Диффузия
план-конспект урока по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Михейковская средняя общеобразовательная школа
Урок по теме
«Диффузия»
7 класс
базовый курс
Составил
учитель высшей категории
Лавнюженков Сергей Павлович
2019-2020 учебный год.
Цель урока:
- Образовательные: формирование знаний о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.
- Воспитательные: воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, воспитание активности и аккуратности при выполнении заданий, воспитание интереса к предмету.
- Развивающие: развитие умения наблюдать и обобщать результаты экспериментов; обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию диалогического общения на уроке и при работе в группе.
Задачи:
- Сформировать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях;
- Формирование представления о значении диффузии для неживой и живой природы.
Оборудование и материалы:
- стеклянные сосуды (например, лабораторные стаканы);
- черный ящик;
- апельсин;
- раствор медного купороса;
- духи;
- компьютерный класс;
- экран;
- мультимедиа;
- карточки – задания.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний:
«Черный ящик»
- Повторение.
- Изучение нового материала:
- Непрерывное и беспорядочное движение молекул;
- Понятие диффузии;
- Скорость протекания диффузии в разных агрегатных состояниях;
- Зависимость диффузии от температуры тела (практическая работа).
- Закрепление.
- Тестирование на компьютере
- Итог урока.
- Домашнее задание: § 27, экспериментальное задание с.71 (для горячей и холодной воды, на альбомном листе)
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний:
Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас. Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно.
На одном из прошлых уроков мы высказали гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Однако любую гипотезу можно считать достоверной лишь в том случае, если она многократно экспериментально подтверждается.
Давайте сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, и если она будет подтверждаться вновь, то попытаемся узнать что-нибудь ещё об этих мельчайших частицах вещества.
«Черный ящик» с апельсином (или другим фруктом с сильным запахом)
Вопросы:
Попробуйте отгадать какой фрукт находится в черном ящике.
Как вы это сделали, ведь ящик закрыт?
Давайте попробуем во всем этом разобраться.
Итак, тема урока «Диффузия» (Запись в тетради)
- Давайте обсудим, как вы узнали что в черном ящике? Какие у вас есть версии?
Молекулы запаха апельсина проникли в воздух.
Молекулы запаха апельсина перемешались с молекулами воздуха, и попали в нос.
- Повторение.
Молодцы! Однако в своих рассуждениях вы говорили о молекулах. Расскажите более подробно (осуществляется повторение работа по слайдам):
- Молекула – это…частица, из которой состоят все вещества
- Молекулы состоят…из атомов
- У одного и того же вещества молекулы…одинаковые
- У разных веществ молекулы…разные
Какое из утверждений верное?
А. при нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах;
Б. при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.
Ответ: Б
- Изучение нового материала:
- Непрерывное и беспорядочное движение молекул
Но все высказанные вами ранее версии по объяснению результата опыта были основаны ещё на одном предположении, которое вы использовали, но не проговорили вслух. Как вы думаете, о чём идёт речь?
Наводящий вопрос:
Молекулы проникли…, молекулы перемешались… В каком случае такое возможно?
Это возможно лишь в том случае, если молекулы движутся.
Давайте в группах обсудим между собой все высказанные точки зрения и найдём наиболее точную версию, позволяющую объяснить результат опыта.
Итак, мы сообща пришли к выводу: в результате своего непрерывного и беспорядочного движения молекулы аромата апельсина и молекулы воздуха перемешиваются и попадают в орган обоняния.
- Понятие диффузии;
Давайте попытаемся объяснить результаты следующего опыта:
ОПИСАНИЕ ОПЫТА:
В стеклянный сосуд наливаем водный раствор медного купороса. Поверх раствора осторожно наливаем чистую воду. Наблюдаем границу между жидкостями.
Вопрос: Как вы думаете, что будет происходить с этими жидкостями с течением времени, и что мы будем наблюдать?
После обсуждения в группах, учащиеся высказывают свои предположения и в ходе рассуждений приходят к выводу о том, что с течением времени граница между соприкасающимися жидкостями, вследствие непрерывного и беспорядочного движения их молекул, начнёт размываться. Достоверность этого вывода можно подтвердить, продемонстрировав сосуд, в котором граница между этими жидкостями стала расплывчатой (опыт готовится заранее).
В тетради оставить место для рисунка
Учитель: Проведём игру. Две группы учащихся выходят к доске. Одна группа – “молекулы” одной жидкости, вторая – “молекулы” другой жидкости. Продемонстрируйте, что будет происходить с жидкостями при их соприкосновении. (Дети изображают процесс).
Прокомментируйте все проделанные вами действия. (Дети объясняют, что они попытались изобразить).
Ребята, для объяснения результатов этого опыта вы пользовались выдвинутыми вами ранее гипотезами о существовании молекул и их непрерывном и беспорядочном движении. Именно эти предположения и позволили вам найти ответ и объяснить результаты. Таким образом, высказанные гипотезы нашли ещё одно подтверждение, что свидетельствует об их достоверности.
Явление, которое мы только что рассмотрели на примерах распространения молекул апельсина в воздухе и самопроизвольного смешивания жидкостей, называется диффузией. Попробуйте сами сформулировать определение этого явления. (В ходе беседы приходим к выводу, который учащиеся записывают в тетрадь).
Вывод: Явление самопроизвольного перемешивания веществ называется диффузией.
Причина диффузии - беспорядочное движение молекул.
- Скорость протекания диффузии в разных агрегатных состояниях;
Итак, мы познакомились с вами с новым явлением – диффузией.
А теперь давайте ответим на вопрос: Какова скорость протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах?
Демонстрации:
- Диффузия в газах: духи разбрызгать в класс, учащиеся, почувствовав запах, поднимают руку.
- Диффузия в жидкостях: опыт медным купоросом.
Учитель.
Почему в газах диффузия происходит быстро?
Где быстрее происходит диффузия – в жидкостях или в газах? Почему?
Быстро или медленно происходит диффузия в твердых телах? Почему?
(Учащиеся дают ответы).
Диффузия в твёрдых телах происходит чрезвычайно медленно. Если отшлифованные пластины свинца и золота положить одна на другую и сжать грузом, то при обычной комнатной температуре (около 20°С) за 5 лет золото и свинец взаимно проникнут друг в друга на расстояние всего около 1 мм.
Сформулируем вывод, а вы запишите его в тетради:
Вывод: Скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества. Диффузия быстро протекает в газах, медленнее - в жидкостях и очень медленно - в твердых телах.
- Зависимость диффузии от температуры тела
Учитель. Проведём ещё один опыт и сделаем это в группах (практическая работа).
Задание на карточках
ОПИСАНИЕ ОПЫТА:
В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры. С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе. Пронаблюдаете, что происходит (1 – 2 мин).
Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему?
Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах?
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ:
Итак, мы уже выяснили, что скорость диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся соприкасающиеся тела – в твердом, жидком или газообразном. Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему?
(В ходе беседы выдвигается гипотеза: в телах с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит, и быстрее происходит диффузия.)
Вывод: В теле с более высокой температурой молекулы движутся быстрее, а значит и быстрее протекает диффузия.
- Значение диффузии.
Последний абзац учебника на с. 70
Слайды
- Закрепление.
- На каком явлении основана засолка овощей, рыбы и других продуктов?
- Почему чай заваривают именно горячей водой?
- Какое отношение к диффузии имеет поговорка: Ложка дегтя испортит бочку меда?
- Тестирование на компьютере
1 и 2 группы на компьютерах 3 рисунок в тетради
- Итог урока.
- Домашнее задание: § 9, экспериментальное задание с.23 (для горячей и холодной воды, на альбомном листе)
Код правильных ответов к тесту на компьютере
- 3
- 2
- 4
- 2
- 1
- 3
- 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диффузия
Домашняя творческая работа ученика Шпис Антона...
Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс
Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс...
диффузия
презентация к уроку...
диффузия
презентация к уроку...
Презентация. "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах". 7 кл.
Презентация содержит теоретические, качественные и экспериментальные задания....
Конспект урока на тему "Диффузия" в 7 классе
Конспект урока на тему "Диффузия" в 7 классе, предназначен для изучения новой темы. Форма урока: диалог учителя с учащимися. Необычный урок - урок путешествия по станциям, помогает сформировать ...
Урок «ДВИЖЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ДИФФУЗИЯ», 7 кл. УМК Громов С.В.
Опираясь на публикации педагогов Ю.А. Долженко, И.С. Якиманской, Г.К. Селевко и других, в своей практике я использую методы личностно-ориентированного обучения, гуманистического подхода в о...