Физический вечер "Кошка и физика"
опыты и эксперименты по физике (9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие позволяет провести обощение знаний по физике в 9 классе по темам: "Электрические явления", "Тепловые явления", "Механические явления" и применить эти знания для объяснения явлений, связанные с кошкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_koshka_i_fizika.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Физический вечер по физике: «Кошка и физика»
для 9-х классов.
Цель мероприятия: сформировать умения и навыки работы с научно-популярной литературой, выделять главное и новое, сравнивать и готовить сообщения; углубить и расширить знания по физике; обнаружить известные физические явления, объекты и закономерности в поведении кошки; научить умению работать в группах и выступать перед аудиторией.
Предварительная подготовка: Каждый класс за 3 недели получает задание, содержащее один из вопросов внесенных в программу; по этим вопросам и готовятся сообщения. Рекомендуемая литература указывается.
Подготавливается оборудование: изготавливается самодельный плакат «Как падает кошка», электрофорная машина, неоновая лампа или безэлектродная трубка, набор по фотолюминесценции, дорожный знак учебная таблица «Глаз и зрение», плакат с фотографиями кошек, плакат с темой вечера и эпиграф, взятый из произведения А.Вознесенского: «Мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир», музыкальное сопровождение.
Программа вечера:
- Вступление.
- Механика в жизни кошки.
- Тепловые явления в Кошкиной судьбе.
- Электричество и кошка.
- Как видит кошка.
- Существо с шестым чувством.
- Кошка в искусстве.
- Подведение итогов вечера.
Содержание вечера:
(звучит песня Ж. Агузаровой «Кошки не похожи на людей», трек 1)
Вступление: Физика-наука о природе. Мы, как и «братья наши меньшие» - домашние животные, частицы этой природы, следовательно, все законы физической науки должны найти и в нас, и в них свое проявление. Сегодня на вечере мы ставим перед собой такие задачи:
- обнаружить известные физические явления, объекты и закономерности в поведении кошки, и тем самым углубить, расширить и упрочить свои знания по физике;
- показать умение работать с научно-популярной литературой, выделять главное, сравнивать, готовить сообщения;
- творчески подойти к раскрытию темы и увлечь ею других;
- продемонстрировать любовь к животным.
Итак, начнем. Сначала немного истории.
Первые представители кошачьего семейства появились около 50 млн. лет назад. Это были хищные животные, похожие на горностая. Из них путем эволюции и последующего одомашнивания и возникла современная кошка. Биологи отмечают, что «духовный мир» кошки утончен, но вместе с тем дик. Зверек не раскрывает его перед людьми, навязывающими ему свою любовь; кошка различает интонации человеческого голоса, делит ощущения на приятные и неприятные, умеет выражать удовольствие и неудовольствие, радость, печаль, страх, надежду, отвращение, гнев.
Сегодня кошка откроет нам мир физики в себе самой, причем на только мир физики, но и мир искусства, ведь во все века она пользовалась вниманием поэтов, писателей, художников.
А теперь, внимание! Заслушаем первый вопрос нашего вечера: «Механика в жизни кошки». Рассмотрим с точки зрения физики особенности походки, бега, прыжков кошки, некоторые механические параметры кошки, как кошка добивается обтекаемости своего тела, положение кошки при падении и некоторые другие вопросы с точки зрения механики.
Выступления 9 «А» класса: «Механика в жизни кошки».
Так как кошка перемещается быстро, природа создала ее такой, чтобы при беге и прыжках она испытывала наименьшее сопротивление воздуха.
(учащиеся представляют материал по данной теме)
Демонстрируются опыты с кошкой: ее масса, площадь лап, расчет давление на опору.
(видеофрагмент падающей кошки и демонстрация опыта с падающей моделью кошки)
А почему кошка иногда сворачивается в клубок, какова температура тела кошки как происходит теплообмен кошки с окружающей средой? Об этом поведает нам другая группа учащихся.
Выступления 9 «Б» класса: «Тепловые явления в кошкиной судьбе».
Большую роль в теплообмене играет шерсть кошки и подушечки ее лап.
( учащиеся представляют материал по данной теме)
Работа с залом: Вспомните дошедшие до нас старинные приметы, связанные с предсказанием погоды по поведению кошки. Одна из них отражена в стихотворении А.Фета:
Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос.
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
(Все выслушивают ответы с мест – приметы. Звучит при этом в записи песня о черном коте, где есть такие строчки: «только черному коту и не везет».)
Кошка не всегда любит, когда ее гладят. Почему? Как это связано с физикой? Об этом нам расскажет другая группа учащихся.
Выступления 9 «В» класса: «Электричество и кошка».
( учащиеся представляют материал по данной теме)
Демонстрируются опыты:
- возникновение электрической искры с помощью электрофорной машины (объясняют, что заряд появляется вследствие трения щеточек, возникающего при вращении рукоятки машины, о ее пластмассовые диски);
- способ обнаружения электрического поля с помощью неоновой лампы или безэлектродной трубки;
- затем, если позволит кошка-гостья, попытаемся обнаружить ее электрическое поле.
Теперь мы перенесемся из области электричества в царство «Оптика» и выясним, почему у кошки в темноте глаза светятся. Раскроют секреты кошачьего зрения учащиеся 9 «Г» класса.
Выступления учащихся 9 «Г» класса: «Как видит кошка».
( учащиеся представляют материал по данной теме)
Демонстрируются опыты:
- демонстрируется опыт с набором веществ для показа фотолюминесценции (объясняют, что фотолюминесценция-это возбужденное светом оптическое излучение, у кошки с длиной волны, соответствующее зеленому участку спектра);
- свечение дорожных транспортных знаков в темноте при их освещении.
Всем известна легендарная способность кошек находить обратный путь, как бы далеко их не увозили от дома. Об особенностях слуха, системы ориентации, о существующем у кошки биополе расскажут нам учащиеся 9 «Е» класса.
Выступления учащихся 9 «Е» класса «Существо с шестым чувством».
( учащиеся представляют материал по данной теме)
Знаете ли вы, что у кошки есть уникальный орган в виде хрящевой трубочки, расположенный в основании пасти, который является частью системы восприятия запахов. Он мало изучен, но предполагается, что с его помощью кошка регистрирует даже незначительные изменения в химическом составе воздуха. Данный вопрос находится в стадии изучения.
Итак, кошка - интересное и малоизученное животное из тех, которых сумел приручить человек. Все, о чем говорилось на вечере, лежит на стыке двух наук: биологии и физики.
Наше последнее сообщение связано с кошкой, но не относится к сфере науки. Оно посвящено искусству, так и называется – «Кошка в искусстве».
Выступления учащихся 9«Ж» класса: «Кошка в искусстве».
( учащиеся представляют материал по данной теме)
Демонстрируются: картины с кошкой, фигурки, статуэтки кошки, Сфинкс.
(звучит музыка «Жил да был черный кот за углом», трек 2)
Работа с залом: Давайте вспомним с вами легенды, предания и сказки, где действующее лицо – кошка.
Кошка заняла прочное место в игровом кино, в мультфильмах, комиксах. А кошка в цирке! (демонстрируется видеосюжет №1 и 2)
Вот какое это существо!!
К нашему вечеру приготовлена выставка «Кошка» с рисунками кошек, игрушки, поделки, выполненные учащимися.
Подведем итоги. Жюри называет самые интересные выступления в разных номинациях: доклад, иллюстрация, опыты и т.д. Объявляет результаты - средний балл каждой группе учащихся.
(звучит музыка «Я не знаю неудач, потому что я ловкач», трек 3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока физической культуры и физики
Интегрированный урок физической культуры и физики по теме "Электрические явления" для учащихся 8 класса. Цель урока: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизаци...
Физический диктант (Ядерная физика 9 класс)
Физический диктант с выбором ответа, 9 класс, ядерная физика...
Метаурок по физической культуре и физике по теме «Исследование равноускоренного движения» и «Лёгкая атлетика, бег на короткие дистанции»
Условия эффективного бега при работе двигательного аппарата, выработка правильной осанки, положения рук и кистей рук, в целом - развитие физических способностей учащихся.Физические возможности у...
Метаурок по физической культуре и физике по теме «Исследование равноускоренного движения» и «Лёгкая атлетика, бег на короткие дистанции»
Условия эффективного бега при работе двигательного аппарата, выработка правильной осанки, положения рук и кистей рук, в целом - развитие физических способностей учащихся.Физические возможности у...
Метаурок по физической культуре и физике по теме «Исследование равноускоренного движения» и «Лёгкая атлетика, бег на короткие дистанции»
Физические возможности при правильном инструктаже и восприятия улучшаются. Каждый учащийся с помощью формул физики и точных данных смог высчитать скорость с ускорением, перемещение и время....
Физические диктанты. Учебник "Физика 7". Авторы: А.В. Грачёв, В.А. Погожев, А.В.Селиверстов
Для того чтобы выяснить, как учащиеся усваивают тот или иной материал, можно предложить им за определённое время дать ответы на ряд вопросов в письменной форме. Применение такого метода способствует р...
Физические диктанты. Учебник "Физика 8". Авторы: А.В. Грачёв, В.А. Погожев, Е.А.Вишнякова
В физическом диктанте незаконченные или имеющие пропуски повествовательные предложения надо дополнить по содержанию. Вопросительные предложения надо внимательно прослушать и записать краткие ясные отв...