Методические разработки к урокам в 7-10 кл
методическая разработка по физике (7, 8, 9, 10 класс) по теме
Методические разработки к урокам в 7-10 кл
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 30
Разработка
урока физики
в 8 классе
по теме
«Тепловые явления»
учитель физики
Рослова М.А.
г. Орел
Повторительно – обобщающий урок
по теме:
«Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний веществ» 8 класс
Цель урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях и агрегатных состояниях вещества; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива; развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
Задачи урока:
- воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.
- учебная - обобщение, систематизация, углубление знаний.
- Развивающая – развитие памяти, логического мышления, приемов умственной деятельности.
- Орг. Момент.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные при изучении темы «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества».
Урок мы проведем в игровой форме.
Итак, о теплоте начнем рассказ
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется «Теплота»!
Итак, мы начинаем.
Разминка. (класс делится на 4 группы, каждой группе раздается по пакету с набором физических букв и математических знаков)
Учитель: Ваша задача за 0,5 минуты составить из этих символов формулы на тепловые явления и рассказать о них.
- я команда: Q = с*m*(t2 – t1) – формула для расчета количества теплоты при нагревании или охлаждении вещества.
Учитель: А что означает «с» ?
Ответ: с – это удельная теплоемкость вещества – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для изменения температуры тела массой 1 кг на 10С.
Q
С = -------------; (с) = 1Дж / кг 0С
m (t2 – t1)
2 – я команда: Q = q*m – формула количества теплоты при сгорании топлива.
Учитель: А что означает q ?
Ответ: q – это удельная теплота сгорания топлива – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделится при полном сгорании топлива массой 1 кг.
Q
q = ------; (q) = 1 Дж / кг
m
3 – я команда: Q = λ*m – формула количества теплоты при плавлении или кристаллизации.
Учитель: А что означает λ ?
Ответ: λ – это удельная теплота плавления – это физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для превращения в жидкость 1 кг твердого вещества при температуре плавления.
Q
λ = -------; (λ) = 1 Дж / кг
m
4- я команда: Q = r*m – формула количества теплоты при парообразовании или конденсации.
Учитель: А что означает r ?
Ответ: r – это удельная теплота парообразования - физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо для превращения жидкости массой 1 кг в пар при температуре кипения.
Q
r = -------; (r) = 1 Дж / кг
m
Учитель: Молодцы! Спасибо. Все команды ответили на поставленные вопросы. А теперь перейдем ко 2-й части нашей разминки – «Физическое лото». ( класс делится на 3 команды по рядам).
От каждой команды выходит по 1 человеку к доске, на которой висит карточка с ответами, а на столе лежат кружочки с вопросами. Ученик берет 1 кружок, читает вопрос, находит ответ на карточке и закрывает это окошко кружком. Следующий ученик этого же ряда делает то же самое и т.д., пока не будет закрыто все поле карточки.
Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились! А как справились, давайте проверим. (учитель читает вопросы и ответы, а дети говорят: правильно или нет).
Учитель: Хорошо, ребята! А теперь задание будет посложнее: будем решать качественные задачи:
1 задача: Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
И в мире поубавилось тепла.
Вопрос: прав ли поэт?
Ответ: Нет, т.к. льдинка образуется в результате кристаллизации, а при этом энергия выделяется, следовательно, тепла меньше не стало.
2 задача: Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
Ответ: три рубашки теплее, т.к. между ними находится воздух, а воздух – плохой проводник тепла, а в тройной рубашке воздуха нет.
3 задача: Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Вопрос: Какое тепловое явление отражено в этом отрывке?
Ответ: кристаллизация.
4 задача: От цветов на полях
Льется запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Вопрос: Какое физическое явление здесь отражено?
Ответ: конденсация.
Учитель: Молодцы! А теперь перейдем к решению расчетных задач.
Задача № 1
Определить удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20 до 240С у бруска массой 100г, сделанного из этого металла, внутренняя энергия увеличивается на 152 Дж.
Дано: СИ Решение:
t1= 200С Q = с*m*(t2 – t1)
t2= 240C
Q= 152 Дж Q
m= 100г = 0,1 кг с = -------------; (с) = 1Дж / кг 0С
_________ m (t2 – t1)
с - ?
с = __152____ = 380 Дж/кг*0С
0,1 (24 – 20)
Ответ: с = 380 Дж/кг*0С
Задача № 2
Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5 *105 Дж энергии?
Дано: СИ Решение:
Q = q*m
Q= 1,5*105 Дж Q
q = 30*106 Дж/кг m = -----; (m) = Дж / кг;
________________ q
m - ? 1,5*105
m = ----------- = 5 кг
30*106
Ответ: m = 5 кг
Задача № 3
Сколько спирта нужно сжечь для того, чтобы нагреть 100г воды, взятой при температуре 200С, и испарить ее. Внешними потерями энергии пренебречь.
Учитель: эту задачу мы решим обычным способом и еще экспериментально и сравним полученные результаты.
Дано: СИ Решение:
mв= 100г = 0,1кг Qсп = Qв
t1= 200С Qсп = q*mсп ; Qв= с*mв*(t2 – t1) + r*mв
t2= 1000C
св= 4200 Дж/кг*0С q*mсп = с*mв*(t2 – t1) + r*mв
rв= 2,3*106 Дж/кг
qсп = 29*106Дж/кг с*mв*(t2 – t1) + r*mв Дж/кг0С*кг*0С+Дж/кг*кг
______________ mсп = --------------------------- ; (mсп) = -------------------------------- mсп - ? q Дж/кг
4200*0,1*80 + 2,3*106*0,1
mсп =-------------------------------------- = 0,009 кг = 9 г
29*106
Ответ: mсп = 9г.
Учитель: решим эту же задачу еще экспериментально.
Оборудование: спиртовка, спички, термометр, внутренний стакан от калориметра, мензурка, весы с разновесами.
Цель работы: определить массу спирта, сгоревшего при нагревании и парообразовании воды.
Ход работы:
- Определим массу спиртовки до начала опыта.
- С помощью мензурки отмерим 100г воды и нальем ее во внутренний стакан калориметра.
- Измерим температуру воды (200С).
- Нагреем и испарим воду.
- Определим массу спиртовки со спиртом по окончании опыта.
- Найдем массу сгоревшего спирта через разности масс спиртовки до и после опыта.
mсп = m1 - m2 = 28г – 19г =9г
Ответ: mсп = 9г.
Учитель: А теперь ответим на вопросы викторины:(за каждый правильный ответ по 1 баллу
команде)
- Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой кипящей воды?
(пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже еще отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации).
- Почему на раскаленной сковороде капли воды долго «скачут» и медленно испаряются? (под каплями образуется неустойчивая прослойка пара, поэтому и «скачут». Но она же затрудняет передачу тепла от сковороды к воде).
- Почему сырые дрова, даже разгоревшись, дают меньше тепла, чем сухие?
(часть тепла идет на парообразование).
- В сильный мороз катки заливают горячей водой. Почему? ( чтобы вода успела растечься ровным слоем прежде, чем замерзнет).
- Почему в сауне человек может выдержать температуру воздуха до 1300С, а в русской бане – вдвое меньше?
(В сауне очень сухой воздух. Интенсивность испарения влаги с поверхности кожи охлаждает ее. В русской бане пар влажный и испарение слабее).
- Греет ли женская вуаль?
(Вуаль препятствует обдуву наружным воздухом и сохраняет имеющееся тепло).
- Почему вода гасит огонь костра?
( Интенсивность испарения воды охлаждает дерево, а образующаяся оболочка водяного пара препятствует доступу кислорода в воздухе, и горение прекращается).
Учитель: Молодцы! Ответили на все вопросы. Наш урок подошел к концу. Я думаю, что мы с вами потрудились хорошо: многое повторили, вспомнили понятия и формулы и порешали и качественные и расчетные задачи, и даже провели небольшой эксперимент.
Подведем итоги: (ставятся оценки)
Заполняется листок рефлекс.
Учитель: Быстро пробежал урок,
Давайте подведем итог.
Весь урок мы говорили,
Многое мы повторили,
Дома посидите
И наш урок восстановите.
Тогда сумеете на «5»
Контрольную все написать.
Учитель: А теперь запишите домашнее задание:
повт. тему «Тепловые явления», № 1049, 1082, 1121
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)
Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».
ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...
методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Дисципли...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.
Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...