Разработка урока физики по теме "Инерция"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок № 15
Класс: 7 класс
Тема урока: Инерция.
Тип урока: Изучения нового материала.
Цели урока:
Когнетивные:
- Ученик должен знать следующие определения (словесно интерпретировать): инерция.
- Ученик должен знать единицы измерения скорости, пути и время.
- Ученик должен уметь применять знания, полученные ранее в ходе решения качественных и расчетных задач.
- Ученик должен уметь делать выводы по ходу изучения нового материала.
Аффективные:
- Формирование интересов, усидчивости, аккуратности.
- Повышение мотивации.
- Ученик должен оценить значимость изучаемого материала.
Структура урока:
Этапы урока | Формы, методы | Средства обучения | Время |
Организационный момент (приветствие, выявление отсутствующих) | Словесные методы | Слово учителя, слово дежурного ученика, журнал. | 2 мин. |
Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный метод. | Слово учителя, доска, мел, учебник. | 20 мин. |
Закрепление нового учебного материала | Практические и словесные методы. | Учебник. Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин. | 15 мин. |
Домашнее задание | Словесные методы | Слово учителя, доска, мел, дневник. | 2 мин. |
Подведение итогов | Словесные методы | Слово учителя | 1 мин. |
- Организационный момент.
- Приветствие
- Выявление отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Изучение нового материала.
На доске записывается тема урока «инерция».
Если мы будем рассматривать движение тела, то можно сказать, что скорость тела сама по себе изменятся не может. Например, футбольный мяч лежит на поле. Ударом ноги футболист приводит его в движение. Но сам мяч не изменит свою скорость и не начнет двигаться, пока на него не подействуют другие тела. Пуля, вложенная в ружье, не вылетит до тех пор, пока ее не вытолкнут пороховые газы.
Таким образом, и мяч, и пуля не меняют свою скорость, пока на них не подействуют другие тела.
Футбольный мяч, катящийся по земле, останавливается из-за трения о землю. Пуля, прошедшая сквозь фанерную мишень, уменьшает свою скорость, так как на нее подействовала мишень.
Тело уменьшает свою скорость и останавливается не само по себе, а под действием других тел.
Под действием другого тела происходит также изменение направления скорости.
Теннисный мяч меняет направление движения после удара о ракетку. Шайба после удара о клюшку хоккеиста также изменяет направление движения. Направление движения молекулы газа меняется при соударении ее с другой молекулой или со стенками сосуда.
Значит, изменение скорости тела (величины и направления) происходит в результате действия на него другого тела.
Проделаем опыт. Установим наклонно на столе доску. Насыплем на стол, на небольшом расстоянии от конца доски, горку песка. Поместим на наклонную доску тележку. Тележка, скатившись с доски на стол и попав в песок, быстро останавливается (рис. 41, а). На своем пути тележка встречает препятствие в виде горки песка. Скорость тележки уменьшается очень быстро. Ее движение неравномерно.
Выровняем песок и вновь отпустим тележку с прежней высоты. Теперь тележка пройдет большее расстояние по столу, прежде чем остановится (рис. 41, б).
Её скорость изменяется медленнее, а движение становится ближе к равномерному.
Если совсем убрать песок с пути тележки, то препятствием ее движению будет только трение о стол. Тележка до остановки пройдет еще большее расстояние (рис. 41, в). В этом случае ее скорость уменьшается еще медленнее, а движение становится еще ближе к равномерному.
Итак, чем меньше действие другого тела на тележку, тем дольше сохраняется скорость ее движения и тем ближе оно к равномерному.
Как же будет двигаться тело, если на него совсем не будут действовать другие тела?
Можно ли это установить на опыте?
Тщательные опыты по изучению движения тел были впервые проведены Г. Галилеем. Они позволили установить, что если на тело не действуют другие тела, то оно находится или в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли.
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией.
(Инерция — от лат. инерциа — неподвижность, бездеятельность.)
Таким образом, движение тела при отсутствии действия на него других тел называют движением по инерции.
Например, пуля, вылетевшая из ружья, продолжала бы двигаться, сохраняя свою скорость, если бы на нее не действовало другое тело — воздух. Вследствие этого скорость пули уменьшается. Велосипедист, перестав работать педалями, продолжает двигаться. Он смог бы сохранить скорость своего движения, если бы на велосипед не действовало трение. Следовательно, скорость его уменьшается и он останавливается.
Итак, если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью.
- Закрепление учебного материала.
Ещё раз давай те с вами закрепим, ответив на несколько вопросов:
1. В результате чего меняется скорость тела? Приведите примеры.
(Тело меняет свою скорость в результате действия на него других тел. Например, футбольный мяч лежит на поле. Ударом ноги футболист приводит его в движение. Но сам мяч не изменит свою скорость и не начнет двигаться, пока на него не подействуют другие тела. Пуля, вложенная в ружье, не вылетит до тех пор, пока ее не вытолкнут пороховые газы.)
2. Какой опыт показывает, что изменение скорости тела происходит при уменьшении препятствий?
(Опыт с тележкой, рис. 41)
3. Что называется инерцией?
(Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией)
4. Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
(если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью).
Сборник задач
№177
Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущем транспорте?
Из-за явления инерции транспортные средства не могут мгновенно остановится и после начала торможения продолжают некоторое время двигаться в перёд.
№ 183
Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
Чтобы предупредить едущие сзади него транспортные средства о снижении скорости.
№ 188
Почему запрещается резко поднимать груз подъёмным краном?
В результате инерции натяжение троса, удерживающего груз, резко возрастает, и он может оборваться.
- Домашнее задание.
- 17 выучить, Сборник задач № 182, 185, 190
- Подведение итогов занятий.
- Учащиеся анализируют свою деятельность.
- Что осталось непонятным?
- Какой момент на уроке показался наиболее трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".
В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
разработка урока физики "физика и техника"
конспект...
разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.
Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...
Методическая разработка урока физики "А.Д. Сахаров-физик, защитник прав человека" (посвященный 100- летию А.Д.Сахарова)
Методическая разработка посвещена 100 летию выдающегося ученого, академика, одному из создателей первой водородной бомбы, Лауреату Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественного ...