Рабочая программа по физике для 9 класса
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Рабочая программа по физике для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_raboch._progr.fizika_9_kl.zaochnyy.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Артемовского городского округа
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Протокол от «25» августа 2016 г. № 1 Руководитель методического объединения __________ Л.В. Лютова подпись расшифровка подписи | Согласовано зам. директора по УВР ________ Л.И. Сова подпись расшифровка подписи «29» августа 2016 г. | Утверждаю и.о. директора МБОУ СОШ № 9 __________ Н.А. Блинова подпись расшифровка подписи Приказ от «31» августа 2016 г. № 35 |
Рабочая программа
по физике
для 9 (очно-заочного) класса
Составитель: учитель
физики МБОУ СОШ № 9
высшей квалификационной категории
Селиванова Т.Г.
Артемовский городской округ
2016 – 2017 уч. год
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения физики на базовом уровне девятиклассник должен
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
• смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света; поглощение и излучение света атомом; радиоактивность;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
• рационального применения простых механизмов;
• оценки безопасности радиационного фона.
Содержание тем учебного предмета, курса
- Рабочая программа по физике составлена на основании следующих
нормативно - правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241, от 3 июня 2008 г. № 164, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012 г. № 69), от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598), от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 31 января 2012 года), с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993) (с изменениями и дополнениями).
- Учебного плана МБОУ СОШ № 9 на 2016 / 2017 учебный год.
- Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
- Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 5, лабораторных работ – 6.
- Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
Учебники:
Перышкин, А.В. Физика. 9 кл.: учебник /А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М. : Дрофа, 2014. - 319, [1] с. : ил.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел | 13 | 9 | к/р – 2 л/р - 2 |
2 | Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук. | 6 | 4 | к/р – 1 л/р - 1 |
3 | Раздел 3. Электромагнитное поле | 7 | 5 | к/р – 1 л/р - 1 |
4 | Раздел 4. Строение атома и атомного ядра. | 8 | 5 | к/р – 1 л/р - 2 |
Всего: | 34 | 23 | 11 |
Учебно (календарно) - тематическое планирование
Наименование раздела учебной программы по предмету | № урока | Тема урока | К-во час. | Тип урока | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Вид контроля | Дата проведения | |
9-А | 9-Б | |||||||
Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел. (13 часов) | Механическое движение. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятия: механическое движение, система отсчета. Уметь привести примеры механического движения | физический диктант | |||
Траектория, путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. | 1 | Комбинированные уроки | Знать понятия: траектория, путь и перемещение, понятия: прямолинейное равномерное движение. Уметь объяснить их физический смысл. | физический диктант | ||||
Графическое представление движения. Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | Уметь строить графики x(t), y(t). Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение. Уметь описать и объяснить | опрос | |||||
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Относительность механического движения. | 1 | Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении. Уметь объяснить физический смысл. Уметь решать графические задачи. Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости | опрос | |||||
Л/р № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 | Урок - практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием (секун-домер, измерительная лента) | оформление работы, вывод | ||||
К/р № 1 по теме «Кинематика». | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение | контрольная работа | ||||
Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел. (13 часов) | Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 1 | Уроки изучения нового материала | Знать содержание первого, второго, третьего закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета | тестирование | |||
Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. | 1 | Объяснить свободное падение (физ. смысл) | опрос | |||||
Л/р № 2 «Исследование свободного падения». | 1 | Урок - практикум | Приобретение навыков при работе с секундомером, измерительной лентой | оформление работы, вывод | ||||
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. | 1 | Комбинированные уроки | Знать понятия: гравитаци-онное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить. Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей | опрос | ||||
Равномерное движение по окружности. Решение задач на движение по окружности | 1 | Комбинированные уроки | Знать: природу, определение криволинейного движения, приводить примеры Уметь: применять знания при решении соответствующих задач | опрос | ||||
Движение искусственных спутников. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 1 | Урок изучения нового материала | Уметь рассчитывать первую космическую скорость. Знать понятия: импульс тела и импульс силы. Знать практическое использование закона сохранения импульса, формулы | опрос | ||||
К/р № 2 по теме «Динамика». | 1 | Урок контроля и оценивания знаний. | Уметь применять знания при решении типовых задач | контрольная работа | ||||
Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук. (6 часов) | Свободные и вынужденные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры. Знать уравнение колебательного движения. Уметь написать формулу и объяснить | физический диктант | |||
Л/р № 3 «Измерение ускорения свободного падения». | 1 | Урок-практикум | Приобретение навыков при работе с оборудованием | оформление работы, вывод | ||||
Превращение энергии при колебаниях. Распространение колебаний в упругой среде. Волны. | 1 | Комбинированный урок | Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела. Знать определение механических волн, основные характеристики волн | опрос | ||||
Волны в среде. Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать характер распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве. Знать понятие «звуковые волны», привести примеры. Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость. Знать и уметь объяснять особенности распространения звука в различных средах. | беседа | ||||
Отражение звука. Эхо. Решение задач по теме « Механические колебания. Звук» | 1 | Уроки контроля и оценивания знаний | Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны. Звук» | сам. работа | ||||
К/р № 3 по теме «Механические колебания. Звук» | 1 | контрольная работа | ||||||
Раздел 3. Электромагнитное поле. (7 часов) | Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | Комбинированные уроки | Знать понятие «магнитное поле». Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков | решение типовых задач | |||
Действие магнитного поля на проводник с током. Индукция магнитного поля. | 1 | Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл). Знать силовую характеристику магнитного поля - индукцию | опрос | |||||
Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать понятия: электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить. Знать понятия: магнитный поток; написать формулу | опрос | ||||
Л/р № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | Урок-практикум | Знать понятия: электромагнитная индукция, технику безопасности при работе с электроприборами | оформление работы, вывод | ||||
Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. | 1 | Комбинированный урок | Знать способы получения электрического тока, понятие «электромагнитное поле» и условия его существования. | самостоятельная работа | ||||
Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света. | 1 | Урок изучения нового материала | Понимать механизм возникновения электромагнитных волн. Знать историческое развитие взглядов на природу света | беседа по вопросам | ||||
К/р № 4 по теме: «Электромагнитное поле». | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | Систематизация знаний по теме | контрольная работа | ||||
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра. (8 часов) | Радиоактивность как свидетельство Сложного строения атома. Строение атома. Схема опыта резерфорда. | 1 | Урок изучения нового материала | Знать альфа, бета, гамма-лучи (природа лучей). Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях | беседа по вопросам | |||
Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. | 1 | Знать природу радиоактивного распада и его закономерности . Знать современные методы обнаружения исследования заряженных частиц и ядерных превращений | тест | |||||
Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | Знать историю открытия протона и нейтрона. Знать строение ядра атома, модели | физический диктант | |||||
Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | 1 | Знать понятие «прочность атомных ядер». Понимать механизм деления ядер урана | опрос | |||||
Ядерный реактор Л/р № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии». | 1 | Урок практикум | Знать устройство ядерного реактора. Приобретение навыков при работе с оборудованием. | оформление работы, вывод | ||||
Л/р № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | 1 | Приобретение навыков при работе с оборудованием | оформление работы, вывод | |||||
Атомная энергетика. Биологическое действие радиоактивных излучений. Термоядерные реакции. | 1 | Комбинированный урок | Знать преимущества и недостатки атомных электростанций, правила защиты от радиоактивных излучений, условия протекания, применение термоядерных реакций | беседа | ||||
К/р № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра». | 1 | Урок контроля и оценивания знаний | Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра» | контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...