Открытый урок на конкурс Учитель года - "Суд над силой трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Кайибханова Анастасия Сергеевна

Нетрадиционный урок - урок, позволяющий разнообразить учебный процесс. Такие необычные уроки приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ведь тогда надо проявить не только свои знания, но и смекалку, творчествоЧтобы достичь поставленной цели я решила провести урок в яркой образной форме, поэтому выбрала театрализованный вид урока. Такой вид урока способствовал поддержке необходимой психологической атмосферы, взаимному общению. На уроке использовались словесные, наглядные методы, а также методы приобретения и применения знаний. Новая информация была представлена детям в необычной форме, что также способствует запоминанию сложного материала. Я считаю, что мне удалось создать на уроке дружественную атмосферу, в работу на уроке были вовлечены практически все учащиеся – именно они представляли информацию по теме – при этом ученики отнеслись к этому ответственно, а вследствие внимания детей к теме было на протяжении всего урока.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sud_nad_siloy_treniya.docx58.94 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Конспект урока        1

Самоанализ        9

Роли, карточки для детей        10

Речь ведущего        15

Тест по теме урока        20

Реквизит        22

Конспект урока

Урок «Суд над силой трения»

Нетрадиционный урок - урок, позволяющий разнообразить учебный процесс. Такие необычные уроки приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ведь тогда надо проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество

Цель урока: познакомить учащихся с новой физической величиной – силой трения, показать положительную и отрицательную роль трения в жизни человека, таким образом подтвердить связь науки физики с жизнью.

Форма проведения урока – театрализованное представление

Тип урока – урок новых знаний

Урок коммуникативного типа

Ход урока

Голос за кадром - Всем встать! Суд идет!

Здравствуйте ребята, гости нашего урока, меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок физики пройдет в непривычной для вас форме. На уроке присутствуют гости. Поверьте, мне кто-то из них очень любит физику и посвятил ей всю жизнь, а есть те, кому возможно изучать этот предмет достаточно скучно. Предлагаю наш с вами урок построить таким образом, чтобы никто сегодня не скучал. Для этого мне очень понадобится ваша помощь.

Урок физики сегодня пройдет в форме театрализованного представления. Тема урока звучит следующим образом –

«Суд над физической величиной», над силой, личность ее нам неизвестна.

Сегодня в роли судьи я выступаю. И прежде чем распределить роли между вами, предлагаю провести небольшой тренинг, который проводят настоящие актеры для раскрепощения. Для этого встаньте.

Тренинг называется «Потянулись – сломались» (Учащиеся должны встать прямо, руки и все тело устремляются вверх, но ступня полностью прилегает к полу, пятки не отрывать ни в коем случае. Учитель говорит: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (пятки должны находиться на полу), чтобы стать еще выше. А теперь представьте, что кисти ваших рук сломались и повисли безвольно. Затем руки ломаются в локтях, плечах, плечи упали, голова повисла, сломались в талии, колени подогнулись, все упали на пол. Встряхнулись немного. И на месте потопали как пингвины, можно повернуться по кругу.) Вы просто молодцы! Спасибо вам за доверие.

Участниками судебного процесса сегодня являются – адвокат, обвиняемая, прокурор, стенографистка, первые свидетели (2 человека), второй свидетель, следователь обвинения, следователь защиты, пассажиры автобуса (3 человека), министр финансов.

Распределяем костюмы.

На ваших столах лежат роли и элементы театральных костюмов. Ознакомьтесь с вашими персонажами, их характерами и в ходе беседы с соседом по парте, продумайте ваше выступление. Роли сегодня достались не всем, поэтому попрошу остальных ребят поддержать своих одноклассников. Для многих это дебют, а для кого-то этот урок может определить его дальнейшую судьбу- не исключено, что среди нас есть будущие актеры театра и кино.

Персонаж - судья - учитель

Персонаж – стенографистка Девушка. Реквизит – ноутбук. Создает видимость того, что печатает текст.

При выступлении Силы Ньютоновны Реакции Опоры выкрикивает, перебивая – «Уважаемая, не торопитесь. Помедленнее, пожалуйста, я записываю»

Персонаж - обвиняемая, она же сила трения Скромная, тихая, чувствует свою вину, постоянно наклоняет голову вниз, молчалива, изредка тихо плачет. В руках носовой платок.

Текст – При первичном опросе судьи, молчит.

Начало судебного процесса:

Судья - Итак, наша первая задача определить личность обвиняемой и ее сообщников, и только после этого определимся виновна она или нет!!!

Ваше имя? Фамилия? Кто ваши родители?  (Обвиняемая – молчит) Молчать надумали, госпожа обвиняемая. Ничегоооо. Найдутся свидетели, с помощью которых мы установим вашу личность. – Вызываются первые свидетели для установления личности обвиняемой – Сила Ньютоновна Реакции Опоры и ее дочь Масса Килограммовая. Положите руку на учебник физики и поклянитесь говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Слушаем Вас

Персонаж - Сила – это дама средних лет, которая очень следит за собой, жеманна, чем-то напоминает жену олигарха. В руках пилочка для ногтей, сумочка с собачкой, постоянно поправляет свою прическу и смотрится в зеркало. Речь произносит быстро, тараторит.  На груди табличка N- сила реакции опоры, Н

Персонаж – Масса -  это девочка, которая, в разговоре поддерживает мать, каждый раз повторяет – Да, да, да.  Немного перебивая ее. При этом жует жвачку, Завязаны хвостики. В руке – игрушка.  К сцене идет за руку с мамой, припрыгивая. На груди табличка – m, кг.

-Клянусь говорить только правду, и ничего кроме правды. Ну что вы хотите от меня!!! Да, (пауза) мы с ней знакомы, и (поворачивается к дочери) дочь моя тоже. А вообще -  эта обвиняемая полностью зависит от меня. Без меня она никто. (пауза – т.к. к ней обращается стенографистка) Нашли кого обвинять, ведь все что она может делать – это только благодаря мне., я ее земная покровительница. (громко) Запомните мое имя!!!!

Судья – Спасибо, Сила Ньютоновна, можете проходить на место. Вызывается второй свидетель – это предполагаемый сообщник обвиняемой – Коэффициент Бесфамильный.

Персонаж Коэффициент Бесфамильный – мужчина в возрасте, ухожен, носит очки и цилиндр(шляпу), в руке трость, в костюме. Строгий, говорит четко, громко, как военный. На груди - µ.

- Клянусь говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Я присутствую здесь только для того чтобы поддержать обвиняемую. (Выкрик в зале – «Да он сообщник!!!») Она делает столько добра для всех окружающих, именно благодаря ей мы все можем передвигаться по земле. Если вы осудите ее, и она перестанет действовать, то нас ожидают непредсказуемые последствия. Ваша честь (поворачивается к судье), если она перестанет действовать, то все мы и, извините меня, Вы (пауза), и все присутствующие (пауза, поворачивается на аудиторию) тоже окажемся голыми в таком уважаемом месте, как суд! И как законопослушному гражданину, мне не стыдно назвать ее имя – это (пауза, поворачивается к обвиняемой) – Сила Трения. Извини

На доске появляется файл с названием силы трения

Судья – для дачи показаний вызывается учитель истории физики

Персонаж – учитель истории физики (говорит медленно)

В 18 веке французский физик Шарль Огюстен Кулон открыл закон, согласно которому сила трения между твердыми телами не зависит от площади соприкосновения, а пропорциональна силе реакции опоры - N и зависит от свойств соприкасающихся поверхностей. Зависимость силы трения от свойств соприкасающихся поверхностей характеризуется коэффициентом трения – µ(мю) 

Судья – Личность обвиняемой установлена, продолжаем процесс. Благодаря ее сообщникам, мы можем вычислить ее формулу. Итак, сила трения зависит непосредственно от ее сообщников и покровителей – это Сила Ньютоновна Реакции Опоры и Коэффициент - встаньте покажитесь для всех.

На доске появляется файл с формулой.

Судья - Итак, теперь, когда мы знаем кто Вы, обвиняемая. Будьте добры ответить на ряд вопросов:

1) Кто ваши родители?

Сила Трения - Мои родители — (говорит четко, осознавая важность информации) это силы взаимодействия между частицами вещества и шероховатости поверхностей. Благодаря им я появилась на свет, они всему меня научили.

2)Насколько я понимаю, т.к. Вы – Сила и значит величина векторная, ответьте нам на вопрос – какое направление вы имеете? Как Вы направлены?

Сила трения - Направлена я всегда против движения

3)Объясните для всех, в чем Вас обвиняют?            Как? Каким образом?

Сила Трения – Понимаете, когда одно тело начинает двигаться по поверхности другого, я начинаю действовать. (вопрос судьи – Как? Каким образом?) Я мешаю (пауза) движению.

Судья – Слово предоставляется прокурору

Персонаж - прокурор

Ваша честь, в зале суда присутствует следователь, я предлагаю всем посмотреть следственный эксперимент.

Судья - Прошу Вас, следователь обвинения, пройти к кафедре, для демонстрации следственного эксперимента

1 Демонстрация - Возьмем брусок с грузом, к нему прикрепим динамометр – прибор для измерения силы. Начинаем аккуратно тянуть – груз сначала не сдвигается с места – причина этому обвиняемая сила трения, которая препятствует движению.

2 Демонстрация - две тележки – одна движется по гладкой поверхности, другая по песку. Одна останавливается раньше другой.

Персонаж -Следователь обвинения

Добрый день. Это… Посмотрим следственный эксперимент. (показывает эксперимент) Эээ… Тут в прочем все ясно. Дело доказано. Посмотрите, что творит обвиняемая – она препятствует движению законопослушных граждан. Именно из-за ее преступных действий, одна из тележек остановилась раньше другой. Если бы не она!!! Эх, мы бы могли двигаться бесконечно и без всяких двигателей!!!И еще, если бы не обвиняемая, я смог бы одним пальцем сдвинуть эту кафедру!!!(демонстрирует попытку)

Судья - Спасибо, уважаемый следователь… Дело почти закрыто… История мне почти полностью понятна.

Персонаж -Выкрик из зала 1 – (речь произносится после первого эксперимента и слов судьи) Да она невиновна!!!!, Судья куплен!!!!

Судья - Слово предоставляется следователю защиты.

Демонстрация – руки смачивают мыльным раствором и пытается поднять бутылку с водой, она выскальзывает.

Персонаж – следователь защиты – говорит очень эмоционально, возмущается

Посмотрите, здесь действие силы трения исключено, исключено при помощи смазочных материалов! И что мы получаем – невозможно поднять ни один предмет!!! Что если мы исключим ее из нашей жизни – мы не сможем поднять ни один предмет, именно благодаря ей мы можем ходить, благодаря ей на нас держится одежда. Если бы не она, автомобиль никогда бы не остановился перед пешеходным переходом.

Судья – Благодарю Вас, товарищ следователь. Проходите на место. Вызываются следующие свидетели - пассажиры автобуса – 3 человека.

Персонажи – пассажиры автобуса – Первый – идет давать показания, хромая. Второй – с перевязанной головой. Третий с синяком.

Первый - Мы ехали, ехали и тут НА!!! – взмахивает руками.  

Второй - У меня шишка на лбу. 

Третий -У меня вон что! Из-за ее действий (показывает на обвиняемую) автобус резко остановился, могла бы быть и потактичнее!!!– показывает на синяк под глазом.

Все вместе – Это она во всем виновата!!!!

Персонаж -Выкрик из зала 2 (после выступления пассажиров автобуса) Это просто ужас!!! Нужно немедленно оградить ее от общества!!!

Судья – Прошу тишины в зале. Еще один выкрик, и вы будете удалены из зала суда. Нам осталось заслушать последнего свидетеля - это многоуважаемый министр финансов. Прошу Вас подойти для дачи показаний.

Персонаж – министр финансов – очки, галстук, в руках папка с документами, по дороге к сцене они выпадают.

Наша главная задача – это экономия! Сколько из-за нее- из-за силы трения изношено шин, одежды, обуви! Греются и истираются ответственные узлы и детали машин, тратится дорогая энергия в механизмах и транспорте на её преодоление, невозможно покататься летом на лыжах, в атмосфере сгорают метеориты, не долетев до Земли, тормозится движение судов в море, рыбам приходится принимать обтекаемую форму. Автомобилям, самолетам придают форму рыб и дельфинов.

   Представляете, какая была бы экономия топлива на транспорте, не будь силы трения! Это же колоссальные деньги!

Судья – Благодарю, проходите на место. Мы заслушали сторону защиты и сторону обвинения. Предоставляем последнее слово Вам, адвокат.

Персонаж - адвокат

Ваша Честь, господин прокурор и уважаемые свидетели! Представим на миг, что наш город медленно покидает Сила Трения. Ужасная картина предстаёт перед нами: движущиеся по дорогам машины начинают сталкиваться друг с другом, не имея возможности остановиться. Множество автомобилей медленно движутся по городу, ломая и круша всё на своём пути. Толпа зевак, прибежавших посмотреть, что происходит, ужаснётся, поняв, что не в силах остановиться. Затем начнут расползаться на части прямо на своих владельцах и обувь, и одежда, станет разваливаться мебель, со стен попадают картины и часы. И тут начинается самое страшное! Рушится всё, что считалось прочным и надёжным: дома, мосты и …наша жизнь. И, что самое главное, моя подзащитная останется неосужденной, потому что ни вы, глубокоуважаемый судья, ни господин прокурор, ни свидетели не сможете сделать ни шагу!!!! Вправе ли мы судить госпожу Силу Трения, задумайтесь!!

Судья – Заслушав, обе стороны, суд пришел к следующему решению. Сложно представить себе мир без силы трения, поэтому в полной мере не можем понять ее ценность. Да, именно она виновата в том, что истираются части механизмов, она тормозит движение судов в море, но ее отсутствие приведет к непоправимым последствиям – мы не сможем передвигаться, предметы при малейшем наклоне будут скатываться с поверхности, Рассмотрев дело подсудимой, суд учел и положительные и отрицательные ее проявления. Природа мстит нам, когда мы действуем наперекор ее законам или не учитываем их. Но и помогает нам, когда мы ставим их на службу человеку. Заседание суда считаю законченным.

Давайте подведем итоги. Проведем небольшой тест. В тесте вы найдете подсказки, используйте их. Итоги подведем прямо на уроке.

Итоговый тест

1. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед… (Вспомните, что делает дворник зимой и зачем?)

А. увеличивается Б. не изменяется В. Уменьшается Г. равна нулю

2. При смазке трущихся поверхностей сила трения… (вспомните эксперимент с бутылкой)

А. уменьшается Б. не изменяется В. Увеличивается Г. равна нулю

3. Силу трения измеряют… (какой прибор сегодня использовался на уроке)

А. барометром Б. манометром В. Динамометром Г. термометром

4. Совпадает ли сила трения с направлением скорости движения тела? (или, о чем говорил следователь обвинения?)

А. совпадает с направлением скорости, Б. направлена в сторону, противоположную направлению скорости.

5. При завинчивании шурупы смазывают мылом, при этом сила трения … (Или, какой эксперимент провел следователь защиты?)

А. увеличивается, Б. не изменяется, В. уменьшается

6. Выберите величины от которых зависит сила трения (Вспомните выступление сообщников силы трения)

А. Сила реакции опоры Б. Скорость В. Коэффициент трения Г. Площадь соприкасающихся поверхностей

7. Чем больше масса тела, перемещающегося по горизонтальной поверхности тем сила трения (Вспомните, о чем говорила Масса Килограммовна?) –

 А.  Больше Б. Меньше В. Утверждения «Больше», «Меньше» неверны, сила трения не зависит от массы

Чего мы сегодня не делали на уроке? Что вы делаете на уроке обычно?

Ребята, сегодня многое зависело от вас. Спасибо. Я считаю, что сегодня каждый из вас постарался, именно благодаря вам у нас получилось необычно познакомиться с новой физической величиной. Аплодисменты!!!

Самоанализ

Цель урока: формирование теоретических знания и практические умении учащихся по теме «Сила трения»

Образовательные задачи  урока: сформировать понятие  силы трения, показать формулу для расчета силы трения, рассмотреть способы уменьшения и увеличения силы трения, рассмотреть какое значение имеет сила трения в жизни человека.

Воспитательные задачи урока: показать важность наличия трения в быту, показать вредность наличия трения в технике и промышленности, активизировать творческие способности учеников, повысить мотивацию к изучению предмета.

Развивающие задачи урока: способствовать развитию аналитического и логического мышления учеников

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок - театрализованное представление.

Тип урока – Чтобы достичь поставленной цели я решила провести урок в яркой образной форме, поэтому выбрала театрализованный вид урока. Такой вид урока способствовал поддержке необходимой психологической атмосферы, взаимному общению. На уроке использовались словесные, наглядные методы, а также методы приобретения и применения знаний. Новая информация была представлена детям в необычной форме, что также способствует запоминанию сложного материала. Я считаю, что мне удалось создать на уроке дружественную атмосферу, в работу на уроке были вовлечены практически все учащиеся – именно они представляли информацию по теме – при этом ученики отнеслись к этому ответственно, а вследствие внимания детей к теме было на протяжении всего урока.  Я не стала распределять роли между всеми учениками, т.к. всегда есть вероятность того, что кто-то откажется.

Роли, карточки для детей

Персонаж – стенографистка. Девушка в розовых очках. Создает видимость того, что печатает текст. Говорит протяжно, «выделываясь».

Реквизит – ноутбук, розовые очки.

При выступлении первых свидетелей - Силы Ньютоновны Реакции Опоры - выкрикивает, перебивая – «Уважаемая, не торопитесь. Помедленнее, пожалуйста, я записываю»

Персонаж - обвиняемая, она же сила трения Скромная, тихая, чувствует свою вину, постоянно наклоняет голову вниз, молчалива, изредка тихо плачет. Реквизит - В руках носовой платок. На голове завязать платок «как у Аленушки».

(слова судьи - Ваше имя? Фамилия? Кто ваши родители?)  - молчание        

(слова судьи – Кто ваши родители). -

Мои родители — (говорит четко, осознавая важность информации) это силы взаимодействия между частицами вещества и шероховатости поверхностей. Благодаря им я появилась на свет, они всему меня научили.

(Вопрос судьи – Как вы направлены?)

Направлена я всегда против движения

 (вопрос судьи - Объясните для всех, в чем Вас обвиняют?)

Понимаете, когда одно тело начинает двигаться по поверхности другого, я начинаю действовать.

(слова судьи -  Как? Каким образом?)

Я мешаю (пауза) движению тел.

Персонаж – учитель истории (говорит медленно и заунывно, растягивая гласные)

Речь - В 18 веке французский физик Шарль Огюстен Кулон открыл закон, согласно которому сила трения между твердыми телами не зависит от площади соприкосновения, а пропорциональна силе реакции опоры - N и зависит от свойств соприкасающихся поверхностей. Зависимость силы трения от свойств соприкасающихся поверхностей характеризуется коэффициентом трения – µ(мю) 

Персонаж – Сила Ньютоновна Реакции Опоры – это дама средних лет, которая очень следит за собой, жеманна, чем-то напоминает жену олигарха. Речь произносит быстро, тараторит. Реквизит - в руках сумочка с собачкой, постоянно поправляет свою прическу и смотрится в зеркало, на голове аккуратно завязан шарф На груди табличка N- сила реакции опоры, Н

-Клянусь говорить только правду, и ничего кроме правды. Ну что вы хотите от меня!!! Да, (пауза) мы с ней знакомы, и (поворачивается к дочери) дочь моя тоже. А вообще -  эта обвиняемая полностью зависит от меня. Без меня она никто. Нашли кого обвинять, ведь все что она может делать – это только благодаря мне., я ее земная покровительница. (громко) Запомните мое имя – Сила Ньютоновна Реакции Опоры!!!! (по ходу речи будет выкрик стенографистки – не волноваться).

Персонаж – Масса Килограммовна -  это девочка, которая, в разговоре поддерживает мать – Силу Реакции. При этом жует жвачку. Завязаны хвостики, есть бантик. Говорит ехидно, после слов матери. В руке – игрушка.  К сцене идет за руку с мамой, припрыгивая. На груди табличка – m, кг.

 - А меня зовут Масса Килограммовна, и от меня она тоже зависит!!! Чем я больше, тем больше и она!!!

Персонаж - Коэффициент Бесфамильный – мужчина в возрасте, ухожен, носит очки и цилиндр(шляпу), в руке трость, в костюме. Строгий, говорит четко, громко, как военный. На груди - µ.

- Клянусь говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Я присутствую здесь только для того чтобы поддержать обвиняемую. (По ходу речи будет выкрик в зале – «Да он сообщник!!!») Она делает столько добра для всех окружающих, именно благодаря ей мы все можем передвигаться по земле. Если вы осудите ее, и она перестанет действовать, то нас ожидают непредсказуемые последствия. Ваша честь (поворачивается к судье), если она перестанет действовать, то все мы и, извините меня, Вы (пауза), и все присутствующие (пауза, поворачивается на аудиторию) тоже окажемся голыми в таком уважаемом месте, как суд! И как законопослушному гражданину, мне не стыдно назвать ее имя – это (пауза, поворачивается к обвиняемой) – Сила Трения. Извини 

Прокурор говорит с места, нужно встать, говорить громко и четко – Ваша честь, в зале суда присутствует следователь, я предлагаю всем посмотреть следственный эксперимент.

Персонажи – пассажиры автобуса – Первый – идет давать показания, хромая. Второй – с перевязанной головой. Третий с синяком.

Первый (хромой) - Мы ехали, ехали и тут НА!!! – взмахивает руками.  

Второй (завязана голова) - У меня шишка на лбу. 

Третий (синяк) -У меня вон что! Из-за ее действий (показывает на обвиняемую) автобус резко остановился, могла бы быть и потактичнее!!!– показывает на синяк под глазом.

Поворачиваются на обвиняемую, и все вместе говорят – Это она во всем виновата!!!! 

Выкрик из зала 1 – (речь произносится после первого следственного эксперимента и слов судьи) - Да она невиновна!!!! Судья куплен!!!!

Следователь обвинения– (персонаж типичный полицейский) – выходит к доске.

1 Демонстрация (для демонстрации все готово) - Речь -  Возьмем брусок с грузом, к нему прикрепим динамометр – прибор для измерения силы. Начинаем аккуратно тянуть – груз сначала не сдвигается с места – причина этому обвиняемая сила трения, которая препятствует движению. Сколько сил мы тратим напрасно! Тянем, тянем, а оно не двигается?! Это сила трения оказывает препятствие.

2 Демонстрация (для демонстрации все готово) - две тележки – одна движется по гладкой поверхности, другая по песку. Одна останавливается раньше другой.

Добрый день. Это… Посмотрим следственный эксперимент. (показывает демонстрацию) Эээ… Тут в прочем все ясно. Дело доказано. Посмотрите, что творит обвиняемая – она препятствует движению законопослушных граждан. Именно из-за ее преступных действий, одна из тележек остановилась раньше другой. Если бы не она!!! Эх, мы бы могли двигаться бесконечно и без всяких двигателей!!!И еще, если бы не обвиняемая, я смог бы одним пальцем сдвинуть эту кафедру!!! (демонстрирует попытку толкнуть стол)

Выкрик из зала 2 (после выступления пассажиров автобуса) Это просто ужас!!! Нужно немедленно оградить ее от общества!!!

Персонаж – следователь защиты – говорит очень эмоционально, возмущается. Выходит к доске после приглашения судьи.

  1. Демонстрация - (показывает демонстрацию, поясняя).  – Возьмем в руки шелковый платок. Он очень гладкий. Между ним и поверхностью тела практически отсутствует трение, посмотрите, он соскальзывает. Тоже самое будет происходить с любой одеждой, если силу трения исключить из нашей жизни!
  2. Демонстрация – руки смачивают мыльным раствором и пытается поднять бутылку с водой, она выскальзывает.

 (показывает демонстрацию, поясняя). Возьмем бутылку с водой, намылим руки и попробуем ее удержать в руках. Посмотрите, здесь действие силы трения исключено, исключено при помощи смазочных материалов! И что мы получаем – невозможно поднять ни один предмет!!! Именно благодаря ей мы можем ходить, благодаря ей на нас держится одежда. Если бы не она, автомобиль никогда бы не остановился перед пешеходным переходом.

Персонаж – министр финансов – шляпа, в руках портфель с документами

Наша главная задача – это экономия! Сколько из-за нее - из-за силы трения изношено шин, одежды, обуви! Греются и истираются ответственные узлы и детали машин, тратится дорогая энергия в механизмах и транспорте на её преодоление, невозможно покататься летом на лыжах, в атмосфере сгорают метеориты, не долетев до Земли, тормозится движение судов в море, рыбам приходится принимать обтекаемую форму. Автомобилям, самолетам придают форму рыб и дельфинов.

   Представляете, какая была бы экономия топлива на транспорте, не будь силы трения! Это же колоссальные деньги!

Персонаж - адвокат – когда позовет судья, выходит к доске

 Ваша Честь, господин прокурор и уважаемые свидетели! Представим на миг, что наш город медленно покидает Сила Трения. Ужасная картина предстаёт перед нами: движущиеся по дорогам машины начинают сталкиваться друг с другом, не имея возможности остановиться. Множество автомобилей медленно движутся по городу, ломая и круша всё на своём пути. Толпа зевак, прибежавших посмотреть, что происходит, ужаснётся, поняв, что не в силах остановиться. Затем начнут расползаться на части прямо на своих владельцах и обувь, и одежда, станет разваливаться мебель, со стен попадают картины и часы. И тут начинается самое страшное! Рушится всё, что считалось прочным и надёжным: дома, мосты и …наша жизнь. И, что самое главное, моя подзащитная останется неосужденной, потому что ни вы, глубокоуважаемый судья, ни господин прокурор, ни свидетели не сможете сделать ни шагу!!!! Вправе ли мы судить госпожу Силу Трения, задумайтесь!!

Речь ведущего

Здравствуйте ребята, гости нашего урока, меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок физики пройдет в непривычной для вас форме. На уроке присутствуют гости. Поверьте, мне кто-то из них очень любит физику и посвятил ей всю жизнь, а есть те, кому возможно изучать этот предмет достаточно скучно. Предлагаю наш с вами урок построить таким образом, чтобы никто сегодня не скучал. Для этого мне очень понадобится ваша помощь.

Урок физики сегодня пройдет в форме театрализованного представления. Тема урока звучит следующим образом – «Суд над физической величиной», над силой, и личность ее нам неизвестна.

Сегодня в роли судьи я выступаю. И прежде чем распределить роли между вами, предлагаю провести небольшой тренинг, который проводят настоящие актеры для раскрепощения. Для этого встаньте.

Тренинг называется «Потянулись – сломались» (Учащиеся должны встать прямо, руки и все тело устремляются вверх, но ступня полностью прилегает к полу, пятки не отрывать ни в коем случае. Учитель говорит: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (пятки должны находиться на полу), чтобы стать еще выше. А теперь представьте, что кисти ваших рук сломались и повисли безвольно. Затем руки ломаются в локтях, плечах, плечи упали, голова повисла, сломались в талии, колени подогнулись, все упали на пол. Встряхнулись немного. И на месте потопали как пингвины, можно повернуться по кругу.) Спасибо за доверие.

Распределим роли -  На листочках записаны ваши образы и ваша речь – она выделена жирным шрифтом, реквизит я вам раздам. Не волнуйтесь – подойду к каждому и все поясню.

Судья - Итак, наша первая задача определить личность обвиняемой и ее сообщников, и только после этого определимся виновна она или нет!!!

Ваше имя? Фамилия? Кто ваши родители?  (Обвиняемая – молчит) Молчать надумали, госпожа обвиняемая. Ничегоооо. Найдутся свидетели, с помощью которых мы установим вашу личность. – Вызываются первые свидетели для установления личности обвиняемой – Сила Ньютоновна Реакции Опоры и ее дочь Масса Килограммовая. Положите руку на учебник физики и поклянитесь говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Слушаем Вас

-Клянусь говорить только правду, и ничего кроме правды. Ну что вы хотите от меня!!! Да, (пауза) мы с ней знакомы, и (поворачивается к дочери) дочь моя тоже. А вообще -  эта обвиняемая полностью зависит от меня. Без меня она никто. (пауза – т.к. к ней обращается стенографистка) Нашли кого обвинять, ведь все что она может делать – это только благодаря мне., я ее земная покровительница. (громко) Запомните мое имя!!!!

Судья – Спасибо, Сила Ньютоновна, можете проходить на место. Вызывается второй свидетель – это предполагаемый сообщник обвиняемой – Коэффициент Бесфамильный.

- Клянусь говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Я присутствую здесь только для того чтобы поддержать обвиняемую. (Выкрик в зале – «Да он сообщник!!!») Она делает столько добра для всех окружающих, именно благодаря ей мы все можем передвигаться по земле. Если вы осудите ее, и она перестанет действовать, то нас ожидают непредсказуемые последствия. Ваша честь (поворачивается к судье), если она перестанет действовать, то все мы и, извините меня, Вы (пауза), и все присутствующие (пауза, поворачивается на аудиторию) тоже окажемся голыми в таком уважаемом месте, как суд! И как законопослушному гражданину, мне не стыдно назвать ее имя – это (пауза, поворачивается к обвиняемой) – Сила Трения. Извини

На доске появляется файл с названием силы трения

Судья – для дачи показаний вызывается учитель истории физики

В 18 веке французский физик Шарль Огюстен Кулон открыл закон, согласно которому сила трения между твердыми телами не зависит от площади соприкосновения, а пропорциональна силе реакции опоры - N и зависит от свойств соприкасающихся поверхностей. Зависимость силы трения от свойств соприкасающихся поверхностей характеризуется коэффициентом трения – µ(мю) 

Судья – Личность обвиняемой установлена, продолжаем процесс. Благодаря ее сообщникам, мы можем вычислить ее формулу. Итак, сила трения зависит непосредственно от ее сообщников и покровителей – это Сила Ньютоновна Реакции Опоры и Коэффициент - встаньте покажитесь для всех.

На доске появляется файл с формулой. –

Судья - итак сила трения зависит от силы реакции опоры и от коэффициента, который характеризует поверхности. Теперь, когда мы знаем кто Вы, обвиняемая. Будьте добры ответить на ряд вопросов:

1) Кто ваши родители?

Сила Трения - Мои родители — (говорит четко, осознавая важность информации) это силы взаимодействия между частицами вещества и шероховатости поверхностей. Благодаря им я появилась на свет, они всему меня научили.

2)Насколько я понимаю, т.к. Вы – Сила и значит величина векторная, ответьте нам на вопрос – какое направление вы имеете? Как Вы направлены?

Сила трения - Направлена я всегда против движения

3)Объясните для всех, в чем Вас обвиняют?            Как? Каким образом?

Сила Трения – Понимаете, когда одно тело начинает двигаться по поверхности другого, я начинаю действовать. (вопрос судьи – Как? Каким образом?) Я мешаю (пауза) движению тел.

Судья – Слово предоставляется прокурору

Прокурор– Ваша честь, в зале суда присутствует следователь, я предлагаю всем посмотреть следственный эксперимент.

Судья - Прошу Вас, следователь обвинения, пройти к кафедре, для демонстрации следственного эксперимента

Следователь обвинения Добрый день. Это… Посмотрим следственный эксперимент. (показывает эксперимент) Эээ… Тут в прочем все ясно. Дело доказано. Посмотрите, что творит обвиняемая – она препятствует движению законопослушных граждан. Именно из-за ее преступных действий, одна из тележек остановилась раньше другой. Если бы не она!!! Эх, мы бы могли двигаться бесконечно и без всяких двигателей!!!И еще, если бы не обвиняемая, я смог бы одним пальцем сдвинуть эту кафедру!!!(демонстрирует попытку)

Судья - Спасибо, уважаемый следователь… Дело почти закрыто… История мне почти полностью понятна.

Выкрик из зала 1 – (речь произносится после первого эксперимента и слов судьи) Да она невиновна!!!!, Судья куплен!!!!

Судья - Слово предоставляется следователю защиты.

Следователь защиты – посмотрите, здесь действие силы трения исключено, исключено при помощи смазочных материалов! И что мы получаем – невозможно поднять ни один предмет!!! Что если мы исключим ее из нашей жизни – мы не сможем поднять ни один предмет, именно благодаря ей мы можем ходить, благодаря ей на нас держится одежда. Если бы не она, автомобиль никогда бы не остановился перед пешеходным переходом.

Судья – Благодарю Вас, товарищ следователь. Проходите на место. Вызываются следующие свидетели - пассажиры автобуса – 3 человека.

Первый - Мы ехали, ехали и тут НА!!! – взмахивает руками.  

Второй - У меня шишка на лбу. 

Третий -У меня вон что! Из-за ее действий (показывает на обвиняемую) автобус резко остановился, могла бы быть и потактичнее!!!– показывает на синяк под глазом.

Все вместе – Это она во всем виновата!!!!

Выкрик из зала 2 (после выступления пассажиров автобуса) Это просто ужас!!! Нужно немедленно оградить ее от общества!!!

Судья – Прошу тишины в зале. Еще один выкрик, и вы будете удалены из зала суда. Нам осталось заслушать последнего свидетеля - это многоуважаемый министр финансов. Прошу Вас подойти для дачи показаний.

Министр финансов ---Наша главная задача – это экономия! Сколько из-за нее- из-за силы трения изношено шин, одежды, обуви! Греются и истираются ответственные узлы и детали машин, тратится дорогая энергия в механизмах и транспорте на её преодоление, невозможно покататься летом на лыжах, в атмосфере сгорают метеориты, не долетев до Земли, тормозится движение судов в море, рыбам приходится принимать обтекаемую форму. Автомобилям, самолетам придают форму рыб и дельфинов.

   Представляете, какая была бы экономия топлива на транспорте, не будь силы трения! Это же колоссальные деньги!

Судья – Благодарю, проходите на место. Мы заслушали сторону защиты и сторону обвинения. Предоставляем последнее слово Вам, адвокат.

Адвокат: Ваша Честь, господин прокурор и уважаемые свидетели! Представим на миг, что наш город медленно покидает Сила Трения. Ужасная картина предстаёт перед нами: движущиеся по дорогам машины начинают сталкиваться друг с другом, не имея возможности остановиться. Множество автомобилей медленно движутся по городу, ломая и круша всё на своём пути. Толпа зевак, прибежавших посмотреть, что происходит, ужаснётся, поняв, что не в силах остановиться. Затем начнут расползаться на части прямо на своих владельцах и обувь, и одежда, станет разваливаться мебель, со стен попадают картины и часы. И тут начинается самое страшное! Рушится всё, что считалось прочным и надёжным: дома, мосты и …наша жизнь. И, что самое главное, моя подзащитная останется неосужденной, потому что ни вы, глубокоуважаемый судья, ни господин прокурор, ни свидетели не сможете сделать ни шагу!!!! Вправе ли мы судить госпожу Силу Трения, задумайтесь!!

Судья – Заслушав, обе стороны, суд пришел к следующему решению. Сложно представить себе мир без силы трения, поэтому в полной мере не можем понять ее ценность. Да, именно она виновата в том, что истираются части механизмов, она тормозит движение судов в море, но ее отсутствие приведет к непоправимым последствиям – мы не сможем передвигаться, предметы при малейшем наклоне будут скатываться с поверхности, Рассмотрев дело подсудимой, суд учел и положительные и отрицательные ее проявления. Природа мстит нам, когда мы действуем наперекор ее законам или не учитываем их. Но и помогает нам, когда мы ставим их на службу человеку. Заседание суда считаю законченным.

Спасибо Вам за яркое выступление! Мы изобразили сегодня множество персонажей. Один из персонажей, которого я изначально тоже хотела включить в выступление – это дворник. Как вы думаете, для чего? Чем дворники занимаются в зимний период? Особенно когда скользко.

Давайте подведем итоги. Проведем небольшой тест. В тесте вы найдете подсказки, используйте их. Итоги подведем прямо на уроке.

Итак, урок наш подходит к концу. Я предлагаю вам всем вместе составить одно слово – оно мной заготовлено заранее. Если от урока у вас осталось хорошее впечатление – вы говорите эту букву в слух, если урок вам не понравился, вы чувствовали себя в напряжении -  молчите.

 АПЛОДИСМЕНТЫ 

Судья - Ребята, сегодня многое зависело от вас. Спасибо. Я считаю, что сегодня каждый из вас постарался в полной мере, именно благодаря вам у нас получилось необычно познакомиться с новой физической величиной. Аплодисменты!!!

Чего мы сегодня практически не делали на уроке? Уверена вы делаете на уроках каждый день? Откройте дневники. Домашнее задание – составить в тетради краткий конспект параграфа «Сила трения», не забудьте проявить свои художественные таланты, обязательно в конспекте сделайте рисунок.

Нас физика, увы, повсюду окружает.

Из дома в школу утром провожает.

Набраться бы ученикам терпения:

Подняться из постели тяготения,

Умыться, применяя силу трения,

В кабине лифта ощутить падение,

На тротуаре – сильное скольжение.

А вот и школа - вечное движение!

Всем физикам – почет и уважение!

Тест по теме урока

Реквизит

N  H

m  кг

µ (мю)

Fтр=µN


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока районного конкурса "Учитель года-2013"

Ход урока1.Орг. момент.  Здравствуйте,    дорогие  дамы и господа!  Позвольте представиться, Я Высочина Е.Д. Работаю в Обливской средней школе№1. Рада, что именно с...

Конспект открытого урока к конкурсу "Учитель года -2015" школьный этап Тема: "Совершенствование элементов баскетбола (передач) через игровые задания, игры. "

На уроке использованы игровые методы,  закрепление правил игры баскетбола в игре ""упрощенный баскетбол"основана на передачах , без ведения мяча  (в игре используются следующие  правила...

Анализ открытого урока для конкурса "Учитель года-2015" по обществознанию за 6 класс по теме "Гражданин-Отечества достойный сын".

Даггый урок был разработан и проведен в рамках муниципального конкурса "Учитель года -2015" в городе Сосногорске. При разработке презентации  была так же оказана помощь завучем школы Кочерги...

Разработка открытого урока на конкурс "Учитель года" "Арифметические действия с десятичными дробями"

Разработка открытого урока на конкурс "Учитель года" "Арифметические действия с десятичными дробями". Разработка урок с использование технологии критического мышления...

Фрагмент открытого урока на конкурс "Учитель года"

В архив помещен конспект, презентация и раздаточный материал к уроку....

Открытый урок на конкурс "Учитель года 2022" Тема урока: Придаточные обстоятельственные места

Данный материал представляет собой разработку урока по курсу "Синтаксис сложного предложения" для обучющихся 9 класса. Тема "Придаточные в сложном предложении" довольна сложна в во...