Тепловые являния
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Творческое название «Ода спичке»
Тип: Защита учебного проекта.
Цели :
Образовательные:
- обобщить знания по теме «Тепловые явления»;
-закрепить знание основных формул тепловых процессов;
- проверить умение пользоваться справочной литературой;
- проверить умение измерять физические величины (массу, объем, температуру ) различными способами, оценивать погрешность измерений.
Развивающие:
1.побудить учеников к применению полученных знаний в нестандартных, новых для них ситуациях;
2. познакомить с научными методами познания : экспериментальным, моделированием, методом теоретического анализа ( качественного и математического);
3. дать понятие об общей схеме процесса научного познания.
Воспитательные:
1. привитие аккуратности при выполнении эксперимента и оформлении результатов работы.
2. Формирование коммуникабельности при работе в группах.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Как определить мощность спички»
Литература:
1.Физика 8 класс, А.В. Перышкин, М., Пр.,2001.
2.Программа по физике.
3. Методика преподавания физики в 8-9 классах общеобразовательных учреждений , Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, Москва, Просвещение, 2001 год.
4. Справочник по физике и технике, Енохович.
План урока.
1.Оргмомент 2-3мин.
2.Выступление бригады « Докладчики» 7-9 мин.
3.Отчет бригады « Охотники» 3-4 мин.
4.Отчет бригады « Масса» 3 мин.
5.Отчет бригады «Пожарники» 2 мин.
6.Отчет бригады « Мыслители» 5 мин.
7.Знакомство с методом теоретического анализа.7-8 мин.
8.Моделирование (аналоговое и интуитивное) 3-4 мин.
9. Домашнее задание 3 мин.
10.Выступление экспертов 2мин.
11.Итог урока 1мин.
12. Гимн любознательных.1 мин.
Раздаточный и дидактический материал: сигнальные карточки (красные и синие), карточки оценки и самооценки различных видов деятельности на уроке, буклет «История обыкновенной спички»(по количеству учащихся), спички и спичечный коробок, спички, покрытые парафином, стакан с водой, макет Лукинской церкви, изготовленной из спичек(творчество учащихся),стенд «Человек и окружающая среда в эпоху НТР».
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, мы сегодня защищаем образовательный проект «Спичка». Экспертами будут учащиеся 9 класса, призеры районной олимпиады по физике. Они дадут оценку проекту в целом и по группам, в частности.
Работая вместе с вами над проектом, я наконец-то, поняла, для чего человек учится. Вы над этим задумывались?
Учиться надо для того, чтобы стать компетентным в некоторых вопросах, и просто для того, чтобы осознать свои способности, силу разума. Человек становится гораздо сильнее, подружившись с наукой. Согласны?
- Верю в этот полный чуда век,
В силу человеческого гения,
Не вчера ль в пещере человек,
Добывал огонь посредством трения,
Грома и грозы боялся он,
Камнем заострял стрелу кленовую,
А сейчас он к звездам устремлен,
Зажигая солнце новое.
С помощью сигнальных карточек покажите, согласны ли вы с тем, что учиться надо не только ради хорошей отметки, но и, чтобы стать компетентным, т.е. знающим человеком.
( Обратная связь, сообщающая, с каким настроением ребята входят в урок).
2.Отчет бригад о проделанной работе.
- Слово бригаде « Докладчики».
(Выслушиваются доклады об истории появления спички в обиходе, технологии их изготовления, применении различных видов спичек на практике.(Раздаются буклеты «История обыкновенной спички»).
В учетных карточках эксперты и учащиеся класса выставляют оценки за выступления).
Слово бригаде «Охотники».
1 член бригады сообщает, как защитить спички от сырости в походе, на охоте, во время рыбной ловли.
Ученик демонстрирует спичку, покрытую парафином, а затем опущенную в воду на короткое время. Чиркнув ею о коробок, наблюдается возгорание. Спичка без покрытия не загорается.
2 член бригады объясняет с точки зрения физики, почему покрытие спичек тонким слоем парафина или воска защищает головку спички от воды:
Имеет место явление несмачивания. Молекулы воды притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам воска, парафина, поэтому вода не смачивает спичку.
Слово бригаде « Масса».
Руководитель бригады демонстрирует слайд с отчетом о результатах измерения массы спички, рассказывает о погрешностях при нахождении массы спички различными способами.
Исполнители рассказывают, как проводились измерения.
Слово бригаде « Пожарники».
Руководитель демонстрирует слайд с отчетом о проведении эксперимента по определению времени горения спички. Исполнители рассказывают, какое оборудование применяли для определения времени горения спички, каким способом удалось получить результат.
Учитель:
Подходит к стенду с высказыванием: « Говорят, что из одного дерева можно сделать много спичек, а одна спичка может… (Продолжите мысль) сжечь огромный лес».
Ставится проблема, какую спичку можно придумать, чтобы экономить лес на ее изготовление.
Совместно приходят к выводу о возможности изготовления спичек с пластмассовым корпусом, съемной серной головкой, но многократно используемой палочкой – держателем.
Слово бригаде « Мыслители».
Используя экспериментальные данные, член бригады рассчитывает количество теплоты, выделившееся при сгорании спички, а затем мощность спички.(Демонстрируется слайд с расчетными выкладками).
Таким образом, проводится теоретический анализ с применением математического метода для данной модели.
Школьники решают обычную для них задачу:
Дано:
m=0.00001 кг, q= 13000000 Дж/кг* град, Q=?
Решение.
Q= m*q
Q=1230 Дж
Находят мощность по формуле: P=Q/t, P= 52 Вт, но ведь даже лампочка от карманного фонаря имеет мощность всего 1-1,2 Вт.
Получили противоречие.
Сравним еще с чем–то энергию, выделившуюся при сгорании спички, например, выясним ,какую массу воды можно нагреть на 1 градус данное количество теплоты.
Дано:
t2-t1=1 градус, с = 4200 Дж/кг* град, Q = 1230 Дж, m=?
Решение
Q= c*m*(t2-t1), m= Q/c* t2-t1)=310г.
Учитель:
Опять получен нереальный результат.
Каковы же причины расхождений?
- Мы слишком упростили процесс горения, не учли потери энергии на конвекционные потоки, излучение, то, что энергия выделяется не мгновенно. При проверке, в случае с водой, не были учтены потери на нагревание сосуда, в котором находится вода, нагревание окружающего воздуха.
В справочнике по физике и технике А.С.Еноховича приводится пример с лампочкой, которая лишь 4 процента потребляемой электроэнергии тратит на видимое излучение – свет, остальная энергия уносится конвекционными потоками, инфракрасными лучами. Интуитивно можно предположить, что в случае со спичкой возможна похожая ситуация, т.е. не 52 Вт мощность, а в 25 раз меньше, т.е. около 2 Вт. Это уже результат ближе к реальному.( Демонстрируется слайд «Зри в корень!»)
_ Домашнее задание.
Нам осталось изучить две темы « Электромагнитные» и «Световые явления».
Я предлагаю еще две проблемы включить в проект «Спичка»:
1) Проверить на опыте. На каком расстоянии темной ночью можно увидеть отблеск спички. ( Некоторые утверждают , что на расстоянии около 60 км.).
2) Изменится ли намагниченность полосового магнита, если его нагреть спичкой? Результаты попробуйте объяснить на основании знаний о строении вещества.
Итак, работа над проектом продолжается, « Вперед, любознательные!»
Слово экспертам, оцените Защиту проекта с точки зрения научности, доступности исследования, полезности.
- Итоги урока.
Собираются учетные карточки оценки и самооценки видов деятельности на уроке, при выставлении оценок результаты, отмеченные в них, также учитываются.
Звучит Гимн Любознательных:
Однажды Лобачевский думал, кутаясь в пальто,
Как мир прямолинеен, видно, что-то здесь не то,
И он вгляделся пристально в безоблачную высь,
И там все параллельные его пересеклись,
Все знакомо давно, тем не менее,
На Земле еще много всего,
Что достойно, поверь, удивления и твоего, и моего.
Удивляюсь траве, удивляюсь цветам, удивляюсь, упругости стали,
Удивляюсь тому, чему люди порой удивляться давно перестали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка 3-х уроков "Электромагнитные являния" 8 класс
Полная разработка 3-х уроков в 8 классе в разделе "Электромагнитные явления" с ссылками на видеоматериал в интернет и заданиями для закрепления."Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магн...
Презентация к уроку по физике для 8 класса по теме "КПД тепловых теплового двигателя"
Презентация к уроку физики для 8 класса по теме "КПД теплового двигателя"...
Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловых машин.
Методическая разработка открытого урока на тему: «Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловых машин. КПД теплового двигателя» предназначена для студентов первого курса.Основной целью ...
Методическая разработка занятия "Тепловые двигатели и КПД тепловых двигателей"
Методическая разработка может быть использования на уроках физики в СПО (10 класс) с базовым уровнем подготовки по физике....
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Разработка урока по теме: «Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. За и против…» по дисциплине «Физика»
Подробный план-конспект открытого урока физики по Шадрикову, проведенный в группе по профессии "Повар, кондитер"....
Конспект урока физики в 10 классе "Роль тепловых двигателей в развитии теплоэнергетики и транспорта. Тепловые двигатели и охрана природы"
В конспекте освещаются ряд научно-технических достижений и проблем связанных с развитием тепловых двигателей, в целях формирования у учащихся умения систематизировать знания, устанавливать связь науч...
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"
Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...