Научно-исследовательская работа "Создание и изучение модели фонтана Герона"
творческая работа учащихся по физике (7 класс) на тему

Крестелева Елена Юрьевна

Научно-исследовательская работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_i_izuchenie_modeli_fontana_gerona.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная открытая научная конференция школьников

 

 

Секция: физика

   Название работы: Создание и изучение модели фонтана Герона

         

                                       

 

 2017


  СОДЕРЖАНИЕ

 I. Введение                                                                                                                         3

                                                                                       

 II. Основная часть                                                                                                            

                                                     

       2.1.  История и назначение фонтанов                                                                            4

       2.2.  Фонтан Герона                                                                                                         4

       2.3. Создание модели фонтана, проведение и результаты экспериментов              5                                

                                                           

 III. Заключение.  Выводы                                                                                                 7                      

 IV. Библиографический список                                                                                        9                        


I. ВВЕДЕНИЕ

Говорят, есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно – огонь, вода и звезды. Воздух у водоема всегда чист, свеж и прохладен. Наверное, каждый замечал, насколько легче дышать возле воды, как исчезают усталость и раздражение, как бодрит и одновременно умиротворяет нахождение вблизи моря, речки, озера или пруда. Да и не зря говорят, что вода – «очищает», «омывает», не только тело, но и душу.

 Актуальность темы

Конечно же, мы не всегда можем позволить себе отправиться на берег ручья или горного водопада. К сожалению, в нашем селе нет ни одного действующего фонтана! Ни в одной здании, будь то офис, кинотеатр или дворец культуры, я не встречала даже маленьких декоративных фонтанов.

Но можно самому изготовить «комнатный фонтан», который улучшит микроклимат  в доме, подарит  нам радость, ощущение уюта и комфорта. Движущаяся вода, которая тихонько плещется или брызжет вверх,  окажет успокаивающее воздействие на слух, зрение и психику.

Основная цель данного проекта: собрать модель фонтана и выяснить, от каких физических параметров зависит высота струи в нем.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

  1. Подобрать, изучить и обработать различные источники информации по данному вопросу.
  2. Познакомиться с историей и назначением фонтанов.
  3. Изучить принцип действия фонтана Герона.
  4. Организовать и провести эксперименты, в ходе которых установить зависимость высоты струи фонтана от различных параметров.
  5. Сделать необходимые выводы.      

 Гипотеза: Я предполагаю, что изучив устройство и принцип работы фонтана Герона, я смогу собрать  модель фонтана.

Объект исследования: фонтан Герона.

Методы исследования: теоретический, экспериментальный, практический, анализ, обобщение.

Практическая значимость: собрав и изучив модель фонтана, в дальнейшем на основе предложенной идеи с использованием дополнительных средств можно будет изготовить фонтан на дачном участке или в загородном доме. Зона отдыха есть в любой квартире, и, конечно же, её украшением может стать фонтан. Такой фонтан может также украсить  холл школы, офиса или больницы.

 Фонтаны   необходимы человеку, т.к. они:

 экономичные увлажнители воздуха,  благоприятно влияют на здоровье, особенно при заболеваниях дыхательной системы,  благотворно воздействуют  на психику человека,  уменьшается накопление статистического электричества в ковровых покрытиях, связанного с излучением компьютеров.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1  История и назначение фонтанов

  Фонтан - природное или искусственно вызванное явление, заключающееся в истечении жидкости (обычно воды), под действием оказываемого на неё давления, вверх или в сторону. Или можно так же сказать фонтан - устройство, в котором вода бьет из источника, попадает в чашу какого-либо вида и, как правило, используется вновь. Фонтан – латинского слова «Fons» , что означает источник, родник,  начало, первопричина.

Уже в древности люди задумывались о том, как создать искусственные водоемы, особенно интересовала их загадка бегущей воды.

Первые фонтаны (VI в до н.э.) возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чем свидетельствуют изображения на древних надгробиях. Изначально они использовались не столько для красоты, сколько для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле дома. Первые фонтаны имели очень простое устройство и совсем не были похожи на пышные фонтаны современности.   В Риме фонтаны сооружались как источники питьевой воды и для того, чтобы освежить воздух в жару. Римляне значительно усовершенствовали устройство фонтанов. Для фонтанов они делали трубы из обожженной глины или свинца. В эпоху расцвета Рима, фонтан стал обязательным атрибутом всех богатых домов.  Струи воды били изо рта красивых рыб или экзотических животных.

 Фонтаны современного мира представляют собой настоящие шедевры инженерной и конструкторской мысли: это самые разнообразные сооружения, привлекающие туристов красотой и величием, высотой и впечатляющим декором.

 

2.2  Фонтан Герона

С античных времён сохранились работы  греческого механика Герона Александрийского, жившего в  I – II в. н. Одним из устройств, описанное учёным, был волшебный фонтан Герона. Главное чудо этого фонтана заключалась в том, что вода из фонтана била сама, без использования какого-либо внешнего источника воды.

Геронов фонтан состоит из открытой чаши и двух герметичных сосудов расположенных под чашей. Каждая емкость фонтана служит для определенной цели. Фонтан Герона начинается с чаши. Она представляет собой миску, наполненную водой. Из верхней чаши в нижнюю ёмкость идёт полностью герметичная трубка. Именно по ней вода начинает свое движение.  С верхней чаши вода по трубке начинает стекать в нижнюю ёмкость, вытесняя оттуда воздух. Поскольку сама нижняя ёмкость полностью герметична, то воздух выталкиваемой водой по герметичной трубке передаёт воздушное давление в среднюю чашу. Давление воздуха в средней ёмкости выталкивает воду, и фонтан начинает работать.

 

Фонтан Герона может работать очень долго, но емкости приходится менять местами. Потому что нижняя постепенно наполняется водой, а верхняя - воздухом, а значит, перестает создаваться нужное давление.  

       2.3  Создание модели фонтана, проведение и результаты экспериментов       

Изучив теорию, мне предстояло собрать модель фонтана Герона. Для этого я использовала 2 капельницы, 2 пластиковые бутылки (емкостью 1, 5 литра), пластиковую чашу из-под торта, наконечник от ручки, пластилин для создания герметичности установки и краски, чтобы подкрасить воду.  

Зависимость высоты струи от уровня воды в среднем сосуде

(диаметр отверстия наконечника одинаковый во всех опытах)

№ опыта

Высота уровня воды

в среднем сосуде

Высота струи фонтана

1

25 см

8 см

2

20 см

6 см

3

11 см

4 см

                         

 Вывод: чем выше уровень воды в сосуде (резервуаре с водой), тем выше бьёт  струя фонтана.

Зависимость высоты струи фонтана от диаметра отверстия наконечника

(высота воды в сосуде одинаковая во всех опытах)

№ опыта

Без наконечника

Наконечник от ручки

1

8 см

20 см

2

4 см

12 см

Вывод: чем меньше диаметр выходного отверстия трубочки, тем выше бьёт  струя фонтана.

       Для работы такого фонтана не требуется никаких затрат! Он не потребляет электроэнергию и работает без насоса. Но время работы моей модели фонтана составило всего 7 минут. За это время нижний сосуд (пластиковая бутылка) заполнился водой, а верхний сосуд стал почти пустым. Для длительной работы такого фонтана приходится менять местами сосуды (пластиковые бутылки) и переставлять наконечник от ручки в чаше с водой.

 

 


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ

 В результате проведенной работы я узнала, как образуется фонтан Герона. Основа его работы содержит принцип действия сообщающихся сосудов, а подъём воды происходит за счёт разности высоты воды в сообщающихся сосудах.  Я изготовила модель фонтана Герона и провела несколько экспериментов по изучению свойств фонтана. Исследовав, от чего зависит высота струи фонтана, я пришла к  выводу:

струя фонтана будет выше, если

  • выше уровень воды в водяном хранилище (резервуаре с водой),
  • меньше диаметр выходного отверстия трубочки,

Фонтан прост в исполнении и доступен, хотя приходилось бороться с некоторыми трудностями при создании герметичности сосудов. Имея незаурядные подручные материалы, можно без труда создать этот маленький «шедевр» и (не без помощи фантазии, разумеется) превратить его в настоящее произведение искусства. Он хорош как в доме, так и на улице. Ведь он работает без электричества. Удобен он и в роли наглядного представления некоторых физических законов, ведь, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  Работает он совершенно бесшумно и не отвлекает. Фонтан Герона может быть актуален и в наши дни, хотя и был придуман две тысячи лет назад. Это не просто наглядное представление некоторых физических законов, это, при желании, декоративное и полезное украшение интерьера, «изюминка» вашего дома или участка.    

  Моя гипотеза, о том, что изучив теорию об устройстве и принципе работы фонтана Герона, я смогу собрать  модель фонтана -  подтвердилась. 

Из литературы я узнала, что фонтаны оказывают положительное воздействие практически на все органы чувств человека. Учёным удалось научно объяснить факт, почему, находясь рядом с фонтаном, человек испытывает положительные эмоции, а нередко настоящий восторг. Это брызги от фонтана привносят в воздух отрицательные ионы, благотворно влияющие на наш организм. Медики называют их витаминами здоровья.  Фонтаны радуют нас прохладой, игрой своих хрустальных струй, блеском солнца в каждой капле воды, журчанием и плеском, ощущением свежести и чистоты. Этим, фонтаны благотворно влияют на душевный настрой человека, обеспечивая психологическое здоровье людей. Фонтаны, наконец, снижают количество содержащейся в воздухе пыли, повышают влажность и ионизацию воздуха, поддерживая микроклимат близлежащих территорий, предотвращая возникновения целого ряда заболеваний органов дыхания.  

Я сделала вывод, что фонтаны являются важной частью мер по созданию комфортной, экологически безопасной  среды обитания человека, поэтому очень хочется, чтобы и в нашем селе тоже были действующие фонтаны, которые не только дадут эстетическое наслаждение, но и  благоприятно будут влиять на здоровье и самочувствие жителей и гостей нашего района!

 


IV. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. http://www.mirfontanov.ru/fountain_history.html - история создания фонтанов
  2. http://kuznica.com/velikie-mastera/140-chudesnye-izobreteniya-gerona-aleksandrijskogo изобретения Герона
  3. http://fb.ru/article/283347/fontan-gerona-svoimi-rukami  - фонтан Герона своими руками
  4. http://ru.wikipedia.org/ - всемирная энциклопедия, гейзеры, родники, артезианские колодцы
  5. http://www.1000fontan.ru/catalog-fontan/shema/work/ -  сайт о фонтанах
  6. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Шеффер Н.И. Факультативный курс физики /Москва, «Просвещение», 1982г
  7. http://phscs.ru/physics7/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Как пробуждается интерес ребёнка к научно-исследовательской деятльности? Как вырисовывается тема будущего исследования? Какова роль педагога, в этом процессе? Какие подводные камни таит в себе первая ...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на примере изучения географических объектов родного села

На протяжении всей моей школьной жизни я активно занималась краеведением. Потому что на местном материале можно познать сложные взаимосвязи природы, хозяйства, истории и др. Краеведение как ме...

Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих с...

Научно-исследовательская деятельность учащихся в модели личностно-ориентированного образования

Очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке и в жизни, помочь наиболее полно раскрыть сво...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...