А. г. Тюмень

Изготовление материалов для дренажа и водоотведения (гофратруба).

Тобольск - полимер

ИП Кизеров В.Л., Омутинский р-н

Цех по переработке молока

Змановский Д.А., Тюменский р-н (р. п. Богандинский)

Производство бутилированной воды

Экскурсия;

Подборка опытов;

Исследование свойств газированной воды (проект)

ООО «Заготовитель», Ярковский р-н

Производство рапсового растительного масла и жмыха

Экскурсия;

Работа Гидравлического пресса

ИП Воротников К.А., Абатский р-н

Добыча и переработка сапропеля, судоходная и грузовая техника Расчет задач на определение водоизмещения(Составить сборник прикладных задач)

Интеграция предметов:

Биология: Соединение костей (рычаг)

Полет птиц, движение рыб (плавание, воздухоплавание)

Амортизация стоп (Сила упругости)

География:

Определение географических координат

Определение относительной высоты точки над уровнем моря


Раздел 4. Тематическое планирование

Тематический блок с указанием количества часов на его освоение

Основные виды деятельности

Результаты освоения обучающимися предмета

Учебно-методическое обеспечение

Личностные

Метапредметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Физика и физические методы изучения природы  (4ч)

- Объясняет, описывает физические явления, отличает физические явления от химических;

-проводит наблюдения физических явлений, анализирует и классифицирует их, различает методы изучения физики

- Измеряет расстояния, промежутки времени, температуру;

- обрабатывает результаты измерений

- Определяет цену деления шкалы измерительного цилиндра;

- определяет объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;

- переводит значение физических величин в СИ

- Находит цену деления любого измерительного прибора, представляет результаты измерения в виде таблиц;

- работает в группе;

- анализирует результаты, делает выводы

-Выделяет основные этапы развития физической науки и называет имена выдающихся ученых

- определяет место физики как науки, делает выводы в развитии физической науки и ее достижениях;

- составляет план презентации

убежденность в возможности познания природы, в необходимости использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;  уважение к творцам науки и техники, от ношение к физике как элементу общечеловеческой культуры, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании, доброжелательное отношение к окружающим

сформированность

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел,

описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость,  масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения,

анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения,): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты

использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

 приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов(закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов

Тесты. 7 класс Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А., 2015 г.

Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина. 7 класс Филонович Н.В., 2015 г.

Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина. 7 класс Марон А.Е., Марон Е.А., 2015 г.

Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)

- Объясняет опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение

- схематически изображает молекулы воды и кислорода;

- определяет размер малых тел

- Измеряет размеры малых тел методом рядов, различает способы измерения размеров малых тел;

- представляет результаты измерений в виде таблиц;

-выполняет исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делает выводы;

- объясняет явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

- приводит примеры диффузии в окружающем мире;

- наблюдает процесс образования кристаллов;

-проводит и объясняет опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

-наблюдает и исследует явления смачивания и несмачивания тел, объясняет данные явления на основании знаний о взаимодействия молекул

Объясняет свойства газов, жидкостей и твердых тел;

приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике

Сборник вопросов и задач к учебнику А.В. Перышкина. 7 класс Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В., 2015 г.

Видеоопыты на уроках.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).

Электронные учебники по физике.

Взаимодействие тел (21ч)

определять траекторию движения тела;

различать равномерное и неравномерное движение;

доказывать относительность движения;

рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;

определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;

графически изображать скорость, описывать равномерное движение;

находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

приводить примеры проявления явления инерции в быту;

описывать явление взаимодействия тел;

приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости;

объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы;

устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

определять плотность вещества;

измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;

измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;

графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;

определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы;

экспериментально находить равнодействующую двух сил;

объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы;

работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения, делать выводы

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21ч)

- понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающих сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы уменьшения и увеличения давления;

- умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

- понимание смысла основных законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

- понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- владение способами выполнять расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни

Работа и мощность. Энергия (16ч)

- понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

 - умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

 - владение экспериментальными методами исследования зависимости: при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

 - понимание смысла основных законов и умение применять их на практике: закон сохранения энергии;

- понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

- владение способами выполнять расчетов для нахождения: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни

Приложение

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Виды контроля

Практическая часть

Примечание

(индивидуальная работа на уроке с детьми с ОВЗ)

План

Факт

7 класс

I.Введение

4

1

06.09.

06.09.

Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыт

1

фронтальный опрос;

выполнение заданий на соответствие по определению: вещество, тело, явления

тест

Работа с учителем

2

08.09.

08.09.

Физические величины. Измерение физических величин.  Точность и погрешности измерений

1

фронтальный опрос;

выполнение заданий на определение цены деления, погрешности измерений;

защита презентаций

тест

Работа по карточкам

3

13.09.

13.09.

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

Самостоятельная работа

определение цены деления измерительных приборов

Работа с учителем

4

15.09.

15.09.

Физика и техника

1

фронтальный опрос

II. Первоначальные сведения о строении вещества

6

5

20.09.

20.09.

Строение вещества. Молекулы.

1

Фронтальный опрос;

определение размеров малых тел

Работа с учителем

6

22.09.

22.09.

Движение молекул

1

Фронтальный опрос;

наблюдение и объяснения явления диффузии

тест

Работа по карточкам

7

27.09.

27.09.

Скорость движения молекул и температура.  Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

1

Фронтальный опрос;

наблюдение и объяснения опытов

тест

Работа по карточкам

8

29.09.

29.09.

Взаимодействие молекул

1

работа с учебником, дополнительной литературой

Работа по карточкам

9

04.10.

04.10.

Три состояния  вещества

1

работа с учебником, дополнительной литературой

Работа по карточкам

10

06.10.

06.10.

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Тест №1 «Первоначальные сведения о строении вещества»

работа по карточкам

III. Взаимодействие тел

21

11

11.10.

11.10.

Механическое движение. Равномерное  и неравномерное движение

1

ответы на вопросы

тест

работа с консультантом

12

13.10.

13.10.

Скорость. Единицы скорости

1

решение задач

работа по карточкам

13

18.10.

18.10.

Расчет пути и времени движения

1

решение задач

работа по карточкам

14

20.10.

20.10.

Решение задач на расчет пути и времени движения

1

решение задач

работа по карточкам

15

25.10.

25.10.

Подготовка к контрольной работе № 1

1

решение задач

работа по карточкам

16

27.10.

27.10.

Контрольная работа №1 «Механическое движение»

1

контрольная работа

работа по карточкам

17

08.11

08.11

Инерция. Взаимодействие тел. Масса

1

фронтальный опрос

тест

работа с учителем

18

10.11

10.11

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

лабораторная работа, выводы, оформление

работа с учителем 

19

15.11

15.11

Плотность вещества

1

фронтальный опрос

тест

работа по карточкам

20

17.11

17.11

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема  тела»

1

лабораторная работа, выводы, оформление

работа с учителем

21

22.11

22.11

Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твёрдого тела»

1

фронтальная проверка

устные ответы

тест

работа по карточкам

22

24.11

24.11

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

лабораторная работа, выводы, оформление

работа с учителем

23

29.11

29.11

Решение задач по теме «Расчет массы и объема тела по его плотности»

1

лабораторная работа, выводы, оформление

работа с учителем

24

01.12

01.12

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

1

решение задач

работа по карточкам

25

06.12

06.12

Сила упругости. Вес тела

1

фронтальная проверка

работа по карточкам

26

08.12

08.12

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

устные ответы

тест

работа по карточкам

27

13.12

13.12

Графическое изображение силы. Сложение сил

1

фронтальная проверка

тест

работа по карточкам

28

15.12

15.12

Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Трение в природе и технике

1

устные ответы

тест

работа по карточкам

29

20.12

20.12

Обобщающее занятие по теме «Взаимодействие тел»

1

Тест, решение задач

работа по карточкам

30

22.12

22.12

Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел»

1

контрольная работа

работа по карточкам

31

27.12

27.12

Анализ контрольной работы № 2. Работа над ошибками

IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

21

32

29.12

29.12

Давление. Единицы давления

1

Фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

33

20.01

Способы  уменьшения и увеличения давления

1

Фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

34

25.01

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений

1

Фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

35

27.01

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа с учителем

36

01.02

Давление в жидкости и газе

1

фронтальная проверка

работа с учителем

37

03.02

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

решение задач

работа по карточкам

38

08.02

Сообщающиеся сосуды

1

фронтальная проверка

работа с учителем

39

10.02

Вес воздуха Атмосферное давление

1

решение задач

работа по карточкам

40

15.02

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа с учителем

41

17.02

Решение задач по теме «Атмосферное давление»

1

решение задач по карточкам

работа с карточками

42

22.02

Манометры

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа с учителем

43

24.02

Поршневой жидкостный насос

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа с учителем

44

01.03

Гидравлический пресс

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа с учителем

45

03.03

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

46

08.03

Архимедова сила

фронтальная проверка

устные ответы

работа с учителем

47

10.03

Фронтальная лабораторная работа № 7 «Определение  выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

фронтальная лабораторная работа, выводы, оформление

работа с учителем

48

15.03

Лабораторная работа № 8 "Выяснение условий плавания тел в жидкости"

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа с учителем

49

17.03

Плавание тел

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа с учителем

50

22.03

Плавание судов Воздухоплавание

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа с учителем

51

24.03

Повторение тем "Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание" «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

1

решение задач

работа по карточкам

52

05.04

Контрольная работа № 3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

1

контрольная работа

работа по карточкам

V. Работа и мощность. Энергия

14

53

07.04

Механическая работа. Единицы работы

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

54

12.04

Мощность. Единицы мощности

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

55

14.04

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

1

решение задач

работа по карточкам

56

19.04

Момент силы

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

57

21.04

Лабораторная работа № 9  «Выяснение условия равновесия рычага»

лабораторная работа, выводы, оформление

работа с учителем

58

26.04

Применение закона  равновесия рычага к блоку

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

59

28.04

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

60

03.05

Центр тяжести тела. Условие равновесия тел

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

61

05.05

Коэффициент полезного действия механизма

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

62

10.05

Лабораторная работа № 11 «Определение коэффициента полезного действия при подъёме тела по наклонной плоскости»

1

лабораторная работа, выводы, оформление

работа с учителем

63

12.05

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

64

17.05

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

1

фронтальная проверка

устные ответы

работа по карточкам

65

19.05

Подготовка к контрольной работе № 4 «Работа. Мощность»

1

решение задач

работа по карточкам

66

24.05

Контрольная работа №4 «Работа. Мощность»

1

контрольная работа

работа по карточкам

VI. Повторение

2

67

26.05

От строения вещества до энергии

1

решение задач

работа по карточкам

68

31.05

Итоговая контрольная работа № 5 «Физика-7» (тест)

1

тест

работа по карточкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по физике по ФГОС (7-9 класс)

Рабочая  программа по  физике   7-9 классы  по ФГОС ООО...