Занимательная физика
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по физике "Занимательная физика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_fizike_v_7.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа Смоленского района Смоленской области
Внеклассное мероприятие по физике
«Занимательная физика»
в 7-9 классах
Подготовил учитель физики
Пеканов А.А.
2016 г.
«Занимательная физика»
Цель игры:
- расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, интерес к физике;
- развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;
- научить применять знания в новой ситуации;
- приучать детей к доброжелательному общению.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента.
Пояснительная записка:
- В игре участвуют две команды по 5 учащихся 7-9 классах(т.к. наша школа малокомплектная, в классах по 5-7 учащихся).
- Игрой руководит учитель физики. Члены жюри – учителя естественно-математического цикла.
- Время длительности каждого конкурса определяют члены жюри перед началом игры.
- После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы членам жюри.
- Объявляются итоги каждого конкурса.
Ход игры:
Ведущий : Начинаем конкурс 1 Разминка - отгадайте загадки, жюри: за каждый правильный ответ – 1 балл
Всем поведает, (Барометр) | На стене висит тарелка, (Барометр) |
Две сестрицы качались, (Весы) | Никто его не видывал, (Эхо) |
Сначала – блеск, (Гири) | За блеском – треск, (Молния, гром, дождь) |
Я под мышкой посижу, (Термометр) | Весь век идет Еремушка, (Секундомер, часы) |
Ведущий: подведем итоги 1 конкурса, слово предоставляется председателю жюри.
Учитель предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.
Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»
В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.
Ответы к конкурсу № 2: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателю жюри.
Конкурс №3. «Всем известный метр...»
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...
Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.
Например: термометр – температура
Ответы к конкурсу №3:
- динамометр – сила;
- метр – длина;
- спидометр – скорость;
- барометр – атмосферное давление;
- манометр – давление;
- гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
- электрометр – электрический заряд;
- амперметр – сила тока;
- вольтметр – напряжение;
- ваттметр – мощность и др.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателю жюри.
Конкурс №4. «Как угодно обзови».
От каждой команды приглашаются по одному человеку. Их задача заключается в том, чтобы они правильно назвали физические приборы и объяснили для чего они предназначены.
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
Весы – для измерения массы тела.
Термометр – для измерения температуры тела.
Транспортир - для измерения углов.
Динамометр – для измерения силы тяжести, упругости, трения и веса тела.
Мензурка – для измерения объёма жидкости и объёма тела.
Секундомер – для измерения времени.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателю жюри.
Конкурс № 5.«Историческая веха».
В этом конкурсе принимает участие вся команда. Команда должна угадать фамилию ученого. Каждой команде даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвёртой – 2 балла, после пятой – 1 балл.
1 команда:
1). Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки.
2). Его изобретения весьма популярны.
3). С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну.
4). Он говорил: «Дайте мне такую точку опоры, и я переверну весь мир».
5). После сделанного открытия, он закричал: «Эврика!».
/Ответ: АРХИМЕД/.
2 команда:
1). Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики и математики.
2). Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны.
3). Уже в 26 лет он стал профессором.
4). Он открыл и обосновал три закона механики.
5). Существует легенда о том, что благодаря яблоку, которое ему упало на голову, сидя под ней, он открыл известный физический закон.
/Ответ: ИСААК НЬЮТОН/.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателю жюри.
Конкурс №6 «Объясни увиденное»
Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно посмотрите и попытайтесь их объяснить. ( Два подготовленных ученика показывают опыты по очереди)
Опыт 1 «Не замочив рук»
Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.
Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.
Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»
Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.
Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.
Опыт 3 «Волшебная вода»
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т.е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.
Опыт 4 «Тяжелая газета»
Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.
Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?
Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникать под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.
Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать к рейке и столу.
Опыт 5 «Нервущаяся бумага»
Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.
Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?
Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.
Замечания: Ширина колец – 3 см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.
Опыт 6
Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра
Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?
Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению (Третий закон Ньютона).
Опыт 7
Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)
Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?
Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.
А вот в вакууме они падали бы одновременно.
Опыт 8 «Несгораемая бумага»
Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)
Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?
Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.
Опыт 9 «Вода кипит в бумажной кастрюле»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.
Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.
Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?
Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.
Пока закипит вода, можно предложить игрокам вопросы:
- Что растет вниз вершиной? (сосулька)
- В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)
- Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность)
- С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет (Пушинка)
- Днем окно разбито, на ночь вставлено (Прорубь)
Опыт 10 «Загадочная картофелина»
Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.
Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.
Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателю жюри.
Обращение к участникам игры:
Ребята!
«И пусть преграды вас не остановят,
И новые миры к себе манят!
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»
Используемая литература:
- Билимович Б.Ф. Физические викторины. М., «Просвещение», 1977.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М., «Просвещение», 1985.
- Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).
- Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).
- Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"
Календарно-тематическое планирование работы кружка "Занимательная физика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Элективный курс по физике в 7 классе " Занимательная физика"
Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также отдельные фр...
Разработка внеклассного мероприятия по физике в 8 классе: «Занимательна физика».
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная физика"Цели урока:повторить в игровой форме физические понятия,расширить кругозор учащихся,научить применять знания в новой ситуации,воспит...
программа внеурочной деятельности по физике 9 класс "Занимательная физика"
программа внеурочной деятельности по физике 9 класс "Занимательная физика"...