Тема урока: Сила упругости
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Сергеева Елена Олеговна

Тема урока является первой в изучении раздела «Силы». Дети этот раздел еще не изучали. Содержание материала урока дает возможность детям опираться на жизненный опыт и закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для дальнейшего изучения этого раздела. Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню изучения предмета. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по физике в 7 классе «Сила упругости»

Методическая разработка урока

физики по теме «Сила упругости»

УМК:

Программа: учебная программа курса физики» для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.

Учебник: Е.М. Гутника,  А.В. Перышкина Физика-7 – М.: Дрофа, 2006

Дидактическое сопровождение: 

- учебник физики;

- для  работы в группах:  штатив, пружина или динамометр, набор грузов по механике,   полоска из бумаги, из целлофана, резинка бельевая, и пружина.

-компьютер (ноутбук), видеопроектор, экран, электронная презентация  (Презентация используется для сопровождения урока.)

 


Учебный  предмет:  физика

Автор  УМК: В Перышкин

Тема урока: Сила упругости

Тип урока: ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

Тип знания: 1) понятие (сила упругости), 2) закономерность (F(x, k))

Форма проведения: Информационно – коммуникационные технологии

Цели урока:

  • Обеспечение условий для исследования и формирования у учащихся понятия «Сила упругости».
  • Обеспечение условий для развития у учащихся логического  мышления, памяти, воображения,  исследовательских навыков через деятельность на уроке.
  • Обеспечение условий для формирования осознания детьми культурных ценностей науки и умения ценить их  и использовать в жизни, умения работать в группе.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Сила упругости

Цель темы

Экспериментально установить  причину возникновения силы упругости, зависимость силы упругости от удлинения и рода вещества.

Результаты эксперимента представить в виде графика или таблицы.

Учебные вопросы:

1) понятие (сила упругости),

 2) закономерность (F(x, k))

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий
  • показать результат работы в группах
  • осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка

В познавательной сфере:

  • давать определение изученных понятий: силы,
  • выявлять причины возникновения силы упругости
  • называть и приводить примеры деформации тел
  • описывать основные этапы экспериментальной работы
  • обосновывать и составлять алгоритм действия при ответе

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать роль сил в жизни человека  

Личностные:  

  1. Принятие социальной роли обучающегося
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  3. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
  4. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:  

  1. Умение планировать и регулировать свою деятельность.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
  4. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:  

  1. Осуществлять поиск информации
  2. Устанавливать причинно следственные связи.
  3. Давать определения понятиям.

 Коммуникативные:  

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
  2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
  3. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Основные понятия

Сила, сила упругости, деформация и ее виды

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Экология

Математика

Литература

Изобразительное искусство

История

Индивидуальная

Парная

Групповая

Фронтальная

Учебник

Рабочая тетрадь

Раздаточный материал

Проектор

Презентация, разработанная учителем

Мел

Доска

Проект – листы.

Этапы уроков

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Методические пояснения и примечания

Мотивационный

Приветствие учеников.

Мир сложен

Он полон событий сомнений

И смелых догадок

Как чудо природы

Является гений

И в хаосе этом находит порядок.

Кто же этот гений, этот чудак, который совершает величайшее открытие. Чудаки украшают жизнь. Это беспокойные, необыкновенно пытливые и безгранично любопытные люди, упорно выискивающие малопонятные проблемы. Упорно что-то открывают, изобретают, экспериментируют, изготавливают. Вот и мы с вами сегодня будем наблюдать и исследовать один из интересных физических законов.

Использование стихотворных форм на уроке физики создаёт благоприятную атмосферу,

развивает мышление, служит мотивом для работы.

Актуализация знаний

Проверка усвоения знаний предыдущего материала

Напишите все ассоциации, понятия, характеристики, признаки, связанные со словом сила

Дайте определение силы

Назовите, какие силы вам уже известны

Перечислите характеристики силы

работая в группах, составляют кластер на альбомном листе, затем одна из групп демонстрирует написанное. Остальные проверяют, дополняя ручкой другого цвета то, что не записали.

Сила количественная характеристика взаимодействия

Тяжести и вес

Имеют направление, точку приложения, обозначение, единицу измерения, природу возникновения, формулу

Такая форма работы вовлекает учащихся в подготовку к уроку, развивает творческие способности, интерес к предмету.

Формулирование темы урока

.Целеполагание.

Проведем простой опыт нам понадобиться два воздушных шарика и вязальная спица, попробуем проткнуть шарик

Что наблюдаем?

Однако эффект попытки проколоть шарик может быть другим.

Что наблюдаем .

Какие силы действовали в этом опыте

Как вы думаете какая тема нашего урока

Запишите тему урока: «Сила упругости»

Итак, какова же цель урока?

Открываем тетради записываем тему урока

Не изменил свою форму.

Изменил форму, деформировался.

Перечисляют силы

Записывают тему урока Сила упругости

- Разобрать и понять, что такое инерция, рассмотреть примеры.

Жизненные ситуации служат мотивом  для усвоения  и запоминания материала.

Изучение нового материала.

Закрепление.

Подведение к проблеме У каждого на столе находится  штатив, пружина или динамометр, набор грузов по механике.

Прикрепите груз к пружине и пронаблюдайте

Проводят опыт

Что вы зафиксировали?

Как называется сила, действующая на пружину и вызывающая её удлинение?

Обоснуйте, менялась ли сила тяжести в ходе опыта?

Сила, действующая на пружину, не менялась, а пружина сначала пришла в движение (растягивалась), а потом остановилась. Как это можно объяснить?

Правильно со стороны пружины возникла сила. Называется она силой упругости. Попробуйте сформулировать определение силы упругости.

Зарисуйте схематично опыт и запишите определение силы упругости.

Работают с учебником и тетрадью

ФИЗМИНУТКА

Музыка останавливаются, найдите пару

Вопрос покажите друг другу как деформацию изгиба

Музыка останавливаются, найдите пару

Вопрос покажите в паре деформацию растяжения

Противоречие

Перед вами находиться несколько тел: полоска из бумаги, из целлофана, резинка бельевая, и пружина. Попробуйте их растянуть.

Что наблюдаем?

Какой у вас возникает вопрос?

.

Выдвижение гипотез

 Как проверить от чего будет зависеть сила упругости?

Какие у вас есть предположения.

.

Приведите примеры силы упругости, с которой вы встречаетесь в жизни.

Пружина растянулась потому, что к ней подвесили груз

Сила тяжести

Не  менялась потому, что не менялась масса груза

Со стороны пружины возникла сила противодействующая  силе тяжести

пружина сопротивлялась растяжению

между молекулами в пружине увеличивались расстояния

-это сила, которая возникает при растягивании пружины или резины

-это сила, возникающая внутри тел при их растягивании

-это сила, которая возникает при деформации и противодействующая силы тяжести.

Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате

Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате

Не все тела одинаково хорошо растягиваются

Почему одно тело растягивается легко, а другие плохо.

Не все тела можно растянуть

Возьмём тела одинаковой длины, но из разного материала (резинку, полоску бумаги, полоску целлофана или пружины одинаковой длины, но из разного материала).

Можно взять одно тело и попробовать подвесить поочерёдно разные грузики.

Работают в группахусно анализируют

Делают вывод

Если тела одинаковой длины, но сделаны из разного вещества, то тела растягиваются по-разному. Значит  сила упругости зависит от  рода вещества из которого сделано данное тело.

Если берём одно и тоже тело и чем больше растягивается пружина,  то и сила упругости увеличивается.

Вывод записываем в тетрадях Сила, которая возникает при деформации и противодействует  силе тяжести, есть сила упругости.

Сила упругости зависит от  рода вещества, из которого сделано данное тело и от растяжения пружины

Ребята приводят примеры, с которыми встречаются в жизни.

При выполнении такой работы дети учатся планировать свою деятельность, наблюдать, делать выводы.

Набираются опыта работы с физическим оборудованием. Приучаются к самостоятельности, аккуратности, работе в коллективе.

Обсуждая опыты, ребята учатся выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать его.

Итог урока

Какие проблемы  мы решали сегодня на уроке?

.

 Какой ответ мы получили?

Молодцы!  Выполним небольшое задание на закрепление

  1. Что такое сила?

             3) любое изменение формы тела;

             2) мера взаимодействия тел;

             4) точного понятия нет.

2. Какой буквой обозначают силу?

             5) S;           4) m;            8) F.

3 Тело подвешено на пружине. Какая сила растягивает пружину?

             3) сила тяжести тела;

             1) сила тяжести пружины;

             2) сила упругости пружины

4. На люстру, подвешенную на цепи, со стороны цепи действует…    

            2). Вес тела        

            1). Сила упругости        

            3) Сила тяжести

  Учащиеся записывают полученные ответ на листах получат  код  2811

Причину возникновения силы упругости и  зависимость силы упругости от удлинения и рода вещества

На данном этапе дети учатся анализировать свою работу, подводить её итоги, делать выводы.

Домашнее задание

У вас сегодня необычное домашнее задание

Рефлексия

Ребята, оцените, пожалуйста, наши с вами старания сегодня на уроке

Каждый ученик имеет возможность высказать своё отношение к уроку, к изученному материалу, а учитель, анализируя это делает соответствующие выводы и строит планы к следующему уроку с учетом этих результатов.


Самооценка ученика успешности своего участия
в коллективной работе группы

Фамилия и имя ____________________________________________

Оцени работу своей группы.

Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда

получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Самооценка ученика успешности своего участия
в коллективной работе группы

Фамилия и имя ____________________________________________

Оцени работу своей группы.

Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда

получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Тема

Сила упругости

Цель темы

Экспериментально установить  причину возникновения силы упругости, зависимость силы упругости от удлинения и рода вещества.

Результаты эксперимента представить в виде графика или таблицы.

Учебные вопросы:

1) понятие (сила упругости),

 2) закономерность (F(x, k))

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий
  • показать результат работы в группах
  • осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка

В познавательной сфере:

  • давать определение изученных понятий: силы,
  • выявлять причины возникновения силы упругости
  • называть и приводить примеры деформации тел
  • описывать основные этапы экспериментальной работы
  • обосновывать и составлять алгоритм действия при ответе

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать роль сил в жизни человека  

Личностные:  

  1. Принятие социальной роли обучающегося
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  3. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
  4. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:  

  1. Умение планировать и регулировать свою деятельность.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
  4. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:  

  1. Осуществлять поиск информации
  2. Устанавливать причинно следственные связи.
  3. Давать определения понятиям.

 Коммуникативные:  

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
  2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
  3. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Основные понятия

Сила, сила упругости, деформация и ее виды

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Экология

Математика

Литература

Изобразительное искусство

История

Индивидуальная

Парная

Групповая

Фронтальная

Учебник

Рабочая тетрадь

Раздаточный материал

Проектор

Презентация, разработанная учителем

Мел

Доска

Проект – листы.



Предварительный просмотр:

Самооценка ученика успешности своего участия
в коллективной работе группы

Фамилия и имя ____________________________________________

Оцени работу своей группы.

Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда

получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Самооценка ученика успешности своего участия
в коллективной работе группы

Фамилия и имя ____________________________________________

Оцени работу своей группы.

Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда

получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.



Предварительный просмотр:

CАМОАНАЛИЗ УРОКА

Физики на тему «Сила упругости»  

7 класс

Учебный  предмет:  физика  

Класс: 7

Автор  УМК: Е.М. Гутника,  А.В. Перышкина

Тема урока: Сила упругости

Тип урока: ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 

Тип знания: 1) понятие (сила упругости), 2) закономерность (F(x, k))

Форма проведения: Информационно – коммуникационные технологии

Цели урока:

  • Обеспечение условий для исследования и формирования у учащихся понятия «Сила упругости».
  • Обеспечение условий для развития у учащихся логического  мышления, памяти, воображения,  исследовательских навыков через деятельность на уроке.
  • Обеспечение условий для формирования осознания детьми культурных ценностей науки и умения ценить их  и использовать в жизни, умения работать в группе.

Тема урока является первой в изучении раздела «Силы». Дети этот раздел еще не изучали. Содержание материала урока дает возможность детям опираться на жизненный опыт и закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для дальнейшего изучения этого раздела. Содержание отобранного материала соответствует базовому уровню изучения предмета.

На уроке я формировала следующие универсальные учебные действия:

 Личностные:  

  1. Принятие социальной роли обучающегося
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  3. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
  4. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:  

  1. Умение планировать и регулировать свою деятельность.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
  4. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:  

  1. Осуществлять поиск информации
  2. Устанавливать причинно следственные связи.
  3. Давать определения понятиям.

 Коммуникативные:  

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
  2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
  3. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Были рассмотрены следующие учебные вопросы:

  • понятие (сила упругости),
  •  закономерность (F(x, k))

Урок состоит из трех основных этапов

I этап. Организационный момент

II этап. Обобщение и систематизация знаний учащихся

III этап. Подведение итогов

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  закрепления материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных,  работа в группах, работа над экспериментом работа в парах  способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы  стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные учебные  проблемы, и отобрала учебный материал не только для получения знаний в «чистом виде», но и на овладение способами познавательной деятельности.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по пройденной теме на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполнят  креативное, в котором сделают определенный вывод.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Также на уроке были использованы некоторые элементы сингапурских методик без конкретного пояснения, так как дети еще не работали по этим технологиям. Дети работали с партнером по плечу, физкультминутку выполняли с использованием структуры микс-пэа-шэа, актуализация знаний в начале урока с использованием технологии кластера (в сингапурских методиках - токин-мэт).  Использовались разнообразные методы контроля: фронтальный, самоконтроль, взаимоконтроль.  Для рефлексии в конце урока были использованы листы самооценивания, в которых можно проследить как ребенок оценил себя и свой вклад в работу группы и своих партнеров по группе.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков, которые они  могут применять в жизни.

На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления пройденного материала я оцениваю как хороший.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников, как на уроке, так и во внеурочное время.

 Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям я доброжелательна, стремлюсь создать ситуацию успеха, поэтому считаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта,  когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться.  С целью предупреждения утомления мною была проведена физминутка.

Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок физики в 7 классе

Слайд 2

7 класс Мир сложен, Он полон событий сомнений И смелых догадок. Как чудо природы Является гений И в хаосе этом находит порядок. 7 класс 2

Слайд 3

7 класс 7 класс 3 СИЛА

Слайд 4

4

Слайд 5

Тема урока: Сила упругости 5

Слайд 6

Проводим опыты 6

Слайд 7

7 Зарисуйте схематично опыт и запишите определение силы упругости

Слайд 8

Физкульт - минутка

Слайд 9

Работа в группах.

Слайд 10

Обсуждаем результаты 10

Слайд 11

11 Что такое сила? 3) любое изменение формы тела; 2) мера взаимодействия тел; 4) точного понятия нет. 2. Какой буквой обозначают силу? 5) S; 4) m ; 0) F. 3 Тело подвешено на пружине. Какая сила растягивает пружину? 3) сила тяжести тела; 1) сила тяжести пружины; 2) сила упругости пружины 4. На люстру, подвешенную на цепи, со стороны цепи действует… 2). Вес тела 5). Сила упругости 3) Сила тяжести

Слайд 12

12 2015

Слайд 13

7 класс Человек не может изменить законы, но он может их познать и учитывать в жизни и практике! 7 класс 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сила упругости. Закон Гука."

Конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему "Сила упругости. Закон Гука". На уроке реализуются проблемно - поисковые ситуации. Работа в парах, экспериментальная деятельность учащихся....

Урок "Сила упругости.Закон Гука"

Разработка урока физики по теме: "Сила упругости.Закон Гука"7 класс...

Презентация к уроку "Сила упругости" 7 класс

Презентация подготовлена к уроку физики в 7 классе по теме "Силы упругости". Презентация используется на этапе изучения нового материала, при решении проблемного вопроса урока. В презентациии объявляе...

Конспект урока "Сила упругости"

интерактивный урок на интерактивной доске...

Конспект урока. Сила упругости. Закон Гука

Образовательные: сформировать знания по понятиям: деформация, сила упругости, как физического явления; научить различать виды деформации, приводить примеры разных деформаций, подвести к выводу з...

Презентация к уроку "Сила упругости. Закон Гука." в 7 классе

Данная презентация предназначена для проведения урока в 7 классе по теме "Сила упругости. Закон Гука". В интересной и увлекательной форме предлагается изучать указанную тему. Называются причины появле...

Проблемно-исследовательский урок "Сила упругости" 7 класс

урок по физике "Сила упругости 7 класс"...