Урок физика 7 класс "Равнодействующая сил"
материал по физике (7 класс) на тему

Березюк Ольга Вячеславовна

Урок физика 7 класс "Равнодействующая сил"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_fizika_7_klass_ravnodeystvuyushchaya_sil.zip1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Равнодействующая сил. (7 класс)

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели:

  1. Ввести понятие равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело.
  2. Ввести понятие сложение сил, действующих по одной прямой.
  3. Научится изображать силу графически.
  4. Развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы по данному материалу.
  5. Закрепить умения решать задачи на нахождение силы тяжести и веса тела.

М.О.: проблемный.

УПД: частично-поисковый

Потребности ученика: сравнивать, анализировать, выделять главное.

Ход урока

I. Проверка д/з (слайд 2-4)

1. Определение силы тяжести по рисунку (слайд 2)                                                                                                            2. Определение силы упругости по рисунку (слайд 3)                                                                                                            3. Определение веса тела по рисунку (слайд 4)

II. Изучение нового материала

1. Начать урок я бы хотела с басни Крылова “Лебедь, рак и щука” (слайд 5)

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.                                                                                                                      Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

  1. Как вы думаете, почему воз не двигается с места?
  2. Как бы вы посоветовали поступить персонажам басни, чтобы перевести воз с поклажей?
  3. Какие тела взаимодействуют? 
  4. Что можно сказать о равнодействующей этих сил? – Она равна нулю.

2. Определение (слайд 6)

3. Равнодействующая сил (оборудование динамометр, груз, штатив с лапкой, нить)

  • найдем формулу нахождения равнодействующей сил направленных в одну сторону. (слайд 7)

    R=  F1 + F2

  • найдем формулу нахождения равнодействующей сил направленных в противоположные стороны (слайд 8)

     R= F2 – F1

  • R = 0 – если к телу приложены две равные и направленные противоположно силы. (слайд9) 

4. На экране появляется сказка “Репка” – физминутка  (слайд 10)                                                                                                                                             Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, тяжелая-претяжелая, разрослась она во все стороны, грунт потеснила. Пошел дед репку рвать. Тянет потянет – вытянуть не может. Силы ему не хватает: упирается репка, неровностями и выступами за землю цепляется, своему движению противится. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут – вытянуть не могут: крепко корень в грунте держится. Нет и вдвоем им не справиться.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут – вытянуть не могут: все еще их общая сила тяги меньше той предельной силы, которая по поверхности соприкосновения репы с землей возникает. Силой трения покоя она называется.

Позвала внучка Жучку. Тянут потянут – вытянуть не могут. Не хватает их общей силы справиться с силами тяжести репки и трением почвы.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут потянут – вытянуть не могут: на самую малость, но все же меньше внешняя сила оказалась, чем сила тяжести репки и сила трения между почвой и репкой.

Позвала кошка мышку. Стали все вместе тянуть и вытащили репку.

Только не подумайте, что маленькая мышка сильнее всех оказалась! Ее маленькая сила к общей силе тяги добавилась, и теперь результирующая сила даже превысила силу тяжести репки.

5. Итак, мы видим, что над векторами можно производить действия: сложение и вычитание. Вывод, еще раз на экране обобщенный рисунок равнодействующей сил: (слайд 11)

III. Закрепление материала.        (слайд 1213)                                                                                                                                  Задачи на закрепление темы “Сложение сил”, которые решают учащиеся на доске и в тетрадях:

Задача 1.Один мальчик толкает сани сзади с силой 40 Н., а второй тянет их за веревку с силой 15Н. Изобразите эти силы графически, считая, что они направлены, горизонтально, и найдите их равнодействующую.

Дано:

F1=40 H

F2=15 H

R = ?

Решение:

Сила F1 > F2 (по модулю), поэтому длина стрелки этой силы на чертеже больше. Так как силы приложенные мальчиками, действуют в одном направлении, то равнодействующую силу находим по формуле:

R = F1+F2

R = 40 H + 15 H = 55 H

На чертеже эту силу изображаем направленным отрезком, длина которого равна сумме длин отрезков сил F1 и F2.

Ответ: R = 55 H

Задача 2. Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к мячу, и куда она направлена?

Дано:

(влево) F1 = 2 H

(вправо) F2 = 6 H

R = ?

Решение:

R = F2 – F1

R = 6 H – 2 H = 4 H

Ответ: R = 4 H, направлена вправо.

Задача 3. На движущийся автомобиль в горизонтальном направлении действует сила тяги двигателя 1,25 кН, сила трения о дорогу 600 Н и сила сопротивления воздуха 450 Н. Чему равна равнодействующая этих сил?

Дано:

(вправо) F1 = 1,25 к Н =1250 Н

(влево) F2 = 600 H

(влево) F3 = 350 H

R = ?

Решение:

R = F1 – (F2 +F3)

R = F1 – F2 – F3

R = 1250 H – 600 H – 350 H = 300 H

Ответ: R = 300 H, равнодействующая сила направлена вправо.

IV. Подведение итогов

Ответьте на вопросы: 

  • Как графически изображается сила?
  • Как вы понимаете слова равнодействующая сил?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в одну сторону?
  • Как найти равнодействующую сил направленных в противоположные стороны?
  • При каком условии равнодействующая равна нулю?

Домашнее задание

§ 29, упражнение 11 (1, 2)

Список литературы

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...