Урок физики в 8 классе "Электрический ток"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
В материалах представлен конспект урока в сопровождении презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок с презентацией для 8 класса | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Электрический ток. Источники электрического тока
ФИО: Титова Елена Николаевна | |
Место работы: МОУ Матвеевская СШ Старомайнского района Ульяновской области | |
Должность: учитель физики | |
Предмет: физика | |
Класс: 8 класс | |
Тема и номер урока в теме: Электрические явления, № 31: Электрический ток. Источники электрического тока | |
Базовый учебник: Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник для общеобразовательных учреждений.М.: Дрофа, 2015 |
- Цель урока: выяснить физическую природу электрического тока, а также способствовать продуктивной работе учащихся, направленной на реализацию следующих задач
9. Задачи:
- обучающие: формирование единых взглядов на природу электрического тока
- выяснить физическую природу электрического тока;
- осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения и направление электрического тока;
- выяснить роль источника тока, принцип его действия;
- ознакомить с различными видами источников тока
-развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развивать абстрактное и логическое мышление, внимание;
- формировать умение самостоятельной работы;
- развивать умение анализировать учебный материал;
- для развития зрительной памяти вести записи на доске
- развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке
- для развития моторной памяти организовать фиксирование учащимися информации в тетради
- умение выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения
-воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность;
- выработка личностных качеств: аккуратности, внимательности при заполнении тетрадей, точности ответов;
- воспитывать сопричастность к собственной деятельности и деятельности других.
- Тип урока: комбинированный урок с использованием ЭОР
- Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, компьютерное тестирование
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, маркерная доска, мультимедиапроектор, интерактивная доска, термопара, гальванический элемент, гальванометр, соединительные провода, электрофорная машина, спиртовка, электроскоп, палочка.
- Структура и ход урока: организационный момент, проблемные вопросы, актуализация, формирование новых знаний, первичное закрепление, применение знаний, диагностика процесса усвоения, рефлексия, домашнее задание.
- Демонстрации: Электрофорная машина, гальванические элементы, аккумуляторы, термоэлемент, фотоэлементы, солнечная батарея.
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент 1 мин
2.Проблемные вопросы 2 мин
3.Актуализация 7 мин
4.Формирование новых знаний 22 мин
5.Первичное закрепление 4 мин
6.Применение знаний 6 мин
7.Диагностика процесса усвоения 1 мин
8.Рефлексия 1 мин
9.Домашнее задание 1 мин
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент. | Приветствие, список класса | Приветствуют учителя, дежурные сообщают об отсутствующих | 1 | |
2 | Проблемные вопросы | Задает вопросы: 1.«Как вы думаете, какова тема нашего урока? 2.А что бы вы хотели сегодня узнать об электрическом токе?» Учитель записывает интересующие уч-ся вопросы на маркерной доске | Слушают учителя Отвечают, учитель пишет на доске тему урока, а уч-ся опорных конспектах Предлагают вопросы для изучения | 2 | |
3 | Актуализация знаний и умений учащихся | Ресурс №1 «Подборка заданий «Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов»» | Учитель проводит фронтальный опрос, управляя по щелчку «мыши» вопросами (после ответа на вопрос появляется ответ на доске): «Продолжи предложение…» Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам модуля (применение интерактивной доски). | Отвечают на вопросы и тут же проверяют свои ответы Учащиеся отвечают на вопросы | 7 |
4 | Формирование новых знаний | Слайд 2 Ресурс №2 Электрические явления. Электрический ток. Источники электрического тока. Слайд 3 Ресурс №2 Электрические явления. Электрический ток. Источники электрического тока. Ресурс №3 Видеоролик-анимация "Свинцовый аккумулятор" (N 187051) Ресурс №1 Электрические явления. Слайды 4-9 | А теперь давайте попробуем найти ответы на ваши вопросы 1. Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни. Где вы сталкиваетесь с этим понятием? 2.Представьте себе на минуту, что отключили свет в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события? 3.Что вы можете сказать о значимости электрического тока? Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Цель урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования Демонстрация 1)Учитель задает вопросы: Движутся ли заряженные частицы в телах? Каким образом? Что произойдет, если все частицы будут двигаться в одну сторону? Можно ли привести движение всех частиц в одну сторону?» При ответе на вопросы можно пользоваться учебником. Далее дает определение электрического тока и задает вопрос: «Как можно привести заряженные частицы к упорядоченному движению?»
Почему ток был кратковременным? Ребята, а как вы думаете, какие условия должны выполняться для возникновения электрического тока? Учитель подводит итоги по результатам ответов учащихся Учитель объясняет механизм возникновения тока и о направлении тока в цепи Задает вопросы: (работа с книгой) «Какие источники тока вам известны? «Каким образом работают эти источники тока?» Демонстрирует источники электрического тока, работу этих источников (электрофорная машина, термопара) и слайд 7,8 | Отвечают на поставленные вопросы, участвуя в беседе. Записи в опорных конспектах Просмотр Выдвигают гипотезы, заполняют опорный конспект Учащиеся высказывают свои предположения о том, что должны быть свободные заряженные частицы и электрическое поле, записывают в тетрадь условия, необходимые для возникновения тока. Отвечают на вопрос Слушают и смотрят ролик Отвечают на вопрос учителя. Наблюдают за работой источников тока, отвечают на вопросы учителя. Смотрят слайды демонстрации Смотрят | 22 |
5 | Первичное закрепление материала | Ресурс №1 Электрические явления. Электрический ток. Источники электрического тока. Слайд 10 | Учитель задает выполнять тест из ресурса №1. Учитель просит ответить на вопросы слайда устно | Самый сильный ученик выполняет этот тест за компьютером, а затем сверяет с правильным вариантом ответа. Остальные – выполняют тест в тетрадях, а затем осуществляют взаимопроверку цепочкой (у первого ученика, выполнившего тест, работу проверяет учитель, затем первый проверяет у второго, второй – у третьего и т. д.). Те ученики, кто выполнил задание раньше, осуществляют помощь отставшим ученикам. | 4 |
6 | Применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях | Учитель делит класс на две группы. «Экспериментаторы» должны получить электрический ток, имея заряженный электроскоп и заряженную палочку Остальным предлагается решить задачи №997, 1000 из «Сборника задач по физике для 7-9 классов» В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой М.: Просвещение 2009г. Заполнение таблицы (см в приложении) | Группа «экспериментаторов» проводит опыт с электроскопом, затем демонстрируют его для всех. Остальные учащиеся в это время решают задачи устно, аргументируя свои ответы. | 6 | |
7 | Диагностика процесса усвоения учебного материала | 1)Учитель: Давайте посмотрим на вопросы, которые возникли у вас в начале изучения нашей темы (на маркерной доске). На все ли свои вопросы вы получили ответы? 2)Проверка таблицы фронтально. Выставляет оценки за урок. | Анализируют, систематизируют материал, просматривая вопросы | 1 | |
8. | Рефлексия | Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал, что… | Пишут | 1 | |
9 | Домашнее задание | 1)минимальный уровень: §32,36 учебника, вопросы к параграфам 2)первый уровень: задания к параграфам 3)второй уровень: В. И. Лукашик, № 1233, № 1235, № 1236 4)дополнительное задание: Подготовить сообщение по теме «Традиционные и нетрадиционные источники тока и их применение» с использованием материалов сайтов единой коллекции http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html http://school-collection.edu.ru/
| Записывают домашнее задание в дневники. | 1 |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Подборка заданий «Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов»» | К | Иллюстрированная подборка вопросов и задач по теме "Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие заряженных тел | |
2 | Видеоролик - анимация "Механизм возникновения электрического тока" (N 187184) | И | Видеофильм о прохождении тока между двумя заряженными телами, соединенными проводником. | |
3 | Свинцовый аккумулятор | И | Иллюстрированный и озвученный рассказ об устройстве и принципе работы свинцового аккумулятора. |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Тема: ____________________________________________________________________________________
Неподвижные заряды ______________________________________________________________________
Подвижные заряды _________________________________________________________________________
Электрический ток __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
За направление электрического тока _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Заполните таблицу
№ | Виды источников | Преобразование энергии | Название источников тока |
1. | Механические | Электрофорная машина, генератор. | |
2. | Тепловые | Термоэлемент. | |
3. | Световые | Фотоэлемент, солнечная батарея. | |
4. | Химические | Гальванический элемент, аккумулятор, батареи. |
Сегодня на уроке я узнал, что…__________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я научился …__________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня мне было интересно …__________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне не понравилось…__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§32, 36 учебника, вопросы к параграфам
Домашний проект «Сделай батарейку»
Инструкция:
1.Возьмите 5 желтых монет по 10 копеек и 5 белых монет по 5 копеек. (Они примерно одинаковые по величине, а сделаны из разных сплавов).
2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли.
3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...