Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей учащихся "
учебно-методическое пособие по физике на тему

Гавронова Ольга Ивановна

Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинская средняя школа»

ПРОГРАММА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

« РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

на  2015-2016 учебный год

Составитель:   Гавронова О.И.

                     учитель физики,

                     высшей категории

Д.Городище

2015 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование развитой личности. Программа направлена на развитие интеллекта и творчества школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателям общеобразовательных учреждений обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности физики.

   Способности - это термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и др. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности.

 Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей школьного возраста.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей – это возраст от 3 до 9 лет. А к концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей. Если по каким-то причинам с ребенком не проводились занятия на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия в дошкольном и школьном возрасте, то это еще не поздно сделать и в подростковом возрасте. Но мы взрослые должны помнить, что способности развиваются в деятельности. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, и обязательно взрослыми должна создаваться ситуация успеха.

У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий - сочиняет стихи… Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы повышаем его самооценку, уверенность в себе, корректируем проблемы поведения, организуем интересный досуг, в конечном счете, развиваем. Создание данной программы было обусловлено усилением роли физики как дисциплины, обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности. 

Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «Физика». 

Задачи: 

1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету. 

2. Понимание важности изучения физики в нашем мире

3. Развитие творческих способностей, кругозора, интеллекта 

4. Развитие у обучающихся самостоятельности

Педагогические методики: Метод проектов Л.С.Выготского, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, развивающее обучение И.С.Якиманская 

Показатели результативности: развитие познавательной  активности, памяти, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися, участие в олимпиадах, конкурсах, способность к рефлексии и самоанализу .

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность. 

Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации

2. Склонность к прогнозированию и проектированию

3. Умение работать с информацией

4. Развитие элементов критического мышления

Диагностики:

  1. Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Уровни школьной мотивации:

25-30 баллов – высокий уровень (В)

20-24 балла – хорошая мотивация (Х)

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (П)

10-14 баллов – низкая мотивация. (Н)

ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация (НЕ).

  1. Анкета – метод диагностики способностей.

С помощью анкеты А.И.Савенкова, включающей исследование различных специальных способностей, можно определить какими способностями обладает ребенок. Как работать с анкетой?

1) Дать оценку каждому из качеств ребенка, перечисленных ниже, в баллах (по пятибалльной системе):

5 баллов — такое качество сильно выражено;

4 балла — выражено выше среднего;

3 балла — выражено средне;

2 балла — слабо выражено;

1 балл — качество совсем не выражено.

2) Суммировать баллы по всем качествам внутри каждой из перечисленных способностей. Общее количество набранных баллов разделить на число вопросов.

3) Составить графическое изображение способностей. Для этого: на горизонтальной оси обозначить восемь областей способностей, на вертикальной оси отметить для каждой из них средний балл. В результате получим ломаную линию — профиль способностей ребенка.

Анкета — своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь родителям и учителям при анализе поведения ребёнка, его умственного и физического развития.

Способности к занятию научной деятельностью.

(40-50 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
10. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
Итого_____

Интеллектуальные способности

(60-75 баллов говорит о наличии данных способностей)

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше на год-два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком ему из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
Итого_____

Диагностика уровня воспитанности школьников (методика Н.П. Капустина) (анкета для учащихся 5–11-х классов)

Показатели: эрудиция, отношение к труду, я и природа, я и общество, эстетический вкус, отношение к себе. Показатели:

5 – 4,5 - высокий уровень (в)

4,4 – 4 -  хороший уровень (х)

3,9 -  2,9 -  средний уровень(с)

2,8 – 2 -  низкий уровень (н)

Комплекс для экспресс-тестирования познавательных способностей учащихся.

I. ВОСПРИЯТИЕ

  Глазомер на углы

Цель: произвести оценку способности к восприятию пространственных угловых величин.

Инструкция. Перед вами бланк, на котором 10 пар равных по угловой величине фигур, обозначенных цифрами и буквами (показать несколько пар на плакате, рис. 8). Начните по порядку от фигуры № 1 и найдите соответствующую ей по угловой величине фигуру, обозначенную буквой. Запишите: № 1 - и рядом соответствующую букву, например, «к». Затем ищите фигуру № 2 и соответствующую ей по угловой величине фигуру, запишите. Время работы: 3 минуты1.


   Признаки  предмета

Цель: выявить способность выделять в воспринимаемом предмете его свойства и признаки.

При анализе результатов по данному тесту можно судить о таких важных качествах учеников, как наблюдательность, умение сосредоточиться на предмете, мыслить о нем.

Инструкция. Посмотрите на этот предмет (предъявляется какой-либо предмет). Вы должны письменно ответить на вопрос: «Какой он?». За 4 минуты назовите как можно больше признаков, характеризующих этот предмет. Старайтесь достигнуть исчерпывающей характеристики. Каждый признак нумеруйте и записывайте один под другим в столбик.

Предметы для предъявления:

Искусственный цветок, шариковая ручка, ножницы, аудиокассета, дырокол, телефон, книга, портфель, журнал, куртка.

ПАМЯТЬ

  Запоминание  несвязанного  материала - слова,  числа

Цель: выявить способность к запоминанию и воспроизведению несвязанных слов и двузначных чисел.

Инструкция. Я продиктую вам слова (числа). Постарайтесь запомнить их. По команде «Пишите», столбиком в любой последовательности запишите, что запомнили. Переспрашивать нельзя. На запись — 1 мин. По команде «Стоп» прекратите запись и подчеркните последнее слово (число).

Вариант 1

Словаелка, вода, успех, зонтик, пчела, сутки, дверь, вилка,

номер, помощь.

Числа:  17, 54, 35, 21, 70, 64, 95, 41, 86, 32.

Вариант 2

Словаваза, трагедия, вилка, ведро, радость, платье, ягода,

доска, роза, таблетка.

Числа: 73,  12, 28, 64, 45, 51, 15, 98, 32, 83.

Вариант 3

Слова: соловей, ветка, воздух, слезы, волосы, клюв, событие,

нос, кулак, ток.

Числа:  15, 23, 27, 31, 42, 45, 36, 54, 95, 62.

Вариант 4

Слова: гроза, петух, дерево, решетка, машина, весть, зерна, бумага, зеркало, лес.

Числа: 11,  18, 32, 23, 47, 52, 54, 79, 86, 92.

Вариант 5

Слова: камень, ручка, ситуация, стол, чеснок, лев, зеркало, хлеб, шапка, сумка.

Числа: 25., 34, 27, 48, 51, 63,  17, 43, 24, 73.

Вариант 6

 М Ы Ш Л Е  Н И  Е

   Аналогии.   Анализ  отношений

Цель: выявить способность устанавливать сходство в каких-либо свойствах, отношениях предметов и их функций, что предусматривает сложную аналитическую деятельность с применением таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

Инструкция. Перед вами на бланках 10 пар строк, пара слов слева находятся в определенном отношении, например, корова — теленок (мать и дитя). Рядом написано еще одно слово, к нему надо подобрать такое слово, которое бы относилось к данному так, как в соответствующей паре, например, курица — ... . К этому слову наиболее подходит слово цыпленок. Если бы нам было дано другое соотношение, например: корова - молоко (то, что человек получает от животного), то в этом случае к слову курица мы бы записали — яйцо. Время работы 3 минуты

Вариант 1

Малина -...

(ягода)

Овца —...

(стадо)

Страница —...

(книга)

Больной — ...

(здоровый)

Свитер — ...

(одежда)

Свет - ...

(темнота)

Дождь -...

(капля)

Покой - ...

(движение)

Правильно — ...

(верно)

Птица - ...

(крыло)

Физика — наука

Грядка - огород

Слово - фраза

Бодрый - вялый

Десять - число

Похвала - брань

Роман — глава

Радость — печаль

Враг — неприятель

Самолет - мотор

IV.    ВООБРАЖЕНИЕ

 Круги

Цель: определить способность к воссоздающему и творческому воображению и продуктивность воображения.

Инструкция. Перед вами бланки с изображениями 20 кругов одинакового размера (рис. 11). За три минуты постарайтесь нарисовать максимальное количество предметов или объектов, включающих в себя круг, подпишите каждый из них. Как можно интереснее и оригинальнее разнообразьте тематику своих рисунков. Проявите творчество и нестандартность мышления.

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Переключение   внимания

Развитие переключаемость внимания (перестройка внимания с одного объекта на  другой).

Инструкция. (Проводится в парах). Используя таблицу: а) показать на таблице карандашом или ручкой арабские цифры в возрастающем порядке от 1 до 25; б) показать на таблице римские цифры в убывающем порядке от XXIV до I; в) показать на таблице попеременно арабские цифры в возрастающем порядке, а римские в убывающем порядке: 1 - XXIV,   2 — XXIII   и т.д.

7

IV

10

VI

22

24

XII

11

хш

19

8

II

XVI

XIX

IX

I

20

XV

21

XXIII

3

17

6

XVII

VIII

18

12

XXIV

XIV

25

13

X

XX

1

VII

XXI

III

. 23

V

15

14

5

16

XVIII

XI

2

ХХ11

4

9

Распределение   внимания

Развитие распределяемости внимания.

Инструкция. (Проводится   в парах). Один из вас засекает время, в течение которого другой называет по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносите 1, пишите 20; произносите 2, пишите 19 и тд Подсчитайте время и количество ошибок. Чем' меньше время и количество ошибок, тем лучше распределение вашего внимания. Распределение внимания - формируемое качество.

Концентрация   внимания

Развитие умения концентрировать и распределять внимание.

Инструкция. Надо сосчитать, сколько в таблице знаков по порядку, начиная с нижнего левого угла, таким образом: один крестик один кружок, два крестика, один квадрат, два кружка, три крестика и так далее.

Каждый раз, когда начинаем считать сначала, надо поворачивать рисунок на 90 градусов. Запомнить последовательность фигур очень сложно.

О

+

+

о

о

+

D

О

+

о

+

+

+

+

О

о

+

+

о

+

о

+

о

+

+

о

        

+

+

о

Произвольность   внимания

Развитие произвольности внимания.

Инструкция. (Проводится в парах). Начертите в тетради квадрат и разбейте его на 25 клеточек (как на рисунке справа). В течение 1 5 минут перепишите в них цифры в порядке их возрастания с рисунка слева. Начинать надо с пустого верхнего левого квадрата. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40.

14

5

31

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

2

6

8

25

9

12

26

36

28

39

Примеры

Развитие сосредоточения внимания.

Инструкция. За 2 минуты найдите 20 ошибок в этих примерах и исправьте их

.

3+12=15

13+3=10

16-9=7

12-6=6

15-2=13

15+5=10

5=17=22

4+18=22

16-5=11

7+7=23

114-8=6

18-4=12

14+6=20

15-8=7

16+8=23

16+9=28

15=9=25

19+5=24

14-9=5

7+18=25

6+15=22

12-7=5

19-6=13

16=6=22

14+9=23

11+4=14

16+14=20

13-4=9

13-2=11

15-4=11

12-4=16

12-9=3

2+11=13

18-8=10

18-7=13

5+13=18

13-5=18

16-2=13

12+9=21

23+9=54

6+46=54

53-17=35

Информационный   поиск

Развитие скорости и точности зрительного восприятия.

Инструкция. (Проводится в парах). Ознакомьтесь с матрицей, посмотрите, из каких графических изображений она составлена. Как можно быстрее подсчитайте, сколько раз в ней встречается заданный эталон. Напарник зафиксирует время выполнения задания.

Пример матрицы.

Z

Л

®

Z

е

0

®

-

а

0

«=

Z

<=

Р

Л

<=

z

е

Л

®

е

Л

®

*=

-

Z

<=

Р

Р

е

р

0

Л

®

-

а

0

Z

0

е

Р

0

Л

®

<=

-

Z

Л

е

а

Р

Л

Л

®

<=

-

0

®

(Z

Р

е

0

®

<=

Р

Л

®

<=

Z

6

-

z

е

0

<=

-

а

-

р

0

Л

®

<=

-

->

р

Необходимо иметь 4-6 аналогичных матриц.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ   ПОКАЗАТЕЛИ

Волевое     усилие  «Задержка  дыхания»

Цель: определить самочувствие, состояние здоровья и проверить способность к волевому усилию.

Вам, наверное, приходилось слышать о том, что многие из нас не умеют «правильно» дышать. Отсюда часто возникают различные недомогания — головокружение и головные боли, шум в ушах, отдышка, слабость или повышенная возбудимость, нарушение обмена веществ (часто его следствием является ожирение) и т.п. Но установлено, что неправильное дыхание поддается волевому исправлению, и это ведет к исчезновению тех симптомов болезни, которые перечислены.

Надежным показателем полноценности всей системы дыхания и очень важным фактором его перестройки является длительность задержки дыхания после обычного выдоха. У здорового человека она составляет не менее 60 сек. Нужно подчеркнуть, что усилием воли нельзя задерживать дыхание настолько, чтобы это стало вредным для организма. Поэтому в качестве исследования состояния вашего здоровья, а также проверки волевого усилия, мы выполним упражнения на задержку дыхания.

Инструкция. Облокотитесь на спинку стула, руки опустите на колени, ступни ног скрестите, сядьте так, чтобы вам было удобно и комфортно. Сделайте медленный, глубокий вздох, затем медленно ^выдохните через нос и по моей команде «не дышите» - зажмите нос рукой, рот закрыт. Старайтесь сопротивляться кислородному голоданию как можно дольше. Я буду называть время через каждые 5 сек, (5, 10, 15, 20, 25 ...). В тот момент, когда вы разожмете нос, запишите на листочке время своего выдоха (последняя названная цифра). Ни в коем случае не делайте это шумно и не вдыхайте воздух ртом. Постарайтесь медленно и спокойно вдохнуть его носом (показать всю процедуру).    Приготовились. Вдох. Выдох. Не дышать!

Обработка результатов:

Длительность задержки дыхания (в сек.)

Знак

80

70

60

50

40

30

20

10

5

Оценка в баллах

<

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Задачи

Развитие образного, логического и практического мышления. Инструкция. Решите следующие задачи.

Попробуйте уравновесить свечу на весах таким образом, чтобы равновесие через какое-то время само собой нарушилось.

Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, в которой мог поместиться один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили путь. Как они это сделали?

В книжном шкафу в обычном порядке стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от 1-ой страницы первой книги и до последней — второй. Сколько страниц испортил книжный червь?

От города А до города В — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/час. Одновременно из города В по направлению к городу А вылетела ласточка со скоростью 60 км/час. Она долетела до поезда, повернула обратно и опять полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула обратно по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т.д. Так она все время нетала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

Перед вами 8 спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из одного кмадрата и двух треугольников. Как надо поместить 4 спички, чтобы получить:

а) один квадрат и 4 треугольника; б) 2 квадрата и 4 треугольника.

Разрежьте  таблицу

Развитие логического мышления.

Инструкция. Разрежьте эту таблицу с цифрами на совершенно разные части таким образом, чтобы сумма цифр в каждой части составила 34.

1

9

16

7

12

5

4

11

8

15

10

2

13

6

3

14

Клетка    с    цифрами

Способствует развитию быстроты мышления.

Инструкция. Перед вами десять чисел, расположенных в два ряда по пять. Необходимо в течение одной минуты подобрать три числа, сумма которых равна 100. Найдите два решения.

24

48

50

32

16

34

10

8

26

38

Краткий словарь специальных терминов.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Акселерация – ускоренное физическое развитие детей.

Дицелерация - замедление темпа развития детей.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайний вариант нормы.

Анализ- разложение целого на составные части или выделение части из целого.

Астенические чувства – окрашенные отрицательным эмоциональным тоном чувства подавленности, пассивного страха.

Астения – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной  утомляемости.

Группа – определенное число лиц, связанных определенной системой отношений, регулируемых некоторыми общими  ценностями и нормами.

Конформность – внешнее принятие мнения группы при внутреннем несогласии. Чувство противоположное коллективизму.

Познавательные способности - когнитивные, умственные интеллектуальные, мыслительные способности  человека.

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...