Сводная таблица «Методологические подходы»
методическая разработка по физике на тему
Сводная таблица «Методологические подходы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.5.svodnaya_tablitsa_po_metodologicheskim_podhodam.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Сводная таблица «Методологические подходы»
Методо- логический подход | Сущность подхода | Функции подхода | Методические приемы реализации подхода | Достоинства | Недостатки |
Дискретный подход | На каждом уроке совместно с учащимися проводится анализ структуры учебного материала. В учебном материале выделяются главные и второстепенные элементы знаний. | 1. Выработка умения самостоятельного анализа учебного материала, выделения элементов знания. 2. Развитие мышления.
| 1.Проверка усвоения ДЭЗ одного урока. 2. Письменный опрос по карточкам в пределах ДЭЗ одного или нескольких уроков. 3. Включение вопросов ДЭЗ в к/р и лаб. Работы. 4. Проведение зачетных уроков по знанию ДЭЗ. 5. Взаимоконтроль ДЭЗ. 6. Проверка усвоения ДЭЗ по теме в случае конфликтной ситуации при выставлении отметок. 7. Годовое повторение по ДЭЗ. Подготовка к экзаменам. | Возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности. Наличие тетради ДЭЗ позволяет повысить оперативность контроля, организации его новых форм. Дает гарантированный минимум накопляемости оценок. | Требуется дополнительное время. Слабые учащиеся стараются избежать обязанности изучать текст параграфа, ограничиваются лишь поисками ответов и их заучиванием. |
Системно- функциональный подход | При изучении физических величин и законов осуществляется систематизация по общности функций. | 1. Научить понимать сущность физических величин (в частности, давать правильное определение). 2. Научить понимать сущность физических законов (в частности, правильно их формулировать). | 1. Применение шести правил системного усвоения физических величин. 2. Применение восьми правил технологии системного усвоения законов. 3. Создание стендов и памяток по системному усвоению знаний. | 1.Преодолевается формализм в усвоении знаний. 2. Учащиеся учатся с большей охотой. 3. Развивается грамотная физическая речь. 4. Реализуется принцип научности в обучении. |
Учителю требуется дополнительное время для изготовления памяток, стендов |
Системно- структурный подход | Проводится: - анализ общей структуры состава знания учебного предмета, - выделение его элементов и их функций, - систематизация по общности функций, - классификация в соответствии со структурой изучаемых теорий. | 1. Создает ориентировочную основу для изложения содержания материала в пределах темы. 2. Является основой для мнемонической деятельности (деятельности по запоминанию). 3. Позволяет решить проблему понимания сущности изучаемой теории. 4. Является способом систематизации знаний. 5. Решает проблему обучения структуре знания. | 1. Составление структурных схем (на уроке или дома). 2. Работа по общей схеме: - научные факты; - выдвижение гипотезу; - выбор идеального объекта; - введение величин, позволяющих делать измерения; - установление зависимостей (законов); - управление изучаемыми явлениями. | 1. Развитие аналитико-синтетического мышления (умения обобщать, делать выводы, выделять главное и др.). 2. Развитие умения упорядочивать учебный материал, отсеивать второстепенные знания от главных. 3. Не требует дополнительных затрат времени. | На первых порах применения подхода у учащихся могут возникнуть сложности с пониманием сущности элементов: идеальный объект, гипотеза, научный факт, физическая теория |
Системно- логический подход | Выделение законченных блоков внутри научной теории. Последовательное расположение их в порядке выводимости. Вычерчивание схем расположения этих элементов. | 1. Реализует в достаточной степени ряд принципов дидактики: научности, системности, доступности, прочности. 2. Позволяет выполнить ряд психологических требований к процессу обучения: повышает степень понимания учебного материала; способствует более продуктивному его запоминанию; стимулирует познавательную деятельность. | 1. Составление логических схем (на уроке или дома). 2. Работа по общей схеме: - физический эксперимент (опыт); - наблюдение за закономерностями в ходе опыта; - определение выявленной зависимости через формулы; - получение законов; - работа с единицами измерения физических величин; - применение в практике. | Возможно использование на уроке для составления рассказа по теме, что развивает не только речь, но и понимание учащимися логики построения темы. Не приводит к какому-либо увеличению затрат времени. На доске и в тетради ученика выполняются те же записи, которые делаются при традиционных способах изучения материала, но в системе. | Учащиеся, которые привыкли неаккуратно вести записи, испытывают неудобства при составлении логических схем. Постепенно им приходится заставлять себя работать над тщательным составлением логических схем. Это вызывает у них некоторую нервозность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сводная таблица качества знаний обучающихся за отчётный период
учебный год:2007/085 "Б" класс-29,2%(1 полугодие) 44% (2 полугодие)...
Сводная таблица философских учений
Таблица очень помогает на уроках обществознания в профильном гуманитарном классе и при подготовке к олимпиадам по обществознанию....
Сводная таблица дисграфических ошибок
С помощью данной таблицы начинающие учителя-логопеды достаточно наглядно и легко определят дисграфии....
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 ,2010г.– 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Итоги районного тестирования 9-х классов по английскому языку...
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД....
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД....
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИТОГОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 5-х КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 2010 – 2011 учебный год
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИТОГОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 5-х КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 2010– 2011учебный год...