Социализация обучающихся
статья по физике (8 класс) по теме

Тутаева Анна Геннадьевна

Материал константирует увеличение количества детей с ОВЗ, обозначает проблему  социализации детей, особенности психического развития детей с ОВЗ, задачи педагогического коллектива и методы решения проблемы по социализации в учебном процессе, во внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.sotsializatsiya.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель ничего не производит, кроме будущего…

Введение

В последнее десятилетие в нашей стране в связи с изменениями в политической, социальной и нравственной сферах жизни  особо остро стоят социальные проблемы населения, рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Министерства образования РФ,  85% детей - воспитанников детских садов и обучающихся школ - нуждаются в помощи медицинского, педагогического или психологического характера. Более 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.

Социальная политика России в начале XXI века трансформируется в сторону признания приоритетности интересов и потребностей личности над интересами общества. Внимание к индивидуальному развитию создает необходимые предпосылки для перехода от принципа социальной полезности к признанию и уважению прав и достоинства каждого человека независимо от его возможностей, способностей или убеждений. Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.

Поэтому мы говорим о социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как об одном из  основных направлений в развитии личности (оно базируется на закономерностях биологического и психического развития).

Успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника,  от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. В данном случае имеется в виду всё пространство, формирующее личность: школа, семья, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации. Под детьми с ОВЗ мы понимаем не только детей- инвалидов, но и обучающихся специальных коррекционных классов VII вида.

Когда эстафету социализации личности принимает школа, перед педагогическими коллективами ставится две ключевые задачи:

  • освоение обучающимися нормативного поведения;
  • построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Возникает проблема.   одной стороны, отношение к детям с ОВЗ изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно всем детям без исключения.    С другой стороны,  социальные заказчики отмечают низкую мобильность и социализацию выпускников школ, в том числе и детей с ОВЗ. Поэтому возникает  проблема: «Каким образом обеспечить успешную социализацию  выпускников с ОВЗ?»

          Мы понимаем  социализацию  как процесс активного поиска человеком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней, успешно трудиться.

В этом плане, проблема детей с ограниченными возможностями здоровья  заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Хотя жизнь доказывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья  могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

Какие  же условия нужно создать, чтобы ребята, выйдя за школьный порог,  смогли так выстроить свою жизненную траекторию, найти такие способы ее реализации, чтобы быть успешными в обществе?

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Так же не стоит забывать об особенностях психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно обучающихся  специальных коррекционных классов VII вида.

У обучающихся   ограниченными возможностями здоровья  отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала.

Таким обучающимся свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.  Они  могут допускать срывы в своем поведении,  трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают;  другие — повышенно возбудимы, расторможены,  двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых и  окружающих.

Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Основываясь на собственном опыте работы и наблюдениях, наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера.  Обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья  отличают черты эмоционально – волевой незрелости, недостаточное чувство долга, ответственности, волевых установок,  выраженных интеллектуальных нарушений, отсутствие чувства дистанции, инфантильная бравада. Все эти критерии характеризуют низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию.
Эмоциональная незрелость легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа.

Однако в условиях специального систематического обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

Практика работы показывает,  что выпускники с ОВЗ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.  При этом исследования ученых (Л.С, Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Ф.М. Новик, В.Г. Петрова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.)  свидетельствуют о значительном потенциале детей с ОВЗ.  

 Методические рекомендации по социализации обучающихся  в учебной деятельности.

 Предметы естественно-математического цикла формируют у обучающихся мировоззрение, дисциплинирует мысль, формирует единую модель мира, развивают экологическую культуру личности.  «Изучение математики без должной связи с жизнью, без наглядности мешает развитию логического мышления, снижает уровень математической подготовки…», - утверждает  А.И. Маркушевич.  

        Предметы гуманитарного цикла влияют на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей обучающихся.

        Предметы образовательной  области «Технология»  создают условия актуализации знаний по основам наук в предметной социальной деятельности, благодаря чему формируется культура труда, организаторские способности и поисковая активность личности

Информатика, экономика,   иностранные  языки  обеспечивают функциональную грамотность будущего специалиста в любой сфере деятельности, самореализацию и конкурентоспособность личности в современных социально-экономических условиях.

Трудовое обучение, физическая культура  и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику и защитнику.

Предметы эстетического цикла формируют человека культуры, расширяя кругозор, творческий потенциал личности и формируя способность подходить к явлениям действительности и искусства с эстетической мерой.

Безусловно, УМК составлены таким образом, что в них имеются задания, которые можно  использовать на уроках для социализации обучающихся. Трудность заключается в том, что эти задания  являются единичными и при отсутствии системы работы не используются  учителями эффективно.  

           Чтобы сопровождение обучающихся по социализации личности было результативным, учителю необходимо чётко представлять,  какое задание на каком этапе урока он будет использовать и как при этом будут учитываться психологические  и физиологические особенности ученика. Например, 

        на уроке физики в 8 классе  при изучении темы «Плоское зеркало. Отражение света» проводится такая практическая работа.

  • Оборудование: два плоских зеркала, ластик.
  • Задание.

- Расположите  зеркала под углами   30 , 45  60  , 90  , 110.

Посчитайте, сколько изображений ластика получается в зеркалах.

Сделайте вывод: как зависит количество изображений предмета от угла между зеркалами?

- Как надо расположить два зеркала, чтобы увидеть объект из укрытия?

Практически осуществите такое расположение зеркал(ученик садится под парту и пытается с помощью двух зеркал увидеть учителя).

- В каких профессиях используется отражение света? Перечислить эти професссии.

Таким образом, основной  задачей  педагога при подготовке к уроку  становится  подбор заданий для того, чтобы иметь возможность достичь не только образовательных целей урока, но  показать возможность  применения полученных знаний  в повседневной жизни и  последующей трудовой деятельности.

Социализация во внеурочной  работе.

  Одно из условий социализации заключается в том, что социализация  должна быть разноплановой, поэтому  в учебный план ОУ были включены факультативные занятия с  целью предоставления  возможности для «профессиональных проб», способствующих познавательному и профессиональному самоопределению учеников..  Наряду с традиционными формами и методами обучения, что и  при изучении основных предметов,  на факультативах занятиях используются и  некоторые формы внеклассной работы: элементы игры, тренинги, приемы занимательности, выставки, царит иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.   Факультативные занятия ведутся по рабочим программам и записываются в журналы.  Представляем рабочие программы факультативных занятий, апробированных в образовательном учреждении.

 Социализация и воспитательная работа в школе.

        В первую очередь социализация обучающихся осуществляется через систему классных часов. Существует мнение, что процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Общее между этими процессами заключается в том, что они направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности. Но по своей сущности эти процессы различны.

Воспитание

Социализация

Главная характеристика  процесса воспитания - это целенаправленный процесс

Социализация - процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем "отгородиться" от них.

Воспитание - дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, творческом коллективе учреждения дополнительного  образования

Социализация- процесс непрерывный

Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания

Социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с перинатального состояния, и не прекращаясь на протяжении всей жизни

Поэтому возникают вопросы: «Возможно  ли влияние воспитания на процесс социализации, если это такие непохожие процессы?»  

Считаем, что возможно, так как воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации.

В.А. Караковский,  Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова сделали акцент на том, что воспитание - это часть процесса социализации, который протекает под определенным социальными и педагогическим контролем, а главное в нем – создание условий для целенаправленного,  систематического развития человека, как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.

        Дети с ОВЗ  активно включаются  в  воспитательный процесс, который  организуется по единому школьному плану, что  способствует их реализации наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Воспитательный процесс направлен на:

  •       организацию многообразной  и разносторонней деятельности обучающихся
  • использование важнейшей социальной функции - общение со сверстниками и взрослыми в    целях формирования здоровой, нравственной личности
  • формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности
  • формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре.

Основными направлениями воспитательного процесса являются:

  • интеллектуальное направление
  • эколого-краеведческое направление
  • духовно-нравственное направление
  • гражданско-правовое направление
  • формирование культуры здоровья
  • эстетическое направление

 Праздники, конкурсы, соревнования, игры, проводимые в школе, каждому предоставляют возможность участвовать и добиваться успеха. Совместная организация и проведение общешкольных мероприятий детей с ОВЗ и их ровесников   повышает уровень навыков общения, толерантности.  Вот неполный перечень мероприятий, в которых ребята принимают активное  участие:

  • День спорта 5 – 11 классы
  • Конкурсная программа «Минута славы» 1 – 4 классы
  • Конкурсная программа «Уличное движение» 5 – 11 классы
  • Праздничная программа «Мама, милая мама!» 1 – 4 классы
  • Выставка рисунков, плакатов «Скажи СПИДу – НЕТ!», « Мы за ЗОЖ» и др.
  • Выставка декоративно прикладного искусства и детских рисунков
  • Конкурс «Школьный флеш-моб»
  • Новогодняя мишура
  • Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • Акция «Мы – патриоты»
  • Праздничная программа «Весне навстречу»
  • Сбор макулатуры
  • Праздник «День Земли»
  • Праздник «За честь школы»
  • День защиты детей

С большим увлечением обучающиеся   занимаются  в кружках  «Умелые руки», «Флористика», «Изостудия».  

  При организации занятий педагоги учитывают индивидуальные возможности каждого воспитанника, создают  благоприятные условия для   личностного развития детей. Не секрет, что для  педагогов любой успех в работе с детьми – всегда событие. Правильная выбранная форма работы, применённый метод для достижения  хороших результатов складываются в педагогический опыт.

Результаты мотивируют стремление детей к дальнейшим достижениям, поэтому желающих посещать кружки становится больше.

Детские общественные объединения также дают возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.

Участвуя в деятельности детских общественных объединений, обучающиеся получают реальную возможность включения в систему общественных отношений, защиты прав и свобод личности от негативных влияний среды, возможность организации жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию, возрастным особенностям.

Обеспечение успешной социализации  обучающихся находит свое отражение в реализации социальных проектов, среди них:  «Мы и наши ветераны», Акция «Подарок» (ежегодные сладкие подарки для детей  детского дома № 72).

Литература:

  1. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов; М-во труда и социал. развития Рос. Федерации и др. — М.: Просвещение, 2002. – Президентская программа «Дети России».
  2. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. М., 2006, 204с..
  3. С. И. Розум. Психология социализации и социальной адаптации человека.- Речь, 2006 г.- 366 стр.
  4. Н. Ф. Голованова. Социализация и воспитание ребенка.- Речь, 2004 г.- 272 стр.
  5. Сайт http://www/rusmedserv.ru

Выступление на педагогическом совете: Тутаева Анна Геннадьевна, учитель физики, СОШ № 5 г. Рыбинск Ярославской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...

Проблемы социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ: из опыта работы классного руководителя.

В статье рассматриваются проблемы работы с учащимися с ОВЗ и в норме, решения этих проблем совместно сродителями....

Доклад "Взаимодействие специалистов МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"с целью успешной социализации обучающихся с ОВЗ с использованием оборудования по программе "Доступная среда"". Доклад председателя школьной ПМПК Лобозевой Н. А.

ПМПк сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Является неотъемлемой частью образовательног...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...