Нетрадиционные уроки и их классификация
методическая разработка

Лавнюженков Сергей Павлович

Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений учитель - ученик. Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_uroki_i_ih_klassifikatsiya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя школа Ярцевского района Смоленской области

Выступление

на тему:

«Нетрадиционные уроки

и их классификация

по новым образовательным стандартам»

подготовил:

учитель высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович

2018 – 2019 учебный год


Введение

Нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений учитель - ученик. Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного:

  • по подготовке и проведению;
  • по структуре урока;
  • по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками;
  • по подбору учебных материалов и критериям их оценки;
  • по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.

Нетрадиционные уроки являются одним из эффективных способов развития самостоятельной деятельности у учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

В нетрадиционном уроке помогают следующие принципы:

1) отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

2) максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

3) различные формы групповой работы на уроке;

4) не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

5) поддержка альтернативности, множественности мнений;

6) развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

7) «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;

8) использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Перечисленные группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока от традиционного.

Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех её направлениях. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.


Учащимся предоставляется возможность:

- проявить себя с позиции творческого субъекта;

- включаться в деятельность для испытания своих возможностей;

- проявить свой интерес и активность;

- шире развивать познавательные способности.

Классификация нетрадиционных уроков

1 группа. Уроки с изменёнными способами организации:

- урок-лекция;

- защита знаний;

- защита идей;

- урок вдвоём (проводится с гостем - специалистом в какой-то области);

- урок - встреча (приглашается тот, кто побывал за рубежом).

2 группа. Уроки, опирающиеся на фантазию:

- урок-сказка;

- урок творчества;

- урок-сочинение;

- урок - творческий отчёт;

- урок фантастического проекта.

3 группа. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:

- экскурсия;

- заочная экскурсия;

- прогулка;

- гостиная;

- путешествие в прошлое (будущее);

- путешествие по стране.

4 группа. Уроки с игровой состязательной основой:

- урок-игра;

- урок «Что? Где? Когда?», урок эстафета, урок конкурс;

- урок-журнал;

- урок - футбольный матч;

- урок-соревнование.

5 группа. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации:

-урок-зачёт;

- урок-семинар;

- защита читательского формуляра;

- телеурок без телевидения;

- урок-общественный смотр знаний.


6 группа. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала:

- урок взаимообучения;

- уроки, которые ведут ученики («дублёр начинает действовать»);

- урок-аннотация;

- урок памяти;

- урок «мой поэт (писатель)»;

- урок - устный журнал.

7 группа. Уроки по аналогии с организованными событиями:

- урок-аукцион;

- урок-юбилей;

- урок-суд;

- урок-концерт.

8 группа. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности:

- урок-исследование;

- урок-интервью;

- урок-диспут;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок-урок творчества

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и ...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Нетрадиционные уроки и фрагменты уроков. Новогодний урок в 10 классе

Урок в нетрадиционной форме в 10 классе посвящён повторению грамматического материала первого полугодия....