Статья "Проектная деятельность студентов"
статья по физике (11 класс) на тему

Думаева Марина Викторовна

В статье приводится  описание различных видов методических приемов и опытов для преподавания физики. В статье очень много примеров для работы с учащимися по различным темам рабочей программы по физике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ОПЫТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТОЛЬЯТТИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

М.В.Думаева, преподаватель

ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж»,

г.о. Тольятти.

В статье рассматриваются особенности использования современных образовательных технологий в подготовке компетентного специалист, дается характеристика учебных опытов в проектной деятельности студентов Тольяттинского медицинского колледжа.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует преподавателей на достижение нового качества образования, которое определяется его личностно развивающей составляющей потому, что важнейшим ресурсом развития общества становится творческий потенциал личности, компетентной в выполнении своих социальных и профессиональных функций, способной к самоорганизации, самообразованию,  умеющей находить решения нестандартных задач в жизненных ситуациях.

Перед  занятием по физике ставятся и в значительной степени на нём  достигаются цели усвоения и применения знаний, овладения умениями, развития познавательных интересов и способностей, воспитания  убеждённости в значимости физической науки для цивилизации. Совместная исследовательская деятельность преподавателя и студента при выполнении проекта существенно отличается от учебной деятельности на уроке. Суть этого отличия заключается в том, что преподаватель заранее точно не знает, что планируемый результат проекта обязательно будет  достигнут, а лишь надеется на это, исходя из умозрительного решения проблемы и прогнозируемых возможностей студента.

Одной из центральных задач, стоящих перед преподавателем физики при организации проектной деятельности в Тольяттинском медицинском колледже, является определение такого её содержания, которое актуально, практически значимо, представляет интерес для студентов и отличается доступностью.

Постоянно актуальны  учебно-исследовательские проекты, направленные на совершенствование или создание современных вариантов учебных экспериментов по физике, ставших классическими.  Практическая значимость проектов очевидна нашими студентами, если их результаты находят применение на занятиях по физике. Устойчивый интерес современных студентов вызывает любая деятельность, связанная с компьютером и электроникой. Важнейшим критерием отбора содержания следует считать доступность проекта, которая включает три компонента: интеллектуальный, материальный и временной. Интеллектуальная доступность означает, что решение проблемы проекта лежит в зоне ближайшего развития студентов. Материальный компонент характеризуется наличием основного и приемлемой стоимостью недостающего оборудования, которое необходимо для выполнения проекта. Временная доступность проекта, по нашим оценкам, достаточна, если на его выполнение студенту требуется не более 24 часов рабочего времени - в таком  случае, уделяя проекту в среднем один час в день, студентов полностью выполнит его в течение месяца.

Теоретические  рассуждения общего плана в дидактике физики имеют смысл лишь при условии, что из них получены практически значимые следствия. Учебный прибор, совершенствование которого является целью проектной деятельности, должен обеспечивать выполнение фундаментальных опытов, возбуждать интерес  студентов и быть пригодным для использования на занятиях по физике. Чтобы обоснованно выбрать такой прибор, необходим анализ известного учебного эксперимента по определённому разделу курса физики.

В пособиях для преподавателя под редакцией А.А. Покровского [1,2] даны подробные рекомендации по сборке экспериментальных установок и демонстрациями физических явлений на типовом учебном оборудовании, выпускавшемся промышленностью.

Пособие Н.М. Шахмаева и В.Ф. Шилова [3] содержит описания 27 демонстрационных опытов  по молекулярной физике и термодинамике. Из них в 6 опытах измеряется температура: это зависимость между объемом, давлением и температурой для данной массы газа; изотермический процесс; изобарный процесс; изохорный процесс; адиабатное сжатие воздуха; адиабатное  растяжение и сжатие резины. В двух последних опытах для измерения температуры применяется электрический термометр, состоящий из термопары и зеркального гальванометра.

Отличительной особенностью учебных опытов  является использование компьютерных технологий. В частности, из указанных выше опытов пять демонстрируются на основе комплекта оборудования цифровой лаборатории  L-микро. Не умаляя известных достоинств цифровых лабораторий, отметим очевидные проблемы использования их при обучении. Они связаны с восприятием и усвоением студентами условий физического эксперимента, поскольку датчики физических величин и устройства сопряжения их с компьютером скрыты от глаз студентов в  «чёрные ящики». Это затрудняет овладение учащимися основами научного метода познания физических явлений и процессов, для исследования которых используется готовое оборудование.  Уровень понимания физической сущности изучаемых явлений и процессов, бесспорно, повысится, если студенты сами изготовят или соберут простые и доступные физические приборы и выполнят с ними учебные опыты.

Таким образом, анализ системы учебных опытов по термодинамике показывает, что в них основным прибором является термоэлектрический датчик, обеспечивающий исследование зависимости температуры системы от времени. Отсюда следует, что проектная деятельность, направленная на совершенствование учебного эксперимента по термодинамике и  удовлетворяющая  представленным выше критериям, должна включать изготовление измерительной термопары и использование компьютера для получения графика зависимости температуры от времени на экране монитора.  

Теоретический анализ и практическая проверка показывают, что оптимальной является такая организация проектной деятельности, при которой студенты Тольяттинского медицинского колледжа, осознав проблему, последовательно выполняют серию заданий, обеспечивающую выполнение проекта. Такую серию заданий должен продумать, сформулировать и предложить преподаватель физики. Для этого ему нужно отчётливо представлять возможные пути решения проблемы и с достаточной точностью оценивать необходимые для этого условия.

Библиографический список

1.Демонстрационный экесперимент по физике Т.1 Механика и теплота М: Просвещение.2012 г.

2. Шахмаев Н.В., Павлов Н.И. Физический экесперимент  М: Просвещение.2013 г.

3. Л.П.Гурский «Элементарная  физика»  М: Просвещение.2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неделя истории как форма внеаудиторной деятельности студентов"

Преподавание дисциплины «История» требует активизации и поиска новых методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения вообще и внеаудиторной работы  по дисциплине в частности.Неде...

"Организация самостоятельной и творческой деятельности студентов"

Проблема обучения и воспитания чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Деятельность преподавателя постоянно изменяется под воздей­ствием большого числа факторов, как внутрен...

Статья - Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя в системе модульного обучения

Выполнен сравнительный анализ традиционного и модульного обучения. Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят пе...

Деятельность студентов математического клуба "Пи", как средство развития проектной деятельности.

Вопросы мотивации учения и активизации познавательной деятельности, развитие творческих способностей обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогики. Вопросы моти...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором  являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...