Тепловые явления
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

Ходунова Наталья Александровна

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме “Тепловые явления” совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развитие интереса к физике, формирование навыков коллективной работы.

Форма урока: Урок-игра

Оборудование: схемы, графики, таблица. “Тепловые двигатели”

Класс предварительно делиться на 3 команды, выбирается ведущий, дети читают дополнительную литературу, готовят творческое домашнее задание.

Ход урока:

Сегодня у нас заключительный урок в форме игры по теме “Тепловые явления”. На доске – план урока, виды конкурсов и число баллов за каждый конкурс. Если одна команда не справиться с заданием, на помощь приходит другая команда и ей зачисляются баллы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplovye_yavleniya.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

 СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Повторительно – обобщающий урок по теме:  «Тепловые явления»

                                  7 класс

Составила учитель физики

Ходунова Н.А.

                                Симферополь 2017


Обобщающий урок по теме: “Тепловые явления”

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме “Тепловые явления” совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развитие интереса к физике, формирование навыков коллективной работы.

Форма урока: Урок-игра

Оборудование: схемы, графики, таблица. “Тепловые двигатели”

Класс предварительно делиться на 3 команды, выбирается ведущий, дети читают дополнительную литературу, готовят творческое домашнее задание.

Ход урока:

Сегодня у нас заключительный урок в форме игры по теме “Тепловые явления”. На доске – план урока, виды конкурсов и число баллов за каждый конкурс. Если одна команда не справиться с заданием, на помощь приходит другая команда и ей зачисляются баллы.

Про теплоту начнем рассказ,

Все вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испарение!

Мозги не доведем мы до плавления,

Их тренируем до изнеможения!

В учении проявим мы старание

Идей научных виды обаяния!

Задачу мы любую одолеем

И другу мы помочь еще успеем!

И проявляем мы себя в труде,

Как двигатель с высоким КПД

Но как же жизнь бывает непроста

С той домой, что зовется: “Теплота

I.Задание: “Проверь себя и друга” (физический диктант)

Поставить цифру вопроса в нужную колонку:

Механическая работа                                     теплопередача

  1. Поле обработки детали на станке она стала горячей.
  2. Вода в чайнике, стоящем на столе охлаждается.
  3. Хлеб из печи вынимают горячим.
  4. Сковорода на плитке нагревается.
  5. Метеорит, падающий на землю сгорает в атмосфере.
  6. Батареи в комнате нагревают воздух.
  7. Спичка загорается при трении о коробок .
  8. При распилке дров пила нагревается.
  9. Ложка, опущенная в горячий чай нагревается.
  10.  Руки спортсмена нагревается при быстром спуске по канату.

Взаимопроверка в парах. Каждый правильный ответ 1 балл.

II. Задание. “Формулы, термины”

У доски – 2 человека остальные работают на местах. Выполняют 1 строчку и передают следующей паре.

  Термины                                                       Формулы

Внутренняя энергия -                                       Q=(?)m(t2-t1)

Количество теплоты -                                       Q=(?)m (при плавлении)

Парообразование -                                           Q(?)m (при парообразовании)

Способы парообразования -                            Q(?)m (при сгорании топлива)

Плавление -                                                       4200 Дж/кг (что это значит?)

Тепловые двигатели -                                        (?)=Lm (при конденсации)

КПД теплового двигателя –

Построить графики.

А) лед, взятый при -10 градусов нагрели, расплавили, а полученную воду нагрели до 50 градусов

Б) сталь нагрели от 20 градусов до t плавления, расплавили (tпл = 1500 градусов)

За каждый график – 5 баллов                Придумай и объясни свой график.

IV Экспресс – опрос “Попробуй объясни” (2 балла за вопрос)

  1. Если жидкость, находящуюся в закупоренной бутылке, энергично встряхнуть, то ее температура повышается. Почему нагревается жидкость?
  2. Почему при длительном пробеге автомашины резина колес заметно нагревается?
  3. На чашки уравновешенных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?
  4. Зачем ствол винтовки покрывают деревянной ствольной накладкой?
  5. Почему на севере для измерения температуры воздуха пользуются не ртутными, а спиртовыми термометрами?
  6. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
  7. При выходе из речки после купания мы ощущаем холод. Почему?
  8. Ожоги паром опаснее, чем ожоги кипятком. Почему?
  9. Как вызвать кипение воды, не нагревая ее?
  10.  Закипит ли вода в кружке, стоящей на огне кастрюли, если кружка плавает в кастрюле.

                        “Физика и лирика

  1. Какое физ.явление при этом происходило?

Татьяна пред окном стояла,

На стекле хладные дыша,

Задумавшись, моя душа

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле        

Заветный вензель О и Е.

(конденсация вод.пара)

  1. О каких теплов.явлениях идет речь в этим четверостишье ?

Смеркалось; на столе блистая,

Шипел вечерний самовар.

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился легкий пар.

(нагревание на испарении)

  1. Почему намеривались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек ?

Но чай несут: девицы чинно

Едва за блюдечки взялись…

  1. О каких физич. явлениях идет речь?

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню ростпясь от зноя,

И застывает к ввечеру

Густой прозрачною смолою

V Конкурс “Порешаем”

Каждая команда получает по две расчетные задачи (10 очков)

  1. Стальное сверло при работе получило 5кДж энергии и нагрелось от 15 градусов до 115 градусов. Какова масса сверла, если Сст = 500Дж/кг? (m = 0,1кг)
  2. Сколько энергии требуется для плавления куска свинца массой 0,5кг, взятого при температуре 27 градусов? (33,5 кДж)
  1. Какое количество теплоты отдаст стакан кипятка, до 14 градусов. Mкипятка = 0,25кг (до 3кДж)
  2. На сколько изменится, температура воды, масса которой 22кг, если ей передать всю энергию, выделившуюся при сгорании 10г керосина?  

(5 градусов)

                   Качественные задачи:

  1. Ускориться ли таянье льда, если в теплой комнате накрыть его губкой? Почему?
  2. Можно ли в термосе хранить мороженное ?
  3. Что надо сделать, чтобы быстрее охладить компот: положить лёд на крышку или поставить кастрюлю на лёд?
  4. Почему сырые дрова горят хуже, чем сухие?
  5. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

VI Конкурс “Найди ошибку”

        “Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра договорился с Толей идите на речку, смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег весь растаял, и только на крышах домов он лежал мохнатыми шапками. Я быстро сделал зарядку, вымылся под краном по пояс и, не вытираясь глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло.        Покушав, я выбежал на улицу, толя был уже там.                 “Вот погодка сегодня! – вместо приветствия произнес он.

- Солнце-то какое, а температура с утра минус 2 градуса по Цельсию.” “Нет, минус 4” возразил я, мы заспорили. Потом Толя сообразил в чем дело. “У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше.”

Каждая ошибка - 5 баллов.

VII Конкурс “Поиск”

    - проверка домашнего задания.

Учащиеся заранее получили задания – найти в дополнительной литературе интересные факты, касающиеся тепловых явлений и подготовить сообщить (2-3 мин.)

                   

VIII Решение кроссворда.

  1. Как называется хаотичное движение молекул
  2. Вид теплопередачи.
  3. Тепловой двигатель, использующий энергию пара
  4. Сосуд, хранящий пищу горячей
  5. Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями жидкости или газа.
  6. Прибор, состоящий из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком.
  7. Вид тепло передачи в вакууме.
  8. Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле.
  9. Процесс, обратный плавлению.

Ключевое слово – прибор для измерения температуры.

Конкурс экспериментов:

  1. Горение платка, облитого спиртом.

(выделяющееся при горении спита теплота идет на испарение воды)

  1. Кипение воды в пробке с грушей.

( когда сжимаешь грушу – давление в пробирке повышается, прекращается кипение)

  1. Явление конвекции. Почему дно пробирки холодное ?
  2. Сублимация йода.
  3. Психрометр. Почему термометры показывают разную температуру ?
  4. Стеклянная пробирка  металл и труба, обмотанные нитками. Где быстрей сгорят нитки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.”

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: “ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.” ЦЕЛИ УРОКА: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Тепловые явления”,совершенствовать навыки решения задач различн...

Методический паспорт учебного проекта.Тема "Тепловые явления ".8 класс.

Одно дело предложить проект ученикам, а другое его ещё и оформить.Вот пример как это делаю я....

Тепловые явления. Температура

Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Тепловые явления. Температура"...

Использование компьютерной презентации на уроке-обобщении по физике на тему "Тепловые явления"

Урок-обощение по теме "Тепловые явления" в 8 классе. Урок содержит устную работу в форме физической разминки, теретический тест по данной теме, физическое лото на проверку знаний формул по данной теме...

Контрольная работа по разделу "Тепловые явления" физика 8 класс

Контрольная работа по физике с определением основных знаний и умений учащихся по даному разделу....

Тепловые явления

В данной презентации для 8 класса представлены количественные и качественные задачи, физический диктант, опрос по теории, лабораторная работа на нагревание-охлаждение, плавление, горение....

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе: "Тепловые явления"

Урок -соревнование: "ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ" рассчитан на 2 часа. На мероприятиии обобщаются и систематизируются знания по теме «Тепловые явления», совершенствуются навыки решения задач различного типа, рас...