Сила Архимеда
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
8 класс
ТЕМА: Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Цели:
Общеобразовательная обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких – не зависит выталкивающая сила; изучить содержание закона Архимеда.
Развивающая: развивать умение анализировать, выделять элементы знания, понимать смысл физических величин.
Воспитательная: формирование у учащихся потребности искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей и проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
ОБОРУДОВАНИЕ: Демонстрационное – штатив, тело на нити, стакан с отливом, стакан. Фронтальное – динамометр, тело на нити, стакан с водой.
Ход урока:
Мы сегодня побываем в различных временных отрезках.
Представьте себе, что мы находимся в «Машине времени», которая может нас переносить мысленно в любую эпоху, в любую точку Вселенной. Но чтобы наш корабль перемешался необходимо топливо, топливо не простое, а правильные ответы которые вы будите давать на вопросы. Но вопросы буду задавать не я , а ваши одноклассники. Проведем батл (соревнование).
Тянут карточки с вопросами:
- Единица измерения силы.(ньютон)
- Как найти массу тела через массу тела и объем. (m=v*p)
- Куда направлена сила тяжести(вниз)
- От каких физических величин зависит давление столба жидкости. ( от плотности тела и от высоты налитой жидкости)
- Что такое манометр. ( прибор для измерения давления)
- Что такое барометр.(прибор для измерения атмосферного давления)
Ну вот наш корабль загружен топливом, можно отправляться, но мы забыли поставить перед собой цель!
Опыт первый:
Вместе измеряем вес тела в воздухе. Запоминаем, ставим черточку на динамометре. Опускаем тело в воду. Ставим вторую черту на динамометре. Что произошло с весом?
Смотрим мультфильм Оля , Коля и Архимед.
Ставим проблему. Что за сила выталкивает тело из газа и жидкости? Куда она направлена? Как обозначается?
Слайд №2.
Мы вместе выведем зависимость силы Архимеда от физических величин.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЕ
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела. Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1 , затем опустите цилиндр в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу: . Так же и для второго тела.
Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела.
ЗАДАНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЕ
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1 , затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу: . Так же и для второго тела.
Сравните выталкивающие силы .
Сделайте выводы о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде и масле.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1 , затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу: . Так же и для второго тела, но опускать в сосуд с маслом.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЕ
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Определить архимедовы силы, действующие на тело на глубине h2, большей, чем h1.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1 , затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу: . Потом опустите на другую глубину.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения.
После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. После выводы записываются в тетрадях.
Слайд № 3.
На доске проверяем размерность силы Архимеда.
Работа с учебником страница 110 определение.(читаем)
Опыт №6 с ведерком Архимеда. Делаем вывод обращаясь к определению из учебника.
Перенесемся на «Машине времени» в кабинет русского языка.
Разберем слово РЖАВАЯ на гласные и согласные.
Слайд № 4
Слайд №5 – запоминалка.
Закрепление:
Слайд №6
Слайд№7
Слайд №8 – задача решается на доске.
Физминутка.
Пусть тот сидит ,
Кто физику совсем не знает.
И руки пусть поднимет тот- кто больше знать мечтает.
И пусть присядет тот, кому не лень учится.
Все молодцы, прошу садиться.
Условия плавания тел.
Опыт № 7
Деревянное и железное тело одинакового объема опускаем в воду.
Почему одно тонет, а другое всплывает.
Слайд№9
Выводим зависимость плотности жидкости и плотности тела.
Делаем вывод.
Закрепление условия плавания тел.
Слайд №10- задача.
Слайд № 11 – ответ.
Слайд №12 –задача.
Слайд №13-ответ.
Воздухоплавание.
Выталкивает тело не только жидкость но и газ. Например воздух.
Опыт № 8
Под легкий пакет располагаем свечу – пакет начинает парить в воздухе.
Делаем вывод.
Примеры действия силы Архимеда:
Слайд №14.
Слайд № 15.
Закрепление по всему изученному:
Слайд№16,17,18.
Итог Слайд № 19.
Это интересно знать:
Слайд № 20, 21,22.
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе на тему "Сила Архимеда"
План- конспект урока«Сила Архимеда».2.Место работы - МБОУ Матышевская средняя общеобразовательная школа3.Должность - учитель физики;4.Предмет– физика;5.Класс- 76.Тема и номер у...
презентация к уроку "Сила Архимеда.Плавание тел"
Презентация к уроку "Сила Архимеда. Плавание тел".Пр. А.А.Пинского ,7 кл....
Действие жидкости на погруженное в нее тело. Сила Архимеда.
Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения....
презентация к уроку в 7 классе по теме "Сила Архимеда"
В данной работе представлены краткие методические рекомендации к уроку в 7 классе по теме «Действие жидкости на погруженное в нее тело. Сила Архимеда».Цель данного занятиязакрепить понимание зак...
Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.
Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....
Выталкивающая сила. Сила Архимеда.
Презентация к уроку Сила Архимеда. Урок составлен согласно тематическому планированию по программе 7 класса к учебнику "Физика 7". А.В. Перышкин. ...
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС "Сила Архимеда - выталкивающая сила".
Урок, "Сила Архимеда - выталкивающая сила", включен в тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класса. Данная разработка урока представлена в виде технологической карты. Методическая раз...