урок физики по теме "Плотность"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок открытия новых знаний по  физике в 7 классе построен с учётом требований новых стандартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnost.docx351.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мочильская средняя общеобразовательная школа»

142954, Московская область, г.о Серебряные Пруды,

с.Мочилы,ул.Школьная,д.9

Телефоны: 8 (496) 67 3-55-41

Открытый урок физики в 7 классе

по теме

ПЛОТНОСТЬ

(РМО учителей физики)

«Без сомненья, все наши знания начинаются с опыта»

                                                                 Иммануил Кант

                                                                                    Урок  подготовила и провела

                                                                                                  учитель физики и математики

                                                                                                  МОУ «Мочильская СОШ»

                                                                                                  Вяткина Ирина Анатольевна

                                                       21. 11. 2016 г.

Тема урока: Плотность.

Цели урока:  - сформировать понятие плотности как физической характеристики  

                          вещества;

                        -  способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся

                            по теме «Плотность».

 Задачи:

*образовательные: учащиеся должны усвоить, что плотность вещества – физическая величина, описывающая свойство вещества иметь разную массу при одинаковом объёме и равная отношению массы сплошного тела из данного вещества к его объёму; усвоить математическую зависимость между плотностью и массой, между плотностью и объёмом;

* развивающие: формировать умения определять массу тела теоретически и экспериментально; выделять главное, существенное в изучаемом материале; делать выводы, самостоятельно получать знания;

* воспитательные: развивать умения взаимодействовать, высказывать свою точку зрения;

* мотивационная задача: возбудить интерес к научному осмыслению наблюдения, доказать справедливость своих знаний на практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации, физического оборудования.

Формы работы: фронтальный эксперимент, групповая, индивидуальная.

Методы: проблемно-поисковый, словесные, наглядные, стимулирование и мотивация, метод контроля (фронтальный опрос, тест)

Оборудование: рычажные весы, пластилин, цилиндры равного объёма разной массы из алюминия и стали, цилиндры разного объёма одинаковой массы, линейка, таблица плотностей некоторых веществ; компьютер, мультимедийный проектор, презентация, экран,  опорный конспект.

Учебник: А.В. Пёрышкин. Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016.

 

                                             Структура урока.

  1. Актуализация знаний и мотивация к обучению – 3 мин
  2. Изучение нового материала в процессе проведения экспериментов – 20 мин
  3. Сравнение плотностей разных веществ (работа с таблицей плотностей) – 7 мин
  4. Закрепление знаний, самостоятельная работа – 10 мин
  5. Подведение итогов урока – 3 мин.
  6. Домашнее задание – 2 мин.

                                    Ход урока.

                      Деятельность учителя

               Деятельность учеников

  1. Актуализация знаний и мотивация к обучению (вопросы контроля, слайд 1) 3 мин
  1. Задаёт вопросы:

Чтобы приступить к изучению нового материала, мы должны повторить пройденный и ответить на следующие вопросы:

*каким прибором измеряют массу тела?

*как правильно взвешивать на рычажных весах?

*какой буквой обозначается масса, и в каких единицах измеряется в СИ?

*какая физическая величина характеризует размеры тела?

*какой буквой обозначают объём, и в каких единицах измеряют в СИ?

*как определить объём тела правильной формы?

  1.  Формулирует проблемный вопрос:

Каждое тело имеет свои отличительные признаки, например, свои размеры, массу.

Можно ли при помощи линейки определить массу тела?

Из жизни мы знаем, что масса тела зависит не только от размеров тела, но и от того, из какого вещества оно состоит.

Чтобы найти ответ на вопрос начнём с опыта (эпиграф –слайд 1)

  1. Высказывают своё мнение, устно отвечают на вопросы

  1. Высказывают своё мнение
  1. Изучение нового материала в процессе проведения фронтального эксперимента и одновременного показа презентации

 (слайды 2- 5   , рычажные весы с разновесами, пластилин)                  20 мин

  1. Даёт задание:

Пользуясь инструкцией №1, выполните  задание

  1. Задаёт вопрос:

Что можно характеризовать этой постоянной величиной для данного вещества? (массу единицы объёма)

Как называется эта величина вам известно?

Что будем изучать на уроке?

Какая тема урока? Какие у вас цели?слайд 3

  1. Формулирует тему, цели урока, определение плотности:

  Отношение массы к объёму называют плотностью вещества, обозначают ρ. Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму.

Формула плотности ρ=.

Физический смысл плотности – масса единицы объёма  слайд 4

  1. Задаёт вопрос:

Каковы единицы плотности? Посмотрите на формулу.

  1. Даёт задание:

Найдите в таблице плотность воды и ответьте на вопрос: «Как перевести кг/м3 г/см3 и наоборот?»  слайд 5

  1. Выполняют практическую работу по инструкции №1: «Используя оборудование на ваших столах, определите массу и объём куска пластилина, полученную массу разделите на объём. Затем разделите кусок пластилина на 2 части и проделайте тоже самое с одной из частей. Сделайте вывод».

Формулируют вывод: «Масса и объём вещества могут быть разными, но отношение массы и объёма – постоянное число для данного вещества» (слайд 2)

  1. Высказывают своё мнение

  1. Делают записи в тетрадях

  1. Отвечают: кг/м3 или г/см3

  1. Выполняют задание
  1. Сравнение плотностей разных веществ (работа с таблицей плотностей)

 (слайды 6-8 )                                                                               7 мин

  1. Формулирует задание:

Работая в группах, пользуясь инструкцией №2, выполните задания.

  1. Задаёт вопросы:

Какой вывод сделали о связи массы и плотности при одинаковом объёме?

Как называется такая зависимость в математике?     m~ρ            слайд 6

  1. Демонстрирует тела одной массы из разных веществ (вода и подсолнечное масло)

Какой вывод сделали о связи плотности и объёма?

Как называется такая зависимость в математике?

   ρ~1/V           слайд 7

  1. Формулирует определение:

Плотность вещества – физическая величина, описывающая свойство вещества иметь разную массу при одинаковом объёме и равная отношению массы сплошного тела из данного вещества  к его объёму.  слайд 8

  1. Работая в группах, выполняют практическую работу по инструкции №2: «На ваших столах цилиндры из алюминия и стали. Пользуясь таблицей в учебнике (стр. 63), выполните задания:
  1. Рассмотрите таблицу. Одинакова ли плотность разных веществ? Почему?
  2. Найдите в таблице плотность алюминия. Что означает данное число?
  3. На ваших столах цилиндры из алюминия и стали. Измерьте их массы. Пользуясь таблицей, сформулируйте вывод о связи массы и плотности при одинаковых размерах тел.
  4. Найдите в таблице плотности воды и подсолнечного масла. Сделайте вывод о связи плотности и объёма при одинаковой массе тел».

  1. Формулируют выводы устно, делают записи в тетрадях

               V~1/ ρ                          m~ρ

                                    или

               ρ~1/V                           ρ~ m

4.Записывают в тетрадях:

              V1 = V2  =>  m1≠m2

             m1 = m2  =>  V1 ≠ V2

IV.   Закрепление знаний, самостоятельная работа (тест) (слайд 9 , опорный конспект)     10 мин

  1. Показывает опорный конспект на экране.

Итак, что мы узнали?

Какая зависимость m от ρ? V от ρ? (по формуле)   слайд 9

  1. Даёт задание выполнить тестовую работу по теме

  1. Повторяют по опорному конспекту изученный материал, заполняя пробелы в опорном конспекте.

  1.  Выполняют тестовую работу.

  1. Подведение итогов урока (слайды 10-14)                                           3 мин

  1. Задаёт вопросы:

Как, можно измерить плотность тела? слайд 10

  1. Ареометры. слайд 11

Какая жидкость имеет наибольшую плотность? слайд 12

  1. Задаёт вопрос:

Как, на ваш взгляд, можно определить массу тела с помощью линейки?

  1. Задаёт вопрос:

Как записать формулу для вычисления массы тела по его плотности? m=ρV.

  1. Организует рефлексию:  слайд 14
  • чему мы научились на уроке?
  • что нового узнали?
  • всё ли у вас получилось?
  • довольны ли вы своими результатами? поднимите карточку смайлика с тем изображением, которое соответствует вашему настроению.

При выходе из кабинета положите жетон со смайликом на правую чашку весов, если тема урока понятна и на левую, если вызвала затруднения.

 

  1. Дают ответ:

Разделив массу на объём

  1. Дают ответ:

  1. Да. Мы можем определить массу для тела правильной формы. Измерим линейкой длину, ширину и высоту тела. Перемножив их, определим объём тела. Посмотрим плотность в таблице и по формуле определим массу.

  1. Делают запись формулы в тетрадях

  1. Домашнее задание (слайд  15-16  )                                     2 мин
  • §22 (Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016 слайд 15 
  • Выполнить домашнюю практическую работу «Определение плотности мороженого»    слайд 16-17

                                            Домашняя практическая работа.

Тема: «Вычисление плотности мороженого»

Оборудование: брикет мороженого, линейка.

                                           Ход работы

  1. Взять брикет мороженого.
  2. Прочитать на брикете, чему равна его масса (в граммах).
  3. С помощью линейки определить длину, ширину, высоту брикета (в см).
  4. Вычислить объём брикета: V=abc (в см3).
  5. По формуле вычислить плотность мороженого: ρ=.
  6. Заполнить таблицу:

m, г    

a, см  

b, см

c, см

V, см3

ρ, г/см3

  1. Перевести плотность, выраженную в г/см3, в кг/м3.
  2. Сделать вывод.

                                        Домашняя практическая работа.

Тема: «Вычисление плотности мороженого»

Оборудование: брикет мороженого, линейка.

                                           Ход работы

  1. Взять брикет мороженого.
  2. Прочитать на брикете, чему равна его масса (в граммах).
  3. С помощью линейки определить длину, ширину, высоту брикета (в см).
  4. Вычислить объём брикета: V=abc (в см3).
  5. По формуле вычислить плотность мороженого: ρ=.
  6. Заполнить таблицу:

m, г    

a, см  

b, см

c, см

V, см3

ρ, г/см3

  1. Перевести плотность, выраженную в г/см3, в кг/м3.
  2. Сделать вывод.

                                                 Тест «Плотность вещества».

  1. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей плотности?

А.   1 м;       Б.    1 г;         В.    1 кг;          Г.     1 кг/м3;         Д.  м3.

      2.  По какой формуле определяется плотность?

            А. m=ρV;            Б.  ρ= ;            В. ρ=mV;              Г.   v=.

      3. На рисунке изображены три сплошные кубика, имеющие одинаковую массу. Какой

            из них имеет наибольшую плотность?

                                        А. 3;              Б. 2;           В. 1.

     

                                  1                               2                          3

     4.Массы сплошных шаров одинаковы. Какой шар сделан из вещества с наименьшей плотностью?

                                        А. 3;              Б. 2;           В. 1.

                 

                       1                                          2                                   3

                     

     5.На рисунке изображены весы, с помощью которых сравнили плотности шаров.

         А. плотности одинаковы;  Б. плотность шара 2 больше плотности шара 1;

         В. плотность шара 1 больше плотности шара 2.

                     

                                                        Опорный конспект

                                                                   Плотность

                                                                              

                                                             

                                                                     V = 1 м3

                        Сталь                                Чугун                       Алюминий

                      7800 кг                                7000 кг                          2700 кг

                       

                                                                   Почему?

                                               Плотность =

                                      ρ =  

         ρ  - плотность, кг/м3,   m – масса, кг,      V – объём, м3

                                                 определение объёма V= abc

                  Плотность вещества – физическая величина, описывающая свойство вещества

                                         иметь разную массу при одинаковом объёме

                  и равная отношению массы сплошного тела из данного вещества  к его объёму.

                                                                 m = ρ V

Инструкция №1: 

  1. Используя оборудование на ваших столах, определите массу и объём куска пластилина.
  2.  Полученную массу разделите на объём.
  3. Затем разделите кусок пластилина на 2 части и проделайте тоже самое с одной из частей.
  4. Сравните полученные результаты, сделайте вывод

Инструкция №2:

 На ваших столах цилиндры из алюминия и стали. Пользуясь таблицей в учебнике (стр. 63), выполните задания:

  1. Рассмотрите таблицу. Одинакова ли плотность разных веществ? Почему?
  2. Найдите в таблице плотность алюминия. Что означает данное число?
  3. На ваших столах цилиндры из алюминия и стали. Измерьте их массы. Пользуясь таблицей, сформулируйте вывод о связи массы и плотности при одинаковых размерах тел.
  4. Найдите в таблице плотности воды и подсолнечного масла. Сделайте вывод о связи плотности и объёма при одинаковой массе тел.

Инструкция №1: 

  1. Используя оборудование на ваших столах, определите массу и объём куска пластилина.
  2.  Полученную массу разделите на объём.
  3. Затем разделите кусок пластилина на 2 части и проделайте тоже самое с одной из частей.
  4. Сравните полученные результаты, сделайте вывод

Инструкция №2:

 На ваших столах цилиндры из алюминия и стали. Пользуясь таблицей в учебнике (стр. 63), выполните задания:

  1. Рассмотрите таблицу. Одинакова ли плотность разных веществ? Почему?
  2. Найдите в таблице плотность алюминия. Что означает данное число?
  3. На ваших столах цилиндры из алюминия и стали. Измерьте их массы. Пользуясь таблицей, сформулируйте вывод о связи массы и плотности при одинаковых размерах тел.
  4. Найдите в таблице плотности воды и подсолнечного масла. Сделайте вывод о связи плотности и объёма при одинаковой массе тел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...