Углеводороды
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Ходунова Наталья Александровна

Семинар по теме «Углеводороды».

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Углеводороды», повторить понятия «химическое строение», «гибридизация», «изомерия», «номенклатура», свойства углеводородов, закрепить навыки решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass.docx56.88 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Семинар по теме «Углеводороды».

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Углеводороды», повторить понятия «химическое строение», «гибридизация», «изомерия», «номенклатура», свойства углеводородов, закрепить навыки решения задач.

Планируемые результаты:

Предметные: систематизация и расширение знаний по теме «Углеводороды».

Метапредметные:

Познавательные:  развитие мышления учащихся (анализ и синтез, аналогия, умение сравнивать), работа с информацией в разных видах – текст, таблица, схема, рисунок.

Регулятивные: умение планировать работу, проводить контроль и коррекцию   своей работы.

Коммуникативные: умение представлять работу группы, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:  таблицы, модели строения атомов.

I. Работа в группах, обсуждение вопросов и выступления учащихся. Вопросы – карточки тянут по жребию лидеры групп.

1. Дайте классификацию углеводородов, их общие формулы, определения.     Привести по 2 примера каждой группы углеводородов.

        Что называется изомерией? Какие виды изомерии вы знаете. Приведите примеры.

2. Что называется гомологами? Назовите общие формулы гомологических рядов алканов, алкенов и алкинов. Приведите примеры 5 представителей каждого ряда. Назовите их.

        В чем причина многообразия органических соединений?

3. Рассмотрите в сравнительном плане электронные и пространственные строение этана, этилена, ацеитилена, бензола.

        Сравните общие признаки и отличия связей в этих соединениях. Используйте таблицы.

4. Сравните химические свойства предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Сделайте вывод об общих и специфических свойствах углеводородов.

        Приведите примеры химических реакций.

Время подготовки: 20 минут.

Ответы учащихся, обсуждение, ответы на вопросы.

Используемые схемы и таблицы

Таблица 1                   Состав и строение углеводородов

Углеводород

Структурная формула

Связи между атомами

Длина связи, нм

Валентный угол

Вид гибридизации

Возможность вращения

Форма моллекулы

этан

CH3 – CH3

0,154

109˚28’

Sp3

да

тетраэдрическое

этен

CH2=CH2

0,134

120˚

Sp2

нет

плоское

этин

CH=CH

0,12

180˚

Sp

нет

линейное

бензол

C6H6

 – эл.

облако

0,14

120˚

Sp2

нет

плоское

2. Схема «Углеводороды»

Углеводороды

                     ациклические                                      циклические

предельные                 непредельные            циклопара                  ароматические

                                                                           фины                           

       алканы           алкены               алкины                                               арены

      CnH2n+2          CnH2n               CnH2n-2                                                  

           c-c                  c = c                       c

                                         диеновые

                                          CnH2n-2

                                        c = c – c = c

                                       

Таблица                     Сравнение химических свойств углеводородов

Свойства

Предельные

Непредельные

Ароматические

Горючесть

2Н6+7О24СО2+6Н2О

C2Н4+3О22СО2+2Н2О

6Н6+15О212СО2+6Н2О

Термическое разложение

СН42

                                           С2Н22С+Н2

С6Н66С+3Н2

Реакция замещения

СН4+Сl23Сl+HCl

________

С6Н6+Вг2C6H5Bг+НВг

Присоединение галогенов

________

               С2Н2+Cl2C2H2Cl4

С6Н6+Сl2C6H6Cl6

Присоединение Н2

________

                   C2H2+2H2C2H6

C6H6+3H2 C6H12

Взаимодействие с КМnO4

________

Легко окисляется

________

Взаимодействие с бромной водой

________

Обесцвечивает бромную воду

________

II Каждая получает задания по составлению цепочек

                                   циклогексан

  1. н – гексан

                        гексен-1гексин-1

метанацетиленбензолциклогексан

  1. СаСО3СаОСаС2С2Н2С2Н4С2Н5ОН

СН4С2Н2С2Н4С2Н6С2H5Cl

  1. метанацетиленвинилхлоридполивинилхлорид

С2Н6С2Н4С2Н2С6Н6С6Н5Сl

  1. циклогексанбензолнитробензол

метанацетиленбензолбромбензол

                                 уксусный альдегид

В заключении урока – решение расчётных задач в группах

I.  1. Вычислите массу бромбензола, которая получится при бромировании 100г бензола, если выход составляет 40% от теоретического.

     2. Какой объём водорода требуется для гидрирования 20г бензола в циклогексан в присутствии катализатора?

     3. Из 50л ацетилена при взаимодействии с водой получено 80г уксусного альдегида. Сколько это составляет % от теоретического выхода?

II. 1. Сколько г толуола потребуется для получения тринитротолуола массой 113,5г,   если выход продукта составляет 82%?

     2. Какой объём воздуха потребуется для сжигания 20л ацетилена?

     3. Какую массу бромбензола можно получить из бензола (=0,88 г/см3) 1,5л?

III. 1. Вычислите массу гексахлорана, полученного при взаимодействии 7,8г бензола и 15л хлора.

       2. Сколько бензола можно получить из 20л ацетилена, если выход бензола составляет 80%?

       3. Карбид кальция содержит 30% примесей. Сколько литров ацетилена можно получить из 150г карбида кальция?

IV. 1. Какой объём ацетилена получится из 400г карбида кальция, если примеси составляют 30%?

       2. Вывести молекулярную формулу углеводорода, имеющего состав

          m/с) – 85,7%, а плотность по водороду равная 21.

       3. При нитровании бензола массой 78г получили 105г нитробензола. Найти выход продукта реакции.

Работы выполняются на отдельных листочках.

Заканчиваю урок подведением итогов и стихотворением, посвященным химии.

                 

Спасибо химия, за то,

Что в жизни нас ты не оставишь,

А что обуешь и оденешь,

Не сомневается никто

Мы без органики не знали б

Ни про белки, что жизнь дают,

Ни про СН, что в ряд идут,

Где основанья рядом встали.

Ведь каждый день, жуя обед,

Мы вряд ли думаем о том,

Что всё, что мы едим и пьём,-

Хитросплетение веществ.

Спасибо, химия, за то,

Что ты -  реальнейшее чудо,

Что ты – наука, не причуда

Там жизни нет, где ты ничто!

Спасибо, химия, за всё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углеводороды

Для общеобразовательной школы (непрофильных классов).Возможно использование: 1) при изучении нового материала (внимание: материалы по карбоциклическим и ароматическим углеводородам в презентацию не в...

урок "Углеводороды"

Урок-обобщение по теме "Углеводороды"...

Учебно-методический комплекс по теме "Предельные углеводороды"

Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок пока остается основной ее формой. Моя презентация-это презентация целого ряда ур...

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...

Ароматические углеводороды. Бензол как представитель ароматических углеводородов.

ФОРМА УРОКА: презентация с музыкальным сопровождением.ТИП УРОКА:  изучение нового материала.ТЕМА УРОКА  «Ароматические углеводороды – арены. Бензол как представитель ароматических углеводоро...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"

Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....