Рабочая программа по физике для углубленного уровня 10-11 класс А. В. Грачев
рабочая программа по физике (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по физике для углубленного уровня 10-11 класс 5 часов в неделю по УМК А. В. Грачев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_10-11_klass.zip | 56.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Гимназия №3»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №154 от 30.08.2016 г.
Рабочая программа
по физике
углубленный уровень
11 класс
Учитель физики: Н. С. Лазукова
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по физике для среднего ( полного ) общего образования ( профильный уровень ), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской учебной программы по физике для средней ( полной ) школы ( профильный уровень ) ( Физика . Программы : 7-9 классы . 10 – 11 классы . / сост . Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В.. – М.: Вентана - Граф , 2007.).
Изучение физики на углубленном уровне направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; освоение основ фундаментальных физических теорий: классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, для решения физических задач, для самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, при выполнении экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; формирование осознанных мотивов учения и подготовка к сознательному выбору профессии;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, приобретение опыта обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Основные задачи данной рабочей программы - формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения. Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки старшеклассников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
При реализации рабочей программы используется УМК Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. УМК включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличается простотой доступностью материала.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 5 ч в неделю (175 часов за год).
Требования к уровню подготовки старшеклассников
В результате изучения физики на углубленном уровне ученик должен знать, понимать:
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин, отличие и особенности: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила, магнитная индукция, энергия магнитного поля, показатель преломления, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, оптическая сила линзы;
смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы Ньютона, закон всемирного тяготения, газовые законы, законы термодинамики, закон сохранения энергии, закон электромагнитной индукции, закон Кулона, законы Ома, законы Кирхгофа, закон Ампера, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада и др.;
вклад в развитие науки российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Ученик должен уметь:
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: движение тел на Земле и небесных тел и искусственных спутников Земли, взаимодействие тел, свойства газов, жидкостей и твёрдых тел, движение и взаимодействие заряженных частиц, взаимодействие проводников с током, действие магнитного поля на проводник с током; электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; дисперсию, интерференцию и дифракцию света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры, фотоэффект, радиоактивность;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач до третьего уровня сложности;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле, результат рассматриваемого физического явления на основе всех законов сохранения;
измерять физическую величину с помощью физических приборов, а также путем косвенных измерений и оценивать границы абсолютной и относительной погрешностей;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Учебно –методическая литература:
1. Физика 11 класс : базовый уровень : профильный уровень : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.В. Грачев , В.А. Погожев , А.М.Салецкий и др . М.: Вентана - Граф , 2011.
2. Физика . Программы : 7-9 классы . 10 – 11 классы . / сост . Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В.. – М.: Вентана - Граф , 2007.)
3. Орлов В.А. Задания для проверки и самоконтроля по физике . – М.: Илекса ,2007.
4. Рымкевич А.П. Физика . Задачник . 10 – 11 классы : пособие для общеобразователь- ных учреждений . – М.: Дрофа , 2007.
5. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл .: за- четы , тесты и контрольные работы с ответами ./ В.П
ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ И БЛОКИ.
№ п.п. | Тема | Лабораторные работы | Контрольные работы | Кол-во часов |
Постоянный электрический ток. | 2 | 1 | 25 | |
Магнитное поле | - | 1 | 12 | |
Электромагнитная индукция | 1 | 1 | 12 | |
Колебания и волны | 2 | 21 | ||
Геометрическая оптика. Свойства волн. | 2 | 2 | 26 | |
Элементы теории относительности. | 4 | |||
Квантовая физика. Строение атома. | - | - | 12 | |
Физика атома и атомного ядра. | 1 | 1 | 15 | |
Строение Вселенной | - | - | 6 | |
Физический практикум. | 10 | 10 | ||
ППр | Практикум по подготовке к экзамену. | 20 | ||
Итог | 170 |
Формы и средства контроля
Тестирование
Фронтальный опрос
Решение физических задач
Графические работы (рисунки, схемы)
Самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой.
Календарно-тематическое планирование.
Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Постоянный электрический ток | 25 | |||
Постоянный электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Направление и сила тока. Электрическая цепь. | ||||
Свободные носители заряда. Электрический ток в проводниках. | ||||
Вольтамперная характеристика проводника. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление. Сверхпроводники. | ||||
Решение задач на закон Ома. | ||||
Расчёт сопротивления системы, состоящей из нескольких проводников. Последовательное и параллельное соединение резисторов. Измерение силы тока и напряжения. | ||||
Решение задач. Повторение темы «Постоянный электрический ток» | ||||
Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля — Ленца. | ||||
Источник тока. Электродвижущая сила. Замкнутая электрическая цепь. Закон Ома для полной цепи. | ||||
Решение задач на закон Ома для участка цепи. | ||||
ИОТ № 008. Лабораторная работа № 1 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.» | ||||
Полезная и полная мощность тока в электрической цепи. Передача электрической энергии. | ||||
Закон Ома для участка цепи с источником тока. Правила Кирхгофа. | ||||
Решение задач на правило Кирхгофа. | ||||
Электрический ток в электролитах. Электролиз и его применение. Закон Фарадея для электролиза. | ||||
Решение задач на закон Фарадея. | ||||
ИОТ № 008. Лабораторная работа № 2 «Определение элементарного заряда при электролизе.» | ||||
Электрический ток в газах. Плазма. Газовые разряды. | ||||
Электрический ток в вакууме. Вакуумный диод. Электронно-лучевая трубка. | ||||
Электрический ток в полупроводниках. | ||||
Полупроводниковые приборы. | ||||
Перезарядка конденсатора. | ||||
Повторение по теме «Постоянный электрический ток». | ||||
Повторение по теме «Постоянный электрический ток». | ||||
Контрольная работа № 1 «Постоянный электрический ток» | ||||
Анализ контрольной работы | ||||
Магнитное поле | 12 | |||
Магнитное взаимодействие. | ||||
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Лоренца. | ||||
Линии магнитной индукции. Картины магнитных полей. Закон Био — Савара — Лапласа. | ||||
Решение задач о движении заряженных частиц в магнитном поле. Циклотроны, масс-спектрографы, МГД-генераторы. | ||||
Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. | ||||
Магнитное взаимодействие проводников с током. Единица силы тока — ампер. | ||||
Действие магнитного поля на рамку с током. Электродвигатель постоянного тока. Гальванометр. Динамик. | ||||
Решение задач на действие магнитного поля на рамку с током. | ||||
Магнитные свойства вещества. | ||||
Повторение по теме «Магнитное поле». | ||||
Повторение по теме «Магнитное поле». | ||||
Контрольная работа № 2 «Магнитное поле» | ||||
Электромагнитная индукция | 12 | |||
Опыты Фарадея. Открытие электромагнитной индукции. | ||||
ИОТ № 008. Лабораторная работа № 3 «Изучение явления электромагнитной индукции.» | ||||
ЭДС индукции в движущемся проводнике. | ||||
Решение задач на ЭДС индукции в движущемся проводнике. | ||||
Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. | ||||
Решение задач на закон электромагнитной индукции. | ||||
Вихревое электрическое поле. | ||||
Индуктивность. Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока. | ||||
Решение задач на индуктивность. | ||||
Повторение по теме «Электромагнитная индукция». | ||||
Повторение по теме «Электромагнитная индукция». | ||||
Контрольная работа № 3 «Электромагнитная индукция» | ||||
Механические колебания | 8 | |||
Механические колебания. Условия возникновения свободных колебаний. | ||||
Кинематика колебательного движения. Решение задач. | ||||
Динамика колебательного движения. | ||||
Преобразование энергии при механических колебаниях. Математический маятник. | ||||
Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. | ||||
Метод векторных диаграмм. Решение задач. | ||||
Повторение по теме «Механические колебания» | ||||
Контрольная работа № 4 «Механические колебания» | ||||
Электромагнитные колебания | 11 | |||
Свободные электромагнитные колебания. Уравнение гармонических колебаний. Формула Томсона. | ||||
Процессы при гармонических колебаниях в колебательном контуре. | ||||
Решение задач на гармонические колебания | ||||
Переменный электрический ток. Источник переменного тока. | ||||
Активное сопротивление в цепи переменного тока. Действующие значения тока и напряжения. | ||||
Конденсатор в цепи переменного тока. | ||||
Катушка индуктивности в цепи переменного тока. | ||||
Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. | ||||
Закон Ома для электрической цепи переменного тока. | ||||
Мощность в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Трансформатор. | ||||
Контрольная работа № 5 «Электромагнитные колебания» | ||||
Механические и электромагнитные волны | 4 | |||
Механические волны. | ||||
Звук | ||||
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. | ||||
Принципы радиосвязи и телевидения. | ||||
Геометрическая оптика | 11 | |||
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. | 1 | |||
Закон отражения света. Построение изображений в плоских зеркалах. | ||||
Закон преломления света на границе раздела двух изотропных прозрачных сред. Дисперсия света. Явление полного внутреннего отражения. | ||||
Решение задач на преломление света. | ||||
ИОТ № 008. Лабораторная работа № 4 «Определение показателя преломления стекла.» | ||||
Линзы. Тонкие линзы. | ||||
Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. | ||||
Построение изображений, создаваемых тонкими собирающими и рассеивающими линзами. | ||||
Построение изображений, создаваемых тонкими собирающими и рассеивающими линзами. | ||||
Глаз и зрение. Оптические приборы. | ||||
Контрольная работа № 6 «Геометрическая оптика» | ||||
Свойства волн | 15 | |||
Волновой фронт. | ||||
Принцип Гюйгенса. | ||||
Поляризация волн. | ||||
Интерференция волн. | ||||
Интерференция света. Использование интерференции в оптике. | ||||
Решение задач на интерференцию света. | ||||
Дифракция света. | ||||
Метод Гюйгенса — Френеля. | ||||
Дифракционная решётка. | ||||
Решение задач на дифракционную решетку. | ||||
ИОТ № 008. Лабораторная работа №5 «Оценка длины света разного цвета» | ||||
Повторение по темам «Свойства волн». | ||||
Повторение по темам «Свойства волн». | ||||
Повторение по темам «Свойства волн». | ||||
Контрольная работа № 7 «Свойства волн» | ||||
Элементы теории относительности | 4 | |||
Постулаты специальной теории относительности. | ||||
Относительность одновременности событий. Замедление времени и сокращение длины. | ||||
Закон сложения скоростей в СТО. | ||||
Масса, импульс и энергия в СТО | ||||
Квантовая физика. Строение атома | 12 | |||
Равновесное тепловое излучение. Гипотеза Планка. | ||||
Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | ||||
Решение задач на уравнение Эйнштейна. | ||||
Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. | ||||
Гипотеза де Бройля. | ||||
Решение задач на давление света. | ||||
Планетарная модель атома. | ||||
Первый постулат Бора. Правило квантования орбит. | ||||
Второй постулат Бора. . | ||||
Спектры испускания и поглощения | ||||
Лазеры. | ||||
Применение лазеров. | ||||
Физика атома и атомного ядра | 15 | |||
Строение атомного ядра. | ||||
Ядерные силы. Энергия связи атомного ядра. | ||||
Решение задач на энергию связи атомного ядра. | ||||
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. | ||||
Причины радиоактивности. Альфа- и бета-распады. Правила смещения. | ||||
Решение задач на правило смещения. | ||||
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. | ||||
Ядерная энергетика | ||||
Методы регистрации ионизирующих ядерных излучений. | ||||
Биологическое действие радиоактивных излучений. Дозиметрия. | ||||
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | ||||
ИОТ № 008. Лабораторная работа № 6 «Определение удельного заряда частицы по ее треку в камере Вильсона.» | ||||
Повторение по темам «Квантовая физика. Строение атома», «Физика атома и атомного ядра». | ||||
Повторение по темам «Квантовая физика. Строение атома», «Физика атома и атомного ядра». | ||||
Контрольная работа № 8 «Квантовая физика» | ||||
Строение Вселенной | 6 | |||
Основные методы исследования в астрономии. Определение расстояний до небесных тел. | ||||
Солнце. | ||||
Солнечная система. | ||||
Физические характеристики звёзд. | ||||
Эволюция звёзд. | ||||
Вселенная | ||||
136-145 | Физический практикум. | 10 | ||
146-165 | Практикум по подготовке к экзамену. | 20 | ||
166-170 | Резерв времени | 5 | ||
Итого | 170 |
Рассмотрено на заседании МО
Учителей естественнонаучного цикла
Протокол №_______от_________2016 г.
___________ С.В. Григорьева.
Согласовано
зам. директора по УВР
«_____»____________2016 год
_________Л.А. Анохина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по физике (профильный уровень) для 10-11 классов
архив содержит рабочую программу по физике для 10-11 классов ( профильного уровня)...
Рабочая программа по физике и химии для 5-6 классов
Рабочая программа «Физика» 7 -9 классы (210 часов)...
рабочая программа по физике в вечерней школе 10-12 класс
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физике. Рабочая программа разработанадля вечерней школы на 35- 36 учебных недель с нагрузкой 1 час в неделю. Программа состоит из п...
Рабочая программа по алгебре с углубленным изучением для 8 класса
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно - ориентированные; деятельностно - ориентированные и т.д.) вариативного развивающего...
Рабочая программа_ФГОС_Русский язык_Углубленный уровень_10_11 классы_Автор_Манерова П.В._2017_2018 г.
Рабочая программа_ФГОС_Русский язык_Углубленный уровень_10_11 классы_Автор_Манерова П.В._2017_2018 г....
Авторская рабочая программа по предмету "Право" углубленный уровень 10-11 класс
Авторская программа Е.А. Певцовой по праву для 10-11 кл. согласно ФГОС СОО, 2015г к учебнику «Право. Основы правовой культуры». 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни / авт....