Диффузия
план-конспект урока по физике (7 класс)

Лавнюженков Сергей Павлович

Изучение диффузии в газах, жидкостях и твердых телах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diffuziya.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

HMEDEVAL

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Михейковская средняя общеобразовательная школа

Урок по теме

«Диффузия»

7 класс

базовый курс

Составил

учитель высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович

2019-2020 учебный год.


Цель урока:

  • Образовательные: формирование знаний о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.
  • Воспитательные: воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, воспитание активности и аккуратности при выполнении заданий, воспитание интереса к предмету.
  • Развивающие: развитие умения наблюдать и обобщать результаты экспериментов; обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию диалогического общения на уроке и при работе в группе.

Задачи:

  • Сформировать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях;
  • Формирование представления о значении диффузии для неживой и живой природы.

Оборудование и материалы:

  • стеклянные сосуды (например, лабораторные стаканы);
  • черный ящик;
  • апельсин;
  • раствор медного купороса;
  • духи;
  • компьютерный класс;
  • экран;
  • мультимедиа;
  • карточки – задания.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний:

«Черный ящик»

  1. Повторение.
  2. Изучение нового материала:

  1.  Непрерывное и беспорядочное движение молекул;
  2.  Понятие диффузии;
  3.  Скорость протекания диффузии в разных агрегатных состояниях;
  4.  Зависимость диффузии от температуры тела (практическая работа).

  1. Закрепление.
  2. Тестирование на компьютере
  3. Итог урока.
  4. Домашнее задание: § 27, экспериментальное задание с.71 (для горячей и холодной воды, на альбомном листе)


Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний:

Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас. Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно.

На одном из прошлых уроков мы высказали гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Однако любую гипотезу можно считать достоверной лишь в том случае, если она многократно экспериментально подтверждается.

Давайте сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, и если она будет подтверждаться вновь, то попытаемся узнать что-нибудь ещё об этих мельчайших частицах вещества.

«Черный ящик» с апельсином (или другим фруктом с сильным запахом)

Вопросы:

Попробуйте отгадать какой фрукт находится в черном ящике.

Как вы это сделали, ведь ящик закрыт?

Давайте попробуем во всем этом разобраться.

Итак, тема урока «Диффузия» (Запись в тетради)

 - Давайте обсудим, как вы узнали что в черном ящике? Какие у вас есть версии?

Молекулы запаха апельсина проникли в воздух.

Молекулы запаха апельсина перемешались с молекулами воздуха, и попали в нос.

  1. Повторение.

Молодцы! Однако в своих рассуждениях вы говорили о молекулах. Расскажите более подробно (осуществляется повторение работа по слайдам):

  • Молекула – это…частица, из которой состоят все вещества
  • Молекулы состоят…из атомов
  • У одного и того же вещества молекулы…одинаковые
  • У разных веществ молекулы…разные

Какое из утверждений верное?

А.        при нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах;

Б.        при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.

Ответ: Б

  1. Изучение нового материала:

  1. Непрерывное и беспорядочное движение молекул

Но все высказанные вами ранее версии по объяснению результата опыта были основаны ещё на одном предположении, которое вы использовали, но не проговорили вслух. Как вы думаете, о чём идёт речь?

Наводящий вопрос:

Молекулы проникли…, молекулы перемешались… В каком случае такое возможно?

Это возможно лишь в том случае, если молекулы движутся.

Давайте в группах обсудим между собой все высказанные точки зрения и найдём наиболее точную версию, позволяющую объяснить результат опыта.

Итак, мы сообща пришли к выводу: в результате своего непрерывного и беспорядочного движения молекулы аромата апельсина и молекулы воздуха перемешиваются и попадают в орган обоняния.

  1. Понятие диффузии;

Давайте попытаемся объяснить результаты следующего опыта:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА:

В стеклянный сосуд наливаем водный раствор медного купороса. Поверх раствора осторожно наливаем чистую воду. Наблюдаем границу между жидкостями.

Вопрос: Как вы думаете, что будет происходить с этими жидкостями с течением времени, и что мы будем наблюдать?

После обсуждения в группах, учащиеся высказывают свои предположения и в ходе рассуждений приходят к выводу о том, что с течением времени граница между соприкасающимися жидкостями, вследствие непрерывного и беспорядочного движения их молекул, начнёт размываться. Достоверность этого вывода можно подтвердить, продемонстрировав сосуд, в котором граница между этими жидкостями стала расплывчатой (опыт готовится заранее).

В тетради оставить место для рисунка

Учитель: Проведём игру. Две группы учащихся выходят к доске. Одна группа – “молекулы” одной жидкости, вторая – “молекулы” другой жидкости. Продемонстрируйте, что будет происходить с жидкостями при их соприкосновении. (Дети изображают процесс).

Прокомментируйте все проделанные вами действия. (Дети объясняют, что они попытались изобразить).

Ребята, для объяснения результатов этого опыта вы пользовались выдвинутыми вами ранее гипотезами о существовании молекул и их непрерывном и беспорядочном движении. Именно эти предположения и позволили вам найти ответ и объяснить результаты. Таким образом, высказанные гипотезы нашли ещё одно подтверждение, что свидетельствует об их достоверности.

Явление, которое мы только что рассмотрели на примерах распространения молекул апельсина в воздухе и самопроизвольного смешивания жидкостей, называется диффузией. Попробуйте сами сформулировать определение этого явления. (В ходе беседы приходим к выводу, который учащиеся записывают в тетрадь).

Вывод: Явление самопроизвольного перемешивания веществ называется диффузией.

Причина диффузии - беспорядочное движение молекул.

  1. Скорость протекания диффузии в разных агрегатных состояниях;

Итак, мы познакомились с вами с новым явлением – диффузией.

А теперь давайте ответим на вопрос: Какова скорость протекания диффузии в газах,  жидкостях и твердых телах?

Демонстрации:

  1. Диффузия в газах: духи разбрызгать в класс, учащиеся, почувствовав запах, поднимают руку.
  2. Диффузия в жидкостях: опыт  медным купоросом.

Учитель. 

Почему в газах диффузия происходит быстро?

Где быстрее происходит диффузия – в жидкостях или в газах? Почему?

Быстро или медленно происходит диффузия в твердых телах? Почему?

(Учащиеся дают ответы).

Диффузия в твёрдых телах происходит чрезвычайно медленно. Если отшлифованные пластины свинца и золота положить одна на другую и сжать грузом, то при обычной комнатной температуре (около 20°С) за 5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние всего около 1 мм.

Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:

Вывод: Скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества. Диффузия быстро протекает в газах, медленнее - в жидкостях и очень медленно - в твердых телах.

  1. Зависимость диффузии от температуры тела 

Учитель. Проведём ещё один опыт и сделаем это в группах (практическая работа).

Задание на карточках

ОПИСАНИЕ ОПЫТА:

В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе.  Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин).

Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему?

Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах?

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Итак, мы уже выяснили, что скорость диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся соприкасающиеся тела – в твердом, жидком или газообразном. Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему?


(В ходе беседы выдвигается гипотеза: в телах с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит, и быстрее происходит диффузия.)

Вывод: В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия.

  1. Значение диффузии.

Последний абзац учебника на с. 70

Слайды

  1. Закрепление.

  1. На каком явлении основана засолка овощей, рыбы и других продуктов?
  2. Почему чай заваривают именно горячей водой?
  3. Какое отношение к диффузии имеет поговорка: Ложка дегтя испортит бочку меда?

  1. Тестирование на компьютере

1 и 2 группы на компьютерах 3 рисунок в тетради

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание: § 9, экспериментальное задание с.23 (для горячей и холодной воды, на альбомном листе)

Код правильных ответов к тесту на компьютере

  1. 3
  2. 2
  3. 4
  4. 2
  5. 1
  6. 3
  7. 4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диффузия

Домашняя творческая работа ученика Шпис Антона...

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс...

диффузия

презентация к уроку...

диффузия

презентация к уроку...

Презентация. "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах". 7 кл.

Презентация содержит теоретические, качественные и экспериментальные задания....

Конспект урока на тему "Диффузия" в 7 классе

Конспект урока на тему "Диффузия"  в 7 классе, предназначен для изучения новой темы. Форма урока: диалог учителя с учащимися. Необычный урок - урок путешествия по станциям, помогает сформировать ...

Урок «ДВИЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ДИФФУЗИЯ», 7 кл. УМК Громов С.В.

Опираясь на публикации педагогов Ю.А. Долженко, И.С. Якиманской, Г.К. Селевко и других, в своей практике я использую методы личностно-ориентированного обучения, гуманистического подхода в о...