Разработка урока физики по теме "Взаимодействие тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Разработка урока физики по теме "Взаимодействие тел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_tel.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 16
Класс: 7 класс
Тема урока: Взаимодействие тел.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
Когнетивные:
- Ученик должен знать следующие определения (словесно интерпретировать): инерция, взаимодействие тел.
- Ученик должен знать единицы измерения скорости, пути и времени.
- Ученик должен знать формулу средней скорости.
- Ученик должен уметь применять знания, полученные ранее в ходе решения качественных и расчетных задач.
- Ученик должен уметь делать выводы по ходу изучения нового материала.
Аффективные:
- Формирование интересов, усидчивости, аккуратности.
- Повышение мотивации.
- Ученик должен оценить значимость изучаемого материала.
Структура урока:
Этапы урока | Формы, методы | Средства обучения | Время |
Организационный момент (приветствие, выявление отсутствующих) | Словесные методы | Слово учителя, слово дежурного ученика, журнал. | 2 мин. |
Проверка домашнего задания | Словесные методы | Слово ученика, учебник. Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, дневник, рабочая тетрадь с домашним заданием. | 15 мин. |
Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный метод. | Слово учителя, доска, мел, учебник Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, сборник задач В. И. Лукашик. | 10 мин. |
Закрепление нового учебного материала | Практические и словесные методы. | Учебник. Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, сборник задач В. И. Лукашик. | 10 мин. |
Домашнее задание | Словесные методы | Слово учителя, доска, мел, дневник. | 2 мин. |
Подведение итогов | Словесные методы | Слово учителя | 1 мин. |
- Организационный момент.
- Приветствие
- Выявление отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Проверка домашнего задания.
Сборник задач
№ 182
Для того, чтобы при резком изменении скорости не вылететь из кресла в результате инерции.
№ 185
При резком торможении водитель автомобиля может не среагировать, и автомобиль, двигаясь по инерции, столкнётся с трактором.
№ 190
При резком ударе линейка переломится быстрее, чем возмущение достигает колец.
2-3 ученика отвечают домашний параграф у доски.
Дополнительные вопросы:
- По какой формуле определяют скорость тела, если известен его путь и время, за которое он пройден?
().
- Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость тела?
(направлением).
- Что называется механическим движением?
(Изменение с течением времени положение тела относительно других тел).
- Изучение нового материала.
На доске записывается тема урока «Взаимодействие тел».
Вам уже известно, что при неравномерном движении скорость тела меняется с течением времени. Изменение скорости тела происходит под действием другого тела.
Проделаем опыт. К тележке прикрепим упругую пластинку. Затем изогнем ее и свяжем нитью. Тележка относительно стола находится в покое (рис. 42,а).
Станет ли двигаться тележка, если упругая пластинка выпрямится?
Для этого пережжем нить. Пластинка выпрямится. Тележка же остается на прежнем месте (рис. 42,б).
Затем вплотную к согнутой пластинке поставим еще одну такую же тележку (рис. 43, а). Вновь пережжем нить. После этого обе тележки приходят в движение относительно стола. Они разъезжаются в разные стороны (рис. 43, б).
Чтобы изменить скорость тележки, понадобилось второе тело. Опыт показал, что скорость тела меняется только в результате действия на него другого тела (второй тележки). В нашем опыте мы наблюдали, что в движение пришла и вторая тележка. Обе стали двигаться относительно стола.
Тележки действуют друг на друга, т. е. они взаимодействуют.
Значит, действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т. е. взаимодействуют.
Мы рассмотрели самый простой случай взаимодействия двух тел. Оба тела (тележки) до взаимодействия находились в покое относительно стола и относительно друг друга.
Например, пуля также находилась в покое относительно ружья перед выстрелом. При взаимодействии (во время выстрела) пуля и ружье движутся в разные стороны. Происходит явление отдачи.
Если человек, сидящий в лодке, отталкивает от себя другую лодку, то происходит взаимодействие. Обе лодки приходят в движение (рис. 44).
Если же человек прыгает с лодки на берег, то лодка отходит в сторону, противоположную прыжку (рис. 45). Человек подействовал на лодку. В свою очередь, и лодка действует на человека. Он приобретает скорость, которая направлена к берегу.
Итак, в результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость.
- Закрепление учебного материала.
Ещё раз давай те с вами закрепим, ответив на несколько вопросов:
1. Какие опыты или примеры из жизни можете привести вы, которые показывают, что тела приходят в движение при взаимодействии с другими телами?
(Игра в волейбол: удар меча о сетку, пожарный шланг из которого бьёт вода и т.д.)
2. Какие примеры из жизни показывают, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел?
(пуля вылетевшая из ружья(отдача), гибкий шланг по которому течёт вода(происходит отклонение в разные стороны шланга), и т.д.)
Сборник задач
№ 204
В некоторых парках на детских площадках для игр устанавливают деревянные цилиндры (барабаны), вращающиеся по горизонтальной оси. В каком направлении и почему цилиндр вращается, когда по нему бежит ребёнок?
Ребёнок отталкивается от цилиндра и тот движется в противоположном направлении.
№ 199
Почему пожарному трудно удерживать брандспойт, из которого бьётся вода?
Из – за явлении отдачи.
№ 198
Что произойдёт с подвешенной на нитях пружинной, если спичкой пережечь нить АВ, сжимающую её (рис. 38)?
Действие нити АВ на пружину прекратиться, и она разожмётся и придёт в движение.
- Домашнее задание.
- 18 выучить, Сборник задач № 200, 202.
- Подведение итогов занятий.
- Учащиеся анализируют свою деятельность.
- Что осталось непонятным?
- Какой момент на уроке показался наиболее трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
разработка урока физики "физика и техника"
конспект...
разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.
Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...
Методическая разработка урока физики "А.Д. Сахаров-физик, защитник прав человека" (посвященный 100- летию А.Д.Сахарова)
Методическая разработка посвещена 100 летию выдающегося ученого, академика, одному из создателей первой водородной бомбы, Лауреату Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественного ...