Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
статья по физике на тему
Духовно-нравственное воспитание в преподавании физики (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_fiziki_pedsovet_vystuplenie.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
Учитель физики МБОУ СОШ №6
Выдолоб Т.Н.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Не является секретом факт искажения нравственных ориентиров, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной.
Гуманизация образования – это потребность, назревшая в мире, единственный путь получить отклик сердца ребёнка на всё, что происходит в мире
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (3, с.431).
Свою задачу вижу в приобщении обучающихся к ценностям научного познания на материале предмета «Физика».
Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, естествознание выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную картину мира своего времени.
Физику принято относить к точным наукам. Возникает вопрос: «Можно ли совместить точную науку с искусством?». Бытует мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Считаю это мнение ошибочным, потому как являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.
В погоне за задачами (часто просто приучая бездумно применять готовые формулы или алгоритмы) мы перестаем видеть красоту этой науки, ее исторические корни. А это ведь очень важно для общего развития духовно-нравственной личности человека.
История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Известны случаи, когда произведения искусства предсказывали исследователям новые темы. Например, рассказ И. Ефремова "Тень минувшего" натолкнул инженера Ю. Денисюка на мысль о получении объемных изображений – голографии.
Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. «Красота — сияние истины», - говорит Платон. Физика ищет внутреннюю красоту мироздания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее эстетически развитому человеку. Поражающие правильностью очертания кристаллов вызывали у древних людей суеверные чувства. «Такое могли сотворить только боги», утверждали они. Говоря об этом на уроках физики, отмечаем, что своим развитием учение о симметрии обязано в первую очередь естествоиспытателям И. Кеплеру, О. Браге, Е.С.Федорову П.Кюри и др.
В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми.
На уроках я стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров. Изучая на уроках опыты Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея, Генриха Герца, Петра Лебедева, Николы Тесла и др. обращаю внимание учащихся, как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.
Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, я даю представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это позволяет объяснить учащимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок.
Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности, знакомятся с алгоритмами успешной работы в своей профессии и в итоге вырабатывают свои суждения о научной деятельности, научном знании и науке в целом.
Например, когда было подмечено биологическое действие лучей радия, Пьер Кюри, будучи увлечённым исследованиями, подверг свою руку облучению для того, чтобы непосредственно наблюдать и изучать это действие. В результате он получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить её удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: “людям, а не себе”. Нобелевскую премию он и его жена потратили на «Организацию лечения радием». П.Л.Капица - лауреат Нобелевской премии, гордость отечественной науки. Учёный обладал незаурядным научным талантом, удивительным чувством нового, умел видеть новое во множестве разных ситуаций. Много внимания уделял академик П.Л.Капица проблемам экологии. Одной из них он считал сохранение озера Байкал. Ведь проблема Байкала – одновременно и проблема сохранения жизни на Земле.
Гуманизация точных наук и математизация гуманитарных знаний - веление сегодняшнего времени. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: "Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине" (2, с.5
Для формирования общекультурной компетентности полезно знакомить обучающихся с фактами истории русской и зарубежной физики. И среди этих фактов есть немало таких, понимание которых доступно учащимся средней школы в достаточной мере для того, чтобы они могли оценить их принципиальное или практическое значение.
На своих уроках я использую занимательные рассказы - это сведения из жизни ученых, рассказы о том, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать установившиеся взгляды. Приводя исторические сведения об истории открытий, а так же биографические данные ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, я тем самым формирую нравственные качества личности. Ярким примером является жизнь М.В.Ломоносова – великого нашего соотечественника. Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла».
При этом нужно понимать, что большинство ученых никогда не были атеистами, напротив, они были движимы искренним религиозным рвением. Исследование природы понималось ими прежде всего как стремление постичь Божественный Замысел. Например, М. В. Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель говорил: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой - Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению». И только в век Просвещения некоторые мыслители вступили на путь противопоставления науки христианству.
Великий английский физик и математик Исаак Ньютон, который открыл законы механики, закон всемирного тяготения, законы оптики и другие, был и богословом. Он написал труды о Святой Троице, а также толкование на книгу пророка Даниила. Интересно, что он высоко ценил именно свои богословские сочинения. Всегда, произнося имя Божие, Ньютон снимал шляпу. Французский религиозный философ и математик Блез Паскаль, который открыл закон о давлении газа и жидкости, говорил, что земную науку надо понять, чтобы её полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять её.
В «Началах философии» сформулировал главные тезисы Декарт: Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
Ценностно-ориентирующая деятельность не замыкается в рамках учебного предмета. А имеет выход на внеклассную, общешкольную и внешкольную деятельность. Тем самым границы учебного предмета становятся подвижными. Воспитательное занятие, начинающееся в классно-урочном пространстве, может иметь продолжение в музее, информационном центре по атомной энергии, участие в конкурсах по предмету. Второй год веду кружок физики в 2-х и 3-х классах «Азбука физики». В этом полугодии провожу кружок в 3 классе «Научный театр».
Внеурочная деятельность должна строиться так, чтобы ученик мог проявить свои коммуникативные способности в разных сферах деятельности: через общение, обмен информацией, проведение совместный опытов.
Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям проходит в различных формах: это и уроки, и внеклассные мероприятия, викторины и конкурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
(для молодых педагогов)...
Духовно- нравственное воспитание на уроках физики
Одним из главнейших направлений педагогической деятельности учителя является воспитание нравственного, духовно богатого человека....
План по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики
Данный план по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики составлен на 2013-2014 год....
«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе
В соответствии с традициями отечественного образования, как заявлено в ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...
О духовно-нравственных аспектах обучения и воспитания на уроках физики
Учебно-методические материалы для использования на уроках физики и ОПК или интегрированных уроков...