Рабочие программы по физике 8,9 (коррекция) классы
рабочая программа по физике (8, 9 класс) на тему
Программы ориентированы на учебник «Физика» для 8,9 классов Пёрышкин А.В. Физика-8. — М.: Дрофа, 2013;
Расcчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_8korrektsiya_klass.docx | 72.04 КБ |
fizika_9korrektsiya_klass.docx | 83.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Горная средняя школа»
662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.
Тел. 94-2-71, 94-3-16. Email: NIL2008@yandex.ru
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________/Скучилова Н.В./ ФИО Протокол № ___ от «__»____________2016___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/Шумилова Н.Н./ ФИО «__»____________2016___г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Горная СШ» ____________/Коваленко Л.В / ФИО Приказ № ___ от «__»_____________20_16__г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физика
8 класс
Мельниченко Ольга Михайловна, 1к.к
п. Горный
2016 - 2017 учебный год
Информационный лист
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 8 класса составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;
Основной образовательной программы МКОУ «Горная СШ»;
Адаптированной образовательной программой МКОУ «Горная СШ» для учащихся с ОВЗ на 2015 – 2016 учебный год.
Программа ориентирована на учебник «Физика» для 8 классов Пёрышкин А.В. Физика-8. — М.: Дрофа, 2013;
Расcчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа предполагает: практических работ-4.Проверочных работ-4. Итоговая работа-1.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 8класса составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;
на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы и в соответствии с учебным планом школы (по 1 учебному часу в неделю). За основу данной рабочей программы взята Программа «Физика 7-9 классы.» Авторы программы Е. М. Гутник, А. В. Перышкин («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл.» / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. – М.: Дрофа, 2000, стр.44-51). Содержание Рабочей программы адаптировано к уровню классов коррекции VII вида с учетом рекомендаций и изменений, внесенных в программу обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) («Дефектология» № 4, 1993г.) Основной образовательной программы МКОУ «Горная СШ»;
Адаптированной образовательной программой МКОУ «Горная СШ» для учащихся с ОВЗ на 2015– 2016 учебный год.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Важными коррекционными задачами курса физики в классах коррекционно-развивающего обучения являются:
- развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
- формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
- развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов КРО требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся
Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по физике в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач; увеличено время на проведение лабораторных работ; часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.
Состав класса:
Кощаев Василий.
Характеристика
У данного ребенка имеется ограниченный запас представлений об окружающем мире. Это проявляется в малом объеме, в неточности и фрагментарности знаний, трудностях их систематизации, в неумении использовать имеющиеся знания при решении конкретных задач в различных видах деятельности.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (отсутствие многих обобщений, неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому свойству).
Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля в области языковых явлений.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной
работы;
в) недостаточное развитие связной речи.
На основе изучения географии семиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интерес. Географические знания помогут учащимся лучше ориентироваться на местности, эстетически воспринимать и любить свою страну. Это обусловит значительную воспитательную роль географии, а в дальнейшем - естествознания.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;
Контроль знаний учащихся проводится в форме тестирования и практических работ.
Содержание адаптированной рабочей программы.
Адаптированная рабочая программа состоит из трех блоков образовательный, коррекционный и воспитательный.
Образовательный блок включает в себя разделы: Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопередача, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, ДВС, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно- молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты. Удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Электрические и электромагнитные явления
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействие электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления. работы и мощности тока.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению электрического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током., последовательного и параллельного соединения проводников. зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика и микрофона, электрогенератора, электродвигателя.
Световые явления
Наблюдение и описание отражения, преломления света, объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: фокусного расстояния линзы.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Практические работы
« Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
«Измерение влажности».
«Измерение силы тока и измерение напряжения».
«Изучение последовательного соединения».
«Регулирование силы тока реостатом»
«Изучение параллельного соединения проводников».
«Сборка электромагнита и испытание его действия».
Коррекционный блок:
Основные направления работы
Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
развитие качественной характеристики лексических средств;
выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
развитие внимания и интереса к слову;
развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.
Совершенствование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение, работа над предложением). Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.
Развитие диалогической и монологической форм речи, связной речи.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию
речевых умений:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
Формирование коммуникативных навыков в адекватных ситуациях.
Воспитательный блок направлен на: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви.
Структура курса.
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества | 14 | 12 | 2 |
2 | Электрические и электромагнитные явления | 15 | 10 | 5 |
3 | Световые явления | 5 | 5 | 0 |
ВСЕГО | 34 | 27 | 7 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока. | Часы | Дата | Вид контроля (знать). | Выполнение практической части программы (уметь). | коррекция | |||
| |||||||||
1 | Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества (14часов) | ||||||||
1 | Входная контрольная работа. | 1 |
|
|
| Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления.
.
| |||
2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | 1 |
| Определение внутренней энергии, способы ее изменения. | На практических примерах объяснить способы изменения внутренней энергии. | ||||
3 | Виды теплопередач. |
| Определение теплопроводности, конвекции, излучения. | Находить отличия в видах теплопередач, приводить практические примеры. | |||||
4 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты для нагревания и охлаждении. | 1 |
| -определение количества теплоты, удельной теплоемкости; -от каких величин зависит Q; - формулу для расчета количества теплоты. | Применять формулу для расчета теплоты, выражать из формулы неизвестные величины. | ||||
5 | Лабораторная работа « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 |
| Формулу для расчета количества теплоты | -применять формулу для расчета теплоты, - делать выводы. | ||||
6 | Уравнение теплового баланса. Решение задач на уравнение теплового баланса. | 1 |
| -формулу для расчета количества теплоты; - отличие количества отданного и принятого телом количества теплоты. | -применять формулу для расчета теплоты, - делать выводы. | ||||
7 | Обобщение темы «Нагревание и охлаждение вещества». | 1 |
| -определение количества теплоты, удельной теплоемкости; - от каких величин зависит Q; -формулу для расчета количества теплоты. | -применять формулу для расчета теплоты; -выражать из формулы неизвестные величины; -определить вид теплоотдачи. | ||||
8 | Контрольная работа «Тепловые явления» | 1 |
| Определение количества теплоты, удельной теплоемкости. Знать от каких величин зависит Q, формулу для расчета количества теплоты. | -применять формулу для расчета теплоты; -выражать из формулы неизвестные величины; -определить вид теплоотдачи. | ||||
9 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Решение задач на расчет количества при сгорании. | 1 |
| -определение количества теплоты, удельной теплоты сгорания топлива; от каких величин зависит Q, формулу для расчета количества теплоты. | Применять формулу для расчета теплоты, выражать из формулы неизвестные величины. | ||||
10 | Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Решение задач на расчет количества теплоты при плавлении и кристаллизации. | 1 |
| Фазовые переходы агрегатных состояний вещества; определение количества теплоты, удельной теплоты плавления; от каких величин зависит Q, формулу для расчета количества теплоты. | Применять формулу для расчета теплоты, выражать из формулы неизвестные величины. | ||||
11 | Кипение и испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при ее конденсации. | 1 |
| Определение кипения и испарения, их отличительных признаков; определение количества теплоты, удельной теплоты парообразования; от каких величин зависит Q, формулу для расчета количества теплоты. | Применять формулу для расчета теплоты, выражать из формулы неизвестные величины. | ||||
12 | Влажность воздуха. Лабораторная работа «Измерение влажности». Решение качественных задач на испарение и влажность | 1 |
| Определение влажности воздуха; строение психрометрического гигрометра. | Пользоваться психрометрическим гигрометром и психрометрической таблицы для определения влажности воздуха в комнате. | ||||
13 | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД двигателей. | 1 |
| Устройство ДВС и паровой турбины. | - назвать все основные детали ДВС и паровой турбины; - определить КПД по заданным параметрам. | ||||
14 | Контрольная работа «Агрегатные состояния вещества» | 1 | -определение количества теплоты; удельной теплоемкости; удельной теплоты сгорания топлива; удельной теплоты порообразования; удельной теплоты плавления; от каких величин зависит Q, формулы для расчета количества теплоты при различных тепловых процессах. | Применять формулы для расчета теплоты, выражать из формул неизвестные величины. | |||||
2 | Электрические и электромагнитные явления(15часов) | ||||||||
15 | Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Делимость электрического заряда Электрон. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. | 1 |
| -понятие электризации; -виды зарядов; -виды электрических взаимодействий; - проводники и непроводники; устройство электроскопа и принцип его действия; - что такое электрическое поле и его свойства. | -на практике показать взаимодействие наэлектризованного тела; -пользоваться электроскопом; -объяснить происходящие процессы. | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. | |||
16 | Строение атома. | 1 | -виды зарядов; -свойства видов зарядов. | Пользуясь периодической таблицей Д.И.Менделеева определить строение любого атома. | |||||
17 | Электрический ток. Источники электрического тока. Действия электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. | 1 |
| - определение электрического тока; - виды источников тока; -действия электрического тока; -условия для существования электрических цепей; - составные части электрических цепей. | - пользуясь условием составлять электрические цепи ( Конструктор) | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. | |||
18 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Лабораторные работы «Измерение силы тока и измерение напряжения». | 1 |
| - что такое сила тока, единицы силы тока; -прибор для измерения силы тока и его включение в цепь; что такое напряжение, единицы напряжения; -прибор для измерения напряжения и его включение в цепь; | - собрать цепь и измерить в цепи силу тока; - собрать цепь и измерить в цепи напряжение. | ||||
19 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Решение задач на расчет сопротивления проводников | 1 |
| - как зависит сила тока от напряжения; -определение сопротивления и единиц измерения; -от каких величин зависит сопротивление; -формулу для расчета сопротивления проводника; -что такое удельное сопротивление. | -применять формулу для расчета сопротивления проводника; -выражать из формул неизвестные величины. | ||||
20 | Закон Ома для участка цепи, Решение задач на закон Ома. | 1 |
| - как зависит сила тока от напряжения; - формулировку закона Ома. | - применять формулу закона Ома; -выражать из формулы неизвестные величины. | ||||
21 | Последовательное соединение проводников. Лабораторная работа: «Изучение последовательного соединения». | - характеристики последовательного соединения проводников. | -собрать (согласно схемы) цепь последовательно соединенных проводников; -сравнить результаты опыта, полученные теоретическим путем с показаниями приборов в цепи. |
| |||||
22 | Реостаты. Лабораторные работы «Регулирование силы тока реостатом» | 1 |
| - что такое реостат; -виды реостатов. | -пользоваться реостатом; - собрать цепь (согласно схемы) и пользуясь реостатом отрегулировать в цепи силу тока. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия. Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. | |||
23 | Параллельное соединение. Лабораторная работа «Изучение параллельного соединения проводников». | 1 |
| - характеристики параллельного соединения проводников. | -собрать (согласно схемы) цепь параллельно соединенных проводников; -сравнить результаты опыта, полученные теоретическим путем с показаниями приборов в цепи. | ||||
24 | Работа и мощность тока. Решение задач на расчет работы и мощности. | 1 |
| - определение работы электрического тока и формулу для ее расчета; - определение мощности электрического тока и формулу для ее расчета; | - рассчитать работу и мощность электрического тока, пользуясь данными технического паспорта любого электрического прибора; - применять формулы для работы и мощности эл.тока; -выражать из формул неизвестные величины. | ||||
25 | Нагревание проводников эл. током. Закон Джоуля - Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания | 1 |
| -тепловое действие электрического тока; -формулу закона Джоуля- Ленца; - виды и устройство нагревательных приборов; -историю российского освещения; - устройство лампы накаливания. | - применять закона Джоуля- Ленца; -выражать из формулы неизвестные величины; -назвать устройство лампы накаливания и предназначение каждого. | ||||
26 | Короткое замыкание. Предохранители короткого замыкания. | 1 |
| - определение короткого замыкания; - технику электробезопасности; -предназначение плавких предохранителей. | -пользоваться в жизни плавкими предохранителями. | ||||
27 | Контрольная работа «Электрические явления». | 1 |
| -формулы для расчета всех электрических величин; -отличие характеристик электрического тока при последовательном и параллельном соединении проводников; - действия электрического тока их учет и использование на практике. | -применять формулы; -выражать из формул неизвестные величины; - соизмерять единицы измерения. | ||||
28 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применения. Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 | -особенности существования магнитного поля; -как наглядно представить магнитное поле; -что такое электромагнит. | -производить сборку электромагнита и испытывать его действие. | |||||
29 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. | 1 |
| -что такое постоянный магнит; - поле постоянных магнитов; -магнитное поле Земли и магнитные бури; - действие магнитного поля на проводник с током; - принцип действия электрического двигателя. | -объяснить существование магнитного поля Земли; - объяснить существование магнитных бурь; -принцип действия электрического двигателя. | Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте). Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза. Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения). Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Коррекция и развитие словесно-логического мышления. Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. | |||
3 | Световые явления(5 часов) | ||||||||
30 | Источники света. Распространение света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление сеты. | 1 | -что такое свет и как он распространяется --виды источников света; -формулировку закона отражения света; -формулировку закона преломления света. | определить вид источника света; - пользоваться на практике законами отражения и преломления света, строить отраженные и преломленные лучи. | |||||
31 | Зеркало. Изображение в плоском зеркале. | 1 |
| - устройство зеркала; -ход лучей при построении изображения в плоском зеркале. | -строить изображения в плоском зеркале. | ||||
32 | Линзы. Решение задач на построение изображения в линзе. | 1 |
| -что такое линза и её устройство; - ход лучей при построении изображения в собирающих и рассеивающих линзах; -знать формулу для собирающей линзы. | -определить вид линзы; -построить изображение в собирающих и рассеивающих линзах; - произвести расчет оптической силы линзы, пользуясь формулой для собирающей линзы. | ||||
33 | Обобщающее повторение: тепловые и электрические явления. | 1 |
| умение ориентироваться в многообразии явлений природы; - умение правильно объяснить происходящее явление. - умение применить расчеты величин на практике.
| |||||
34 | Итоговое тестирование. | применять формулы -выражать из формул неизвестные величины; - соизмерять единицы измерения. | |||||||
Контроль уровня обученности:
Лабораторные работы: 7
« Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
«Измерение влажности».
«Измерение силы тока и измерение напряжения».
«Изучение последовательного соединения».
«Регулирование силы тока реостатом»
«Изучение параллельного соединения проводников».
«Сборка электромагнита и испытание его действия».
Контрольных работ:3
Итоговый тест:1
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Система контрольно – измерительных материалов.
1 вариант
ИНСТРУКЦИЯ по выполнению итогового теста.
К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный ответ. В задании А выберите правильный ответ и обведите кружком номер выбранного ответа.
Часть А
1. Внутренняя энергия свинцового тела изменится, если:
а) сильно ударить по нему молотком; б) поднять его над землей; в) бросить его горизонтально;
г) изменить нельзя.
2. Какой вид теплопередачи наблюдается при обогревании комнаты батареей водяного отопления?
а) теплопроводность; б) конвекция; в) излучение. г) всеми тремя способами одинаково.
3. Какая физическая величина обозначается буквой ? и имеет размерность Дж/кг?
а) удельная теплоемкость; б) удельная теплота сгорания топлива;
в) удельная теплота плавления; г) удельная теплота парообразования.
4. В процессе кипения температура жидкости…
а) увеличивается; б) не изменяется; в) уменьшается; г) нет правильного ответа.
5. Если тела взаимно отталкиваются, то это значит, что они заряжены …
а) отрицательно; б) разноименно; в) одноименно; г) положительно.
6. Сопротивление вычисляется по формуле:
а) R=I /U; б) R = U/I; в) R = U*I; г) правильной формулы нет.
7. Из какого полюса магнита выходят линии магнитного поля?
а) из северного; б) из южного; в) из обоих полюсов; г) не выходят.
8.Если электрический заряд движется, то вокруг него существует:
а) только магнитное поле; б) только электрическое поле; в) и электрическое и магнитное поле;
г) никакого поля нет.
9. Угол между падающим и отраженными лучами равен 60 градусов. Чему равен угол отражения?
а) 20 градусов; б) 30 градусов;в) 60 градусов; в) 0 градусов.
10. Какое изображение получается на сетчатке глаза человека?
а) увеличенное, действительное, перевернутое; б) уменьшенное, действительное, перевернутое;
в) увеличенное, мнимое, прямое; г) уменьшенное, мнимое, прямое.
2 вариант
Часть А
1. Внутренняя энергия тел зависит от:
а) механического движения тела; б) температуры тела; в) формы тела; г) объема тела.
2. Каким способом больше всего тепло от костра передается телу человека?
а) излучением; б) конвекцией; в) теплопроводностью; г) всеми тремя способами одинаково.
3. Какая физическая величина обозначается буквой L и имеет размерность Дж/кг?
а) удельная теплоемкость; б) удельная теплота сгорания топлива; в) удельная теплота плавления;
г) удельная теплота парообразования.
4. При плавлении твёрдого тела его температура…
а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется; г) нет правильного ответа.
5. Если заряженные тела взаимно притягиваются, значит они заряжены …
а) отрицательно; б) разноименно; в) одноименно; г) положительно.
6. Сила тока вычисляется по формуле:
а) I = R/U; б) I = U/R. в) I = U*R; г) правильной формулы нет.
7. Если вокруг электрического заряда существует и электрическое и магнитное поле, то этот заряд:
а) движется; б) неподвижен; в) наличие магнитного и электрического полей не зависит от состояния заряда; г) магнитное и электрическое поле не могут существовать одновременно.
8. При уменьшении силы тока в цепи электромагнита магнитное поле...
а) усилится; б) уменьшится; в) не изменится; г) нет правильного ответа.
9. Угол падения луча равен 60 градусов. Чему равны сумма углов падения и отражения?
а) 60 градусов; б) 90 градусов; в) 120 градусов; г) 0 градусов.
10.Какое изображение получается на фотопленке в фотоаппарате?
а) увеличенное, действительное, перевернутое; б) уменьшенное, действительное, перевернутое; в) увеличенное, мнимое, прямое; г) уменьшенное, мнимое, прямое.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по физике
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.
Литература и средства обучения
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
- В.А. Шевцов. Поурочные планы по учебнику А.В.Пёрышкина. - Волгоград.: Учитель, 2004.
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс. — М.: «ВАКО», 2003.
- Э.М.Браверман. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания. Пособие для учителей и методистов. — М.: Ассоциация учителей физики, 2003 – 400 с.: ил. (Обучение, ориентированное на личность).
- Э.М.Браверман. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.2. Развитие мышления: общие представления, обучение мыслительным операциям. Пособие для учителей и методистов. — М.: Ассоциация учителей физики, 2005 – 272 с.: ил. (Обучение, ориентированное на личность).
- Э.М.Браверман. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.3. Формирование образного и логического мышления, понимания, памяти. Развитие речи. Пособие для учителей и методистов. — М.: Ассоциация учителей физики, 2005 – 360 с.: ил. (Обучение, ориентированное на личность).
- С.А. Тихомирова. Дидактические материалы по физике: 7 – 11 кл. – М.: Школьная пресса, 2003. – 112 с. – (Библиотека журнала «Физика в школе». Вып. 28).
- В. Шабловский. Занимательная физика – Санкт-Петербург, «Тригон», 1997 – 416 с., илл.
- Фадеева А.А. Тесты. Физика. 7 – 11 классы. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 208 с.: ил.
- Н.К. Ханнанов. Настольная книга учителя физики. 7 – 11 классы. – М.: Эксмо, 2008.
- М.Ю. Демидова, В.А. Коровин. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2003.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального
развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,2000. – С152-172.
- Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно- развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
- Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
- Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Горная средняя школа»
662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.
Тел. 94-2-71, 94-3-16. Email: NIL2008@yandex.ru
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Скучилова Н.В./____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Шумилова Н.Н/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МКОУ « Горная СШ» _КоваленкоЛ.В./______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»_____________20___г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физика
9 класс
Мельниченко Ольга Михайловна, 1к.к
п. Горный
2016 - 2017 учебный год
Информационный лист
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 9 класса составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;
Основной образовательной программы МКОУ «Горная СШ»;
Адаптированной образовательной программой МКОУ «Горная СШ» для учащихся с ОВЗ на 2016 – 2017учебный год.
Программа ориентирована на учебник «Физика» для 9классов Пёрышкин А.В ;Е. М. Гутник. Физика-9. — М.: Дрофа, 2015;
Рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Программа предполагает: практических работ-2.Проверочных работ-5. Итоговая работа-1.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 9класса составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;
на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы и в соответствии с учебным планом школы (по 1 учебному часу в неделю). За основу данной рабочей программы взята Программа «Физика 7-9 классы.» Авторы программы Е. М. Гутник, А. В. Перышкин («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл.» / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. – М.: Дрофа, 2000, стр.44-51). Содержание Рабочей программы адаптировано к уровню классов коррекции VII вида с учетом рекомендаций и изменений, внесенных в программу обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) («Дефектология» № 4, 1993г.) Основной образовательной программы МКОУ «Горная СШ»;
Адаптированной образовательной программой МКОУ «Горная СШ» для учащихся с ОВЗ на 2016– 2017 учебный год.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Важными коррекционными задачами курса физики в классах коррекционно-развивающего обучения являются:
- развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
- формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
- развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов КРО требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся
Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по физике в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач; увеличено время на проведение лабораторных работ; часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.
Состав класса:
Юрочкин Степан, Косолапов Евгений.
Характеристика
У данных детей имеется ограниченный запас представлений об окружающем мире. Это проявляется в малом объеме, в неточности и фрагментарности знаний, трудностях их систематизации, в неумении использовать имеющиеся знания при решении конкретных задач в различных видах деятельности.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (отсутствие многих обобщений, неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому свойству).
Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля в области языковых явлений.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной
работы;
в) недостаточное развитие связной речи.
На основе изучения физики девятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интерес.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;
Контроль знаний учащихся проводится в форме тестирования и практических работ.
Содержание адаптированной рабочей программы.
Адаптированная рабочая программа состоит из трех блоков образовательный, коррекционный и воспитательный.
Образовательный блок включает в себя разделы: Механические явления
Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Механические колебания. Период. Частота. Амплитуда колебаний. Механические волны. Длина волны. Звук. Громкость звука. Высота тона.
Наблюдение и описание различных видов механического движения. взаимодействующих тел, механические колебания и волны. объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона. законов сохранения импульса и энергии. на основе закона всемирного тяготения.
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины. периода колебаний маятника от длины нити. периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины. силы трения от силы нормального давления.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.
Электромагнитные явления
Наблюдение и описание действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитной индукции. Объяснение этих явлений.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по изучению действия магнитного поля на проводник с током.
Квантовые явления
Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.
Состав атомного ядра. Энергия связи ядер. Ядерные реакции.
Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений
1. Законы взаимодействия и движения тел (12ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения.
Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Фронтальные лабораторные работы
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Механические колебания и волны. Звук (5ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой)
Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
Фронтальная лабораторная работа
2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
3. Электромагнитные явления (6 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
4. Строение атома и атомного ядра (11ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Лабораторных работ:2, контрольных работ:5
Коррекционный блок:
Основные направления работы
Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
развитие качественной характеристики лексических средств;
выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
развитие внимания и интереса к слову;
развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.
Совершенствование грамматического строя речи (словообразование, словоизменение, работа над предложением). Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.
Развитие диалогической и монологической форм речи, связной речи.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию
речевых умений:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
Формирование коммуникативных навыков в адекватных ситуациях.
Воспитательный блок направлен на: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви.
Структура курса.
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Механические явления | 12 | 11 | 1 |
2 | Механические колебания и волны. Звук. | 5 | 4 | 1 |
3 | Электромагнитные явления | 6 | 6 | 0 |
4 | Строение атома и атомного ядра | 11 | 11 | |
ВСЕГО | 34 | 32 | 2 |
Контроль уровня обученности:
Оборудование: Движущиеся и неподвижные тела; относительность движения; движение в различных системах отсчёта. Видеозапись движущегося вдоль линейки шарика и секундомера. Видеозапись движущейся вдоль бумажной ленты тележки с капельницей. Движение шарика на нити; падение предмета.
Движение двух грузов, подвешенных на нити, перекинутой через блок. Движение тележки по наклонной плоскости с начальной нулевой скоростью. Явление инерции при выбивании линейкой нижних брусков из набора тел равного V. Зависимость ускорения тела от силы и массы. Опыты, иллюстрирующие III закон Ньютона. Падение тел в воздухе и в разряжённом пространстве. Движение тела, брошенного вертикально вверх; движение монеты и бумажного кружка отдельно и при наложении. Реактивное движение воздушного шарика; компьютерная презентация «Реактивное движение в живой природе и быту». Колебание груза на пружине, конца линейки, часть которой прижата к столу, нитяного маятника. Независимость периода колебаний маятника от амплитуды и массы. Колебание груза на пружине; запись гармонического колебания.
Раскачивание подвешенных на одной верёвке маятников разной длины. Волны на воде, на шнуре, цепочке, верёвке, в пружине. Модели волн на волновой машине. Различные звучащие тела: камертон, звонок, дребезжащая линейка. Акустический резонанс для различных частот в бутылке. Опыт Эрстеда; взаимодействие постоянных магнитов. Расположение магнитных стрелок вокруг проводника с током и соленоида. Действие магнитного поля на проводник с током. Изменение формы искры разряда конденсатора электрофорной машины в магнитном поле. Получение индукционного тока. Шкала электромагнитных волн.
Лабораторная работа | Оборудование |
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. | Желоб, металлический шарик, цилиндр металлический, метроном (один на весь класс), измерительная лента, кусок мела. |
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины. | Штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, метроном. |
Лабораторных работ:3
Контрольных работ:5
Итоговый тест:1
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
- смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию.
- использовать физические приборы для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
- выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ.
- приводить примеры практического использования физических знаний, механических, электромагнитных и квантовых представлений.
- решать задачи на применение изученных законов.
- использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.
Система контрольно – измерительных материалов.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов для проведения контрольного среза по физике для детей ОВЗ в 9 классе.
1.Назначение работы – итоговая аттестация обучающихся 9-х классов
2. Характеристика структуры и содержания контрольного среза
Работа по физике состоит из 16 заданий:
№ | Число заданий | Максимальный балл | Тип заданий |
1 | 16 | 16 | Задания с выбором ответа. |
3. Время выполнения работы – 40 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся и заполнение титульного листа бланка ответа.
4. Дополнительные материалы и оборудование
Непрограммируемый калькулятор.
5. Проверка выполненных работ осуществляется следующим способом:
- варианты ответов, указанные в бланке ответов, проверяют по «ключам»-правильным ответам;
1. каждое правильное выполненное задание А-части оценивается в 1 балл;
- каждое невыполненное задание (не выполнявшееся или выполненное с ошибкой) оценивается в 0 баллов;
- задание считается выполненным, если учащийся указал все правильные варианты ответов;
Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться таблицей пересчета:
Число заданий в тесте – 16. ШКАЛА
для перевода числа правильных ответов в оценку по пятибалльной шкале
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Число правильных ответов | менее 8 | 9-11 | 12-14 | 15-16 |
ОТВЕТЫ
Контрольного среза по физике
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
I-вариант | а | г | а | а | а | б | б | в | а | а | а | в | в | б | в | б |
Итоговый тест по физике. 9 класс.
Часть-А
Инструкция по выполнению заданий№А1-16: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите её в бланк ответов.
1.Относительно какого тела или частей тела пассажир, сидящий в движущемся вагоне, находится в состоянии покоя?
А. вагона.
Б. земли.
В. колеса вагона.
2. При равноускоренном движении скорость тела за 5 с изменилась от 10 м/с до 25 м/с. Определите ускорение тела.
А. 4 м/с2; Б. 2 м/с2; В. -2 м/с2; Г. 3 м/с2.
3. Дана зависимость координаты от времени при равномерном движении: х=2+3t. Чему равны начальная координата и скорость тела?
А. xₒ=2, V=3 ; Б. xₒ=3, V=2; В. xₒ=3, V=3; Г. xₒ=2, V=2.
4. Тело движется по окружности. Укажите направление ускорения (рисунок 1).
А. ускорения – 4;
Б. ускорения – 1;
В. ускорения – 2;
Г. ускорения – 3.
5. Под действием силы 10Н тело движется с ускорением 5м/с2. Какова масса тела ?
А. 2кг. Б. 0,5 кг.
В. 50 кг. Г. 100кг.
6. Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?
А. 30Н Б. 3Н В. 0,3Н Г. 0Н
7. Какая из приведенных формул выражает второй закон Ньютона?
А. ; Б. ; В. ; Г. .
8. Как направлен импульс силы?
А. по ускорению.
Б. по скорости тела.
В. по силе.
Г. Среди ответов нет правильного.
9. Тележка массой 2 кг движущаяся со скоростью 3м/с и сталкивается с неподвижной тележкой массой 4 кг и сцепляется с ней. Определите скорость обеих тележек после взаимодействия?
А. 1 м/с; Б. 0,5 м/с; В. 3 м/с; Г. 1,5 м/с.
10. По графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени (см. рисунок 2) определите амплитуду колебаний.
А. 10 м;
Б. 6 м;
В. 4 м;
11. Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5м. Какова частота колебаний камертона? Скорость звука в воздухе 340 м/с.
А. 680Гц; Б. 170Гц; В. 17Гц; Г. 3400Гц.
12. Силовой характеристикой магнитного поля является:
А. магнитный поток; Б. сила, действующая на проводник с током;
В. вектор магнитной индукции.
13. Определите частоту электромагнитной волны длиной 3 м.
А. 10-8 Гц; Б. 10-7 Гц; В. 108 Гц; Г. 10-6 Гц.
14. Сколько протонов содержит атом углерода ?
А. 18
Б. 6
В. 12
15. Бетта- излучение- это:
А. поток квантов излучения; Б. поток ядер атома гелия
В. Поток электронов ;
16. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками. Как направлена сила, действующая на стороны аб рамки со стороны магнитного поля?
А. Перпендикулярно плоскости чертежа, от нас
Б. Перпендикулярно плоскости чертежа, к нам
В. Вертикально вверх, в плоскости чертежа
Г. Вертикально вниз, в плоскости чертежа
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по физике
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.
Литература и средства обучения
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
- Марон А.Е., Марон ЕА. Контрольные работы по физике. 7—9 кл. — М.: Просвещение, 2003. — 79 с.
- Марон А.Е., Марон ЕА. Физика.9 класс: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2008. – 127 с.: ил. – (Дидактические материалы)
- Гендешптейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Задачи по физике с примерами решений. 7-9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса,2005. – 416 с.
- Н.И. Павленко, К.П. Павленко. Тестовые задания по физике. 9 класс. – М.: Школьная пресса, 2004. – 48 с. («Библиотека журнала «Физика в школе». Вып. 27.)
- Э.М.Браверман. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания. Пособие для учителей и методистов. — М.: Ассоциация учителей физики, 2003 – 400 с.: ил. (Обучение, ориентированное на личность).
- Э.М.Браверман. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.2. Развитие мышления: общие представления, обучение мыслительным операциям. Пособие для учителей и методистов. — М.: Ассоциация учителей физики, 2005 – 272 с.: ил. (Обучение, ориентированное на личность).
- Э.М.Браверман. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.3. Формирование образного и логического мышления, понимания, памяти. Развитие речи. Пособие для учителей и методистов. — М.: Ассоциация учителей физики, 2005 – 360 с.: ил. (Обучение, ориентированное на личность).
- С.А. Тихомирова. Дидактические материалы по физике: 7 – 11 кл. – М.: Школьная пресса, 2003. – 112 с. – (Библиотека журнала «Физика в школе». Вып. 28).
- В. Шабловский. Занимательная физика – Санкт-Петербург, «Тригон», 1997 – 416 с., илл.
- Фадеева А.А. Тесты. Физика. 7 – 11 классы. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 208 с.: ил.
- Н.К. Ханнанов. Настольная книга учителя физики. 7 – 11 классы. – М.: Эксмо, 2008.
- М.Ю. Демидова, В.А. Коровин. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2003.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального
- развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,2000. – С152-172.
- Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно- развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
- Худенко Е.Д. Использование словесных методов на уроках естествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.
- Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7-9 классов
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....
Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)
Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...
Рабочая программа по физике для 7-9 классов.
Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...
Рабочая программа по физике для 7-9 класс
Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочие программы по географии 6,7 (коррекция) классы
Программы ориентированы на учебник «География » для 6,7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/Авт.-сост. Лифанова Т.М; Соломина Е.Н, Москва: «Просвещение», 201...
Рабочая программа по физике для 7-9 классов по программе Перышкина (2020-2021 уч.г)
Рабочая программа по физике для 7-9 классов по программе Перышкина (2020-2021 уч.г) содержит КТП для 7-9 классов....