Методика преподавания физики в 9 классе (2018)
учебно-методический материал по физике (9 класс) на тему

Выступление на совещании при директоре 2005 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_prepodavaniya_fiziki_v_9_klassah.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Методика преподавания физики в девятых классах»

План

Тема «Методика преподавания физики в девятых классах»        1

План        1

Введение        1

Решение задач        1

Развитие умений и навыков        2

Заключение        2

Введение

Можно с уверенностью утверждать, что материал физики 9-х классов является тем фундаментом или краеугольным камнем, на котором ученики в дальнейшем будут строить свои представления о физической картине мира. Поэтому важно не только изложить новый материал, но и научить детей понимать суть физических явлений, основываясь на таких фундаментальных понятиях, как энергия, законы сохранения и взаимодействие.

В данной работе излагается моё мнение о методике преподавания физики в 9-х классах (надеюсь, в будущем, мнение превратиться в собственную методику), на примере уроков решения задач.

Решение задач

Пример решения задач выбран потому, что здесь более полно просматривается связь теории с практикой, и ученики имеют возможность приобрести навыки использования своих знаний в конкретной жизненной ситуации, описанной как условие задачи.

Цели урока

Таким образом, выдвигаются следующие цели. Во-первых, научить описывать физические явления с помощью абстрактных математических символов или, как говорят, строить математическую модель. Во-вторых, научить выделять, исходя из описания явления, тот круг законов и понятий, которые будут применяться в данном случае. И, в третьих, выработать навыки применения соответствующих законов и понятий.

Межпредметные связи

Исходя из первой цели, важную роль на уроке решения задач имеют межпредметные связи, в частности, связь с математикой. К сожалению (а может и нет), программы этих предметов немного не соответствуют, поэтому приходиться уделять несколько уроков изучению таких математических понятий, как вектор, проекции и т. п. Кроме этого, при решении задач приходиться применять сложный математический аппарат, например, решение квадратных уравнений и систем уравнений. Поэтому необходимо напоминать учащимся о методах решения, указывая при этом на тесную связь физики с математикой.

Практическое применение

Однако, необходимо так же указывать на связь теоретического решения задачи с его практическим применением. Например, проследить за поведением системы при изменении некоторых параметров или продемонстрировать полученный результат на опыте, указать сферу применения данного решения. Большую роль в этом вопросе играют лабораторные работы и практикум. Если в задачах мы наблюдаем переход от теории к практике, то здесь наоборот, от практики к теории.

Развитие умений и навыков

Для успешного развития умений и навыков у учеников, в первую очередь необходимо дать им чёткий алгоритм решения задач, и хорошо закрепить его на простых примерах. Как говорил один из наших преподавателей: «Вы должны решать это не задумываясь, спинным мозгом». Но главная роль, всё таки, отводиться умению выделять круг применяемых понятий и законов. В этом могут помочь специально составленные схемы и таблицы, а так же повторение уже пройденного материала. Так же необходимы навыки, приобретённые на уроках математики, поэтому нужно периодически указвыать на это ученикам, о чём было сказано выше.

Заключение

При написании этой работы у меня возникло несколько идей, поэтому в заключение хочется сказать, что дальнейшие разработки будут вестись в трёх направлениях. Первое: углубить связь с математикой по темам «векторы» и «уравнения». Второе: уделить больше внимания выделению необходимых для решения задачи понятий и законов. Третье и самое важное: формирование у учащихся физической картины окружающего мира.

воскресенье, 24 апреля 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

Методика преподавания физики при объяснении нового материала с использованием проблемного обучения.

    Проблемное обучение-это система развития учащихся в процессе обучения, в основу  которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников ...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

Развитие современной школы наметило новые подходы к организации учебного процесса. В последние десятилетия в связи с развитием проблемно-поисковых методов в школе ослабилось внимание к сочетанию поним...

статья "Патриотическое воспитание современных школьников – неотъемлемая часть методики преподавания физики"

Одна из основных задач обучения – утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям....

статья "Патриотическое воспитание современных школьников – неотъемлемая часть методики преподавания физики"

В последнее время активизирована работа по гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи....

Методика преподавания физики в школе.

Место физики в системе общеобразовательных предметов определяется особенносями физики как науки среди другух наук....

« МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ДИНАМИКЕ СОВРЕ-МЕННЫХ АСПЕКТОВ»

Важным аспектом данного развития является создание в рамках допол-нительного образования технопарков «Кванториум». КВАНТОРИУМ-это среда ускоренного развития технических способностей детей; пространст...