Элективный курс для учащихся 9 класса "Мир красок и иллюзий"
элективный курс по физике (9 класс) на тему
Интегрированный элективный курс (физика+биология+астрономия) «Мир красок и иллюзий» рассчитан на 17 учебных часа для учащихся 9 класса, дополняет и развивает школьный курс физики, обобщает и систематизирует знания, умения, навыки, полученные учащимися в ходе изучения дифференцированных естественнонаучных предметов, помогая осознать учащимся тесную взаимосвязь естественных наук.
Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении биологи по темам «Строение клетки», «Зрительный анализатор», «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней». Повторяются темы «Законы геометрической оптики» курс физики 8 класса. Дополнительно вводятся темы «Волновые свойства света» с целью подготовки учащихся к ГИА, на базовом уровне эти вопросы не рассматриваются программой.
Учение о свете и световых явлениях составляет очень важный раздел физики, называемый оптикой. Знание основных оптических законов имеет большое познавательное практическое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_udivitelnyy_mir_sveta.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир красок и иллюзий
Элективный курс для учащихся 9 класса
Бурлак Е.В.,МБОУ «СОШ №25»,
учитель физики
Пояснительная записка
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук и оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства. В свою очередь, знакомство с естественнонаучным методом познания способствует развитию критического мышления, формированию культуры дискуссий и ответственной аргументации качеств, необходимых каждому члену современного гражданского общества.
Интегрированный элективный курс (физика+биология+астрономия) «Мир красок и иллюзий» рассчитан на 17 учебных часа для учащихся 9 класса, дополняет и развивает школьный курс физики, обобщает и систематизирует знания, умения, навыки, полученные учащимися в ходе изучения дифференцированных естественнонаучных предметов, помогая осознать учащимся тесную взаимосвязь естественных наук.
Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении биологи по темам «Строение клетки», «Зрительный анализатор», «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней». Повторяются темы «Законы геометрической оптики» курс физики 8 класса. Дополнительно вводятся темы «Волновые свойства света» с целью подготовки учащихся к ГИА, на базовом уровне эти вопросы не рассматриваются программой.
Учение о свете и световых явлениях составляет очень важный раздел физики, называемый оптикой. Знание основных оптических законов имеет большое познавательное практическое значение.
Чтобы выяснить причины тех или иных световых явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определенного закона природы. Тогда загадочность явления исчезает, и мы приобретаем о нем научное знание.
В повседневной жизни мы встречаемся со многими световыми явлениями и не задумываемся над ними - настолько они привычны для нас, но объяснить их мы часто затрудняемся.
Цель курса: расширение кругозора учащихся, через обобщение и систематизацию знаний, умений, навыков, полученных в ходе изучения дифференцированных естественнонаучных предметов.
Задачи
- Последовательно раскрыть главные природные закономерности при изучение темы «Световых явлений. Геометрическая оптика».
- Познакомить учащихся с учёными, которые занимались проблемами изучения световых явлений.
- Дать представление о строении глаза как оптической системы.
- Показать каким образом исследование оптических явлений способствовало развитию представлений человека о единстве и взаимосвязях в окружающем мире.
- Прививать интерес к предметам естественнонаучного цикла.
- Развивать умения самостоятельно получать знания и использовать их на практике.
Содержание
1. Развитие взглядов на природу света.
Источники света. Распространение света. Световой луч.
2. Отражение света. Изучение отражения от плоского зеркала.
3. Полное внутреннее отражение.
Волоконная оптика (использование световода в гастроскопии, кабельное телевидение). Обработка алмазов.
4. Проектная деятельность
Изготовление калейдоскопа, перископа, фонтана с цвето-меняющимися струями воды.
5. Преломление света.
Распространение света в оптически неоднородной среде.
6. Линзы. Построение хода лучей в собирающей линзе. Построение хода лучей в рассеивающей линзе.
Решение задач на построение в различных линзах.
7. Глаз как оптическая система у человека и животных. Зрительный анализатор беспозвоночных
8. Органы зрения в жизни человека и профилактика заболеваний. Дальнозоркость и близорукость - беда современного человечества. Принцип действия очков
9. Приборы, дающие визуальное увеличение (лупа, окуляр, микроскоп). Путешествие внутрь клетки. История изучения клетки.
10. Средства изучение мегамира. Современные оптические телескопы (Телескоп Хаббл).
11. Мир красок. Цветовой диапазон. Дальтонизм, как недостаток зрения.
12. Интерференция света в тонких пленках (радужная окраска крыльев стрекоз бабочек, нефтяных и мыльных пленок)
13. Физика возникновения природных явлений - радуга, миражи, особенности заката солнца, гало, полярное сияние.
14. Живой свет. Особенности свечения живых организмов
15. Зрительные иллюзии. Стереоизображение и голография. Стереоскоп.
16. Конкурс творческих работ учащихся.
17. Конкурс творческих работ учащихся.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма урока |
1- | Развитие взглядов на природу света. Источники света. Распространение света. Световой луч. | 1 | Лекция. Видеофрагменты: “Точечный источник.” “Тень и полутень.” “Солнечное затмение.” |
2 | Отражение света. Изучение отражения от плоского зеркала. | 1 | Лекция. Видеофрагменты: “Зеркальное отражение.” “Закон отражения.” |
3 | Полное внутреннее отражение. Волоконная оптика(использование световода в гастроскопии, кабельное телевидение). Обработка алмазов. | 1 | Лекция. Видеофрагменты: “Полное внутреннее отражение“ |
4 | Проектная деятельность Изготовление калейдоскопа, перископа, фонтана с цвето-меняющимися струями воды | 1 | Практическое занятие |
5 | Преломление света. Распространение света в оптически неоднородной среде. | 1 | Лекция. Видеофрагменты: “Преломление света” “Оптические иллюзии” “Закон преломления” |
6 | Линзы. Построение хода лучей в собирающей линзе. Построение хода лучей в рассеивающей линзе. Решение задач на построение в различных линзах. | 1 | Практическое занятие Видеофрагменты: “Тонкая линза” “Ход лучей в линзе” “Собирающая линза” “Получение изображения с помощью линзы” |
7 | Глаз как оптическая система у человека и животных. Зрительный анализатор беспозвоночных | 1 | Презентация «Как и почему мы видим» |
8 | Органы зрения в жизни человека и профилактика заболеваний. Дальнозоркость и близорукость - беда современного человечества. Принцип действия очков | 1 | Презентация: «Гигиена зрения» |
9 | Приборы, дающие визуальное увеличение (лупа, окуляр, микроскоп). Путешествие внутрь клетки. История изучения клетки. | 1 | Презентация: «Ионный микроскоп. Путешествие внутрь клетки». |
10 | Средства изучение мегамира. Современные оптические телескопы (Телескоп Хаббл) | Лекция. Презентация «Освоение космоса» | |
11 | Мир красок. Цветовой диапазон. Дальтонизм, как недостаток зрения. | 1 | Лекция. Тест на определение дальтонизма. |
12 | Интерференция света в тонких пленках (радужная окраска крыльев стрекоз бабочек, нефтяных и мыльных пленок) | 1 | Практическая работа «Получение интерференционной картины с помощью мыльной пленки». |
13 | Физика возникновения природных явлений - радуга, миражи, особенности заката солнца, гало, полярное сияние.
| 1 | Конференция |
14 | Живой свет. Особенности свечения живых организмов | 1 | Лекция. |
15 | Зрительные иллюзии. Стереоизображение и голография. Стереоскоп. | 1 | Лекция |
16-17 | Конкурс творческих работ учащихся. | 2 | Защита творческих работ |
На протяжении всего периода изучения курса проводится текущая аттестация обучающихся. При этом контролируется посещение занятий, работа на занятиях, выполнение практических работ и самоподготовка.
Лист контроля
№ | Ф.И. ученика | Вид работ | Максимальная оценка в баллах |
1 | Посещаемость | 1 | |
Работа на занятиях | 3 | ||
Практические работы | 5 | ||
Самоподготовка | 5 | ||
2 | Посещаемость | ||
Работа на занятиях | |||
Практические работы | |||
Самоподготовка |
Максимальная оценка в баллах
Посещаемость «1б»
Работа на занятиях «3б»
Практические работы «5б»
Самоподготовка «5б»
Ожидаемые результаты.
В результате изучения элективного курса «Мир красок и иллюзий» учащиеся могут научиться:
- распознавать свойства, закономерности физических явлений и процессов;
- моделировать физический процесс;
- проводить несложные физические эксперименты по исследованию свойств света, особенностей зрения;
- объяснять физические явления, через познание методов исследовательской работы;
- решать несложные задачи по геометрической оптике.
Элективный курс создан на основе следующих учебных пособий:
1.Тарасов Л.В.Физика в природе. Книга для учащихся. Москва «Просвещение»1988г.
2.Перельман Я. И. Занимательная физика. Москва. Наука, 1991г.
3.М.И.Блудов Беседы по физике. Книга для учащихся. Москва «Просвещение»1992г.
4.Энциклопедия для детей.Т.8.Астрономия.Глав.редакторМ.Аксенова. «Издательский центр «Аванта+». 1998г
5.А.М.Цузмер,О.Л.Петришина.,Биология. Человек и его здоровье. Учебник для 9класса сред. шк. /М.:Просвещение,1990.
6.Колесов Д.В., Биология. Человек: Учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений,М.: Дрофа,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)
Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...
«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)
Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"
Курс является элективным и предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"
Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"
Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...