Рабочая программа по физике 7 класс ,Перышкин А.В.
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Переработанный в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_7kl_2.docx | 45.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике, 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона РФ «ОБ образовании»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) , утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;Примерных программ основного общего образования по учебным предметам.– М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
3. Авторской программой Е.М. Гутник, А.В. Перышкин (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. Е.Н. Тихонова М.: Дрофа, 2013.).
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год";
5. Учебного плана МБОУ «Салабайкасинская ООШ»
6. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986);
7. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 7 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики и включена внеурочная деятельность.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Образовательные результаты
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне, рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.
В рабочую учебную программу включены элементы учебной информации по темам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.
Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс (далее УМК), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу физики, в соответствии с ФГОС, включающий в себя:
1. Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание - М.: Дрофа, 2015.
2. Сборник задач по физике 7-9 кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011
3. Методическое пособие к учебнику Перышкин А.А. ФГОС. Филонович Н.В., 2015
4. Рабочая тетрадь по физике 7 класс к учебнику Перышкина А.В. Ф-7 кл. ФГОС 2015. (Касьянов В.А., Дмитриева А.Ф.).
Приемы, методы, технологии
В основе развития универсальных учебных действий в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность учащихся признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности.
В соответствии с данными особенностями предполагается использование следующих педагогических технологий: проблемного обучения, развивающего обучения, игровых технологий, а также использование методов проектов, индивидуальных и групповых форм работы. При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
При проведении уроков используются также интерактивные методы, а именно: работа в группах, учебный диалог, объяснение-провокация, лекция-дискуссия, учебная дискуссия, игровое моделирование, защита проекта, совместный проект, деловые игры; традиционные методы: лекция, рассказ, объяснение, беседа.
Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме контрольных работ, выполнения тестов, физических диктантов, самостоятельных работ, лабораторных работ, опытов, экспериментальных задач.
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
1. Знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента, физический диктант)
2. Приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
3. Развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. :
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Учащийся научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Содержание обучения
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления.
Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.
Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
2. Определение размеров малых тел.
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Фронтальные лабораторные работы
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5. Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел .
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Фронтальные лабораторные работы
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение(3ч)
Количество часов по учебному плану
Всего : 68 часов; в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ 5
Плановых лабораторных работ 11
Планирование составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ООО, на основе примерной Программы основного общего образования по физике(2015 г), авторской программы по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2014 г.)
Учебник_ Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Пёрышкин- М. Дрофа, 2015
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
Введение (4 ч) | ||
1. | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты (§ 1—3) | 1 |
2. | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | 1 |
3. | Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора». | 1 |
4. | Физика и техника (§ 6) | 1 |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | 1 | |
5. | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение (§ 7—9). | 1 |
6. | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». | 1 |
7. | Движение молекул (§ 10) | 1 |
8. | Взаимодействие молекул (§11) | 1 |
9. | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел (§ 12, 13) | 1 |
10. | Обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 |
. | Взаимодействие тел (23ч)
| 1 |
11. | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение (§ 14, 15) | 1 |
12. | Скорость. Единицы скорости (§16) | 1 |
13. | Расчет пути и времени движения (§ 17) | 1 |
14. | Инерция (§ 18) | 1 |
15. | Взаимодействие тел (§ 19) | 1 |
16. | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах (§ 20, 21) | 1 |
17. | Лабораторная работа № 3«Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 |
18. | Плотность вещества (§ 22 | 1 |
19. | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». | 1 |
20. | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | 1 |
21. | Расчет массы и объема тела по его плотности (§ 23) | 1 |
22. | Решение задач по темам: «Механическое движение», «Масса». «Плотность вещества» | 1 |
23. | Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | 1 |
24. | Анализ к/р. Сила (§ 24) | 1 |
25. | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах (§ 25, 26) | 1 |
26. | Сила упругости. Закон Гука (§ 27) | 1 |
27. | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела (§ 28—29) | 1 |
28. | Динамометр (§ 30). Лабораторная работа № 6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 |
29. | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил (§31) | 1 |
30. | Сила трения. Трение покоя (§ 32, 33 | 1 |
31. | Трение в природе и технике (§ 34). Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел » | 1 |
32. | Решение задач по теме «Силы», «Равнодействующая сил» | 1 |
33. | Контрольная работа №2 «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил | 1 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) | 1 | |
34. | Анализ к/р. Давление. Единицы давления (§ 35) | 1 |
35. | Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36) | 1 |
36. | Давление газа (§ 37) | 1 |
37. | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (§ 38 | 1 |
38. | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда (§ 39, 40) | 1 |
39. | Контрольная работа №3 по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | 1 |
40. | Анализ к/р. Сообщающиеся сосуды (§ 41) | 1 |
41. | Вес воздуха. Атмосферное давление (§ 42, 43) | 1 |
42. | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли (§ 44) | 1 |
43. | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах (§ 45, 46) | 1 |
44. | Манометры. Поршневой жидкостный насос (§ 47) | 1 |
45. | Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс (§ 48, 49) | 1 |
46. | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (§ 50) | 1 |
47. | Закон Архимеда (§ 51) | 1 |
48. | Лабораторная работа № 8«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | 1 |
49. | Плавание тел (§ 52) | 1 |
50. | Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | 1 |
51. | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости» | 1 |
52. | Плавание судов. Воздухоплавание (§ 53, 54) | 1 |
53. | Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание» | 1 |
54. | Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов | 1 |
Работа и мощность. Энергия (13 ч) | ||
55. | Анализ к/р. Механическая работа. Единицы работы (§ 55) | 1 |
56. | Мощность. Единицы мощности (§ 56) | 1 |
57. | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге (§ 57, 58) | 1 |
58. | Момент силы (§ 59) | 1 |
59. | Рычаги в технике, быту и природе (§ 60). Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий равновесия рычага» | 1 |
60. | Блоки. «Золотое правило» механики (§ 61, 62) | 1 |
61. | Решение задач по теме «Равновесие рычага», «Момент силы» | 1 |
62. | Центр тяжести тела (§ 63) | 1 |
63. | Условия равновесия тел (§ 64) | 1 |
64. | Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 |
65. | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия (§ 66, 67) | 1 |
66. | Превращение одного вида механической энергии в другой (§ 68) | 1 |
67. | Контрольная работа №5по теме «Работа. Мощность, энергия» | 1 |
68. | Анализ к/р. Решение задач «Механические и тепловые явления». "Я знаю, я могу..." Физика и мир, в котором мы живем | 1 |
ИТОГО: | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике. УМК Перышкин А.В
Пояснительная записка и тематическое планирование по физике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"
Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...
Учебная рабочая программа по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 8 класс", ФГОС, рассчитанная на два часа в неделю.
Рабочая программа по физике 8 класса к учебнику А.В.Перышкина, ФГОС. " часа в неделю...
Рабочая программа по физике. Физика 7 класс. А.В.Перышкин
Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. ...
Рабочая программа по физике. Физика 9 класс. А.В.Перышкин
Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю....
Рабочая программа по физике. Физика 9 класс. А.В.Перышкин
Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю....