Урок "Явление тяготения. Сила тяжести". 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Гавронова Ольга Ивановна

Урок по теме "Явление тяготения. Сила тяжести". Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала. На уроке используется презентация "Всемирное тяготение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Явление тяготения. Сила тяжести.

7 класс.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цель урока: Дать понятие явления тяготения, сформировать понятие силы тяжести, объяснить причины ее возникновения, показать зависимость силы тяжести от массы тела и расстояния до центра планеты.

Задачи:

- обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия силы тяжести, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных  и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения формул на практике;

-развивающие:  расширить естественнонаучную  систему взглядов на процессы, происходящие в природе, развитие зрительной памяти, внимания, смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, зрительного восприятия,  самостоятельности  в выдвижении гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умения оценивать себя и своих товарищей.

Тип урока: урок изучения нового материала и формирования знаний, умений, навыков, возможности их применения на практике.

Формы работы учащихся: индивидуальная,  фронтальная, работа в паре.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядно-словесный, репродуктивный.

Оборудование: а) карточки красного, желтого и синего цвета для обратной связи (по числу учащихся);

а) груз на нитке, ножницы;

б) на доске: запись обозначений для графического диктанта;

в) презентация к уроку.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  1. Мотивация деятельности.  Приветствие учеников.

- Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Мы рады их видеть и рады возможности продемонстрировать свои знания, правда, ребята?

Мир сложен, он полон событий, сомнений и смелых догадок -

Как чудо природы является гений!

И в хаосе этом находит порядок!

- Кто же этот гений, этот чудак, который совершает величайшее открытие? Чудаки украшают жизнь. Это беспокойные, необыкновенно пытливые и безгранично любопытные люди, упорно выискивающие малопонятные проблемы. Упорно что-то открывают, изобретают, экспериментируют, изготавливают. Вот и мы с вами сегодня будем исследовать одно из интересных физических явлений.

II. Актуализация опорных знаний:

Мыслительная разминка

1) Повторение пройденного материала .

Итак, ещё Оноре де Бальзак «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак».

Для разминки поиграем в игру «Верю – не верю» (обратная связь: красная карточка – верю, а синяя карточка – не верю). По ходу игры задаю вопросы: «Почему веришь? Почему не веришь?»

Верите ли вы, что…

  1. Если мальчик прыгает с корабля на берег, то корабль движется в противоположную сторону? (Верю).
  2. Два тела не могут в результате взаимодействия друг с другом приобрести одинаковые по значению скорости? (Не верю).
  3. Под действием силы тело меняет свою скорость. (Верю).
  4. Сила не является мерой взаимодействия тел. (Не верю).

2). Так, что же такое сила?( причина, мера, величина векторная, обозначение)

От чего зависит результат действия силы?

 Постановка цели и темы урока. 

Учитель: Физика неотделима от эксперимента. И так перед вами опыт.

1. Перед вами – шарик на нити. Попробуйте перерезать нить. Что произойдет?

2. Возьмите любой предмет на парте и выпустите его из рук. Что произойдет и почему?

- Итак, на основе показанных опытов скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Ученики: о притяжении, о силе взаимодействия.

Учитель: Верно. Записываем тему нашего урока в тетрадь « Явление тяготения. Сила тяжести».

III. Изучение нового материала.

Примеры тяготения: выпущенный из рук предмет падает всегда вниз; падает вниз мяч, брошенный под углом к горизонту, листья деревьев опускаются на Землю, падают вниз капли дождя и снежинки. Вследствие притяжения к Земле падают тела, поднятые над Землёй, а потом отпущенные.

Какой вопрос мы можем задать?

- почему все эти тела падают вниз?

- Земля притягивает к себе все тела.

- Как вы думаете, только ли Земля обладает свойством притяжения? - Оказывается, все тела притягиваются друг к другу.(3емля - яблоко на ветке, Земля - Луна, Солнце - планеты, дерево - дерево). Слайд 3


Притяжение всех тел во Вселенной называется всемирным тяготением.

(М.В.Васильев, К.П.Станюкович .Сила, что движет мирами. Стр.16-17)


Английский ученый Исаак Ньютон первым доказал  и установил закон всемирного тяготения. (Слайды №4 , №5, 2, 6 ).

Согласно этому закону , силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются , если увеличивается расстояние между ними.  (Слайды 12, 13 о величине силы)

Для всех живущих на Земле, особенно важное значение имеет сила притяжения тел к Земле. Эта сила называется силой тяжести. Обозначение: Fтяж.  Она всегда направлена вниз ( к центру Земли).

Проблемный вопрос.

- Скажите, ребята, а где на Земле легче всего живётся? ( На экваторе, почему?)

От чего зависит сила тяжести еще, как вы думаете? (От массы)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести зависит: 1) от расстояния между центром Земли и телом; 2) от массы тела.

Физкультминутка 

Теперь -то есть у нас предлог,
Чтобы тяжесть сбросить с рук и ног,
Мы с вами выйдем из-за парт, 
И скажем дружно все: “На старт!”

Встаньте, ребята (ученикам предлагается встать и выйти из-за парты).

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что вы едете в автобусе. Вокруг заснеженные поля, деревья покрыты белым пушистым снегом. И вдруг на дорогу выбежал заяц. Водитель резко затормозил…(наклонились вперед). Но все завершилось благополучно, заяц убежал, водитель резко нажал на газ…(наклонились назад). Продолжаем ехать, и вот быстро поворачиваем направо…(наклоняются влево), дорога петляет, теперь поворот налево….(наклоняются вправо). Почему так происходило, почему вы наклонялись? (по инерции)

IV. Закрепление изученного материала

Учитель:  А сейчас графический диктант на закрепление теоретического материала.

Ученики используют значки

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55fa59d59b231/konspiekt-uroka-fiziki-tiema-sila-iavlieniie-tiaghotieniia-sila-tiazhiesti-7-klass_3.png да (вершина), –– нет (равнина), ( Написать на доске обозначения) отвечая на вопрос “Верно ли утверждение, определение, свойство?” Учитель читает вопросы.

1. Сила определяет меру действия одного тела на другое. (Да.)

2. Сила измеряется в Джоулях. (Нет.)

3. Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, называется силой тяжести. (Да.)

4. Чем больше массе тела, тем меньше его сила тяжести. (Нет.)

5. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да.)

Графический диктант учащиеся проверяют вместе с учителем.

Подумай и ответь. Слайд 21

Предлагаю вам занимательные задачи по физике Григория Остера!

1. Масса листика, сорвавшегося с березы, - 0,1 г, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой березы, 10 кг. Во сколько раз сила тяжести, действующая на планирующий листик, меньше силы тяжести, действующей на планирующего кота?

Ответ: в 10000 раз. Во столько же раз, во сколько масса листика меньше массы кота. Птички считают, что это справедливо.

2. . Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается?

V. Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

1.Ученикам предлагается вспомнить цели нашего урока. О чём мы сегодня говорили на уроке?

Домашнее задание. §25, 29.

Подготовить сообщение о силе тяжести на других планетах: Марсе, Венере, Юпитере и др

VI. Рефлексия. (Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и выберите любое из предложений, которое вам подходит.

  • Я сегодня на уроке открыл для себя много нового. (Красный цвет)
  • Мне понравился урок. (Оранжевый цвет)
  • Мне было всё равно, я не мог дождаться конца урока. (Синий цвет)


Учитель: Посмотрите на доску, урок удался. Я очень довольна вами сегодня. Физики видят то, что видят все: предметы и явления. Они также как и все восхищаются красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой им открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.


  1. М.В.Васильев, К.П.Станюкович .Сила, что движет мирами. Атомиздат. Москва. 1969.  Стр.16-17)




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Датский астроном Тихо Браге (1546-1601), долгие годы наблюдавший за движением планет, накопил огромное количество интересных данных, но не сумел их обработать. Иоганн Кеплер ( 1571-1630) используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдений Тихо Браге, установил законы движения планет вокруг Солнца, однако и он не смог объяснить динамику этого движения . Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но целых 9 лет не публиковал его, так как имевшиеся тогда неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Лишь в 1667 году, после уточнения этого расстояния, закон всемирного тяготения был наконец отдан в печать. Из истории открытия закона всемирного тяготения…

Слайд 3

Одним из первых учёных, кто понял, что не только Солнце притягивает к себе планеты, но и планеты притягивают к себе Солнце, был английский учёный Роберт Гук. Он писал: «Все небесные тела имеют притяжение, или силу тяготения к своему центру, вследствие чего они не только притягивают собственные части и препятствуют им разлетаться, как наблюдаем на Земле, но притягивают также все другие небесные тела, находящиеся в сфере их действия».

Слайд 4

Ньютон предположил, что ряд явлений, казалось бы не имеющих ничего общего (падение тел на Землю, обращение планет вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли, приливы и отливы и т. д.), вызваны одной причиной. Окинув единым мысленным взором «земное» и «небесное», Ньютон предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной — от яблок до планет! Как был открыт закон всемирного тяготения.

Слайд 5

Всемирное тяготение – взаимное притяжение между всеми телами Вселенной . Гравитационные силы – силы всемирного тяготения. Гравитационное поле – особый вид материи, осуществляющий гравитационное взаимодействие. Запомни, что …

Слайд 6

В 1687 г. Ньютон установил один из фундаментальных законов механики, получивший название закона всемирного тяготения: Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними, где m 1 и m 2 – массы взаимодействующих тел, r – расстояние между телами, G – коэффициент пропорциональности, одинаковый для всех тел в природе и называемый постоянной всемирного тяготения или гравитационной постоянной.

Слайд 7

Эксперимент Генри Кавендиша определение значения гравитационной постоянной В 1788 году английский физик Генри Кавендиш определил, насколько велика сила притяжения между двумя объектами. В результате была достаточно точно определена гравитационная постоянная, что позволило Кавендишу впервые определить и массу Земли.

Слайд 8

M = 45 ,5 кг d = 0 ,2 м M = 0,775 кг d = 0,05 м

Слайд 9

G - универсальная гравитационная постоянная 6,67  10 -11 Н*м 2 /кг 2

Слайд 10

Удивительный и странный По устройству мир земной! Во всемирной постоянной Смысл содержится простой: Притяжения здесь сила Для двух тел отражена, Килограмм у каждой было, Между ними метр длина. Е. Ефимовский

Слайд 11

Физический смысл гравитационной постоянной Гравитационная постоянная численно равна силе притяжения двух тел, массой 1 кг к аждое, находящихся на расстоянии 1 м друг от друга.

Слайд 12

1 м е т р F = 0 , 2 4 м к Н

Слайд 13

380 000 к м F = 1 0 Н 2 0

Слайд 14

Границы применимости закона Закон всемирного тяготения имеет определенные границы применимости; он применим, если : 1) взаимодействующие тела – материальные точки; 2) тела имеют форму шара; 3) одно из тел - шар большого радиуса, взаимодействующий с телом, размер которого много меньше размеров шара. Закон неприменим, например, для взаимодействия бесконечного стержня и шара. Сила тяготения становится заметной только тогда, когда хотя бы одно из взаимодействующих тел имеет очень большую массу (планета, звезда).

Слайд 15

В настоящее время механизм гравитационного взаимодействия представляется следующим образом. Каждое тело массой М создает вокруг себя поле, которое называют гравитационным. Если в некоторую точку этого поля поместить пробное тело массой т, то гравитационное поле действует на данное тело с силой F , зависящей от свойств поля в этой точке и от величины массы пробного тела. Механизм гравитационного взаимодействия

Слайд 16

Гравитационное поле С В О Й С Т В А СУЩЕСТВУЕТ ВОКРУГ ЛЮБОГО ТЕЛА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРИТЯЖЕНИЕ МЕЖДУ ТЕЛАМИ ВСЕПРОНИКАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ГРАВИТАЦИОННЫМ ЗАРЯДОМ - МАССОЙ

Слайд 17

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ…

Слайд 18

Значение закона всемирного тяготения: Объясняет движение планет Объясняет морские приливы и отливы Позволил открыть новые планеты – Нептун и Плутон Можно предсказывать солнечные и лунные затмения Можно объяснить строение Солнечной системы

Слайд 19

: Почему Луна не падает на Землю? Почему мы замечаем силу притяжения всех тел к Земле, но не замечаем взаимного притяжения между самими этими телами? Как двигались бы планеты, если бы сила притяжения Солнца внезапно исчезла? Как двигалась бы Луна, если бы она остановилась на орбите? Притягивает ли Землю стоящий на ее поверхности человек? Летящий самолет? Космонавт, находящийся на орбитальной станции? Подумай и ответь.

Слайд 20

Некоторые тела (воздушные шары, дым, птицы) поднимаются вверх, несмотря на тяготение. Как вы думаете, почему? Нет ли здесь нарушения закона всемирного тяготения? Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между двумя телами? Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли? Почему мы не замечаем гравитационного притяжения между окружающими нас телами? Подумай и ответь.

Слайд 21

Расчётные задачи Космический корабль массой 8 т приблизился к орбитальной космической станции массой 20 т на расстояние 500 м . Найдите силу их взаимного притяжения. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1000 кг каждое будет равна 6,67  10 - 9 Н ? Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 0,1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67  10 -15 Н . Какова масса каждого шарика?

Слайд 22

Вывод: Между всеми телами существует всемирное тяготение Сила взаимодействия между двумя телами зависит от массы тел и от квадрата расстояния между ними Коэффициент пропорциональности – гравитационная постоянная Всемирное тяготение осуществляется посредством гравитационного поля – особой формы материи Закон всемирного тяготения имеет границы применимости

Слайд 23

Домашнее задание §15, устно ответить на вопросы в конце параграфа, упражнение 15 (2,3,5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

План- конспект урока физики в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения сила тяжести....

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В....

План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)

Урок изучения нового материала и  его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...

План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс...