Тепловые явления
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме “Тепловые явления” совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развитие интереса к физике, формирование навыков коллективной работы.
Форма урока: Урок-игра
Оборудование: схемы, графики, таблица. “Тепловые двигатели”
Класс предварительно делиться на 3 команды, выбирается ведущий, дети читают дополнительную литературу, готовят творческое домашнее задание.
Ход урока:
Сегодня у нас заключительный урок в форме игры по теме “Тепловые явления”. На доске – план урока, виды конкурсов и число баллов за каждый конкурс. Если одна команда не справиться с заданием, на помощь приходит другая команда и ей зачисляются баллы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplovye_yavleniya.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Тепловые явления»
7 класс
Составила учитель физики
Ходунова Н.А.
Симферополь 2017
Обобщающий урок по теме: “Тепловые явления”
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме “Тепловые явления” совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развитие интереса к физике, формирование навыков коллективной работы.
Форма урока: Урок-игра
Оборудование: схемы, графики, таблица. “Тепловые двигатели”
Класс предварительно делиться на 3 команды, выбирается ведущий, дети читают дополнительную литературу, готовят творческое домашнее задание.
Ход урока:
Сегодня у нас заключительный урок в форме игры по теме “Тепловые явления”. На доске – план урока, виды конкурсов и число баллов за каждый конкурс. Если одна команда не справиться с заданием, на помощь приходит другая команда и ей зачисляются баллы.
Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испарение!
Мозги не доведем мы до плавления,
Их тренируем до изнеможения!
В учении проявим мы старание
Идей научных виды обаяния!
Задачу мы любую одолеем
И другу мы помочь еще успеем!
И проявляем мы себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД
Но как же жизнь бывает непроста
С той домой, что зовется: “Теплота
I.Задание: “Проверь себя и друга” (физический диктант)
Поставить цифру вопроса в нужную колонку:
Механическая работа теплопередача
- Поле обработки детали на станке она стала горячей.
- Вода в чайнике, стоящем на столе охлаждается.
- Хлеб из печи вынимают горячим.
- Сковорода на плитке нагревается.
- Метеорит, падающий на землю сгорает в атмосфере.
- Батареи в комнате нагревают воздух.
- Спичка загорается при трении о коробок .
- При распилке дров пила нагревается.
- Ложка, опущенная в горячий чай нагревается.
- Руки спортсмена нагревается при быстром спуске по канату.
Взаимопроверка в парах. Каждый правильный ответ 1 балл.
II. Задание. “Формулы, термины”
У доски – 2 человека остальные работают на местах. Выполняют 1 строчку и передают следующей паре.
Термины Формулы
Внутренняя энергия - Q=(?)m(t2-t1)
Количество теплоты - Q=(?)m (при плавлении)
Парообразование - Q(?)m (при парообразовании)
Способы парообразования - Q(?)m (при сгорании топлива)
Плавление - 4200 Дж/кг (что это значит?)
Тепловые двигатели - (?)=Lm (при конденсации)
КПД теплового двигателя –
Построить графики.
А) лед, взятый при -10 градусов нагрели, расплавили, а полученную воду нагрели до 50 градусов
Б) сталь нагрели от 20 градусов до t плавления, расплавили (tпл = 1500 градусов)
За каждый график – 5 баллов Придумай и объясни свой график.
IV Экспресс – опрос “Попробуй объясни” (2 балла за вопрос)
- Если жидкость, находящуюся в закупоренной бутылке, энергично встряхнуть, то ее температура повышается. Почему нагревается жидкость?
- Почему при длительном пробеге автомашины резина колес заметно нагревается?
- На чашки уравновешенных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?
- Зачем ствол винтовки покрывают деревянной ствольной накладкой?
- Почему на севере для измерения температуры воздуха пользуются не ртутными, а спиртовыми термометрами?
- Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
- При выходе из речки после купания мы ощущаем холод. Почему?
- Ожоги паром опаснее, чем ожоги кипятком. Почему?
- Как вызвать кипение воды, не нагревая ее?
- Закипит ли вода в кружке, стоящей на огне кастрюли, если кружка плавает в кастрюле.
“Физика и лирика”
- Какое физ.явление при этом происходило?
Татьяна пред окном стояла,
На стекле хладные дыша,
Задумавшись, моя душа
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О и Е.
(конденсация вод.пара)
- О каких теплов.явлениях идет речь в этим четверостишье ?
Смеркалось; на столе блистая,
Шипел вечерний самовар.
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
(нагревание на испарении)
- Почему намеривались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек ?
Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись…
- О каких физич. явлениях идет речь?
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню ростпясь от зноя,
И застывает к ввечеру
Густой прозрачною смолою
V Конкурс “Порешаем”
Каждая команда получает по две расчетные задачи (10 очков)
- Стальное сверло при работе получило 5кДж энергии и нагрелось от 15 градусов до 115 градусов. Какова масса сверла, если Сст = 500Дж/кг? (m = 0,1кг)
- Сколько энергии требуется для плавления куска свинца массой 0,5кг, взятого при температуре 27 градусов? (33,5 кДж)
- Какое количество теплоты отдаст стакан кипятка, до 14 градусов. Mкипятка = 0,25кг (до 3кДж)
- На сколько изменится, температура воды, масса которой 22кг, если ей передать всю энергию, выделившуюся при сгорании 10г керосина?
(5 градусов)
Качественные задачи:
- Ускориться ли таянье льда, если в теплой комнате накрыть его губкой? Почему?
- Можно ли в термосе хранить мороженное ?
- Что надо сделать, чтобы быстрее охладить компот: положить лёд на крышку или поставить кастрюлю на лёд?
- Почему сырые дрова горят хуже, чем сухие?
- Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
VI Конкурс “Найди ошибку”
“Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идите на речку, смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь растаял, и только на крышах домов он лежал мохнатыми шапками. Я быстро сделал зарядку, вымылся под краном по пояс и, не вытираясь глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло. Покушав, я выбежал на улицу, толя был уже там. “Вот погодка сегодня! – вместо приветствия произнес он.
- Солнце-то какое, а температура с утра минус 2 градуса по Цельсию.” “Нет, минус 4” возразил я, мы заспорили. Потом Толя сообразил в чем дело. “У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше.”
Каждая ошибка - 5 баллов.
VII Конкурс “Поиск”
- проверка домашнего задания.
Учащиеся заранее получили задания – найти в дополнительной литературе интересные факты, касающиеся тепловых явлений и подготовить сообщить (2-3 мин.)
VIII Решение кроссворда.
- Как называется хаотичное движение молекул
- Вид теплопередачи.
- Тепловой двигатель, использующий энергию пара
- Сосуд, хранящий пищу горячей
- Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями жидкости или газа.
- Прибор, состоящий из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком.
- Вид тепло передачи в вакууме.
- Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле.
- Процесс, обратный плавлению.
Ключевое слово – прибор для измерения температуры.
Конкурс экспериментов:
- Горение платка, облитого спиртом.
(выделяющееся при горении спита теплота идет на испарение воды)
- Кипение воды в пробке с грушей.
( когда сжимаешь грушу – давление в пробирке повышается, прекращается кипение)
- Явление конвекции. Почему дно пробирки холодное ?
- Сублимация йода.
- Психрометр. Почему термометры показывают разную температуру ?
- Стеклянная пробирка металл и труба, обмотанные нитками. Где быстрей сгорят нитки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.”
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: “ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.” ЦЕЛИ УРОКА: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Тепловые явления”,совершенствовать навыки решения задач различн...
Методический паспорт учебного проекта.Тема "Тепловые явления ".8 класс.
Одно дело предложить проект ученикам, а другое его ещё и оформить.Вот пример как это делаю я....
Тепловые явления. Температура
Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Тепловые явления. Температура"...
Использование компьютерной презентации на уроке-обобщении по физике на тему "Тепловые явления"
Урок-обощение по теме "Тепловые явления" в 8 классе. Урок содержит устную работу в форме физической разминки, теретический тест по данной теме, физическое лото на проверку знаний формул по данной теме...
Контрольная работа по разделу "Тепловые явления" физика 8 класс
Контрольная работа по физике с определением основных знаний и умений учащихся по даному разделу....
Тепловые явления
В данной презентации для 8 класса представлены количественные и качественные задачи, физический диктант, опрос по теории, лабораторная работа на нагревание-охлаждение, плавление, горение....
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе: "Тепловые явления"
Урок -соревнование: "ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ" рассчитан на 2 часа. На мероприятиии обобщаются и систематизируются знания по теме «Тепловые явления», совершенствуются навыки решения задач различного типа, рас...