Урок 7 класс Энергия
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Сивцова Лариса Анатольевна

Предмет: физика

Класс: 7 Б

Тип урока: урок получения новых знаний

УМК: А.В.Перышкин  учебник Физика 7 класс  «Дрофа»,2006г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka7_klass_energiya.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Сивцова Лариса Анатольевна

учитель физики  

МКОУ «Журавлихинская СОШ»

 

                                                                                                                                        

Предмет: физика

Класс: 7 Б

Тип урока: урок получения новых знаний

УМК: А.В.Перышкин  учебник Физика 7 класс  «Дрофа»,2006г

Технологическая карта урока энергии.

Тема

ЭНЕРГИЯ.Кинетическая и потенциальная энергии.

Цель

Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

Задачи

  1. Актуализации ранее полученных знаний.
  2. Формирование новых понятий.
  3. Применение новых знаний к решению практических задач.

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: формирование представлений об энергии, кинетической и потенциальной энергиях.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия

Энергия; кинетическая энергия; потенциальная энергия тела, поднятого над Землёй; потенциальная энергия упруго деформированного тела.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

А.В.Перышкин  учебник Физика 7 класс  «Дрофа»,2006г

  1. Сервис http://www.tagxedo.com 
  2. Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Демонстрации:

1. Взаимодействие движущегося шара с неподвижным бруском.

2. Движение бруска под действием силы упругости сжатой пружины.

Оборудование: опорный конспект, мяч, наклонный желоб, шар, брусок, цилиндр, штатив с муфтой, использование мультимедиа.

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

ВРЕМЯ

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку Здравствуйте, ребята! Хочу сообщить приятную новость. На сегодняшнем уроке вам предстоит стать не учениками, а, настоящими учёными. А учёные, как известно, знают много и умеют много.

-Проверим, с каким же научным багажом вы пришли на урок.

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

1мин.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Подведение итога.

Обучающиеся называют физическую величину, ее определение и единицы измерения.

Обучающимся предлагается заполнить таблицу

Физическая величина

Формула

Обозначение

Единица измерения

Работа

Мощность

Взаимопроверка выставление оценок друг другу.

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

2мин-3

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Постановка проблемы.

Учитель: Перед нашей научной лабораторией поставлена проблема.

Вы должны выполнить эксперименты и ответить на вопрос При каких условиях тела способны совершать работу и работа каких сил совершается в каждом из приведенных случаев?

.

Обучающиеся формулируют ответ на поставленный вопрос учителя.

Обучающимся

Опыт 1. Опыт 1. Гиря массой, подвешенная над столом, после того как перерезать нить падает .

 Опыт 2. Металлический шар, скатываясь сверху по наклонному желобу, ударяет по лежащему в этом желобе деревянному цилиндру и совершает работу по его перемещению

Опыт 3. 

Сжатая пружина, распрямляясь, приводит в движение тележку.

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Способность ставить новые учебные цели и задачи

4мин

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу; дать определение потенциальной и кинетической энергии.

1.Если тело или несколько взаимодействующих между собой тел обладают возможностью совершать работу, то принято говорить, что они обладают чем? энергией.

2. предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока

3. Запись на доске темы урока и в тетради. ЭНЕРГИЯ. Кинетическая и потенциальная энергии.

Вывесить цели урока.

Совместно проговорить задачи урока.

Заранее на доске задачи урока

Демонстрирует примеры термина «энергия»  (слайд 2).

Демонстрирует слайд 3 и задает вопрос.

Запись на доске

Энергия – физическая величина, характеризующая способность тела совершить работу.

Обозначение:  Е

Единицы измерения:   Дж

Уважаемые коллеги, у вас на столах имеются маршрутные листы по которым вы поработаете самостоятельно  обратившись к  источнику наших знаний учебнику стр153 Внимательно изучите данные вопросы и сделайте вывод.

.

Выступление докладчика 1 группы

Демонстрирует слайд 5. Вводит понятие «потенциальная энергия тела, поднятого над Землей».

Закрепление:

1.Какую энергию называют потенциальной?

2.Приведите примеры тел, обладающих потенциальной энергией.

3.Как рассчитать потенциальную энергию тела, поднятого над Землёй?

Подводит обучающихся к формулировке определения «потенциальная энергия» (слайд 11). Выводит обучающихся на относительность потенциальной энергии.

Выступление докладчика 2 группы

Закрепление:

1.Какую энергию называют кинетической?

2.Приведите примеры тел, обладающих кинетической энергией.

3.От каких физических величин зависит кинетическая энергия тела

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.

Если тело или несколько взаимодействующих между собой тел обладают возможностью совершать работу, то принято говорить, что они обладают чем? энергией.

ТЕМА: ЭНЕРГИЯ ,ВИДЫ ЭНЕРГИИ

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием энергии, как способностью тела совершать работу;

Задачи:

1.Дать определения «энергии»

2.Какой буквой обозначается.

3.Единицы измерения

4. дать определение потенциальной  энергии.

5.формулу для нахождения потенциальной энергии

6 Единицы измерения

7. дать определение Кинетической  энергии.

8.формулу для нахождения кинетической энергии

9Единицы измерения

10.Уметь рассчитать энергию и где применяется.

Просмотр слайда. Перечисляют ситуации, в которых встречается термин «энергия».

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.

Обучающиеся делают записи в тетради.

.Обучающиеся отвечают на поставленные им вопросы. Заполняют  маршрутные листы приложение)

Обучающиеся проводят опыты и отвечают на поставленный им вопрос

Выступление докладчика 1 группы потенциальной энергии тела запись на доске Потенциальная энергия(Еп)-энергия

взаимодействия тел или частей тела

Еп=mgh

m – масса тела (кг) ,

h – высота тела над Землёй (м), g = 9,8 Н/кг

Единицы измерения: Дж.

Примеры:

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя

Кинетическая энергия(Ек)-энергия

движения тела

Eк=mV2/2

Единицы измерения: Дж.

Примеры:

Обучающимся предлагается перечислить случаи из жизни, где бы использовался термин «энергия».

При каких условиях тела способны совершать работу и работа каких сил совершается в каждом из приведенных случаев?

Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «энергия» и вспомнить чем характеризуется физическая величина.

Обучающимся предлагается выяснить от чего зависит кинетическая энергия.

Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия тела, поднятого над Землей.

Обучающимся предлагается определить от каких величин зависит потенциальная энергия упруго деформированного тела. В распоряжении обучающихся набор пружин различной жесткости.

Обучающимся предлагается сформулировать определение термина «потенциальная энергия».

Владение ключевыми понятиями.

Формирование представлений об энергии

Формирование представлений о кинетической энергии, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование представлений о потенциальной энергии тела, поднятого над Землей, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование представлений о потенциальной энергии упруго деформированного тела, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование представлений о потенциальной энергии и ее относительности

Умение аргументировать свою точку зрения.

Давать определение понятиям

Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.

Умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, самостоятельность в приобретении новых знаний.

Давать определение понятиям

3-4

15

ФИЗКУЛЬТ МИНУТА

прнезенташка

1

V. Первичное закрепление изученного материала

Цель.

Закрепить полученные знания  

Предлагает Коллеги сделать расчеты по полученным

Знаниям.

Решение задач

Обучающиеся отвечают на вопр

1.Кирпич  массой 4 кг лежит на высоте 5 м от поверхности земли. Чему равна потенциальная энергия кирпича?

2.Камень  массой 2 кг летит со скоростью 10 м/с. Чему равна кинетическая энергия камня?

Предлагается обучающимся решить, с опорой на записи в тетради.

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

10

VI.Работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверка степени усвоения учебного материала

Демонстрирует слайды 1задает вопросы

Отвечают на вопросы

Обучающимся предлагают провести самопроверку.

Поиск и выделение необходимой информации

Формирование навыков  самооценки

2

. VII.Д/з.

П.62-63.Упр 32

Записывают домашнее задание в дневник.

Записать домашнее задание на следующий урок

IX. Д/з.

Демонстрирует слайд 15

1.

VII. подведение итогов занятия

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Задает вопросы.

Вот и закончилась наша работа. Что вы узнали?

- Что показалось самым интересным?

- Что вызвало затруднения?

Выставление оценок

по итогам проверки ваших знаний присваиваются звания

старших научных сотрудников……….,

младших научных сотрудников…….., лаборантов……..

Отвечают на вопросы учителя

Выдается бейджики

старших научных сотрудников………

. младших научных сотрудников…….., лаборантов

Поиск и выделение необходимой информации

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

3

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Демонстрирует слайд 14

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты

Формирование навыков рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"

Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР....

Разработка плана-конспекта урока по физике в 9 классе «Энергия связи атомных ядер»

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием энергии связи атомных ядер, сформировать умение определять энергию связи и энергетический выход при синтезе ядер и делении ядер.Задачи:образовательные:...

Технологическая карта урока физики в 9 классе "Энергия связи атомных ядер"

Тема: «Энергия связи атомных ядер».Цели: Определение содержания компетенции через :1.Когнитивный компонент компетенции- изучить понятие дефекта масс, энергии связи. Ознакомить с формулой Э...