Рабочая програма по физике для 8-го класса
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Ерманова Юлия Васильевна

Включает в себя титульный лист, пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, тематические планиерование, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_8_kl.docx52.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» Чебоксарского района Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ / Гречко А.А. /

«____» ______________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________/ Директоров А.П./

Приказ от «___» ____________ 2017 г. № 66__

Рабочая программа по физике для 8  класса

Основное общее образование

Базовый уровень

Учитель: Ерманова Юлия

    Васильевна    

                                 

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА

Рабочая программа по физике составлена на основе

- федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования по физике-

примерной программы основного общего образования (физика)-

Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,

- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики,

-  учебного плана МБОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района ЧР на 2012-2013 учебный год;

- федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год;

- авторской программы курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным  наполнением  учебных предметов  федерального компонента государственного    стандарта общего образования;

  •    авторской программы курса физики для 7-9 классов общеобразовательных учреждений автора В.А.Попова учебного плана 2004 года.

 ОБОСНОВАНПИЕ ВЫБОРА АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ 

Рабочая программа разработана на основе  авторской программы по физике

Программа по физике. отражает обязательное для  усвоения в основной школе содержание обучения .

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые определены стандартом.

Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используются

учебник «физика -8 «учебник для общеобразовательных учреждений-«

книга для учителя,

 рабочая тетрадь,

электронное приложение «физика 8 класс;

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Учебному плану МБОУ «Салабайкасинская ООШ» для изучения физики в 8 классе отводится 68часов в год, т.е. по 2 урока в неделю в течение 34 учебных недель

В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, самостоятельные и практические работы .Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе самостоятельных, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

Коммуникативная методика обучения основана на утверждении  о том, что для успешного овладения  физикой должны знать не только физические знания, но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Основными формами работы являются: коллективная, групповые, индивидуальные.

Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированнного и дифференцированного обучения, информационно-коммункационных технологий способствует  формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.

 В основу педагогического процесса заложены следующие

- методы обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Бабанский Ю.К.):

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

* перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством  чувств)

* словесные (беседа, рассказ и др.)

* наглядные (демонстрация, мультимедийная презентация, слайды, фотографии и др.)

* практические (упражнения, выполнение заданий и др.)

* логические (индукция, дедукция, аналогия и др.)

* гностические (репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские,   и др.)

* самоуправление учебными действиями (самост. работа с книгой, приборами и др.)

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

* методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, мозговой штурм, создание проблемных ситуаций и др.)

* методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.)

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

* устный контроль

* письменный контроль

- формы обучения:

  • индивидуальные
  • групповые
  • фронтальные
  • парные
  • коллективные
  • аудиторные и внеаудиторные
  • классные и внеклассные
  • школьные и внешкольные

- формы организации обучения (конструкции отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия)

  • индивидуальные занятия ( консультация, самообучение)
  • коллективно-групповые занятия (урок, лекция, семинар, учебная конференция, олимпиада, конкурс, экскурсия, деловая игра, учебная дискуссия, факультативное занятие, экзамен, лабораторно-практическое занятие, практикум и др.)
  • индивидуально-коллективные (погружения, творческие недели, научные недели, проекты).

-  технологии обучения (по преобладающему методу):

  • обучение по алгоритму
  • репродуктивные
  • объяснительно – иллюстративные
  • диалогические
  • игровые
  • проблемно-поисковые
  • творческие
  • информационные (компьютерные)

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету  предусмотрены следующие виды контроля:

- предварительный контроль / диагностический контроль в начале учебного года или перед изучением новой темы

- текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

- промежуточная (тематическая) проверка и оценка знаний, которая проводится по завершении цикла уроков;

- отсроченный контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, цикла (от 3 мес. до года)

- итоговая проверка и оценка знаний осуществляется в конце учебной четверти и года;

- промежуточная (по решению педагогического совета)

Методы и способы проверки и оценки знаний и умений учащихся:

- устный контроль (учебная дискуссия, беседа, опрос и др.)

- письменный контроль (упражнение, контрольная работа, тест, сочинение, отчет и др.)

- практический контроль

- компьютеризированный контроль

- самоконтроль

- комбинированный (уплотненный) контроль

Формы проверки и оценки результатов обучения:

- индивидуальный

- групповой

- фронтальный

- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Тепловые явления

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация.Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Влажность.

2. Электрические явления 

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность тома. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергия. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

3. Электромагнитные явления

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

4. Световые явления

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.

Лабораторные работы:

  1. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
  2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
  3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
  4. Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
  5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
  6. Получение изображения при помощи линзы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

практические работы*

лабораторные работы

Контрольные работы

1

Тепловые явления

10

8

1

1

2

Агрегатные состояния вещества

12

10

1

1

3

Электрические явления

28

24

3

1

4

Электромагнитные явления

6

5

1

5

Световые явления

12

11

1

Итого:

68

58

5

5

. 

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года

                Тепловые явления

                Учащиеся должны знать:

                Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

                Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

                Учащиеся должны уметь:

-         Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.

-         Пользоваться термометром и калориметром.

-         «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

-         Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.

-         Решать задачи с применением формул:

Q=cm(t2 – t1)        Q=qm    Q=lm    Q=Lm

               

                Электрические и электромагнитные явления

                Учащиеся должны знать:

                Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.

                Учащиеся должны уметь:

-         Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.

-         Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.

-         Решать задачи на вычисления  I, U, R, A, Q, P

-         Пользоваться таблицей удельного сопротивления.

 

Световые явления

                Учащиеся должны знать:

                Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.

                Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

                Учащиеся должны уметь:

-         Получать изображение предмета с помощью линзы.

-         Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

-         Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.    

1.Учебник «Физика»-8 класс ,учебник для общеобразовательных учреждений .Авторы Е.М.Гутник ,А.В.Перышкин -2012г

2.     Н.А.Родина, Е.М.Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике 7 – 8 классах средней школы. – М.Просвещение 2011

3.     Газеты «1 сентября» приложение Физика.

4.     Мультимедийные программы.

5.Дидактические материалы по физике .

6.Сборник задач по физике , Лукашик  для 7-9 классов

7Рабочая тетрадь по физике для 8 класса.

Приложение 1

Тематическое планирование

Ттематическое планирование

№ п/п

Название раздела

№ урока

№ урока по теме

Тема урока

По плану

выполн

1

2

Тепловые явления

(11 ч )

 Агрегатные Состояния вещества

 

1

1

Тепловое движение. Внутренняя энергия.

06.09

2

2

Способы изменения внутренней энергии.

08.09

3

3

Теплопроводность

13.09

4

4

Виды теплопроводности.

15.09

5

5

Количество теплоты

20.09

6

6

Удельная теплоемкость

22.09

7

7

Удельная теплоемкость

27.09

8

8

Удельная теплота сгорания топлива

29.09

9

9

Закон сохранения и превращений энергий. С- р

04.10

10

10

Лабораторная работа №1 К- р № 1

06.10

11

1

Агрегатные состояния вещества.

11.10

12

2

Удельная теплота плавления

13.10

13

3

Удельная теплота плавления

18.10

14

4

Испарение и конденсация.

20.10

15

5

Кипение

25.10

16

6

Влажность

27.10

17

7

Удельная теплота парообразования

01.11

18

8

Двигатель внутреннего сгорания. КПД

03.11

19

9

Лабораторная работа №2

15.11

20

10

Решение задач

17.11

21

11

Решение задач

22.11

22

12

Контрольная работа.

24.11

3

Электрические явления

23

1

Электрические явления

29.11

24

2

Электрическое поле

01.12

25

3

Электрон. Строение атома

06.12

26

4

Электрический ток

08.12

27

5

Электрическая цепь

13.12

 

 

28

6

Действия электрического тока.

15.12

29

7

Сила тока.

20.12

30

8

Амперметр

22.12

31

9

Напряжение

27.12

32

10

Вольтметр

29.12

33

11

Лабораторная работа №3

10.01

34

12

Электрическое сопротивление

12.01

35

13

Закон Ома для участка цепи.

17.01

36

14

Удельное сопротивление. Реостаты.

19.01

37

15

Решение задач

24.01

38

16

Лабораторная работа №4

26.01

39

17

Последовательное соединение проводников.

31.01

40

18

Параллельное соединение проводников.

02.02

41

19

Соединения проводников

07.02

42

20

Соединения проводников

09.02

43

21

Работа электрического тока.

14.02

44

22

Мощность электрического тока

16.02

45

23

Закон Джоуля - Ленца

21.02

46

24

Лампа накаливания. Электро-нагревательные приборы

28.02

47

25

Лабораторная работа №5

02.03

48

26

Короткое замыкание.

07.03

49

27

Решение задач

14.03

50

28

Контрольная работа

16.03

4

Элетро-магнитные явления

51

1

Магнитное поле тока

21.03

52

2

Электромагниты и их применения.

23.03

53

3

Постоянные магниты

04.04

54

4

Действие магнитного поля на проводник с током.

06.04

55

5

Контрольная работа

11.04

5

Световые явления

56

1

Источники света

13.04

57

2

Отражение света

18.04

58

3

Плоское зеркало

20.04

59

4

Преломление света

25.04

60

5

Линзы

27.04

61

6

Линзы

02.05

62

7

Линзы

04.05

63

8

Оптические приборы

11.05

64

9

Решение задач

16.05

65

10

Контрольная работа

18.05

66

11

Экскурс «Физика8»

23.05

67

12

Итоговая контрольная работа

25.05

68

13

Подведение итогов.

30.05

 

 

 Приложение2

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Физика»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1september.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Физика«.
  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по физике
  8. hhttp://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»      
  9.  http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 
  10. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
  11. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  12. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  13.  http://www.openclass.ru/ 

ttp://www.inion.ru/index6.php ИНИОН Р

 

 

Приложение 3

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....

Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)

Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...

Рабочая программа по физике для 7-9 класс

Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая програма по физической культуре 1 - 4 класс, В.И. Лях, А.А. Зданевич.

Данная програма предназначена для проведения уроков по физической культуре в начальной школе....

Рабочая програма по английскому языку для 11 класса с углубленным изучением по УМК Spolight

Рабочая программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта для учащихся 11 класса на основе концепции профильного обучения в старшей школе для 11 класса социально-экономического п...