Сценарий сюжетно-ролевой игры "Суд над Ядерной Энергией" к открытому уроку по теме "Мирный атом: за и против"
методическая разработка по физике (9, 10 класс) на тему

Маркелова Татьяна Игоревна

Данный сценарий является приложением к конспекту открытого урока по указанной теме с применением предметно-языкового интегрированного метода обучения, поэтому приведен на русском и английском языках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий игры

«суд над ядерной энергией»

Действующие лица:

Секретарь суда;

Ядерная Энергия (подсудимая);

Судья;

Прокурор;

Адвокат;

Конвоир;

3 свидетеля;

Биолог;

Физик;

Ученые:  Эрнест Резерфорд, Нильс Бор,                                       Мария Склодовская-Кюри, И.В.Курчатов.


Учитель: Добрый день. Я рада приветствовать вас и наших гостей в этом кабинете. Сегодня у нас необычный урок. Вы помните, что 2017 год в России объявлен годом экологии, в течение которого планировалось проведение большого количества официальных природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия жизнедеятельности человека на окружающую среду. Их главная цель - привлечение внимания общества и, особенно подрастающего поколения, к проблемам сохранения природы и экологии территории, на которой мы живём.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся обеспечения ядерной и радиационной безопасности России. Как известно, сегодня в нашей стране взят курс на интенсивное развитие атомной отрасли, предполагающий ввод в эксплуатацию новых АЭС, решение проблем по переработке и изоляции отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов и т.д. Однако, наряду со сторонниками, всецело поддерживающими программу развития “мирного” атома России, есть и немалое количество её противников. Безусловно, лучшим лекарством от радиофобии является достоверная информация!

Ваши одноклассники, пожелавшие внести свой вклад в реализацию мероприятий, посвящённых году экологии, приняли участие в сетевом проекте «Мирный атом: за и против». Работая над ним, им удалось провести собственное исследование, собрать и представить Интернет - сообществу факты, которые помогут сформировать объективное отношение к “мирному” атому, к проблемам и перспективам его безопасного применения. А сегодня нам хочется представить вам некоторые результаты их исследований,

Teacher; Good afternoon!

I am pleased to welcome you and our guests in this classroom. We are going to have an unusual lesson today. I hope you remember that 2017 has been announced as the Year of Ecology. A large number of environmental events has been planned to reduce the negative impact of human vital activity on the environment. The main goal of these events is to attract public attention and especially the younger generation to the environmental problems on the territory of our country.

That’s why the issues related to Russia’s nuclear and radiation security are particularly vital. As it is known, nuclear industry develops very quickly in our country. New nuclear power plants are built. There are many problems, which must be solved. For example, nuclear waste recycling and burial are very important.

However, alongside with the supporters of “peaceful” atom development program, there are many opponents. The best cure for radiophobia is the reliable information!

We also wanted to contribute to implementation of events, devoted to the Year of Ecology. Some of your classmates took part in the Internet Project “The Peaceful Atom: Pros and Cons.

During the project work, they could do their own research. They managed to collect and provide facts that would help you to form an objective opinion about peaceful atom, problems and prospects for its safe use.

Today we are going to present some items of their research in the role play “The Nuclear Energy Trial”. So, here we go.

All rise, court is now in session!


причем в форме ролевой игры «Суд над Ядерной Энергией». Итак, мы начинаем. (Учитель проходит к месту секретаря суда.)

Секретарь суда: Встать, Суд идет!

Судья: Сегодня слушается дело по обвинению Ядерной Энергии. Ее вина в том, что раскрепостившись, вырвавшись из атома, она стала нести людям катастрофы, болезни, смерть. Ввести подсудимую!

(Конвоир вводит Ядерную Энергию и сажает ее на место подсудимого).

Судья: Установим личность подсудимой. (Обращается к ней). Ваша фамилия, имя, отчество?

Подсудимая: Ядерная Энергия.

Судья: Ваш год рождения?

Подсудимая: Я стара как мир! Долгое время я была скрыта от человека. Зная свою силу, я не считала нужным до поры до времени заявлять о себе. Впервые ко мне удалось подступиться в 1896 году, когда было обнаружено явление радиоактивности. Позднее в 1906 году, опытами было установлено: в любом атоме имеется ядро; это был серьезный шаг к познанию тайны моего дома - ядра. Мой дом - моя крепость! Я, никому не желая зла, зная свою необузданную мощь, считала нужным находиться в своем доме. Но если ядро разрушают, я в виде энергии  вырываюсь наружу. Полностью я свободна в звездах, как в Солнце: там я действую вольготно, никому не угрожая. Наоборот, людям Земли я с удовольствием даю свет и тепло, даю энергию для жизни.

Судья: Все сказанное Ядерной Энергией суд принимает к сведению, но слишком много бед на Земле от этой особы, поэтому с ней следует разобраться самым тщательным образом. (Пауза) Есть ли вопросы у обвинения?

Judge: Today the case is heard on charges of Nuclear Energy. Her guilt is that, having freed herself from the atom, she began to carry people to disaster, illness, death. Introduce the defendant!

(The escort enters the Nuclear Energy and puts it in the defendant's place).

Judge: Let's establish the identity of the defendant. (Referring to her). Your surname, name, patronymic?

Offender: Nuclear Energy

Judge: Your year of birth?

Offender: I'm as old as the world! For a long time I was hidden from the person. Knowing my strength, I did not consider it necessary to declare myself for the time being. For the first time I was able to approach in 1896, when the phenomenon of radioactivity was discovered. Later in 1906, experiments established: in each atom there is a nucleus; it was a serious step towards learning the secrets of my home - the core. My home is my castle! I, who did not want evil to anyone, knowing my unbridled might, thought it necessary to be in my house. But if the nucleus is destroyed, I burst out in the form of energy. I am completely free in the stars, as in the Sun: there I act freely, not threatening anyone. On the contrary, I gladly give light and warmth to people of the Earth, I give energy for life.

Judge: Everything that the Nuclear Energy has said is taken into consideration, but there are too many troubles on Earth from this person, so it should be dealt with in the most careful way. (Pause). Are there any questions from prosecution?


Прокурор: Нет. Обвинение предъявлено.

Судья: У защиты?

Адвокат: У меня есть вопрос к суду. Будет ли приниматься во внимание тот факт, что если использовать ядерную энергию осторожно и разумно, то можно с её помощью решить энергетические проблемы Земли: заменить традиционное топливо принципиально новым - компактным, бездымным и, что особенно важно, практически неисчерпаемым. Обладая неограниченным источником энергии, человек будет всемогущ!

Судья: Суд рассмотрит все факты, выслушает обе стороны, учтет мнение выдающихся ученых, а также  свидетелей. Давайте для начала выслушаем тех, кто был в начале пути познания Ядерной Энергии и стоял у истоков развития ядерной энергетики. Слово предоставляется господину Эрнесту Резерфорду.

Э. Резерфорд: Эрнест Резерфорд, профессор Кембриджского университета. Мною было установлено строение атома, доказано, что в нем есть ядро. Я понял, что такое радиоактивность, и первым осуществил искусственное превращение ядер, открыл протон. Я понимал, что в ядре  атома сконцентрирована большая энергия. Но не предполагал, что эта энергия так велика! Моим учеником был английский физик - экспериментатор Джеймс Чедвик, которому я назначил  исследовательский проект по радиоактивному элементу радию.  Он получил известность после открытия нейтрона, что позволило ученым создавать новые элементы, а также привело к открытию расщепления ядра. Также я сотрудничал с Нильсом Бором.  

Судья: Суд готов выслушать Нильса Бора. (Обращаясь к ученому). Представьтесь суду.

Н. Бор: Нильс Бор, датский физик. За свою большую научную жизнь узнал многое из

Prosecutor: No. The charge is presented.

Judge: Any questions from protection?

Lawyer: I have a question for the court. Will the fact be taken into account that if nuclear energy is used cautiously and reasonably, then it is possible to solve the energy problems of the Earth: to replace the traditional fuel with a fundamentally new one - compact, smokeless and, what is especially important, practically inexhaustible. Possessing an unlimited source of energy, a person will be almighty!

Judge: The court will consider all the facts, listen to both sides, take into account the opinion of outstanding scientists, as well as witnesses. Let's start by listening to those who were at the beginning of the path to the knowledge of nuclear energy and stood at the root of the development of nuclear power. The floor is given to Mr. Ernest Rutherford.

Ernest Rutherford, professor of Cambridge University. I set the structure of the atom and proved that it has nucleus. I learn what is radioactivity and first make artificial transformation of nuclei and discovered proton. I understand that the nucleus of the atom have a lot of energy but I didn't expect that this energy so big. My student was English physicist James Chadwick, which I assigned the research project about radioactive element radium. He took famous after he had discovered neutron which let to scientist to create new elements and let to the splitting of an atom. And I collaborated with Niels Bohr.

Judge: The court is ready to listen to Niels Bohr. (Turning to the scientist). Introduce yourself to the court.

Niels Bohr: Niels Bohr, a Danish physicist. For his great scientific life he learned much of what

того, что касается строения атома и ядерной энергии. Доказал, что при разделении тяжелого ядра (урана) на 2 «половинки» выделяется энергия, причем, на каждое «разбитое» ядро она очень велика. А ведь в веществе миллиарды ядер! Так человек познал практически неисчерпаемый источник энергии.

Прокурор: У меня есть вопрос, Ваша Честь.

Судья: Пожалуйста.

Прокурор: Мне интересно, вот Вы - ученый с мировым именем, зная, что освобожденная Ядерная Энергия несет в себе разрушительную силу, что Вы сделали для того, чтобы эта энергия не была использована в военных целях?

Н. Бор: О том, что Ядерная Энергия может быть использована как оружие массового уничтожения людей, знал не только я, об этом были осведомлены все ученые, работавшие в этой области. Я лично выступал за рассекречивание работ, так как считал опасным монопольное владение атомным вооружением. Надвигалась вторая мировая война. Немецкие ученые были ближе всего к созданию атомного оружия, и ученые других стран торопились прийти к той же цели. После второй мировой войны я активно включился в борьбу за запрещение ядерного оружия, принял участие в создании центра ядерных исследований Европы и даже обращался со своими идеями к ООН.

Судья: Спасибо.  Суд предоставляет слово Марии Кюри.

М. Склодовская-Кюри: Мария Склодовская-Кюри, физик и химик, доктор наук, профессор Парижского университета. Родилась в Польше, работала во Франции вместе со своим мужем - Пьером Кюри. За годы работы над проблемой радиоактивности мы  успели многое сделать. Мы  изучали естественную

concerns the structure of the atom and nuclear energy. Proved that when the heavy nucleus (uranium) is divided into 2 "halves", energy is released, and, for every "broken" nucleus, it is very large. But there are billions of nuclei in matter! So man has learned practically inexhaustible source of energy.

Prosecutor: I have a question, Your Honor

Judge: Yes, please.

Prosecutor: I'm curious, here you are - a scientist of world renown, knowing that the liberated nuclear energy carries a destructive power, what have you done to prevent this energy from being used for military purposes?

Niels Bohr: Not only was I aware of the fact that Nuclear Energy could be used as a weapon of mass destruction of people, all scientists working in this field were aware of this. I personally advocated the declassification of works, because I considered dangerous the monopoly possession of nuclear weapons. The Second World War was approaching. German scientists were closest to creating nuclear weapons, and scientists from other countries were in a hurry to arrive at the same goal. After the Second World War, I actively joined the struggle for the prohibition of nuclear weapons, took part in the creation of a nuclear research center in Europe and even treated my ideas to the UN.

Judge: Thank you. The court gives the floor to Maria Curie.

M. Sklodowska-Curie: Maria Sklodowska-Curie, physicist and chemist, doctor of science, professor at the University of Paris. I was born in Poland, worked in France together with my husband - Pierre Curie. Over the years of work on the problem of radioactivity, we have радиоактивность урана, открыли радиоактивные элементы - радий и полоний. Но самое главное, относящееся к теме сегодняшнего суда, - исследовали влияние радиоактивности на живые организмы. Нами  установлено, что в малых дозах радиоактивное излучение оказывает лечебное действие; это излучение можно использовать для просвечивания живых тканей. В больших дозах или при длительном воздействии радиоактивное излучение, по-видимому, грозит смертью.

Прокурор: Раз уж мы заговорили о биологическом воздействии излучения, то разумно выслушать мнение биолога на этот счет.

Судья: Слово предоставляется профессору биологии.

Биолог: Излучения радиоактивных веществ оказывают очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже слабое излучение при его полном поглощении нарушает жизнедеятельность живых клеток.  Ведь они представляют собой сложные структуры, неспособные продолжать нормальную деятельность при малейших повреждениях отдельных участков. Даже слабые излучения вызывают опасные заболевания; их коварность усугубляется тем, что они не сопровождаются никакими болевыми ощущениями даже при смертельных дозах. Наиболее чувствительны к излучениям клетки, которые быстро делятся. Поэтому в первую очередь страдает костный мозг, вследствие чего нарушается процесс образования крови. Затем поражаются клетки органов пищеварительного тракта. Сильное влияние оказывает облучение на наследственность, поражая гены в хромосомах. Однако, справедливости ради, следует отметить, что в некоторых случаях облучение организмов может приносить и пользу. Быстро размножающиеся клетки злокачественных опухолей под

managed to do a lot. We studied the natural radioactivity of uranium, discovered radioactive elements - radium and polonium. But most importantly, referring to the topic of today's court, - investigated the effect of radioactivity on living organisms. We have established that in small doses, radioactive radiation has a therapeutic effect; this radiation can be used for  translucence of living tissues. In large doses or with prolonged exposure, radioactive radiation appears to threaten death.

Prosecutor: Since we have started talking about the biological effect of radiation, it is reasonable to listen to the biologist's opinion on this matter.

Judge: I give the floor to the professor of biology.

Professor of bio: Radiation from radioactive substances has a very strong effect on all living organisms. Even weak radiation, when absorbed completely, disrupts the vital activity of living cells. After all, they are complex structures, unable to continue normal activities with the slightest damage to individual sites. Even weak radiation causes dangerous diseases; Their insidiousness is exacerbated by the fact that they are not accompanied by any painful sensations, even with lethal doses. The cells most sensitive to radiation are those that quickly divide. Therefore, the bone marrow first of all suffers, as a result of which the process of blood formation is disrupted. Then the cells of the digestive tract are affected. A strong influence is exerted by irradiation on heredity, affecting genes in chromosomes. However, for the sake of justice, it should be noted that in some cases, irradiation of organisms can be beneficial. Rapidly multiplying cells of malignant tumors die under the influence of irradiation. This is the basis for suppressing a cancerous tumor with gamma rays.


воздействием облучения погибают. На этом основано подавление раковой опухоли гамма - лучами.

Судья: Суд готов выслушать еще одного ученого - Игоря Васильевича Курчатова.

Курчатов: Курчатов Игорь Васильевич, советский ученый, академик. Родился в России в 1903 году, жил до 1960 года. Возглавлял с 1934 года в СССР работы и исследования по овладению Ядерной Энергией. Под моим руководством создан первый советский уран-графитовый реактор, а затем и более мощные реакторы, задача которых - поставить Ядерную Энергию на службу промышленности. Я также возглавил работы по созданию атомной и водородной бомбы. А в 1954 году при моем участии под Москвой в городе Обнинске была построена первая в мире атомная электростанция, которая работает и сегодня. Я стремился подчинить Ядерную Энергию мирным целям.

Прокурор: Вы утверждаете, что трудились  во имя мирного использования энергии атома. Почему же тогда вы лично участвовали в создании атомной бомбы и Семипалатинского ядерного полигона, где долго (вплоть до 1963 года) велись наземные ядерные взрывы? Вы же знали об их опасности.

 

Курчатов: Новости об открытии в 1938 году деления ядра немецкими химиками Отто Ганом и Фрицем Штрассманом быстро распространились по международному сообществу физиков. В Советском Союзе эта новость вызвала волнение и беспокойство о возможных применениях этого открытия. Необходимо было заявить миру, что СССР  тоже имеет атомное оружие, что это - сильная держава и с ней надо считаться. Ведь американцы совершенствовали свое

Judge: The court is ready to listen to another scientist - Igor Vasilievich Kurchatov.

Kurchatov:  I am the secretary of Kurchatov Igor Vasilyevich, the Soviet academic academician. He was born in Russia in 1903, he lived until 1960. He headed since 1934 in the USSR work and research on the mastery of nuclear energy. Under his leadership, the first Soviet uranium-graphite reactor was created, and then more powerful reactors, whose task is to put nuclear energy at the service of industry. He also led the work on the creation of an atomic and hydrogen bomb. And in 1954, with his participation near Moscow in the city of Obninsk, the world's first nuclear power plant was built, which still operates today. He sought to subjugate the Nuclear Energy to peaceful purposes.

Prosecutor: You say that you worked for the peaceful use of atomic energy. Why, then, did you personally take part in the creation of the atomic bomb and the Semipalatinsk nuclear test site, where for a long time (until 1963) ground-based nuclear explosions were conducted? You knew about their danger.

Kurchatov: The news about the discovery in 1938 of the division of the nucleus by German chemists Otto Gan and Fritz Strassmann quickly spread across the international community of physicists. In the Soviet Union, this news has caused excitement and concern about the possible applications of this discovery. It was necessary to declare to the world that the USSR also has nuclear weapons, that it is a powerful power and it must be reckoned with. After all, the Americans improved their weapons! He is a citizen of his

оружие!  Я - гражданин своей страны и патриот и работал во имя ее могущества, выполняя приказ Родины!

Судья: Мы выслушали ученых, причастных к освобождению Ядерной Энергии. Пришло время рассмотреть результаты этого освобождения. Переходим к заслушиванию показаний свидетелей. Слово предоставляется очевидцу взрыва атомной бомбы в Хиросиме.

Первый свидетель: Здравствуйте. Это случилось 6 августа 1945 года в 8 часов утра, когда японцы спешили на работу. Над Хиросимой показался американский военный самолет. Он нес ядерную смерть, находящуюся в бомбе «Малыш». Бомбу сбросили - взрыв потряс и ослепил людей. Люди падали замертво, а те, кто был рядом с местом падения бомбы, сгорели. Это было страшно! Этот акт массового уничтожения людей - сразу было убито и ранено свыше 140 тысяч мирных жителей - не был вызван военной необходимостью: ведь война кончалась, капитуляция фашистской Японии была предрешена. А сколько людей погибло потом, вследствие ядерного облучения! По сей день мы, граждане страны восходящего солнца, помним  те трагические дни, помним  ужасы того взрыва и призываем  людей никогда не применять смертоносную технику.

Судья: Спасибо.

Адвокат: Прошу пригласить второго свидетеля, Ваша Честь, работника Обнинской атомной электростанции.

Судья: Слово предоставляется второму свидетелю.

Второй свидетель: Обнинская АЭС - это первая в мире электростанция, которая вот уже более 50 лет дает электрическую энергию, используя ядерную. Работает без срывов. Это современное производство. Культуру и чистоту, надежность

country and a patriot and worked for her power, fulfilling the order of the Motherland!

Judge: We listened to the scientists involved in the liberation of the Nuclear Energy. It's time to consider the results of this release. We now turn to hearing the testimony of witnesses. The word is given to an eyewitness of an atomic bomb explosion in Hiroshima.

1 witness; Good Morning! It happened on August 6, 1945 at 8 o'clock in the morning, when the Japanese hurried to work. Above Hiroshima was an American military aircraft. He carried a nuclear death, which is in the bomb "Kid". The bomb was dropped - the explosion shocked and blinded people. People fell dead, and those who were near the place of the bomb fell, burned. It was scary! This act of mass destruction of people - at once more than 140 thousand civilians was killed and wounded - was not caused by military necessity: after all the war was over, the surrender of fascist Japan was predetermined. And how many people died afterwards, due to nuclear irradiation! To this day, we, citizens of the country of the rising sun, remember those tragic days, remember the horrors of that explosion and call on people never to use deadly equipment.

Judge: Thank you.

Lawyer: I ask you to invite the second witness, Your Honor, a worker of the Obninsk nuclear power plant.

Judge: The word is given to the second witness.

2 wit; Obninsk NPP is the first power plant in the world, which has been providing electricity for more than 50 years, using nuclear power. Culture and cleanliness, reliability and stability - that's what you can see in the work of such a station. Advantages of nuclear energy, unlike

стабильность - вот, что можно видеть в работе такой станции. Преимущества атомной энергетики в отличие от других видов дают возможность получать качественную энергию.    

К преимуществам энергии, полученной на АЭС, безусловно, относятся большая мощность и невысокая итоговая себестоимость.   1 килограмм урана с обогащением, используемого в ядерном топливе, при полном делении выделяет энергию, эквивалентную сжиганию примерно 100 тонн высококачественного каменного угля или 60 тонн нефти. Кроме того, ядерное топливо можно использовать повторно. Расщепляющийся материал (уран-235) выгорает в ядерном топливе не полностью и может быть использован снова после регенерации (в отличие от золы и шлаков органического топлива). В перспективе возможен полный переход на замкнутый топливный цикл, что означает полное отсутствие отходов.                                                                                                                                    

К преимуществам можно отнести и то, что использование ядерного топлива не нуждается в процессе горения, поэтому нет выбросов вредных веществ, а парниковый газ не наносит вреда экологии, и не нужно строить новые сооружения для очистки выбросов. Четвертую часть вредных выбросов, которые попадают в атмосферу составляют ТЭЦ и это оказывает негативное влияние на экологическую обстановку городов, находящихся рядом с ними, и на общее состоянии атмосферы. Города, расположенные в непосредственной близости к атомным станциям, работающим в штатном режиме, ощущают все преимущества атомной энергетики, ведь они самые экологически чистые в каждой стране мира. Здесь все время контролируют уровень радиоактивного состояния среды, проводят анализ флоры и фауны, поэтому непрерывный мониторинг дает возможность в полной мере оценить преимущества и недостатки атомной

other types, make it possible to receive high-quality energy.

The advantages of the energy received at nuclear power plants, of course, include the large capacity of .1 kilograms of uranium with enrichment used in nuclear fuel, with full fission, produces energy equivalent to burning about 100 tons of high-quality coal or 60 tons of oil. In addition, nuclear fuel can be reused. In the long term, a complete transition to a closed fuel cycle is possible, which means a complete absence of waste.

Advantages can be attributed to the fact that the use of nuclear fuel does not need a combustion process, so there are no emissions of harmful substances. The fourth part of the harmful emissions that enter the atmosphere are made by the thermal power station and this has a negative impact on the ecological situation of the cities adjacent to them. The cities located in close proximity to nuclear power stations, feel all the advantages of nuclear energy, because they are the most environmentally friendly in every country in the world. Here, all the time the level of the radioactive state of the environment is controlled, flora and fauna analysis is carried out, therefore continuous monitoring makes it possible to fully appreciate the advantages and disadvantages of nuclear energy. It should be noted that during the period of observations in the areas of the NPP location, there have never been deviations of the radioactive background from the established forms, exceptions can be called emergencies.


энергетики, а также ее влияние на экологию данного региона. Необходимо отметить, что за период наблюдений в районах местоположения АЭС никогда не было отмечено отклонений радиоактивного фона от установленной формы, исключением можно назвать чрезвычайные ситуации.                                                                                                                                  А самым главным преимуществом атомной энергетики можно назвать ее рентабельность. Этот показатель состоит из ряда факторов, наиважнейшим из которых считается низкая зависимость от поставки горючего.  

Кроме этого, строительство АЭС обеспечивает экономический рост, появление новых рабочих мест: 1 рабочее место при сооружении АЭС создает более 10 рабочих мест в смежных отраслях. Развитие атомной энергетики способствует росту научных исследований и интеллектуального потенциала страны.                                                                                                  

Но это не все преимущества атомной энергетики. Сегодня, в условиях возможного энергетического голода, а также большого истощения запасов углерода, естественно возникает вопрос и о том, какие есть запасы топлива для поддержания полноценной работы АЭС. Ответ на данный вопрос довольно оптимистичный, ведь разведенные запасы урана и прочих радиоактивных элементов, находящихся в земной коре это несколько млн. тонн, и при таком уровне потребления эти запасы можно назвать почти неисчерпаемыми.

Прокурор: Я возражаю против столь положительной оценки АЭС. Атомные станции уже давно зарекомендовали себя ненадежными. Весь мир отказывается от них. Я требую, чтобы суд  дал слово свидетелю аварии на Чернобыльской АЭС.  

Судья: Требования прокурора удовлетворяется. Суд приглашает свидетеля из Чернобыля.

Prosecutor: I object to such a positive assessment of the nuclear power plant. Atomic stations have long proved to be unreliable. The whole world abandons them. I demand that the court give the floor to the witness of the accident at the Chernobyl nuclear power plant.

Judge: The prosecutor's demands are satisfied. The court invites a witness from Chernobyl.


Третий свидетель: 29 лет прошло с этого страшного дня, когда ночью над Припятью взвился зловещий гриб из огня, дыма и радиоактивных выбросов. Самая грандиозная техногенная катастрофа произошла 26 апреля 1986 года, на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции. Немыслимое количество смертельно-опасных радиоактивных веществ оказалось в воздухе. В некоторых местах уровень радиационного загрязнения в тысячи раз превысил стандартный фон радиации. Стало понятно, что после взрыва здесь будет другой мир — земля, где нельзя сеять, реки, в которых нельзя купаться и ловить рыбу и дома, в которых нельзя жить. Это страшно! На 300 верст от Чернобыля смерть в виде радиоактивной пыли рассыпана по полям, лесам и домам. Вся земля здесь поделена на мертвые зоны: зоны отселения, зоны отчуждения, зоны жесткого контроля. И всему виной - ядерная энергия. Чернобыльская трагедия – это печальный урок для человечества.  Непосредственной причиной катастрофы стал эксперимент, проводившийся на одном из двух турбогенераторов блока. Комиссия, расследовавшая аварию и представившая свой отчет на конференции МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии), пришла к заключению, что катастрофа произошла вследствие действий персонала Чернобыльской АЭС, грубо нарушившего порядок эксплуатации станции. В частности, программа эксперимента была плохо подготовлена, не было получено разрешения на его проведение, а, кроме того, персонал не был соответствующим образом подготовлен к опыту, не сознавая возможного риска, и отклонился от программы эксперимента.

Судья: Страшные вещи Вы нам рассказали.

Адвокат Ваша Честь, прошу выслушать еще одного моего свидетеля, доктор физико-математических наук.

3 witness; 29 years have passed since this terrible day, when a sinister mushroom from fire, smoke and radioactive emissions rose over Pripyat at night. The most ambitious technogenic catastrophe occurred on April 26, 1986, at the 4th block of the Chernobyl nuclear power plant. Unthinkable amount of deadly radioactive substances was in the air. In some places, the level of radiation pollution is thousands of times higher than the standard radiation background. It became clear that after the explosion there will be another world - a land where you can not sow, rivers in which you can not swim and fish and houses where you can not live. This is scary! On 300 versts from Chernobyl the death in the form of a radioactive dust is scattered on fields, woods and houses. All the land here is divided into dead zones: zones of resettlement, exclusion zones, zones of strict control. And all the blame - nuclear energy. The Chernobyl tragedy is a sad lesson for humanity.

Judge: You told us the terrible things.

Your Honor, I ask you to listen to another of my witnesses, Doctor of Physical and Mathematical Sciences.


Судья:  Приглашается свидетель защиты.

Четвёртый  свидетель: Да, я физик-ядерщик,  буду говорить в защиту Ядерной Энергии. Благодаря научно-техническому прогрессу началось повсеместное применение ядерной энергии в мирных целях не только в энергетике. Сегодня нельзя обойтись без нее в промышленности, сельском хозяйстве,  на транспорте и в медицине и даже в археологии и геологии.

В промышленности атомная энергия применяется для повышения чувствительности химического анализа и производства аммиака, водорода и других химических реагентов, которые используются для производства удобрений. Для опреснения соленых вод также применяется ядерная энергия. Применение ее в черной металлургии позволяет восстанавливать железо из железной руды, в цветной – для производства алюминия.

Применение ядерной энергии в сельском хозяйстве решает задачи селекции и помогает в борьбе с вредителями. Ядерную энергию применяют для появления мутаций в семенах. Делается это для получения новых сортов, которые приносят больше урожая и устойчивы к болезням сельскохозяйственных культур. Так, больше половины пшеницы, выращиваемой в Италии для изготовления макарон, было выведено с помощью мутаций.  Также с помощью радиоизотопов определяют лучшие способы внесения удобрений. Например, с их помощью определили, что при выращивании риса можно уменьшить внесение азотных удобрений. Это не только сэкономило деньги, но и сохранило экологию.

Наверное, самый известный транспорт, который работает на ядерной энергии – это различные суда, как военного, так и гражданского назначения: атомные

Judge: A defense witness is invited.

The fourth witness:  Yes, I'm a nuclear physicist, I will speak in defense of Nuclear Energy. Thanks to scientific and technical progress, the widespread use of energy for peaceful purposes began not only in the energy sector. Today we can not do without it in industry, agriculture, transport and medicine.

In industry, atomic energy is used to produce ammonia, hydrogen and other chemical reagents. Its use in ferrous metallurgy for restoring iron from iron ore, in color - for the production of aluminum.

The main vehicle operating on nuclear energy is an atomic icebreaker. This is a miracle of technology, which caused the atom to crush and break the polar ice. We are subordinated to the energy of the atom for peaceful purposes. And we all know that, thanks to this, we have an "open" Northern Sea Route.

ледоколы и атомные подводные лодки, транспортные суда, авианосцы и крейсеры. Например, атомный ледокол. Это чудо техники, заставившее атом крушить и ломать толщу полярных льдов. Мы подчинили энергию атома мирным целям. И всем известно, что благодаря этому, мы имеем «открытый» Северный морской путь, по которому выгодно перевозить грузы.

Медицина использует радиоактивные изотопы для постановки точного диагноза. Медицинские изотопы имеют малый период полураспада и не представляют особой опасности, как для окружающих, так и для пациента. Еще одно применение ядерной энергии в медицине было открыто совсем недавно. Это позитронно-эмиссионная томография. С ее помощью можно обнаружить серьезные заболевания на ранних стадиях.

В археологии радиоактивность нашла применение в определении возраста находки органического происхождения (дерева, ткани, останков животных и т.д.) А в геологии с ее помощью научились обнаруживать залежи разнообразных минералов.

Судья:  Да, о Ядерной Энергии можно говорить долго: слишком уж много она сделала для человека - и плохого, и хорошего. Мы здесь слышали и о том, и о другом и, безусловно, учтем все аргументы при вынесении приговора. А теперь каждая сторона имеет право на заключительное слово. Слово предоставляется главному обвинителю.

Прокурор: Уважаемый суд! Вина подсудимой, по-моему, очевидна. Я не понимаю людей, которые могут защищать преступницу. Где гарантия, что не произойдет взрыв на любой АЭС, сегодня действующей? Кто поручится, что не взорвется какая-либо атомная подводная лодка? Где гарантия, что радиоактивные

Judge: Yes, we can talk about Nuclear Energy for a long time: it has done too much for a person - both bad and good. We have heard here about both, and of course, we will take into account all the arguments in the sentencing. And now each side has the right to the final word. The floor is given to the chief prosecutor.

Prosecutor: Dear court! The guilt of the defendant, in my opinion, is obvious. I do not understand people who can protect a criminal. Where is the guarantee that there will not be an explosion at any nuclear power plant that is in operation today? Who will guarantee that an atomic submarine will not explode? Where is the guarantee that the radioactive waste will not be washed out by soil water and will not

отходы не будут размыты почвенными водами и не разнесутся ими по всей почве? У меня такой гарантии нет. Я думаю, что их нет ни у одного человека. Надеюсь, что суд учтет это.

Судья: Слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Многие готовы судить Ядерную Энергию только потому, что живут днем сегодняшним, не думая о будущем. Мне бы хотелось задать такой вопрос: «Какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа?». А ведь они не безграничны. Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. Задумайтесь еще и над тем, что развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает Ядерная Энергия. Ею только разумно и крайне осторожно нужно пользоваться.

Судья: Заключительное слово предоставляется подсудимой.

Подсудимая: Я полностью доверяю суду.

Судья: Суд объявляет: все вопросы выяснены. Суд удаляется на совещание. (Суд уходит).

Учитель: Интересно, а что думают по этому поводу присутствующие в зале суда? (Обращается к учащимся, присутствующим в качестве слушателей). Какой приговор необходимо вынести Ядерной Энергии? Допустимо ли сегодня ее использование или его необходимо навсегда запретить? Давайте сами попробуем подвести итог вышесказанному и вынести свое решение. Итак, какие аргументы вы приведете «ЗА» и «ПРОТИВ» нашей подсудимой?

Судья: Зачитываю решение. Суд внимательно выслушал подсудимую, обе стороны, свидетелей и выяснил, что использование Ядерной Энергии имеет как

be dispersed by them throughout the soil? I have no such guarantee. I think that there are none of them. I hope that the court will take this into account.

Judge: I give the floor to the lawyer.

Lawyer: Many people are prepared to judge Nuclear Energy only because they live in the daytime today, not thinking about the future. I would like to ask the following question: "What kind of energy will a person use when the reserves of solid fuel, oil and gas run low?" But they are not boundless. In addition, conventional fuel, burning, very heavily pollutes the air and disrupts the ecology of the Earth. Think also of the fact that developing technically, our civilization requires more and more energy, and solve this problem helps the Nuclear Energy. It is only reasonable and extremely cautious to use it.

Judge: The final word is given by the offender.

Offender:  I fully trust the court.

Judge: The Court declares: all questions have been clarified. The court retires to the meeting. (The court leaves).

And what do you think about nuclear energy? What sentence should be passed to it? Can it be used in future or should it be banned forever?

Let’s try to summarize all arguments for and against our defendant and adjudicate.

Judge: I'm reading the decision. The court carefully listened to the defendant, both sides, witnesses and found out that the use of nuclear energy has both positive and negative results. Seeing the obvious benefit in the положительные, так и отрицательные результаты. Увидев явную пользу в применении Ядерной Энергии, человек начал пропагандировать ее, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (по вине самого человека), он бросился в другую крайность: потребовал запретить, осудить Ядерную Энергию, прекратить ее использование. Человек во многом сам виноват в своих трагедиях! Суд постановляет: Ядерную Энергию оправдать и освободить из-под стражи в зале суда! Суд также выносит частное определение: Техника и технология нынешнего времени, основанные на новейших достижениях науки, требуют особого, бдительного отношения к себе. Прежде чем их создавать и использовать, нужно просчитать и предвидеть последствия. И если последствия неизвестны, то требуется сначала их обнаружение, тщательное и всестороннее исследования. Спешка, отсутствие полного комплекса информации недопустимы. Ведь создаваемые или внедряемые без такого учета технические установки, будь они мирного назначения или военного, могут оказать вредное воздействие на Природу, Человека – его здоровье, психическое состояние, генофонд.

Учитель: Суд над Ядерной Энергией показал, что человек должен всегда помнить следующее: Природа мудра и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. Наука развивается очень быстро и, постигая законы природы и используя их в своей практической деятельности, человек становится все более могущественным. Но технический прогресс имеет и оборотную, «теневую» сторону – возрастает ущерб, наносимый природе. Некоторые виды современной техники в состоянии уничтожить на Земле все живое, в том числе и человека. Поэтому в наше время, как никогда раньше, приобретают важность

application of nuclear energy, the man began to propagate it, lost his vigilance and not fully implemented the system of control and security. But when the trouble happened (through the fault of the person himself), he rushed to the other extreme: he demanded to ban, condemn the Nuclear Energy, stop using it. A man is to blame for his tragedies! The court decides: to justify the Nuclear Energy and release from custody in the courtroom! The court also makes a particular decision: Technique and technology of the present time, based on the latest achievements of science, require special, vigilant attitude towards oneself. Before you create and use them, you need to calculate and anticipate the consequences. And if the consequences are not known, then first their detection, thorough and comprehensive research is required. Haste, the absence of a complete set of information is unacceptable. After all, technical installations created or introduced without such consideration, whether they are peaceful or military, can have a harmful effect on Nature, Human being - his health, mental state, gene pool.

Teacher: The Nuclear Energy Trial has shown that it’s important to remember that nature is wise. Revealing its secrets we mustn’t break its laws. Science develops rapidly. People become more powerful, perceiving laws of nature and using them in their activity.

However, technical progress has the reverse side- the risk to damage nature increases. Some forms of modern technology are able to destroy all life on the Earth, including humanity. So, the moral aspects of the use of natural resources and technological progress become much more important today than ever before.

нравственные аспекты использования природных ресурсов и достижений технического прогресса. И я очень надеюсь, что в будущем, когда вы станете активными деятелями в разных областях науки и техники, а возможно, и руководителями этих отраслей разного ранга, вы всегда будете помнить о будущих поколениях, ценности жизни и уникальности нашей планеты!

Я благодарю участников этой поучительной игры и слушателей, принявших участие в обсуждении, и желаю всем успехов.

 

I hope that in future, when you become active figures in different fields of science and technology, or, perhaps, leaders in these industries, you will always remember about responsibility for future generations, the value of life and the uniqueness of our planet!

I thank all the participants of our educational game and the students, who have taken part in the discussion, and I wish you all success.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Атом, атом, атом!!!" - открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс "Атом, атом, атом!!!"...

Из опыта работы по теме «Сюжетно-ролевые игры и моделирование ситуаций общения на уроках иностранного языка"

Как сделать так, чтобы зародить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока? Как сформировать положительную мотивацию у младших школьников к изучению иностранного языка? Как сохранить ...

План-конспект открытого урока по теме "Мирный атом: за и против" в 10 классе

Урок является обобщением и представлением результатов исследовательской деятельности учащихся - участников сетевого проекта, посвященного году экологии в России....

Презентация к открытому уроку по теме "Мирный атом: за и против"

Данная презентация является приложением к конспекту открытого урока по указанной теме с применением предметно-языкового интегрированного метода обучения, поэтому выполнена на английском языке....

Сценарий сюжетно-ролевой игры "Поездка в гости на автобусе" с учетом гендерного подхода во второй младшей группе

Цель - создание условий для формирования культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками...

Сценарий сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" (средняя группа)

Сценарий сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" (средняя группа)...