Деятельность учителя на уроке физики в условиях введения ФГОС (2018)
материал по физике (7 класс) по теме

Доклад на педсовете в 2017 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад28.44 КБ
Файл Презентация2.13 МБ
Файл Приложение27.14 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Деятельность учителя на уроке физики в условиях введения ФГОС в 7-ом классе

План

Деятельность учителя на уроке физики в условиях введения ФГОС в 7-ом классе        1

Принципы ФГОС        1

Деятельность        2

Ученик        2

Учитель        2

Физика        3

Выводы        4

  1. Принципы ФГОС

Из основных положений ФГОС.

Стандарт включает требования к результатам освоения ООП, структуре ООП, условиям реализации ООП. Никаких требований к деятельности – полная свобода и творческий полёт мысли учителя.

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

7. Стандарт должен быть положен  в основу деятельности:

  • работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования  с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
  • руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
  • сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
  • разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
  • сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
  • авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего  образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов  исполнительной  власти, обеспечивающих разработку  порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой  аттестации выпускников основной школы;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об  аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Итак, стандарт в основу деятельности педагога не входит, это ещё раз подтверждает, что учителя свободны в выборе форм и методов обучения.

Лично я думаю, что основная суть ФГОС – деятельность учащихся, а роль учителя, как это и должно было быть всегда, сводится к направлению этой деятельности. Без деятельности учащихся учителю нечего будет направлять.

  1. Деятельность

Согласно 5 пункту основных положений ФГОС ученик и учитель делят ровно поровну эту деятельность. Но не стоит забывать, что на ученика влияют не только учитель, но и родители, улица, СМИ, интернет и т. п.

  1. Ученик

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  1. Учитель

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  1. Физика

Теперь о практическом применении ФГОС на уроках физики у нас в школе. Кстати, этот подход я осуществляю не только в 7 классе, но и во всех остальных по мере возможности.

Среда развития обучающихся:

  • Разные уровни заданий (не только сложность, но и скорость выполнения, кураторы, автоматические зачёты);
  • Возможность выбора способа и инструмента решения поставленной задачи (компьютерные модели, эксперименты, наблюдения, рисунки, карточки);
  • Доступность плана работы, примерные контрольные, темы рефератов, сроки лабораторных и контрольных работ, критерии оценивания, текущие оценки (в том числе на школьном сайте);
  • Дополнительные занятия в секции МАН «Искатель», подготовка к ГИА, олимпиадам;
  • Возможность участвовать в цифровой жизни школы – сайт, газета, радио.

Индивидуальные особенности обучающихся:

  • Разные уровни заданий (не только сложность, но и скорость выполнения, кураторы);
  • Разные подходы к изложению материала (7-8 – игры, загадки и т. п., 9-11 – математика);
  • По возможности стараюсь задействовать все виды восприятия (эксперимент, видео).

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

  • реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
  • включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
  • художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
  • создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина;
  • формирования личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры;
  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
  • наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
  • физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
  • занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
  • размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
  • планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
  • выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения,
  • организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся.

Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

Но дело не только в материально-техническом обеспечении.

  1. Выводы

Не буду перечислять все положительные моменты, а вот недостатки стоит отметить, чтобы определить пути их ликвидации.

  1. ФГОС построен на деятельности учащихся и какие бы методы и техники мы не применяли на уроке, добиться стабильного результата можно только от тех, кто настроен учиться, то есть учить сам себя;
  2. Даже если разбудить интерес ученика к какому-либо элементу, то его надо постоянно поддерживать, и одного-двух уроков в неделю явно недостаточно для этого. Добавим сюда влияние родителей, улицы и интернета на этот интерес и получим результат;
  3. Индивидуальный подход в классе, где 25 человек? Либо я сильно преувеличиваю значение слова «индивидуальный», либо бюрократы, устанавливающие количество учащихся в классе, значение этого слова сильно преуменьшают. Возможно, на мою точку зрения оказали влияние занятия в секции МАН «Искатель», где я могу уделить время каждому ученику, но простая дифференциация заданий – это не индивидуальный подход.
  4. Одним из самых больших минусов является отсутствие базовых знаний и навыков по другим предметам. Начиная с математики и заканчивая чтением, письмом и говорением (последняя контрольная 9 классов). Считаю, что большая часть плохих оценок связана именно с отсутствием базовых навыков, а не пониманием физики как таковой.
  5. Материальная база. Пусть это не решит проблем, но позволит выявить большее количество способных учеников и поможет отстающим хоть как-то приобщиться к практическим навыкам по предмету.

Хочется отметить, что большинство перечисленных недостатков, если не все, не под силу изменить отдельно взятому учителю. Надо действовать в системе с коллегами, родителями, ученикам, улицей, интернетом и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Черноус А. В. Деятельность учителя на уроке физики в условиях введения ФГОС в 7-ом классе

Слайд 2

Принципы ФГОС Включает требования к Результатам освоения ООП Структуре ООП Условиям реализации ООП

Слайд 3

Принципы ФГОС 7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности : работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса; руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования; сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях; разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования; сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования; авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Слайд 4

Принципы ФГОС 5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 5

Принципы ФГОС Суть ФГОС Деятельность учащихся, а роль учителя сводится к направлению этой деятельности. Без деятельности учащихся учителю нечего будет направлять.

Слайд 6

Деятельность - ученик 5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 7

Деятельность - учитель 5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 8

Физика Среда развития обучающихся: Разные уровни заданий (не только сложность, но и скорость выполнения, кураторы, автоматические зачёты); Возможность выбора способа и инструмента решения поставленной задачи (компьютерные модели, эксперименты, наблюдения, рисунки, карточки); Доступность плана работы, примерные контрольные, темы рефератов, сроки лабораторных и контрольных работ, критерии оценивания, текущие оценки (в том числе на школьном сайте); Дополнительные занятия в секции МАН «Искатель», подготовка к ГИА, олимпиадам; Возможность участвовать в цифровой жизни школы – сайт, газета, радио.

Слайд 9

Физика Индивидуальные особенности обучающихся: Разные уровни заданий (не только сложность, но и скорость выполнения, кураторы); Разные подходы к изложению материала (7-8 – игры, загадки и т. п., 9-11 – математика); По возможности стараюсь задействовать все виды восприятия (эксперимент, видео).

Слайд 10

Физика Материально-техническое обеспечение (см. приложение к докладу)

Слайд 11

Вывод Добиться стабильного результата можно только от тех, кто настроен учиться; Даже если разбудить интерес ученика к какому-либо элементу, то его надо постоянно поддерживать; Индивидуальный подход в классе, где 25 человек? Отсутствие базовых знаний и навыков по другим предметам; Материальная база .



Предварительный просмотр:

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

  • реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
  • включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
  • художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ-инструментов и таких материалов, как бумага, ткань, нити для вязания и ткачества, пластик, различные краски, глина, дерево, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
  • создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина;
  • формирования личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, развитие экологического мышления и экологической культуры;
  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
  • наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
  • физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;
  • занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
  • размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирования и организации своей индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
  • планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением;
  • выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения,
  • организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...

«Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС»

В период перехода российского образования на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе, требуется отказаться от пассивного метода преподав...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Когда-то считалось, что учить школьников работать с текстом должны учителя литературы и истории. При этом молчаливо допускалась возможность стихийного переноса умения работать с литературно-художестве...

"Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии в условиях введения ФГОС"

Одна из серьезнейших проблем современной школы - полное отсутствие интереса у учащихся к предету география и, как следствие, снижение географичской грамотности и культуры развтия учащихся.  Чувст...

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...