Мастерская по восстановлению
материал по физике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская: «Ядерный реактор и управляемая реакция»
Урок изучения нового материала (по программе Е.М. Гутник, А.П. Перышкин «Физика 9 класса»).
Цель мастерской:
Образовательная: изучение устройства и принципом работы ядерного реактора.
Развивающая: развивать способности анализировать информацию с последующей её обработкой путем восприятия и самостоятельного анализа фактов, делать выводы, развивать навыки самостоятельности, творческую активность детей, коммуникативные качества личности.
Воспитывающая: развитие познавательного интереса, развитие навыков общения и сотрудничества, развитие чувства уверенности и чувства собственного достоинства, повышение мотивации к учебе.
Оборудование: опорный конспект (на доске), чистые листы (на столах учащихся), мультимедийный проектор, экран.
Технология урока
“Понять что-либо – значит, открыть вновь”. Пиаже.
I этап – индукция (наведение на процесс познания).
Как вы думаете, где и как можно использовать цепную ядерную реакции? Реакция, о которой сегодня будет идти речь, может быть управляемой. Если не контролировать такую реакцию, это может привести к пагубным последствиям. Управление и преобразование такой реакции происходит в определенной установке. Как вы думаете, где такая реакция протекает и ее практическое применение?
II этап – конструкция знаний
Основной частью атомной электростанции является ядерный реактор. Именно там происходит преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Рассмотрим, как устроен ядерный реактор.
В ядерном реакторе происходит управляемая ядерная реакция. Как топливо используют в основном уран-235. Так как в природном уране изотопа уран-235 недостаточно, то его обогащают до 5%. Из обогащенного урана изготавливают топливные урановые стержни.
Уран-235 делится эффективно под действием медленных нейтронов. При ядерной реакции образуются в основном быстрые нейтроны, поэтому их необходимо замедлять. Для этого используют чаще всего воду.
В рабочей зоне реактора находятся стержни обогащенного урана и вода. Рабочая зона окружена отражателем, который отражает разлетающиеся нейтроны и защитной бетонной оболочкой, которая задерживает все частицы, образующиеся в результате деления.
Также в рабочую зону вводят специальные замедляющие стержни, которые могут очень эффективно поглощать нейтроны. Глубиной погружения этих стержней регулируют интенсивность реакции. Когда замедляющие стержни погружены полностью, реакция идти не может. Это делается с целью безопасности, чтобы держать реакцию под контролем.
С той же целью урановые топливные стержни делаются небольшими. Один такой стержень не в состоянии поддерживать цепную реакцию. Реакция возможна только при введении всех урановых стержней в рабочую зону.
Когда введена вся масса топлива, постепенно выводят замедляющие стержни. Начинается цепная реакция. В результате деления ядер урана образуются осколки ядер и нейтроны, разлетающиеся с огромной скоростью. Они взаимодействуют с молекулами воды и замедляются. При этом вода нагревается.
Замедлившись, нейтроны попадают в новые ядра урана и продолжают реакцию деления. Горячая вода из рабочей зоны поднимается по контуру и проходит через теплообменник, в котором находится змеевик второго контура. Во втором контуре также циркулирует вода.
Вода в змеевике нагревается от горячей воды из первого контура. Превращаясь в пар, вода из второго контура вращает турбину, которая соединена с ротором генератора электрического тока. В результате вращения ротора появляется электрический ток в объединенном с ним статоре.
Лекция закончена. На доске остался от нее след в виде схемы – опорного конспекта.
III этап – самоконструкция
По окончании лекции, когда на доске остался от нее след в виде схемы – опорного конспекта, мой вопрос: какие у вас остались “белые пятна”? Что вы не поняли? После ответов на вопросы учащихся даю совсем краткий рассказ, пробежкой от пункта к пункту по готовой (теперь она вся развернута на доске) схеме. Эта вторая, наикратчайшая лекция вызывает понимание, интерес (так ли я слышал, понял?), внутреннее целеполагание (я сам хочу все прояснить), осознанное внимание.
IV этап – социоконструкция (групповая работа по решению проблемы).
Далее, после ответа на вопрос “Теперь все понятно?” схема опорного конспекта стирается или закрывается. Учащимся дается задание: попробуйте сами восстановить схему. Для этого пообщайтесь в паре; объединитесь в четверки и на альбомных листах, которые лежат у вас на столах, изобразите схему опорного конспекта.
V этап – социализация (обсуждение творений группы).
Один учащийся каждой группы представляет работу и сдает ее для афиширования. Во время выступлений представителей допускаются исправления и дополнения со стороны членов данной группы.
Задание: оставьте одного от группы на месте действия и восстановите текст на доске (фрагменты выполняются разными учащимися).
“Что осталось непонятным?” - спрашиваю еще раз. Уточняются детали, незамеченные в первом и втором слушании. Озвучиваю особо трудные кусочки текста.
VI этап – афиширование
Теперь спрятанный опорный конспект открывается. Учащиеся уже явно заинтересованно смотрят, сравнивают, контролируют.
(Учащиеся рассматривают, сравнивают работы, обмениваются впечатлениями. В их сознании происходит разрыв – внутреннее осознание неполноты своих знаний).
VII этап – рефлексия
Рефлексия проясняет чувства, возникшие при проживании занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-логопедическое занятие: "Предложение. Восстановление предложений. Работа с текстом"
Материал поможет логопеду при проведении занятия по коррекции дисграфии....
Элективный курс "Восстановление Сталинграда"
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11 классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических заданий. Новиз...
Разработка урока "Восстановление экономики СССР: от войны к миру" Педагогическая мастерская.
Предлагаемый урок - педагогическая мастерская. Основной смысл этого урока состоит в построении знаний самим учеником. Эта технология уникальна тем, что дает ребенку импульс познания, позволяет шаг за ...
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ
В докладе дана классификаци восстановительных средств, а также с какой целью они применяются, какой эффект производят на организм спортсмена. Дается характеристика утомлению....
Исследовательская работа "Восстановление данных с различных носителей"
Исследовательская работа, можно ли восстановить утраченную информацию с различных носителей своими силами, без обращения в специализированные центры и через какие прораммы....
Внутренняя политика России в начале XXI века: восстановление государства
Электронный образовательный ресурс - учебно-наглядное пособие по новейшей истории России для 11 класса. Может быть использовано учителями и учащимися при изучении и повторении данной темы, ...
«Технология «педагогическая мастерская по восстановлению текста (лекции)» как средство развития социально-гуманитарной грамотности обучающихся при изучении обществознания»
Педагогическое мастерство необходимо постоянно совершенствовать. Активно использовать в своей практической деятельности сочетание различных технологий для более эффективного обучения.В связи с этим пе...