Неделя физики
методическая разработка по физике на тему
Методический материал к неделе физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki.docx | 17.71 КБ |
dostizheniya_nauki_i_tehniki_21_veka.docx | 21.4 КБ |
koltsa_nyutona.docx | 25.71 КБ |
razgadayte_rebusy.docx | 175.35 КБ |
robert_vud.docx | 22.8 КБ |
samye_vydayushchiesya_otkrytiya_chelovechestva_v_oblasti_fiziki.docx | 126.29 КБ |
chaynvord.docx | 14.31 КБ |
tsitaty.docx | 12.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки. ( Разминка)
1. Рассыпалось к ночи золотое зерно, 2. Ни до неба, ни до земли 3. Влезет в окно, Растянется как сукно, 4. Вечером наземь слетает, 5. Гуляет в поле, да не конь 6. Летит птица орел 7. Крупно, дробно зачастил, | 8. Громко стучит, 9. Сперва блеск, 10. Раскинулся золотой мост 11. Без рук, без ног, 12. На дворе горой 13. По морю идет, идет, 14. Сидит Пахом | Загадки о природных явлениях и средствах передвижения.
12. Никто его не видывал, |
Загадки на тему «Природа и явления в ней». К каждой загадке ставится физический вопрос, то право ответа переходит к команде – сопернице.
- Чего в сундук не спрячешь? (луч света)
Вопрос. Какого цвета белый свет?
Ответ. Белый цвет состоит из семи основных цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. - Ревнул вол на сто сёл, за сто речек. (гром)
Вопрос. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: увидим молнию или услышим гром?
Ответ. Раньше увидим молнию, так как скорость света составляет 300000 км/с, а скорость звука 340 м/с при 15°С в воздухе. - В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)
Вопрос. Когда лёд может быть нагревателем?
Ответ. Когда другое тело, находящееся со льдом в соприкосновении, имеет температуру ниже, чем у льда. - Без рук, без ног, а в избу лезет? (тепло, холод)
Вопрос. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Ответ. У свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции. - Не взять меня и не поднять,
не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
не вымести метлой.
Но только мне придёт пора –
сама уйду я со двора. (ТЕНЬ)
Вопрос. Как получить от одной палки тень разной длины?
Ответ. Нужно наклонять её под разными углами к Солнцу. - Виден край, а не дойдешь. Что это? (горизонт)
Вопрос. Может ли горизонт являться телом отсчёта?
Ответ. Нет, так как при движении перемещается вместе с наблюдателем. - Что идёт, не двигаясь с места? (время)
Вопрос. Всегда ли время идёт с одинаковой скоростью?
Ответ. Нет, его скорость зависит от скорости движения системы отсчета.
Предварительный просмотр:
ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
НАЧАЛА 21-ГО ВЕКА
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ФОРМА ВОДЫ
Металлическая вода – разновидность воды, обладающая электропроводностью – может существовать при той температуре и давлении, которые имеются на планетах – газовых гигантах типа Юпитера и ледяных гигантах типа Нептуна.
На Земле вода также существует в разных формах: нормальный гексагональный лед (представленный в виде кристаллического льда или шестиугольных снежинок), кубический лед (встречающийся редко; обычно он формируется высоко в атмосфере), и другие типы, образованные при разных давлениях.
Новое теоретическое исследование, проведенное физиками из Национальной лаборатории США, показало возможность появления проводящей фазы воды при температуре 4000 К и давлении 100 гигапаскалей. Считается, что такие условия могут существовать внутри Юпитера и Нептуна.
http://livescience.ru/
НЕ ВПОЛНЕ АМОРФНОЕ СТЕКЛО
Марк Эдиджер и его коллеги из университета Висконсина создали так называемое суперстабильное стекло, в котором молекулы гораздо более упорядочены, чем в стекле обычном.
Степень организации молекул — это то, что отличает стёкла (аморфные структуры) от структур кристаллических (металлов). По мере остывания жидкого стекла молекулы в нём занимают свои места "как придётся", являя собой настоящий хаос. В противовес этому, в кристаллических структурах молекулы выстроены, словно солдаты на плацу.
То, что создали исследователи, — ещё не кристалл, но и не обычное стекло. Оно по-прежнему аморфно, но молекулы в нём намного более упорядочены, чем в стекле. А это привело к тому, что новое стекло получилось необычайно прочным и стабильным. Полученный материал оказался настолько необычным, что, по словам Эдиджера, "потребовался год, чтобы понять, что происходит". Учёный подсчитал: для того, чтобы получить аналогичное по свойствам стекло традиционным способом, надо медленно остужать его расплав в течение 10 тысяч лет. А при новом методе будет достаточно 1 часа.
Правда пока речь идёт о стёклах маленьких размеров, предназначенных для использования
в специфических областях. http://www.membrana.ru/
ЗВУК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СВЕТ
Знаете ли Вы, что бутылка с обыкновенной водой при воздействии на нее звука может начать светиться, как электролампочка?
Это явление называется сонолюминисценцией.
Сонолюминисценция стала известна еще в 30-е годы 20 века.
При движении звуковых волн большой мощности в воде в некоторых областях создается очень низкое давление и происходит образование воздушных кавитационных пузырьков.
Сначала пузырёк медленно растёт, затем быстро сжимается и схлопывается с большой скоростью.
В результате из центра схлопнувшегося пузырька вырывается очень короткая и яркая вспышка света. При достаточной мощности звуковой волны звук превращается в свет.
Чем холоднее вода, тем ярче свет.
Сонолюминесценция можно хорошо наблюдать в обычной воде, однако удалось добиться возникновения сонолюминесценции и в других жидкостях.
В 1990-х годах появились установки, дающие яркий, непрерывный, устойчивый сонолюминесцентный свет.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
Золото - очень мягкий и пластичный металл.
Из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной
в 3 км 420 метров.
200 лет назад головки спичек делали из смеси бертолетовой соли с сахаром и клеем. Зажигались эти спички обмакиванием в пузырек с серной кислотой. Какая же морока!
Предварительный просмотр:
КОЛЬЦА НЬЮТОНА
Для этого опыта нужно выдуть большой мыльный пузырь и посадить его на край стакана, или рюмки, смазав предварительно край глицерином.
Позади мыльного пузыря надо зажечь свечу.
Мыльный пузырь заиграет чудесными переливами красок.
Если в 80 см от мыльного пузыря поставить горящую свечу, а с другой стороны, в 10 см от него,
поставить рамку, обтянутую тонкой бумагой или, калькой, то на бумажном экране
можно будет разглядеть изображение мыльного пузыря.
А через несколько мгновений на экране появятся отчетливо видимые цветные " кольца Ньютона ". Кольца разного цвета будут перемещаться сверху вниз.
Один цвет будет сменять другой в определенном порядке, о котором вы, вероятно, догадываетесь!
( каждый охотник желает ...)
.
МИКРОСКОП ИЗ КАПЛИ ВОДЫ
Из капли воды можно сделать маленький микроскоп.
Для этого нужно взять плотную бумагу, проколоть в ней толстой иглой дырочку и на нее аккуратно посадить каплю воды. Микроскоп готов!
Поднесите эту капельку к газете буквы - увеличились. Чем меньше капля, тем больше увеличение. В первом микроскопе, изобретенном Левенгуком, все было сделано именно так, только капелька была стеклянная.
"Научные развлечения", Том Тит
Предварительный просмотр:
Разгадайте, зашифрованные в ребусах, слова – физические термины:
Предварительный просмотр:
Познакомьтесь с великим специалистом по постановке и проведению всевозможных опытов и экспериментов известным американским физиком, занимавшимся физической оптикой, Робертом Вудом (1868 - 1955г.) Современники называли его
"отцом эксперимента".
Изобретательскому мышлению Вуда способствовали занятия живописью и чувство юмора, не изменявшее ему никогда. За свою жизнь Вуд опубликовал более 250 экспериментальных работ - как правило, с фактами и методикой, ранее не известными науке. Опыт - яркий и неожиданный, как вспышка из рук фокусника, - был козырем Вуда.
А экспериментировать и фокусничать он начал чуть ли не с рождения. В раннем детстве Вуд любил устраивать поджоги и взрывы. К восьми годам за ним закрепилась пугающая репутация Прометея. Из школы Робби исключили за модернизацию езды по перилам винтовой лестницы. Позднее в Гарвардском университете он увлёкся опытами со взрывами и успешно соединил вещества, которые химики считали несовместимыми.
Вуд работал в Висконсинском университете, а затем ещё 37 лет был профессором университета Дж. Гопкинса в Балтиморе.
К сожалению, его вклад в науку не всегда легко объяснить непосвященным. А самого Вуда порой раздражало, что широкая публика знает его не по научным работам, а по физическим фокусам да "небольшим изобретеньицам" вроде электропрогрева замёрзших труб водопровода.
В годы первой мировой войны Вуд сконструировал для армии сигнальный телескоп, устройство для быстрой подкачки военных аэростатов горячим воздухом, изобрёл "паутинную гранату" для противовоздушной обороны. Ему даже удалось вовлечь британское командование в дрессировку тюленей, с тем, чтобы использовать их для обнаружения подводных лодок. Тюлени гонялись за субмаринами плохо, всё время, отвлекаясь на косяки селёдки. Но эксперименты дали неожиданный результат. Было доказано, что тюлени прекрасно слышат, плавая с полной скоростью под водой. Это помогло усовершенствовать гидрофоны, приборы для подслушки шума винтов подлодок. За свои военные придумки сугубо штатский специалист Вуд получил чин майора.
Вот так работал Роберт Вуд - гений физического эксперимента!
Роберт Вуд был основоположником инфракрасной и ультрафиолетовой фотографии, расширил возможности астрофизики благодаря своим спектрографам, заменил дифракционными решётками стеклянные призмы в телескопе, обнаружил и описал оптический резонанс, поляризацию двухатомных молекул, подтвердил эффект комбинационного рассеяния света...
Экспериментатор Вуд блестяще раскрыл загадку "пурпурного золота" из гробницы Тутанхамона с помощью... лака для ногтей своей супруги. Ультрафиолетовый метод Вуда весь прошлый век помогал контрразведчикам обнаруживать тайнопись на бумаге, одежде и теле. Модная ныне фотосъёмка с обзором в 360 градусов ("рыбий глаз") также берёт начало в практических работах учёного. Он же заложил основы цветной фотографии и создал первый научный "мультик"...
Было и такое:
Однажды Вуд смастерил из твёрдого картона конический рупор - мегафон длиной чуть меньше трёх метров и диаметром раструба в 60 сантиметров. Выставив его из окна квартиры приятеля, он насмешливыми репликами приводил в изумление одиночных прохожих и полисменов, находящихся за два квартала от него. Те на пустынных улицах слышали в сумерках как бы голос с неба.
Как-то Вуд с семьей отдыхал у залива. Однажды, купаясь, он опрокинул себе на голову деревянную бадью и, держа ее на плечах и толкаясь ногами, долго развлекал детей зрелищем "живой" плавающей бадьи. На следующий день он вырезал в стенке бадьи прямоугольное отверстие и вставил туда стекло, а по краям бадьи прикрепил сорокафунтовый свинцовый балласт с киля яхты, который прижимал бадью к его плечам, если опуститься под воду. Предвосхищая создание батисферы, он соединил это устройство с велосипедным насосом, находившимся в лодке, при помощи двадцатифутового резинового шланга, и мог сидеть под водой сколь угодно долго, наблюдая за рыбами, водорослями и подводными пейзажами.
Первым крупным изобретением Вуда был способ отогревания замерзших водопроводных труб с помощью электрического тока.
Вуд решил, что электрический ток, проходя по металлическим трубам, должен нагревать их, а мерзлая земля вокруг труб и лед внутри них электричество не проводят, так что никакой опасности не будет. Эксперимент провели у дома сенатора, где водопроводчики никак не могли найти под землей замерзшую трубу. Привезли трансформатор, к вторичной обмотке присоединили провода от сети, а первичную замкнули на кран в подвале и на водоразборный кран в трехстах футах от дома.
Замкнули цепь и стали ждать результатов эксперимента у открытого крана в подвале. Через десять минут послышалось бульканье, и из крана брызнула струя ржавой воды, смешанной со льдом. Еще через несколько минут появился лакей с шампанским и т.д.
На следующий день в местной газете появилась статья. Это сообщение подхватили другие газеты и разнесли его по всей стране. Университет получил премию, а предложенный Вудом метод чуть ли не до сих пор применяется в цивилизованном мире для отогревания замерзших труб.
За это изобретение Вуда повысили в должности с преподавателя до помощника профессора.
Вуд был пионером фотографии в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. Он мог сооружать сложные физические приборы из подвернувшихся под руку предметов. Вот как пишет он об одном изобретении:
"Предварительные опыты были проделаны мною в летней лаборатории с помощью наскоро импровизированного прибора: фотографический телескоп был сделан из трехдюймовой кварцевой линзы, покрытой серебром, смонтированной в конце печной трубы из оцинкованного железа, с адаптером для пластинок с другого конца. Все это было скреплено с пятифутовым телескопом, служившим для того, чтобы следовать за Луной в течение трехминутной экспозиции. Оба они были укреплены на экваториале из старой велосипедной рамы, поставленной на цементную плиту так, что ось передней вилки была направлена на Полярную Звезду".
Всемирную известность получила и кошка Вуда, благодаря истории, которая давно стала хрестоматийной.
Вуд построил спектроскоп, который долгое время оставался самым большим в мире. Он представлял собой деревянную трубу длиной 42 фута и диаметром около шести дюймов. На одном конце трубы помещалась ахроматическая линза с фокусным расстоянием в 42 фута, т.е. во всю длину трубы, и дифракционная решетка, а на другом конце - щель и зеркало.
После первых опытов Вуд на некоторое время куда-то уехал, а когда вернулся в июне, то обнаружил, что пауки сумели пробраться в трубу и сплели там множество своих изделий. Недолго думая, Вуд схватил свою кошку и, не без некоторого сопротивления с ее стороны, сумел запихнуть животное в один из концов трубы, а потом закрыл трубу. Кошке ничего не оставалось делать, как ползти по этому туннелю к свету. Она выскочила из другого конца трубы, волоча за собой целый шлейф из паутины, и в ужасе бросилась через забор. Но труба спектроскопа была очищена от паутины.
Об этой истории написали многие газеты и журналы, приукрашивая историю и добавляя новые подробности. Дошло до того, что один журналист сделал кошку чуть ли не ассистентом Вуда, регулярно проделывающей этот номер. Едва возникала потребность в прочистке трубы, как Вуд, якобы, говорил кошке:
"Кис, кис! Поди сюда и очисти спектроскоп от паутины!" И кошка послушно лезла в трубу.
Вот так работал Роберт Вуд - гений физического эксперимента!
Предварительный просмотр:
Самые выдающиеся открытия человечества в области физики
Предварительный просмотр:
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
«ЧАЙНВОРД»
- Физическая величина, равная отношению силы к площади.
- Величина, характеризующая быстроту изменения скорости.
- Учёный, который на опыте обосновал закон сохранения энергии; закон, определяющий тепловое действие тока. Его имя – единица измерения…
- Время, в течение которого тело совершает одно полное колебание.
- Число колебаний за 1 с.
- Энергетическая характеристика электрического поля.
- Явление перехода вещества из жидкого состояния в газообразное.
- Прибор для измерения силы.
Предварительный просмотр:
НАМ НЕОБЫКНОВЕННО ПОВЕЗЛО, ЧТО МЫ ЕЩЁ ЖИВЕМ В ВЕК, КОГДА ЕЩЁ МОЖНО ДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЯ.
Р. ФЕЙНМАН
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – ЭТО ТЕ ПРЕДРАССУДКИ, КОТОРЫЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ.
А.ЭЙНШТЕЙН
РАДОСТЬ ВИДЕТЬ
И ПОНИМАТЬ ЕСТЬ САМЫЙ
ПРЕКРАСНЫЙ ДАР
ПРИРОДЫ
- А.ЭЙНШТЕЙН
ФИЗИКА!
КАКАЯ ЕМКОСТЬ СЛОВА,
ФИЗИКА!
ДЛЯ НАС НЕ ПРОСТО ЗВУК,
ФИЗИКА!
ОПОРА И ОСНОВА
ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ НАУК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БУМАЖНАЯ ФИЗИКА ( Неделя физики)
НАУЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ ( или неделя физики) При помощи бумаги можно изготовить много простых и занимательных фокусов и экспонатов, демонстрирующих законы физики и физические явления....
Консультация для учеников 9 -11 классов к проведению недели физики в школе "Физика - опора и основа всех без исключения наук!"
Тематические разделы межпредметных связей физики, краткое их описание, рекомендации для создания проектов и творческих работ учащимся 9 - 11 классок к проведению нед...
сценарий внеклассного мероприятия на неделе физики в основной школе "Праздник физики"
Сценарий создает условия для реализации разноуровневого потенциала детей.Позволяет осуществлять индивидуальный поход к ребенку через творческие способности....
Неделя физики: "Физика в мультфильмах"
Призентация к открытому мероприятию на неделю физики для учащихся 9-11 классов....
Внеурочная работа по физике: организация недели физики.
Занятия физикой после уроков – неотъемлемая часть школьного учебно – воспитательного процесса. Внеурочная ...
План проведения предметной недели физики «Физика – это интересно!»
План проведения предметной недели физики «Физика – это интересно!»...
Неделя физики «Физика на трёх китах»
1. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся2. Развитие навыков общения, умения работать в команде3. Формир...