Нетрадиционные уроки и их классификация
методическая разработка
Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений учитель - ученик. Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_uroki_i_ih_klassifikatsiya.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михейковская средняя школа Ярцевского района Смоленской области
Выступление
на тему:
«Нетрадиционные уроки
и их классификация
по новым образовательным стандартам»
подготовил:
учитель высшей категории
Лавнюженков Сергей Павлович
2018 – 2019 учебный год
Введение
Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений учитель - ученик. Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного:
- по подготовке и проведению;
- по структуре урока;
- по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками;
- по подбору учебных материалов и критериям их оценки;
- по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.
Нетрадиционные уроки являются одним из эффективных способов развития самостоятельной деятельности у учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
В нетрадиционном уроке помогают следующие принципы:
1) отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;
2) максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
3) различные формы групповой работы на уроке;
4) не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
5) поддержка альтернативности, множественности мнений;
6) развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
7) «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;
8) использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Перечисленные группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока от традиционного.
Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех её направлениях. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.
Учащимся предоставляется возможность:
- проявить себя с позиции творческого субъекта;
- включаться в деятельность для испытания своих возможностей;
- проявить свой интерес и активность;
- шире развивать познавательные способности.
Классификация нетрадиционных уроков
1 группа. Уроки с изменёнными способами организации:
- урок-лекция;
- защита знаний;
- защита идей;
- урок вдвоём (проводится с гостем - специалистом в какой-то области);
- урок - встреча (приглашается тот, кто побывал за рубежом).
2 группа. Уроки, опирающиеся на фантазию:
- урок-сказка;
- урок творчества;
- урок-сочинение;
- урок - творческий отчёт;
- урок фантастического проекта.
3 группа. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:
- экскурсия;
- заочная экскурсия;
- прогулка;
- гостиная;
- путешествие в прошлое (будущее);
- путешествие по стране.
4 группа. Уроки с игровой состязательной основой:
- урок-игра;
- урок «Что? Где? Когда?», урок эстафета, урок конкурс;
- урок-журнал;
- урок - футбольный матч;
- урок-соревнование.
5 группа. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации:
-урок-зачёт;
- урок-семинар;
- защита читательского формуляра;
- телеурок без телевидения;
- урок-общественный смотр знаний.
6 группа. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала:
- урок взаимообучения;
- уроки, которые ведут ученики («дублёр начинает действовать»);
- урок-аннотация;
- урок памяти;
- урок «мой поэт (писатель)»;
- урок - устный журнал.
7 группа. Уроки по аналогии с организованными событиями:
- урок-аукцион;
- урок-юбилей;
- урок-суд;
- урок-концерт.
8 группа. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности:
- урок-исследование;
- урок-интервью;
- урок-диспут;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный урок-урок творчества
Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и ...
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
Опыт работы по теме: « Нетрадиционные уроки , как средство развития творчества на уроках английского языка».
Нетрадиционные уроки...
Технологическая карта урока. Тема урока: Оксиды. Номенклатура. Классификация. Класс: 8
Открыиый урок...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
Нетрадиционные уроки и фрагменты уроков. Новогодний урок в 10 классе
Урок в нетрадиционной форме в 10 классе посвящён повторению грамматического материала первого полугодия....