Углеводороды
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Семинар по теме «Углеводороды».
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Углеводороды», повторить понятия «химическое строение», «гибридизация», «изомерия», «номенклатура», свойства углеводородов, закрепить навыки решения задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass.docx | 56.88 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Семинар по теме «Углеводороды».
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Углеводороды», повторить понятия «химическое строение», «гибридизация», «изомерия», «номенклатура», свойства углеводородов, закрепить навыки решения задач.
Планируемые результаты:
Предметные: систематизация и расширение знаний по теме «Углеводороды».
Метапредметные:
Познавательные: развитие мышления учащихся (анализ и синтез, аналогия, умение сравнивать), работа с информацией в разных видах – текст, таблица, схема, рисунок.
Регулятивные: умение планировать работу, проводить контроль и коррекцию своей работы.
Коммуникативные: умение представлять работу группы, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: таблицы, модели строения атомов.
I. Работа в группах, обсуждение вопросов и выступления учащихся. Вопросы – карточки тянут по жребию лидеры групп.
1. Дайте классификацию углеводородов, их общие формулы, определения. Привести по 2 примера каждой группы углеводородов.
Что называется изомерией? Какие виды изомерии вы знаете. Приведите примеры.
2. Что называется гомологами? Назовите общие формулы гомологических рядов алканов, алкенов и алкинов. Приведите примеры 5 представителей каждого ряда. Назовите их.
В чем причина многообразия органических соединений?
3. Рассмотрите в сравнительном плане электронные и пространственные строение этана, этилена, ацеитилена, бензола.
Сравните общие признаки и отличия связей в этих соединениях. Используйте таблицы.
4. Сравните химические свойства предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Сделайте вывод об общих и специфических свойствах углеводородов.
Приведите примеры химических реакций.
Время подготовки: 20 минут.
Ответы учащихся, обсуждение, ответы на вопросы.
Используемые схемы и таблицы
Таблица 1 Состав и строение углеводородов
Углеводород | Структурная формула | Связи между атомами | Длина связи, нм | Валентный угол | Вид гибридизации | Возможность вращения | Форма моллекулы |
этан | CH3 – CH3 | 0,154 | 109˚28’ | Sp3 | да | тетраэдрическое | |
этен | CH2=CH2 | 0,134 | 120˚ | Sp2 | нет | плоское | |
этин | CH=CH | 0,12 | 180˚ | Sp | нет | линейное | |
бензол | C6H6 | – эл. облако | 0,14 | 120˚ | Sp2 | нет | плоское |
2. Схема «Углеводороды»
Углеводороды
ациклические циклические
предельные непредельные циклопара ароматические
фины
алканы алкены алкины арены
CnH2n+2 CnH2n CnH2n-2
c-c c = c c
диеновые
CnH2n-2
c = c – c = c
Таблица Сравнение химических свойств углеводородов
Свойства | Предельные | Непредельные | Ароматические |
Горючесть | 2С2Н6+7О24СО2+6Н2О | C2Н4+3О22СО2+2Н2О | 2С6Н6+15О212СО2+6Н2О |
Термическое разложение | СН42 | С2Н22С+Н2 | С6Н66С+3Н2 |
Реакция замещения | СН4+Сl2CН3Сl+HCl | ________ | С6Н6+Вг2C6H5Bг+НВг |
Присоединение галогенов | ________ | С2Н2+Cl2C2H2Cl4 | С6Н6+Сl2C6H6Cl6 |
Присоединение Н2 | ________ | C2H2+2H2C2H6 | C6H6+3H2 C6H12 |
Взаимодействие с КМnO4 | ________ | Легко окисляется | ________ |
Взаимодействие с бромной водой | ________ | Обесцвечивает бромную воду | ________ |
II Каждая получает задания по составлению цепочек
циклогексан
- н – гексан
гексен-1гексин-1
метанацетиленбензолциклогексан
- СаСО3СаОСаС2С2Н2С2Н4С2Н5ОН
СН4С2Н2С2Н4С2Н6С2H5Cl
- метанацетиленвинилхлоридполивинилхлорид
С2Н6С2Н4С2Н2С6Н6С6Н5Сl
- циклогексанбензолнитробензол
метанацетиленбензолбромбензол
уксусный альдегид
В заключении урока – решение расчётных задач в группах
I. 1. Вычислите массу бромбензола, которая получится при бромировании 100г бензола, если выход составляет 40% от теоретического.
2. Какой объём водорода требуется для гидрирования 20г бензола в циклогексан в присутствии катализатора?
3. Из 50л ацетилена при взаимодействии с водой получено 80г уксусного альдегида. Сколько это составляет % от теоретического выхода?
II. 1. Сколько г толуола потребуется для получения тринитротолуола массой 113,5г, если выход продукта составляет 82%?
2. Какой объём воздуха потребуется для сжигания 20л ацетилена?
3. Какую массу бромбензола можно получить из бензола (=0,88 г/см3) 1,5л?
III. 1. Вычислите массу гексахлорана, полученного при взаимодействии 7,8г бензола и 15л хлора.
2. Сколько бензола можно получить из 20л ацетилена, если выход бензола составляет 80%?
3. Карбид кальция содержит 30% примесей. Сколько литров ацетилена можно получить из 150г карбида кальция?
IV. 1. Какой объём ацетилена получится из 400г карбида кальция, если примеси составляют 30%?
2. Вывести молекулярную формулу углеводорода, имеющего состав
m/с) – 85,7%, а плотность по водороду равная 21.
3. При нитровании бензола массой 78г получили 105г нитробензола. Найти выход продукта реакции.
Работы выполняются на отдельных листочках.
Заканчиваю урок подведением итогов и стихотворением, посвященным химии.
Спасибо химия, за то,
Что в жизни нас ты не оставишь,
А что обуешь и оденешь,
Не сомневается никто
Мы без органики не знали б
Ни про белки, что жизнь дают,
Ни про СН, что в ряд идут,
Где основанья рядом встали.
Ведь каждый день, жуя обед,
Мы вряд ли думаем о том,
Что всё, что мы едим и пьём,-
Хитросплетение веществ.
Спасибо, химия, за то,
Что ты - реальнейшее чудо,
Что ты – наука, не причуда
Там жизни нет, где ты ничто!
Спасибо, химия, за всё!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока: "Получение и применение ароматических углеводородов. Их многообразие и значение"
Урок химии по теме "Ароматические углеводороды" 10 класс...
Углеводороды
Для общеобразовательной школы (непрофильных классов).Возможно использование: 1) при изучении нового материала (внимание: материалы по карбоциклическим и ароматическим углеводородам в презентацию не в...
урок "Углеводороды"
Урок-обобщение по теме "Углеводороды"...
Учебно-методический комплекс по теме "Предельные углеводороды"
Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок пока остается основной ее формой. Моя презентация-это презентация целого ряда ур...
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...
Ароматические углеводороды. Бензол как представитель ароматических углеводородов.
ФОРМА УРОКА: презентация с музыкальным сопровождением.ТИП УРОКА: изучение нового материала.ТЕМА УРОКА «Ароматические углеводороды – арены. Бензол как представитель ароматических углеводоро...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"
Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....