Рекомендации для преподавателей по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий
учебно-методический материал по теме

Табакова Людмила Анатольевна

Рекомендация носит методический характер. Предназначена  для преподавателей математических и естественно-научных дисциплин учебных заведений. Содержит четкую характеристику форм обучения, направленных на практическую подготовку учащихся. Советы по организации и поведе­нию лабораторных работ и практических занятий носят конкретный характер. Приложе­ния являются иллюстрацией вариантов форм практического обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

МБОУ  «Новочебоксарский кадетский лицей»

Рекомендации

для преподавателей по планированию,

организации и проведению лабораторных

и практических занятий

Новочебоксарск   2016


Рассмотрена:

ШМО физиков и математиков

Протокол №        

«        »        2016 г.


Утверждаю:

Заместитель директора по учебно

методической работе

_______ Г.С. Садовская

«        »        2016г.

    Автор:

           Л.А. Табакова,    преподаватель физики, МБОУ  «Новочебоксарский кадетский лицей»

Рецензенты:

      1. Н. А. Кондратьева, преподаватель математики,   МБОУ  «Новочебоксарский кадетский лицей»;

     2. О.В.Лунина, преподаватель информатики, МБОУ  «Новочебоксарский кадетский лицей»

Рекомендация носит методический характер. Предназначена  для преподавателей математических и естественно-научных дисциплин учебных заведений. Содержит четкую характеристику форм обучения, направленных на практическую подготовку учащихся. Советы по организации и поведению лабораторных работ и практических занятий носят конкретный характер. Приложения являются иллюстрацией вариантов форм практического обучения.


Содержание:

1.     Пояснительная записка

2.      Введение

  1. Лабораторное занятие
  2. Практическое занятие
  3. Педагогическое руководство лабораторно - практическими работами
  4. Литература
  5. Приложение


Пояснительная записка

Написание педагогической разработки «Рекомендации для преподавателей по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий» продиктовано нуждами учебного заведения.

Школьное образование носит практико-ориентированный характер, так как направлено на подготовку выпускника к профессиональной деятельности. Поэтому соотношение временных объемов теоретической и практической подготовки в учебных заведениях практически одинаковы.

К практическому обучению относят часы, отведенные на практические занятия и лабораторные работы. Данные формы практического обучения способствуют во многом, если не полностью, формированию умений и навыков. А это является главным конечным результатом как способности человека выполнять ту или иную деятельность на основе имеющихся знаний в изменяющихся условиях. Видный специалист в области психологии труда К.К. Платонов писал: «Умение - это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением». Умения же проявляются в деятельности. Знания являются инструментом по отношению к умениям, их информационным обеспечением. Без квалифицированной организации практического обучения невозможна реализация Государственного образовательного стандарта. Вместе с тем эти задачи напрямую связаны с потребностями рыночной экономики.

Данная рекомендация призвана систематизировать комплекс подготовки и проведения лабораторных работ и практических занятий. Организация практического обучения требует тщательной подготовки. Но очень часто у преподавателей, особенно молодых она вызывает ряд затруднений. Очень часто вопросы возникают по проведению вышеназванных форм занятий, оформлению к ним учебной документации.

Данная рекомендация призвана помочь преподавателям в организации практического обучения по специальностям учебного заведения. Она содержит конкретные рекомендации для преподавателей математических и естественно-научных дисциплин. Вместе с тем, ряд приложений методических рекомендаций могут использовать и учащиеся в ходе самостоятельной подготовки.

Рекомендация в целом соответствует требованиям оформления нормативной документации .


Введение

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия.

Лабораторное занятие - форма организации обучения, когда учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.

Основные дидактические цели лабораторных работ - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. В ходе работы учащиеся вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков. Одновременно у учащиеся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

Практическое занятие - форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение учащимися по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ - формирование у учащихся профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Так, на практических занятиях по математике, физике, информатике у учащихся формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным дисциплинам.

В ходе практических работ учащиеся овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.

Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия определяются учебными планами учебного заведения и рабочими программами учебных дисциплин.

При проведении лабораторных и практических занятий класс может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

Несмотря на то, что лабораторные и практические занятия выполняют единую задачу по реализации умений и навыков, они роднятся как в дидактических целях, так и в форме проведения.

Исходя из этого, данная рекомендация выше названные формы занятия рассматривает отдельно.

Вместе с тем, преподаватель должен знать, что состав и содержание лабораторных работ и практических занятий направлено на реализацию Государственных требований.


Лабораторное занятие

Содержание любой лабораторной работы диктуется дидактическими целями. Оно фиксируется в рабочих программах в разделе «Содержание учебной дисциплины». Здесь же указывается время. Учебное заведение, исходя из собственно-материальной базы и принципов целесообразности, имеет право на редакцию списка лабораторных работ примерной учебной программы. Все изменения согласуются с комиссией школьного методического объединения, и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе.

Лабораторное занятие проводится в специально оборудованном помещении не менее 2 академических часов. Необходимые элементы занятия - самостоятельная работа учащегося и инструктаж, анализ и оценка выполнения работы.

По каждой лабораторной работе должна быть инструктивная карта. (Приложение).

Любая лабораторная работа заканчивается оформлением технического отчета. Форма отчета может быть частью инструктивной карты. Очень часто опытный преподаватель дает отдельный образец по оформлению отчета. (Приложение). Все отчеты по проведенным лабораторным работам аккумулируются в общей рабочей папке. Для оформления папки лабораторных работ разработан особый вариант  титульного листа. (Приложение). Это необходимо для организации работы по контролю знаний.

Лабораторные занятия могут носить репродуктивный частично - поисковый и поисковый характер:

при проведении репродуктивной работы учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны цель работы, пояснение, оборудование, аппаратура, материалы, их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы, контрольные вопросы, литература;

при проведении работ частично-поискового характера учащиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий;

при проведении работ поискового характера учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Формы организации учащихся на лабораторных работах: фронтальная (группа выполняет одну работу); групповая (работа бригадой); индивидуальная.

Практическое занятие

Содержание практического занятия также диктуется дидактическими целями. Введение данных рекомендаций четко называет их отличие от лабораторных занятий. Отсюда и следующие особенности содержания практических работ:

  • изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ  документации, выполнение заданий с их использованием;
  • решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и
    анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных
  • измерений;
  • изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов, измерительных
    механизмов, функциональных схем;
  • ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической
  • документации;
  • работа на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными
  • инструментами; подготовка к работе, обслуживание техники;
  • конструирование по заданной схеме; сборка и демонтаж механизмов, изготовление
    моделей заготовок;
  • диагностика качества различных веществ, изделий.

Методика обучения учащихся решению практических задач требует соблюдения определенной последовательности: полного и четкого выяснения условий; уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача; составления плана решения. Схема решения задачи может быть следующей.

  1. Что дано (сущность анализируемого действия, процесса, явления, поступка).
  2. Что известно и в какой степени известное может помочь решению поставленной
    задачи.
  3. Гипотезы решения.
  4. Методы решения.
  5. Способы предупреждения ошибок.
  6. Выводы и предложения.

Если содержание лабораторных и практических занятий является принципиально различным, то методика их проведения в значительной мере близка. Структура проведения в основном сводится к следующему:

  • сообщение темы и цели работы;
  • актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рациональной
  • работы с оборудованием, осуществление эксперимента или другой практической деятельности;
  • разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятель-
    ности;
  • инструктаж по технике безопасности (по необходимости)
  • ознакомление со способами фиксации полученных результатов;
  • непосредственное проведение экспериментов или практических работ;
  • обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков и т.д.);

-        подведение итогов занятия. Практическое занятие также планируется и проводится на базе инструктивной карты. В инструктивных картах обычно выделяют следующие разделы:

  1. тема;
  2. цель работы;
  3. оборудование;
  4. вопросы для повторения;
  5. ход работы.

Педагогическая ценность подобных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся. Если учащийся пропустил какое-то занятие, он может выполнить ее индивидуально во внеучебное время.

Лабораторное занятие.

Лабораторное занятие - это форма обучения, когда учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторную работу.

1.        Дидактические цели лабораторных работ:

  • практическая направленность обучения, обеспечивающая уровень профессиональных
    умений и навыков будущих специалистов пользоваться различными приемами измерений,
    обращение с различными приборами, аппаратурой...
  • экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, расчетов,
    формул;
  • ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований.
  • формирование умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы,
    обобщения;
  • оформление результатов в виде таблиц, схем, графиков.
  • вызывание у студентов интереса к применению теоретических знаний в практической
    работе.

2.        Подготовка лабораторных работ:

Перечень и содержание лабораторных работ, количество часов определено учебным планом и программой. Предметная комиссия имеет право корректировать перечень и содержания работ с учетом оборудования, имеющегося в данном учебном заведении. Лабораторная работа должна быть обеспечена в достаточном количестве: методическими указаниями (инструкциями); необходимым оборудованием и приборами; демонстрационными материалами и пособиями (плакатами, схемами, разборными моделями, образцами деталей, материалов и т.д.) образцами отчетов по лабораторной работе. Необходимо продумать организацию рабочих мест, формы и методы организации работ (групповой метод, индивидуальный и т.д.)

В инструктивных картах выделяют разделы:

  1. Тема
  2. Цель работы
  3. Оборудование
  4. Вопросы для повторения
  5. Ход работы

3.        Проведение лабораторной работы:

  • пояснение цели, объема, характера работ, затрат времени на них;
  • повторение теоретических основ по теме лабораторной работы;
  • сообщить методы организации работы (индивидуально, малыми группами...), организацию
    рабочих мест;
  • повторение основных правил по технике безопасности и необходимости их выполнения на
    данной лабораторной работе;
  • по методическим указаниям (инструкциям) разработать все этапы деятельности
  • сообщить требования учащимся к оформлению отчета, который выполняют по ходу работы и его
    качество (аккуратность, техническая и языковая грамотность, соблюдение стандартов,
    наличие выводов и т.д.);

4. Контроль и оценка.

Ход выполнения работы. Качество оформления отчетов, своевременность их сдачи. Соблюдение правил техники безопасности. Оценивать знания, умения и навыки за каждую лабораторную работу. Результаты и тематику лабораторных работ вносить в журнал. Проводить анализ каждой лабораторной работы, добиваться положительного результата.

  1. Каждый учащийся обязан выполнить весь перечень лабораторных работ,
    предусмотренный программой. Преподаватель должен организовать выполнение
    лабораторных работ учащимися, пропустившими занятия
  2. Требования организационного характера.

Планирование лабораторных работ должно обеспечивать их проведение вслед за соответствующим теоретическим материалом. В лаборатории должны быть вывешены: перечень; график проведения; расписание консультаций; -    правила по технике безопасности.

Каждая лаборатория должна быть обеспечена средствами оказания необходимой помощи при несчастных случаях (пожаре, порезах, поражении электрическим током и т.д.)

Практическое занятие

Практическое занятие -это форма организации учебного процесса, темы которого должны соответствовать изучаемому теоретическому курсу, более полно охватывает материал как по объему , так и по содержанию, отражает современное состояние науки и техники; включает в себя элементы проблемности.

1. Дидактические цели и содержание практических работ:

  • формирование у учащихся профессиональных и практических умений;
  • решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и
    анализ формул, уравнений, обработка результатов многократных измерений;
  • изучение устройства машин, приборов, инструментов, аппаратов, функциональных
    схем;
  • ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической
    документации;
  • упражнения в работе на различных машинах, аппаратах, приспособлениях,
    обслуживание техники;
  • конструирование по заданной схеме; сборка и демонтаж механизмов, изготовление
    моделей заготовок;
  • диагностика качества различных веществ, изделий;
  • изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной
    документации, выполнение заданий с их использованием;
  • анализ и решение производственных ситуаций, решение конкретных и
    производственных и экономических заданий.

2. Подготовка практического занятия.

Практические работы должны быть обеспечены:

- методическими указаниями (инструкциями);

-необходимым оборудованием и приборами;
Продумать организацию рабочих мест, методы работы, форму отчетов.

3.  Проведение практического занятия.

3.1.        Преподаватель: сообщает тему и цель работы. Проводит актуализацию теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы на уроке. Сообщает метод работы, продолжительность практических занятий, требования к оформлению отчета, выполняемого по ходу работы. Проводит инструктаж по технике безопасности.

3.2.        Отчет выполняется в папках или на типовых бланках, сдается на проверку по
окончании занятия.

  1. Выдаются методические указания (карточки с заданиями).
  2. В инструкциях практическим заданиям указать:

1)Тему;

2) Цель;

3)Справочную литературу;

4)Ход работы.

4. Контроль и оценка

Преподаватель :

- в процессе выполнения работы контролирует ход занятия;

- обеспечивает самостоятельность учащихся при выполнении работы;

- проверяет каждую практическую работу, мотивирует результат, оценка может быть дифференцированной;

- проводит анализ результатов по практическому занятию.

5. Каждый учащийся обязан выполнить весь перечень практических работ, предусмотренных программой. Преподаватель организует выполнение практических работ учащимися, пропустившими занятия.

6. Требования организационного характера.

а)        Планирование практических занятий должно обеспечивать их проведение вслед за
соответствующим теоретическим материалом.

б)        В кабинете должны быть:

- перечень практических работ;
-      график проведения;

-      правила по технике безопасности.


Педагогическое руководство лабораторно – практическими  работами

Важную роль на лабораторных и практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также инструктаж, в процессе которого учащиеся осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность учащихся к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать учащихся на самоконтроль. Потребность в руководстве преподавателя многие учащиеся испытывают, когда приступают к выполнению задания. На этом этапе некоторым из них нужны помощь, корректировка действий, проверка промежуточных результатов. Опытные преподаватели не спешат подсказать учащемуся готовое решение или исправить допущенную ошибку, а наблюдают за действием учащегося, одобряют, или, наоборот, предупреждают о возможной неудаче, ставят вспомогательные вопросы.

Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности обучаемых при выполнении практических работ.

Литература

  1. Семушина Л.Г., Ярошина Н.Г. Содержание и технологии обучения в учебных заведениях. -    М.,2010
  2. Малова М.Л. Технологии обучения: сущность, методические рекомендации к разработке   и применению в среднем профессиональном образовательном учреждении. - М, 2004

3 Скакун В.А.  Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений. - М, 2007

4.   Рылов В.З. Как начинать педагогическую разработку. – Йошкар -Ола, 2009

5. Владимиров Н.Н. Требования к разработке методических указаний для учащихся по проведению лабораторных работ и практических занятий- М.,2010

-


Приложение №1 Оформление титульного листа

МБОУ "Новочебоксарский кадетский лицей"

Технические отчеты

по  лабораторным работам

к дисциплине ____________________________

                                              (наименование учебного предмета)

Составил: ______________________

                     (Фамилия, инициалы учащегося, класс )

_______________________________                    

Проверил: ______________________

            (Фамилия, инициалы преподавателя

_______________________________

      профессиональная принадлежность)

2016-2017 учебный год

Приложение №2  Инструктивная  карта

Лабораторная работа.

Тема: Определение длины световой волны.

Цель работы: опытным путем определить длину световой волны.

Оборудование: прибор для определения длины световой волны, дифракционная решетка и источник света.

Теоретическая часть работы: Дифракционная решетка представляет собой совокупность большого числа узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками.

        d = a + b – период дифракционной решетки

        d ∙ sin  = k ∙ λ,         k = 0, 1, 2… - формула дифракционной решетки,

φ – угол, под которым наблюдается max света соответствующего цвета.

В работе используется дифракционная решетка с периодом 1/100 мм, 1/50 мм (период указана на решетке). Она является основной частью измерительной установки показанной на рис.1. Решетка 1 устанавливается в держателе 2, который прикреплен к концу линейки 3. На линейке же устанавливается черный экран 4 с узкой вертикальной щелью 5, посередине, экран может перемещаться вдоль линейки, что позволяет изменять расстояние между ним и дифракционной решеткой (для получения наибольшей резкости). На экране и линейки имеются мм шкалы. Если смотреть сквозь решетку и прорезь на источник света, то на черном фоне экрана можно наблюдать по обе стороны от щели дифракционные спектры 1-го, 2- го и т. д. порядков (случайный перекос в расположении спектров устраняется поворотом рамки с решеткой).

Длину волны определяем по формуле:          λ = (d ∙ sin)/ k.

Используя рис.2 и формулу дифракционной решетки, докажите, что длину световой волны можно определить по формуле:         λ = (d ∙ b) / (k ∙ а),         k – порядок спектра.

При выводе этой формулы учтите, что вследствие малости углов (не менее > 5) под которым наблюдаются максимумы, их sin можно заменить на tg.

Расстояние а отсчитывают по линейке от решетки до экрана, b – по шкале экрана от щели до выбранной линии спектра. В этой работе погрешность измерений λ не оценивается из-за неопределенности выбора середины части спектра данного цвета.

Практическая часть работы.

Задание №1.

  1. Собрать измерительную установку, установить экран на расстоянии, на котором четко просматриваются спектры.
  2. Глядя сквозь дифракционную решетку и щель в экране на источник света, и перемещая экран, установите его так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана.
  3. Не двигая прибора, по шкале определите положение середин цветных полос в спектрах I по-  

рядка. Результаты запишите в таблицу. Определить среднее значение результатов измерения.

Цвет полос

b справа

b слева

b среднее

a

d

λ

k

1) красный

2) желтый

3) зеленый

4) фиолетовый

Расчеты:

        

  1. Сравните полученные результаты, полученные результаты с длинами волн этих цветов на цветной вклейке или по предложенной таблице:

Цвет

Длина волны,

нм

Ширина участка,

нм

Красный

Оранжевый

Желтый

Желто-зеленый

Зеленый

Голубой

Синий

Фиолетовый

800 – 620

620 – 585

585 - 575

575 - 550

550 – 510

510 – 480

480 – 450

450 - 390

180

35

10

25

40

30

30

60

  1. Сделайте вывод.

Задание №2. Наблюдение дифракции света в граммофонной пластинке(78 об/мин., 33 об/мин.)

  1. Взять отрезок пластинки в правую руку и приставить справа к глазу так, чтобы бороздки расположились вертикально, то есть параллельно нити лампы, а свет от лампы падал на поверхность под различными углами. Наблюдение лучше вести в затемненной комнате.
  2. Сделайте вывод зависимости отчетливости и яркости полученных спектров от количества бороздок и угла падения лучей.

Контрольные вопросы:

1) Почему в центральной части спектра полученного на экране при освещении дифракционной решетки белым светом, всегда наблюдается белая полоса?

2) Дифракционные решетки имеют 50 и 100 штрихов на 1 мм. Какая из них даст на экране более широкий спектр при прочих равных условиях?

3) Как изменяется картина дифракционного спектра при удалении экрана от решетки?

4) Какие трудности встречаются при постановке дифракционных опытов и как можно их преодолеть?

5) Чем отличается дифракционный спектр от дисперсионного (призматического) спектра?

6) Почему с помощью микроскопа нельзя увидеть атом?

7) Каковы причины погрешностей измерений?

8) Почему красная часть спектра любого порядка расположена ближе к центру от центра шкалы?

9) Сколько порядков спектра можно наблюдать с помощью данного прибора?

10) Какие физические величины или характеристики можно определить с помощью данного прибора?

Рис. 1. Прибор для определения длины волны света.

1 – дифракционная решетка;                                4 –экран;

2 – держатель;                3 – линейка;                        5 – вертикальная щель

Рис. 2. Схема опыта по определению длины волны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

Методические рекомендации для преподавателей ОБЖ по организации самостоятельной работы учащихся

Для преподавателей ОБЖ предлагаются рекомендации для воспитания учебной самостоятельности, развития умственных способностей учащихся. В рекомендациях представлены тесты для опреде...

Методические рекомендации для преподавателей по планированию, подготовке и проведению лабораторных (практических) работ (занятий) по предметам и дисциплинам «Общеобразовательного цикла».

Методические рекомендации подготовлены в помощь преподавателям  по планированию, подготовке и проведению практических работ по дисциплинам: "Общеобразовательного цикла"....

ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА (методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению контрольных тестовых занятий)

в материале описаны способы передвижения на лыжах для преодоления подъёмов разной крутизны и разработаны нормативы по лыжной подготовке для студентов I - III курсов техникума...

Методические рекомендации по проведению первых практических занятий по обучению основным положениям, ударам, защитам

Исследованию техники защитных и ударных действий, методике обучения ей, посвящено большое количество работ, а такой раздел техники бокса, как обучение основным положениям, остался мало изученным.Предл...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по планированию, организации и проведению лабораторных работ по учебной дисциплине ОДП. 09 физика

Методические указания по планированию, организации и проведению лабораторных работ составлены на основе Рабочей  программы учебной  дисциплины физика  с учетом требований Федеральных го...

Методические рекомендации по проведению первых практических занятий по обучению основным положениям, ударам, защитам

Методы обучения движениямВ теории и методике физического воспитания различают целостный и расчлененный методы. Какой метод применять, целиком зависит от степени сложности изучаемого упражнения. Если з...