Методический семинар
материал по физике на тему
Тема методического семинара "Достижение метапредметных результатов через использование ИКТ-технологий в урочной и внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_seminar_chuldum_s.v.rar | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к презентации «Методический семинар» Монгуш С.В.
учителя физики 1 категории МБОУ Сукпакской СОШ
Чулдум Сюзана Владимировна учитель физики, педагогический стаж 8 лет. В 2008 году окончила Тывинский государственный университет по специальности учитель физики и информатики.
Тема методического семинара: Достижение метапредметных результатов через использование ИКТ-технологий в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность темы: Применение ИКТ на уроках физики является эффективным фактором для достижения метапредметных результатов.
В процессе обучения физики ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия, в том числе ИКТ-компетентность способствующую эффективному поиску и выделению необходимой информации для объяснения физических явлений
Применение ИКТ на уроках физики позволяет сделать изучаемый предмет доступнее и понятнее: разнообразить стили, общения и обучения на уроке и ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению физики.
В 2009 году я пришла работать в школу и обратила внимание на то, что учащиеся мало заинтересованы изучением физики, поэтому решила провести анкетирование учащихся, результаты которого представлены на диаграмме:
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…». Для этого необходимо обеспечить:
- Высокую мотивацию
- Прочность знаний
- Творчество и фантазию
- Коммуникабельность
- Активную жизненную позицию
- Ценность индивидуальности
- Свободу самовыражения
- Акцент на деятельность
- Взаимоуважение
Мой педагогический опыт основывается на:
- изучении различных педагогических концепций, в особенности в рамках системно-деятельностного подхода (работы А.,Н Выготского, Д.Б. Леонтьева, П.Я. Эльконина, и др.);
- внедрение ФГОС и необходимость формирования метапредметных результатов и ИКТ-компетенции;
- участие в мероприятиях программы Intel «Обучение для будущего».
Во время педагогической деятельности я выявила следующие противоречия:
- Ограниченность образовательной среды школы для организации учебно-познавательной деятельности;
- Противоречие между содержанием программы предмета «физика» и новейшими достижениями и открытиями науки и техники;
- Несформированнность компетентностей ученика в значимых сферах профессионального образования и жезнедеятельности;
- Все более возрастающие потребности общества и государства в гражданах, способных к непрерывному образованию на основе сформированных УУД.
В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции)", как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет".
На сегодняшний день расширение возможностей образовательной среды для достижения метапредметных результатов средствами ИКТ-технологий возможно по следующим направлениям:
1. построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
3. организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
4. обработка результатов эксперимента.
5. разработка методических программных средств.
6. использование ресурсов интернет.
7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
Цель педагогической деятельности: Развитие метапредметных компетенций обучающихся, средствами ИКТ-технологии в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
- Использовать ИКТ-технологии для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающие развитие метапредметных УУД при обучении физике;
- Создавать условия для· повышения интереса учащихся к физике, вовлекая обучающихся в активную творческую, проектную и исследовательскую деятельность;
- Оценить эффективность использования ИКТ-технологий для достижения метапредметных результатов обучающихся.
Ведущая педагогическая идея заключается в формировании метапредметных компетенций обучающихся посредством широкого использования в учебном процессе ИКТ-технологий: сети интернета, компьютера, обучающих программ по физике, виртуальных лабораторных работ, электронных учебников, презентаций, ЭОРов и ЦОРов.
Я осуществляю работу по всем направлениям в организации уроков, контроля, организации внеклассной и внеурочной деятельности.
Используемые технологии:
№ | Название используемой технологии | Уровень использования | Обоснование применения. | Имеющийся или прогнозируемый результат |
1 | Информационно- коммуникативные | На уровне целостной системы | повышение мотивации учащихся; новый уровень восприятия учебного материала; достижение дифференциации обучения учащихся; развитие информационной компетенции | развитие самостоятельных повышение интереса к изучаемому предмету; развитие компетенций; повышается уровень компьютерных знаний |
2 | Здоровьесберегающие | На уровне целостной системы | Повышение эффективности урока | Улучшение качества знаний |
3 | Проектного обучения | На уровне отдельных компонентов системы | Использование дополнительной литературы; Проведение эксперимента | Глубокое понимание темы; повышение интереса к предмету |
4 | Игровые технологии | На уровне отдельных компонентов системы | привитие интереса к предмету | Умение работать в коллективе; повышение интереса к предмету |
Диапазон опыта и степень его новизны:
Диапазон личного вклада – единая система « урок – внеклассная работа».
Во время изучения нового материала использую как готовые уроки, так и графики, схемы, модели явлений, презентации.
Предлагаю учащимся исследовательские и проблемные задания. В ходе выполнения задания учащиеся планируют и проводят компьютерный эксперимент, который позволяет выявить зависимость или установить факт. Такие задания наиболее эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, активизируя свою познавательную деятельность.
Для демонстрации сложных и опасных экспериментов, обработки результатов, отображения результатов эксперимента (броуновское движение, опыт Резерфорда).
При решении задач. Использую готовые задачи с решениями, задачи с подсказками.
При проведении лабораторных работ использую готовые модели.
Для контроля и оценки знаний и умений учащихся использую тесты (программа My Test).
При проведении внеклассных мероприятий и элективных занятий.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
В течение всей моей педагогической деятельности уровень обученности, в том числе за период с 2013 по 2015 учебный годы, был равен 100%. Качество знаний имеет положительную динамику.
2011 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Самыя Айрат | 7 | 1 место 2 место |
2011 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Айыжы Ангырак Сарыглар Анатолий | 11 | 1 место 3 место |
2012 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Самыя Айрат | 8 | 1 место 3 место |
2012 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Ондар Валерия | 11 | 1 место 1 место Участник |
2013 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Дудуй-оол Диана | 8 | 1 место 1 место участник |
2014 | Всероссийская олимпиада школьников - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Монгуш Айгуль | 11 | 1 место 1 место Участие |
2014 | Всероссийская олимпиада школьников - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Донгак Тагир | 10 | 1 место 2 место |
2014 | Всероссийская олимпиада школьников - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Бичелдей Айыжы | 9 | 1 место 3 место |
2014 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Дудуй-оол Диана | 9 | 1 место 1 место участник |
2016 | Всероссийская олимпиада школьников - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Бичелдей Айыжы | 11 | Призер |
2016 | Всероссийская олимпиада школьников - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Тюлюш Эрес | 10 | Призер |
2016 | Всероссийская олимпиада школьников - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Сат Владимир | 8 | Призер |
2016 | Всероссийская олимпиада школьников - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап | Монгуш Кара-Кат | 7 | Призер |
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках физики и во внеурочное время, можно сделать вывод:
ИКТ-технологии- расширяют возможности образовательной среды;
- ускоряют процесс обучения;
- формируют метапредметные УУД;
- повышают интерес обучающихся к предмету;
- улучшают качество усвоения материала;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- дают возможность избежать субъективности оценки.
В целях повышения педагогической компетенции и распространения опыта я создала сайт http://nsportal.ru/mongush-syuzana-vladimirovna, активно работаю с сайтами для педагогов, например, http://www.proshkolu.ru/user/Suzan/, http://www.fizika.ru/. Также выбрана тема самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя физики» и разработан план работы.
Обобщение и распространение опыта
№ п/п | Дата | Мероприятие | Форма |
1 | 30.08.2013 | Использование Интернет и ФГОС ООО на уроках физики | Выступление на августовском совещании учителей |
2 | 22.01.2014 | «Развитие фундаментальный ИКТ-компетенций на основе интегорационных связей информатики и физики» | Выездной семинар по обмену опытом на базе Чербинской СОШ |
3 | С 01 по 03 февраля 2017 года | На курсах профессиональной переподготовки по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии» | ГАОУ ДПО Тувинский институт развития образования и повышения квалификации |
Литература:
- Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. «Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии». — Газета «Физика» №20, 1999. — с 3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2015.
- Гомулина Н. Н, Михайлов С. В. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования. – Газета «Физика», 2000, № 39.
- Кавтрев А. Ф. «Компьютерные программы по физике в средней школе». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 1, с. 42-47, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998.
- Кавтрев А. Ф. «Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений». Газета «Физика», № 20, с. 5–8, 2001.
- Кавтрев А. Ф. Брошюра «Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». – ООО "Физикон", Москва, 2000.
- Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете, ИЯШ № 6 с. 36
- Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».- М.Академия-2000
Интернет-ресурс http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00281285_0.html
Интернет-ресурс http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/12/09/ikt-tekhnologii-na-urokakh-fiziki-kak-sredstvo-aktivizatsii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...