Урок физики в 8 классе Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Урок физики в 8 классе
Нагревание проводников электрическим током.
Закон Джоуля - Ленца
Цели урока:
Образовательные:
1) узнать причину нагревания проводников при прохождении по ним электрического тока;
2) познакомиться с законом Джоуля – Ленца;
3) научиться решать задачи с использованием закона Джоуля – Ленца.
Развивающие: развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся посредством работы с технологической картой учащихся, с учебником, друг с другом в паре, а также в ходе беседы с учителем.
Воспитательные: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: технологические карты учащихся, настольная лампа, фишки.
Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z-n_dzhoulya_lentsa_urok.docx | 143.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 8 классе
Нагревание проводников электрическим током.
Закон Джоуля - Ленца
Цели урока:
Образовательные:
1) узнать причину нагревания проводников при прохождении по ним электрического тока;
2) познакомиться с законом Джоуля – Ленца;
3) научиться решать задачи с использованием закона Джоуля – Ленца.
Развивающие: развитие коммуникативной и информационной компетентностей учащихся посредством работы с технологической картой учащихся, с учебником, друг с другом в паре, а также в ходе беседы с учителем.
Воспитательные: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: технологические карты учащихся, настольная лампа, фишки.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня Ваш урок физики буду проводить я, и зовут меня Сергей Владимирович. Так же сегодня у нас присутствует жюри и давайте тоже их поприветствуем. Присаживаемся. Сразу Вам хочу сказать, что самые активные ученики в ходе урока будут получать вот такие жетончики, и в конце урока вы сможете обменять их на хорошую или отличную оценку за работу на уроке. (2 минуты) | Здороваются с учителем и жюри. |
И начнем мы сегодняшний урок с проверки того, как вы усвоили ранее пройденный вами материал. Естественно книги у вас закрыты И перед тем как вы напишете небольшой тест, давайте повторим: Какую главу вы сейчас проходите? ► Какую тему вы проходили на прошлом уроке? Какая была цель лабораторной работы? (2 минуты) Молодцы ребята! Теперь каждый возьмите у Вас на парте листочек с тестом №1 с соответствующим вариантом. Подпишите эти листочки. На это задание вам дается 4 минуты. Приступаем. | Электрические явления Работа и мощность эл тока Научится определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы | |
Заканчиваем выполнение работы. Сейчас каждый обменяйтесь работами с соседом по парте, и вы самостоятельно проверите и оцените друг друга. Только давайте договоримся, чтобы все было по честному. ► ► (2 минуты) Теперь, сидя на месте, все быстренько передаем ваши листочки с заданием №1 на переднюю парту. | ||
Хорошо ребята. И сейчас давайте повторим, какие действия электрического тока вы знаете? (п 35) | Тепловое, магнитное и химическое | |
(Включаю настольную лампу. Вопрос учащимся) Ну а если я сейчас включу настольную лампу, то какое действие тока проявляется при свечении этой лампы? А почему тепловое? А почему она начинает греть? Что внутри лампочки происходит? | Тепловое. Так как при протекании электрического тока спираль лампы нагревается так, что начинает светиться. | |
Вы уже до этого много говорили о тепловом действии тока, но теперь вы обладаете всеми знаниями, чтобы объяснить его. Сегодня на уроке мы ответим с вами на такие вопросы: ► почему нагревается спираль лампы и вообще любые проводники, от чего зависит количество теплоты и как рассчитать количество теплоты, выделяемое в проводнике, почему подводящие провода не нагреваются в отличии от спирали лампы. Эти вопросы записаны в технологической карте которые есть у вас по одной на каждой парте. Учебный элемент 1– это цели нашего сегодняшнего урока и я попрошу вас ставить галочку при достижение каждой из них. ► Ну а тема сегодняшнего урока звучит так: «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца». Откройте тетради и запишите число и тему урока. (3 минуты) | Открывают тетради. Записывают дату, тему урока. | |
2. Актуализация знаний. (6 мин) | Прежде, чем мы начнем отвечать на поставленные вопросы, вам нужно вспомнить необходимые опорные знания. Ответьте устно на вопросы, указанные в Учебном Элементе № 2. Если вы затрудняетесь в ответе, то можете воспользоваться примечанием к каждому вопросу. Обсудите ваши ответы в паре. Время для работы 3 минуты.
| Работают в паре (отвечают друг другу) по технологической карте учащегося (УЭ-2). По окончанию времени фронтально отвечают на вопросы Внутр эн это кинет эн + потенц эн Работа, теплопередача Энергия полученная или отданная при теплопередаче Упоряд движение заряженных частиц Прохождение эл заряда через попереч сечение проводника в 1 секунду Взаимодействие электронов с ионами кристаллической решетки Сила тока прямопропорц напряжению и обратнопропорц сопротивлению UIt |
3. Изучение нового материала (13 мин) | Молодцы! Мы повторили большое количество материала и теперь давайте ответим на наш первый вопрос: почему при протекании тока в проводнике этот проводник нагревается? ► Таким образом мы выяснили первый пункт нашей цели.► ► Молодцы ребята! Мы определили почему нагреваются проводники | Предполагаемый ответ Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц. В металлических проводниках – это электроны. Они движутся и взаимодействуют с ионами кристаллической решетки. Свободные электроны в проводнике, разгоняемые электрическим полем, соударяются с ионами и передают им часть своей энергии. В результате увеличивается внутренняя энергия проводника и его температура растет. |
Но температура проводника растет же не бесконечно. Как вы считаете почему? | Проводник передает полученную энергию окружающим телам. | |
А как называется энергия, переданная от одного тела к другому? | Количество теплоты. | |
Давайте подумаем, от чего зависит количество теплоты, выделяемое проводником?►1 Что вы регулировали на ЛР чтобы лампочка светила ярче? | сила тока (чем больше сила тока, тем больше частиц протекает через поперечное сечение проводника) | |
Хорошо. Давайте рассмотрим такой пример «По спирали лампы и подводящим проводам протекает одинаковый ток, так как они соединены последовательно. Почему же спираль лампы нагревается так, что светится, а подводящие провода почти не нагреваются?» А сопротивление в свою очередь зависит от каких еще трех величин? | сопротивление проводника (чем больше сопротивление, тем сильнее частицы взаимодействуют с ионами кристаллической решетки), время протекания тока (чем дольше протекает ток в проводнике, тем больше энергии выделится). Удельное сопротивление, поперечное сечение и длинна проводника | |
Но с другой стороны: за счет чего растет внутренняя энергия проводника? (два способа увеличения внутренней энергии)► | за счет совершения работы электрическим током | |
И по закону сохранения энергии количество теплоты, выделяемое в проводнике равно этой работе (при условии, что проводник неподвижен), то есть А = I·U·t.► Значит, и Q = I·U·t. Отражает ли данная формула те зависимости, которые мы выдвинули? | Нет. Нет зависимости от сопротивления. Надо воспользоваться законом Ома для участка цепи U = I·R. Следовательно, получаем Q = I2·R·t. | |
Мы с вами теоретическим путем получили закон, который был получен экспериментально независимо друг от друга английским ученым Джеймсом Джоулем и русским ученым Ленцем. Прочитаем формулировку закона в учебнике (стр. 124). | Записывают формулу, работают с учебником | |
Предлагаю посмотреть на наши цели и отметить те пункты, которые мы уже определили.► | Формулируют закон Джоуля-Ленца | |
Рефлексия. | Актуализация знаний. Какой прибор не вписывается в общий ряд? Чем вы руководствовались, делая выбор? Какой закон можно применить для расчета количества теплоты выделяемого этими приборами? От чего зависит количество теплоты в проводнике с током? Как можно объяснить нагревание проводника с током? | Дрель Тепловое действие тока Джоуля – Ленца Сила тока, сопротивление, время Движ электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решетки и передают им свою энергию |
►Разбирается качественная задача (рисунок на доске). Вопрос: почему разные проводники нагреваются по-разному? | ||
Резерв. | Два проводника сопротивлением R и 2R соединены параллельно. В каком из них выделится большее количество теплоты? | Предлагают способы решения |
Домашнее задание | § 53, Упр. 27 (1, 3, 4). | Записывают в дневники домашнее задание |
Технологическая карта учащегося
Тема урока: Нагревание проводников электрическим током.
Закон Джоуля - Ленца
Учебный элемент | Содержание учебного элемента | Примечание | |
1 | Цели урока: Выяснить
| Отмечаем галочкой достигнутые цели урока | |
2 |
| §2 §3 §7 § 32 §37 §43 §44 § 50. | |
3 | Домашнее задание: § 53, Упр. 27 (1, 3, 4). Заполнить карточку. | ||
Задание №1 Фамилия имя:_____________________________________ Вариант 1 1. Работу электрического тока можно вычислить по формуле: А. IU; Б. IR; В. UIt; Г. ρl/S. 2. Единица измерения мощности: А. Вт; Б. Дж; В. В; Г. А. 3. Какую работу совершает электрический ток в течение 1 минуты, если лампа потребляет ток силой 1 А при напряжении 110 В? А. 6600Дж; Б. 110Дж; В. 6,6 кВт; Г.110 Вт. 4. Какие приборы нужны для измерения мощности электрического тока? А. вольтметр Б. амперметр В. часы Г. омметр 5. В цепь с напряжением 220 В включена электрическая плита, сопротивление которой 22 Ом. Найдите мощность этой плиты. А. 10 Вт; Б. 10 Дж; В. 2,2 кВт; Г. 2200 Дж. Правильных ответов ____________ Оценка______ | Задание №1 Фамилия имя:____________________________________ Вариант 2 1. Мощность электрического тока находится по формуле: А. IU; Б. IR; В. I2Rt; Г. ρl/S. 2. Единица измерения работы электрического тока: А. Вт; Б. Дж; В. В; Г. А. 3. Какую работу совершает электрический ток в течение 1 минуты, если лампа потребляет ток силой 0,5 А при напряжении 220 В? А. 2000 Дж; Б. 120 кДж; В. 110 Вт; Г. 6,6 кДж. 4. Какие приборы нужны для измерения работы электрического тока? А. вольтметр Б. амперметр В. часы Г. омметр 5. В цепь с напряжением 220 В включена электрическая плита, сопротивление которой 22 Ом. Найдите работу электрического тока на протяжении 100 секунд. А. 10 кВт; Б. 10 кДж; В. 220 кВт; Г. 220 кДж. Правильных ответов ____________ Оценка______ |
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | формула |
Сила тока | I | A = [Кл/с] | I=q/t |
Напряжение | |||
Сопротивление | |||
Электрический заряд | |||
Удельное сопротивление | |||
Работа электрического тока | |||
Мощность электрического тока | |||
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | формула |
Сила тока | I | A = [Кл/с] | I=q/t |
Напряжение | |||
Сопротивление | |||
Электрический заряд | |||
Удельное сопротивление | |||
Работа электрического тока | |||
Мощность электрического тока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца"
Предлагаю конспект урока по развитию информационной и коммуникационной компетентностей учащихся посредством работы с технологической картой учащегося, работы друг с другом, с учителем, с учебником. Не...
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца" с презентацией (Учебник физики в 8 классе авторов А.В.Перышки, Н.А.Роди...
Открытый урок в 8 классе Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца
Модульный урок-презентация по физике в 8 классе. Учебник А.В. Пёрышкин Физика 8, § 53....
Конспект урока физики в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".
Конспект урока физики, урок изучения нового материала. Закон Джоуля-Ленца занимает важное место в курсе ньютоновской физики как при изучении тепловых процессов, так и для решения количественных ...
Техкарта урока по физике в 8 классе «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца»
Тип урока: комбинированный урок.Цели урока: формирование у учащихся представления о тепловом действии электрического тока и его причинах, выведение закона теплового действия тока и выяснения условий е...
Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»
Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»...
Урок физики в 8 классе.Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.
Открытый урок физики в 8 классе.Тема урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.Тип урока: урок открытия новых знанийВид урока: урок – исследованиеЦели: о...