Зачетное занятие по программе элективного курса "Мир небесных тел"
элективный курс по физике (9 класс) на тему

Масальцева Елена Ивановна

Зачетное занятие по программе элективного курса "Мир небесных тел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnoe_zanyatie_po_programme_elektivnogo_kursa.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетное занятие

по программе элективного курса « Мир небесных тел».

Форма занятия: Игра – путешествие к планетам  солнечной системы.

Цели занятия:

- проверить усвоение понятий: планеты, спутники планет, звезды, Солнце;

-проверить умения работы со звездной картой, теллурием, моделью солнечной системы, моделью небесной сферы.

Оборудование:

* карта звездного неба с иллюминесцирующими лампочками

*  картины с изображением солнечной системы нашей планеты

*  плакаты с изречениями

* теллурий

*  глобус

 * прибор для демонстрации солнечной системы

* телескоп

* окна класса занавешены черными шторами, на которых  висят разного цвета звездочки, изображение Луны, вырезанные из разноцветной бумаги звездочки, приклеенные в виде созвездия Большой медведицы

* мультипроектор

* программный диск « Открытая астрономия»

Ход занятия:

Учитель : Нет человека на Земле, который, вглядываясь в звездное небо, не чувствовал бы его красоты и величия, который  не испытывал бы желания познать его тайны. На наших занятиях мы ставили цель приоткрыть завесу этих тайн, чтобы космос стал для вас ближе, чтобы вы узнали лучше свою планету. Тернист и сложен был путь человека в космос. Тернист и сложен наш с вами путь познания. Девизом нашего  урока будет « Через тернии к звездам !», что на латинском звучит так: «Per aspera ad astra»

Планеты, планеты,

Загадки вселенной,

Космических трасс рубежи.

Запомни мой друг-

Мечте дерзновенной

Без знаний не жить.

Отправляетесь в путешествие в космос.

        Представляю команды, которые будут участвовать сегодня в нашем путешествии. Их у нас две.  Команды представляются, называют название своего корабля.

Учитель:  Вы летите к планете. Но как отличить планету от звезды? (включает изображение на экране части звездного неба).

Выслушав ответы,  заключаю, что планеты сияют спокойным светом, звезды же непрестанно мерцают, как бы вспыхивают, дрожат, меняют яркость, а звезды, которые невысоко над горизонтом, еще и переливаются разными цветами. Мерцание не есть свойство, присущее звездам, Это придается атмосферой. А почему не мерцают планеты? Они тоже мерцают, но находятся ближе, видны в виде круга. Мерцают разные места в разное время, общий свет неизменен.

Учитель:  Стартовали обе команды на своих кораблях. Вышли за пределы атмосферы. Видим нашу Землю снизу.  Она такая красивая.   Включаю мультипроектор, показываю   модель нашей планеты.  Про величие космоса писали многие поэты. Сегодня часть из них мы зачитаем.

Ученик читает стихотворение:

 И будут в небе голубом

Сиять чертоги ледяные.

И хрусталем и серебром

А в ночь меж белых их разводов

Взойдут огни небесных сводов.

Слово другой команде.

Ученик читает стихотворение

Окрашен космос в белый цвет

Поскольку атмосферы нет

Здесь нет земной голубизны

Здесь виды странны и чудны

И звезды сразу все видны.

Учитель включает компьютерное изображение космического корабля с фотографией  вышедшего в открытый космос  космонавта  Леонова.

Ученик читает стихотворение:

На севере звезда видна

И называется она

Полярною звездою

Она - надежный друг людей

И две медведицы при ней

Среди космических огней

Все ходят чередой.

Учитель дает задание: найдите у художника,  который приготовил для вас этот кусочек неба, полярную звезду и найдите ошибку ( рисунки созвездий на  черных оконных шторах).

 Вопрос: Где вы бы видели Полярную звезду, если бы жили на северном полюсе?

…если бы жили  на экваторе? (показать на модели небесной сферы)

 Вопрос командам: Сегодня наш день замечателен тем, что он проходит в день весеннего равноденствия 22 марта. Чем примечателен этот день?

 Вопрос: Найдите по карте звездного неба, в каком созвездии находится сегодня наше Солнце?

Учитель: Вдалеке виден спутник Земли – Луна. Мало кто не знает, как отличить на небе Луну растущую от стареющей. Мы с вами ответим на вопрос – какая Луна у нас видна в иллюминатор?

 Учитель:  Так Луна видна только в северном полушарии, а в южном полушарии она видна с точностью до наоборот. Перед вами старый герб Турции. На гербе видна звезда на фоне Луны. Найдите ошибку на рисунке.

Блиц – турнир между экипажами.

1.   Какая на Луне погода?

2.   Укажите два отличия на небе, по которым можно определить, где находится человек: на Земле или на Луне?

3 .  Завтра ожидается солнечное затмение. Показать на теллурии, где будет находиться Луна?

4 .  Завтра ожидается лунное затмение. В каком месте на теллурии нам его искать?

 Далее в конкурс  вступают бортмеханики.

Вопрос: Знаете ли вы, что означают слова « Парад планет»?

Учитель раздает таблички с названиями планет и предлагаю  обеим командам  продемонстрировать парад планет (учитывая массу планет).

Учитель: Знаете ли вы, что планеты можно увидеть даже днем?  Особенно часто можно увидеть Венеру. Существует рассказ о том, как Наполеон  Первый во время парадного шествия был удивлен тем, что толпа, пораженная появлением Венеры днем, не уделяла ему должного внимания.

Учитель. Ваш корабль подлетел к неизвестной планете, выключите двигатели. Выйдите на круговую орбиту, начинайте исследовательскую работу.

Пока наши космонавты готовятся к  пресс - конференции, я расскажу, почему в неделе семь дней.  В глубокой древности считали, что семь светил освещали Землю: Солнце, Луна, Венера, Меркурий. Марс, Юпитер, Сатурн.  День Луны -понедельник,  день Солнца-воскресенье,  день Меркурия – вторник, день Сатурна – суббота, день Юпитера – четверг, день Венеры – пятница, день Марса – вторник.

Учитель предлагает детям принять участие в  «живом кроссворде».

 Раздает ребятам таблички с цифрами, которые прикрепляются на груди. Читает текст, ученики должны перестраиваться в «живом кроссворде» в ходе чтения текста.

« В 1881 году выдающийся русский революционер и изобретатель Кибальчич предложил использовать ракету для летательных аппаратов. 4 октября 1957 года был выведен на орбиту  первый ИСЗ , вес его 83,6 кг. 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.18 марта 1965 г. космонавт А. Леонов вышел в специальном скафандре в открытый космос и находился там в течении 12 минут»

Учитель дает слово экипажам ракет для отчета. Они рассказывают о какой – либо планете нашей солнечной системы, а также показывают инопланетное существо. Эта  работа была дана учащимся заранее в качестве домашнего задания.

Учитель подводит итог: наш полет завершился. Космос- это удел сильных духом людей. Он рядом. Прошлое и будущее как на ладони. На комету Хейл – Бопла  4000 лет назад смотрели строители египетских пирамид. А недавно и мы его наблюдали. Может быть,  кто–нибудь из вас впишет свою страницу в историю космонавтики. Урок показал, что первые итоги вы уже сделали. Любите нашу Землю. Любите свою Россию. Гордитесь, что первый ИСЗ был запущен в нашей стране, первым космонавтом был наш соотечественник.   На российской земле родились первая женщина – космонавт и первый человек, вышедший в открытый космос. Первая орбитальная стация  была запущена тоже в  нашей стране.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетное занятие по математике в 6 кл.

Данная работа содержит 20 вопросов,которые охватывает такие понятие как делитель, кратное, НОК, НОД также алгоритм нахождения НОД и НОК....

План-конспект занятия "Зачетное занятие по Paint"

План-конспект  занятия в "Школе компьютерной грамотности"Модуль «Компьютерная графика и анимация», 1 год обучения, возраст детей – 10-11 летТема: "ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО PAINT"Цель:...

конспект внеклассного занятия по программе элективного курса "Святая Русь"

Город чудный , город  древний,Ты вместил в свои концыИ посады и деревни,И палаты и дворцы!...

Рабочая программа элективного курса "Элементы небесной механики"

Рабочая программа элективного курса "Элементы небесной механики" с КТП...

Программа элективного курса "Мир небесных тел"

Программа элективного курса "Мир небесных тел"...

Методическая разработка практического занятия. Комплексное использование ИТ. Зачетное занятие

Название УД ИнформатикаСпециальность ФармацияКурс II Группа 321Тема занятия Комплексное использование ИТ. Зачетное занятиезанятия Контроль знаний и умений...