Разработка урока физики по теме "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Разработка урока физики по теме "Плотность вещества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotnost_veshchestva.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 7 класс
Тема урока: Плотность вещества.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
Когнетивные:
- Ученик должен знать следующие определения (словесно интерпретировать): плотность вещества.
- Ученик должен знать употребляемые им термины и понятия.
- Ученик должен знать единицы измерения плотности, массы тела, объёма.
- Ученик должен знать и уметь записывать формулу плотности вещества.
- Ученик должен уметь применять знания, полученные ранее в ходе решения качественных и расчетных задач.
- Ученик должен уметь делать выводы по ходу изучения нового материала.
Аффективные:
- Формирование интересов, усидчивости, аккуратности.
- Повышение мотивации.
- Развивать логику рассуждений учащихся при работе с учебником с помощью наводящих вопросов;
- Развивать творческие качества в ходе приготовления домашней работы.
- Ученик должен оценить значимость изучаемого материала.
Структура урока:
Этапы урока | Формы, методы | Средства обучения | Время |
Организационный момент | Словесный метод | Слово учителя, слово дежурного ученика, журнал. | 2 мин |
Повторение пройденного материала | Практический метод (индивидуальные карточки); словесный метод (фронтальный опрос) | Индивидуальные листочки, Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, весы, несколько тел равного объёма, но разной плотности (деревянный и пластмассовые бруски). Слово ученика. | 10 мин |
Изучение нового материала | Словесный метод, Объяснительно-иллюстративный метод | Слово ученика, учебник. Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, рабочая тетрадь, доска. | 13 мин |
Закрепление нового учебного материала | Практические (индивидуальные карточки); и словесные методы. | Учебник. Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, сборник задач В. И. Лукашик. | 10 мин |
Подведение итогов | Словесные методы | Слово учителя, слово ученика | 4 мин |
Домашнее задание | Словесные методы | Слово учителя, доска, дневник. | 1 мин |
- Организационный момент.
- Приветствие
- Выявление отсутствующих.
- Формулирование целей урока.
Учитель: Ребята! Мы с вами закончили изучение темы: «Масса вещества. Единица массы». Сегодня мы должны познакомится с новой физической величиной как плотность, и выяснить её физический смысл. Но для этого нам необходимо повторить материал прошлых уроков.
- Повторение пройденного материала.
Учитель: Для этого мы поступаем следующим образом. Четыре ученика (Индюков Владимир, Толстова Таня, Сафонова Ольга, Семёнов Максим) работают по карточкам самостоятельно. На листочках записывают Ф. И. Класс и номер карточки. И начинают работать.
В это время у доски нам Таня Едунова взвесит несколько тел, а результаты запишет на доске.
Все остальные, работают устно, отвечая на вопросы.
Фронтальный опрос
Учитель: 1. Какими способами можно определить массу тела?
Дети: С помощью взаимодействиями между телами и взвешиванием на весах.
Учитель: 2. Как определить массу тела по взаимодействию его с другим телом известной скорости?
Дети: Во сколько раз скорость первого тела больше скорости второго тела, во столько раз масса первого тела меньше массы второго тела.
Учитель: 3. Как можно определить массу тела при помощи весов?
Дети: На одну чашку весов помещаем тело, массу которого необходимо узнать, на другую будем ставить гири, массы которых известны, до тех пор, пока весы не окажутся в равновесии.
Учитель: 4. Как в физике обозначают массу тела?
Дети: Массу тела обозначают английской буквой m.
Учитель: 5. В каких единицах она измеряется?
Дети: 1 кг или 1 г.
Учитель: Спасибо, молодцы, вспомнили. Всё сдаём листочки кто работал по карточкам. И проверяем, что нам написала Таня на доске:
Таня: m (дер. бруска) = 5,2 г
m (пласт. бруска) = 11,3 г
m (воды) =
m (масла) =
Учитель: Спасибо, Таня, присаживайся на своё место. Давайте с вами пользуясь теми результатами, которые Таня получила при взвешивании тел.
- Изучение нового материала.
Тема нашего сегодняшнего урока «Плотность вещества».
При изучении данной темы воспользуемся результатами, которые Таня получила при взвешивании четырёх тел.
Внимательно посмотрим на первые 2 тела (деревянный и пластмассовый брусок).
Учитель: Что вы можете сказать о них?
Дети: Оба бруска имеют одинаковую форму (т.е. длина, ширина и высота этих брусков равны, следовательно обладают одинаковым объёмом).
Запись на доске: ; m (дер. бруска) m (пласт. бруска).
Теперь внимательно посмотрим на вторые два тела (вода и масло).
Запись на доске: m (вода) = m (масло); .
Учитель: Исходя из этих двух экспериментов, можно сделать вывод о том, что:
- Тела имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ (дерево и пластмасс) обладают разными массами.
- Тела с равными массами, обладающие различными веществами (вода и масло), имеют различные объёмы.
Это объясняется тем, что разные вещества могут иметь разную плотность.
Плотность показывает, чему равна масса вещества взятого в объёме 1м или 1см.
Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объём.
Запишем определение в тетради:
Плотность - это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму.
Плотность вещества обозначается греческой буквой «ро» ρ.
Тогда пользуясь определением плотности, получим формулу для неё:
,
Учитель: В чём измеряется масса?
Дети: .
Учитель: В чём измеряется объём?
Дети: .
Учитель: Следовательно, по формуле можно сказать, что плотность измеряется …
Дети: .
Учитель: Плотность вещества выражают очень часто и в граммах на кубический сантиметр .
Если будет известна масса и объём плотность можно вычислить пользуясь формулой, а также можно определить плотность по таблице, если известно из какого вещества состоит данное тело.
Плотность некоторых веществ представлены в учебнике на стр. 50.
Плотность некоторых твёрдых тел (см. таблица 2).
Плотность некоторых жидкостей (см. таблица 3).
Плотность некоторых газов (см. таблица 4).
Пользуясь таблицами 2,3,4 определим плотность льда, воды и водяного пара по системе единиц .
Учащиеся называют числовые значения, а учитель в это время записывает их на доске.
,
,
.
Лёд, вода и водяной пар это три состояния одного и того же вещества.
Вопрос классу:
Какой вывод можно сделать, сравнив три плотности одного и того же вещества, но в различных состояниях?
Дети: Одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различные плотности.
Учитель: Пользуясь формулой плотности , попробуйте вывести формулу массы и формулу объёма.
Учащимся даётся на это одна минута.
Учитель: Катя, иди к доске и напиши формулу для вычисления массы. ().
Таня, выйдет и напишет формулу для вычисления объёма. ().
Итак, мы знаем три формулы: , , .
Теперь, давайте, на основании этих формул решим задачи.
- Закрепление нового учебного материала.
Учитель: Открываем учебник на стр. 54, упр. 8 (2).
Учитель читает задачу в слух.
Задача: Определить объём льдинки, масса которой 108 г.
Учитель: Кучей Елена идёт к доске и комментирует решение этой задачи в слух записывая её на доске.
Дано: Си: Решение:
0,108 кг ;
Ответ: V = .
После решения этой задачи поступаем следующим образом. К доске выходят два человека (Хитрова Катя и Завьялова Таня) и выполняют самостоятельно задания по карточкам.
Карточка №1
Емкость бензобака, автомобиля 30 л. Определите массу бензина, входящего в бензобак.
A. 21,3 кг. Б. 42,6 кг. B. 18,6 кг.
Карточка № 4
Определите плотность газобетона (лёгкого строительного материала), если 0,15 м3 этого материала имеет массу 105 кг.
A. 600, Б. 700 B. 500
Одновременно, весь класс решает задачу из сборника задач № 258. Учащиеся по одному комментируют решение этой задачи.
№ 258
Кусок металла массой 461,5 г имеет объём 65 см. Что это за металл?
Дано: Си: Решение:
0,4615 кг ;
0,000065м
Ответ: цинк.
Пока учащиеся выполняют вычисления и ищут название металла в таблице, учитель в этот момент проверяет решение девочек на доске.
5. Подведение итогов занятий.
Итак, подведём итог нашего урока.
- с какой физической величиной мы с вами познакомились на этом уроке?
(с плотностью).
- Что такое плотность?
(Плотность - это физическая величина равная отношению массы тела к его объёму).
- По какой формуле можно рассчитать плотность?
( ).
- В каких единицах она измеряется?
( или ).
6. Домашнее задание.
- 21, 22 выучить.
Сборник задач № 245, 257.
А также дома измерить длину, ширину и высоту своей комнаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"
Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс
Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс...
Разработка урока физики "Строение вещества. Атомы и молекулы"
Урок построен на основе технологии критического мышления по учебнику Гендейнштейн....
Методическая разработка урока физики по теме «Строение вещества. Молекулы» 7 класс
Методическая разработка урока «открытия» новых знаний по теме «Строение вещества. Молекулы» включает в себя подробный план урока, технологическую карту урока, презентацию к уро...
Разработка урока физики 7 кл по теме "Плотность вещества"
Разработка урока физики 7 кл по теме "Плотность вещества"...