урок физики по теме "Плотность"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок открытия новых знаний по физике в 7 классе построен с учётом требований новых стандартов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plotnost.docx | 351.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мочильская средняя общеобразовательная школа»
142954, Московская область, г.о Серебряные Пруды,
с.Мочилы,ул.Школьная,д.9
Телефоны: 8 (496) 67 3-55-41
Открытый урок физики в 7 классе
по теме
ПЛОТНОСТЬ
(РМО учителей физики)
«Без сомненья, все наши знания начинаются с опыта»
Иммануил Кант
Урок подготовила и провела
учитель физики и математики
МОУ «Мочильская СОШ»
Вяткина Ирина Анатольевна
21. 11. 2016 г.
Тема урока: Плотность.
Цели урока: - сформировать понятие плотности как физической характеристики
вещества;
- способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся
по теме «Плотность».
Задачи:
*образовательные: учащиеся должны усвоить, что плотность вещества – физическая величина, описывающая свойство вещества иметь разную массу при одинаковом объёме и равная отношению массы сплошного тела из данного вещества к его объёму; усвоить математическую зависимость между плотностью и массой, между плотностью и объёмом;
* развивающие: формировать умения определять массу тела теоретически и экспериментально; выделять главное, существенное в изучаемом материале; делать выводы, самостоятельно получать знания;
* воспитательные: развивать умения взаимодействовать, высказывать свою точку зрения;
* мотивационная задача: возбудить интерес к научному осмыслению наблюдения, доказать справедливость своих знаний на практике.
Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации, физического оборудования.
Формы работы: фронтальный эксперимент, групповая, индивидуальная.
Методы: проблемно-поисковый, словесные, наглядные, стимулирование и мотивация, метод контроля (фронтальный опрос, тест)
Оборудование: рычажные весы, пластилин, цилиндры равного объёма разной массы из алюминия и стали, цилиндры разного объёма одинаковой массы, линейка, таблица плотностей некоторых веществ; компьютер, мультимедийный проектор, презентация, экран, опорный конспект.
Учебник: А.В. Пёрышкин. Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016.
Структура урока.
- Актуализация знаний и мотивация к обучению – 3 мин
- Изучение нового материала в процессе проведения экспериментов – 20 мин
- Сравнение плотностей разных веществ (работа с таблицей плотностей) – 7 мин
- Закрепление знаний, самостоятельная работа – 10 мин
- Подведение итогов урока – 3 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
| ||
Чтобы приступить к изучению нового материала, мы должны повторить пройденный и ответить на следующие вопросы: *каким прибором измеряют массу тела? *как правильно взвешивать на рычажных весах? *какой буквой обозначается масса, и в каких единицах измеряется в СИ? *какая физическая величина характеризует размеры тела? *какой буквой обозначают объём, и в каких единицах измеряют в СИ? *как определить объём тела правильной формы?
Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например, свои размеры, массу. Можно ли при помощи линейки определить массу тела? Из жизни мы знаем, что масса тела зависит не только от размеров тела, но и от того, из какого вещества оно состоит. Чтобы найти ответ на вопрос начнём с опыта (эпиграф –слайд 1) |
| |
(слайды 2- 5 , рычажные весы с разновесами, пластилин) 20 мин | ||
Пользуясь инструкцией №1, выполните задание
Что можно характеризовать этой постоянной величиной для данного вещества? (массу единицы объёма) Как называется эта величина вам известно? Что будем изучать на уроке? Какая тема урока? Какие у вас цели?слайд 3
Отношение массы к объёму называют плотностью вещества, обозначают ρ. Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. Формула плотности ρ=. Физический смысл плотности – масса единицы объёма слайд 4
Каковы единицы плотности? Посмотрите на формулу.
Найдите в таблице плотность воды и ответьте на вопрос: «Как перевести кг/м3 г/см3 и наоборот?» слайд 5 |
Формулируют вывод: «Масса и объём вещества могут быть разными, но отношение массы и объёма – постоянное число для данного вещества» (слайд 2)
| |
(слайды 6-8 ) 7 мин | ||
Работая в группах, пользуясь инструкцией №2, выполните задания.
Какой вывод сделали о связи массы и плотности при одинаковом объёме? Как называется такая зависимость в математике? m~ρ слайд 6
Какой вывод сделали о связи плотности и объёма? Как называется такая зависимость в математике? ρ~1/V слайд 7
Плотность вещества – физическая величина, описывающая свойство вещества иметь разную массу при одинаковом объёме и равная отношению массы сплошного тела из данного вещества к его объёму. слайд 8 |
V~1/ ρ m~ρ или ρ~1/V ρ~ m 4.Записывают в тетрадях: V1 = V2 => m1≠m2 m1 = m2 => V1 ≠ V2 | |
IV. Закрепление знаний, самостоятельная работа (тест) (слайд 9 , опорный конспект) 10 мин | ||
Итак, что мы узнали? Какая зависимость m от ρ? V от ρ? (по формуле) слайд 9
|
| |
| ||
Как, можно измерить плотность тела? слайд 10
Какая жидкость имеет наибольшую плотность? слайд 12
Как, на ваш взгляд, можно определить массу тела с помощью линейки?
Как записать формулу для вычисления массы тела по его плотности? m=ρV.
При выходе из кабинета положите жетон со смайликом на правую чашку весов, если тема урока понятна и на левую, если вызвала затруднения.
|
Разделив массу на объём
| |
| ||
|
Домашняя практическая работа.
Тема: «Вычисление плотности мороженого»
Оборудование: брикет мороженого, линейка.
Ход работы
- Взять брикет мороженого.
- Прочитать на брикете, чему равна его масса (в граммах).
- С помощью линейки определить длину, ширину, высоту брикета (в см).
- Вычислить объём брикета: V=abc (в см3).
- По формуле вычислить плотность мороженого: ρ=.
- Заполнить таблицу:
m, г | a, см | b, см | c, см | V, см3 | ρ, г/см3 |
- Перевести плотность, выраженную в г/см3, в кг/м3.
- Сделать вывод.
Домашняя практическая работа.
Тема: «Вычисление плотности мороженого»
Оборудование: брикет мороженого, линейка.
Ход работы
- Взять брикет мороженого.
- Прочитать на брикете, чему равна его масса (в граммах).
- С помощью линейки определить длину, ширину, высоту брикета (в см).
- Вычислить объём брикета: V=abc (в см3).
- По формуле вычислить плотность мороженого: ρ=.
- Заполнить таблицу:
m, г | a, см | b, см | c, см | V, см3 | ρ, г/см3 |
- Перевести плотность, выраженную в г/см3, в кг/м3.
- Сделать вывод.
Тест «Плотность вещества».
А. 1 м; Б. 1 г; В. 1 кг; Г. 1 кг/м3; Д. м3. 2. По какой формуле определяется плотность? А. m=ρV; Б. ρ= ; В. ρ=mV; Г. v=. 3. На рисунке изображены три сплошные кубика, имеющие одинаковую массу. Какой из них имеет наибольшую плотность? А. 3; Б. 2; В. 1.
1 2 3 4.Массы сплошных шаров одинаковы. Какой шар сделан из вещества с наименьшей плотностью? А. 3; Б. 2; В. 1.
1 2 3
5.На рисунке изображены весы, с помощью которых сравнили плотности шаров. А. плотности одинаковы; Б. плотность шара 2 больше плотности шара 1; В. плотность шара 1 больше плотности шара 2.
Опорный конспект Плотность
V = 1 м3 Сталь Чугун Алюминий 7800 кг 7000 кг 2700 кг
Почему? Плотность = ρ = ρ - плотность, кг/м3, m – масса, кг, V – объём, м3 определение объёма V= abc Плотность вещества – физическая величина, описывающая свойство вещества иметь разную массу при одинаковом объёме и равная отношению массы сплошного тела из данного вещества к его объёму. m = ρ V Инструкция №1:
Инструкция №2: На ваших столах цилиндры из алюминия и стали. Пользуясь таблицей в учебнике (стр. 63), выполните задания:
Инструкция №1:
Инструкция №2: На ваших столах цилиндры из алюминия и стали. Пользуясь таблицей в учебнике (стр. 63), выполните задания:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...