Урок физики в 7 классе "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок мозговой-штурм по теме "Плавание тел". Физика 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок мозговой штурм по теме "Плавание тел" Физика 7 класс | 21.45 КБ |
urok_plavanie_tel.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Физика
Класс: 7 класс
Тема урока: Плавание тел
Тип урока: урок-мозговой штурм
Цели урока:
- Создать условия для усвоения обучающимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе;
- Сформировать умения определять архимедову силу с помощью динамометра и мерного стакана;
- Научить делать выводы по результатам эксперимента;
- Развить коммуникативные способности.
Оборудование: сосуды с водой, набор тел разной плотности, клубень картофеля, пробирка с солью, динамометр, мензурка, гири
Сопровождение: Слайд-шоу по теме «Плавание тел»
Ход урока
- Актуализация знаний.
- На прошлых уроках вы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
- Как называется эта сила?
- От чего зависит архимедова сила?
- А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?
- Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?
Учитель: Мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. Но одни тела плавают жидкости, другие тонут, третьи всплывают на поверхность. Почему? Ответ на этот вопрос даст вам сегодняшний урок. А как вы думаете, какая ваша цель на данном уроке?
Ученик: выяснить причины, по которым тела могут плавать или тонуть.
- Организация практической деятельности.
Обучающимся раздаются карточки с заданиям: 7 вариантов заданий разной сложности, которые необходимо выполнить, обращаясь к материалам учебника соответствующей темы. При необходимости за помощью обращаться к учителю.
Карточка 1. Провести наблюдение: какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. Найти в таблице учебника соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.
Плотность воды | Плотность вещества | Тонет или нет |
Для выполнения задания нужны сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, кусочки свинца, алюминия, оргстекло, пенопласт, пробка, парафин.
Карточка 2. Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубика одинакового объема: выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
Для проведения опыта необходимо: два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый брусок.
Карточка 3. Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результатов опыта.
Необходимое оборудование: мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Карточка 4. Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результат опыта.
Необходимое оборудование: сосуд с водой, пробирка с солью, ложка, сырая картофелина средней величины.
Карточка 5. Выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки воду, если:
А) пластилин положить внутрь пробирки;
Б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.
Необходимое оборудование: сосуд с водой, пробирка, кусок пластилина.
Карточка 6. Добиться, чтобы кусок пластилина в воде плавал.
Необходимое оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.
Карточка 7. Выяснить, какой груз может поднять плот.
Необходимое оборудование: пластмассовый стакан и несколько тел.
- Выполнение эксперимента и оформление выводов.
- Представление и обсуждение результатов.
Учитель: какие тела плавают, какие тонут?
Ученик: если плотность вещества больше плотности жидкости, о тела тонут, а если плотность тела меньше плотности воды, то они плавают.
Учитель: как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Что вы заметили?
Ученик: глубина погружения тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.
Учитель: что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды и масла?
Ученик: брусок погружается глубже в масле, чем в воде, значит, глубина погружения зависит от плотности жидкости.
Учитель: можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину и пластилин? (учитель бросает в сосуд с водой картофелину и пластилин, они тонут).
Ученик: чтобы заставить картофелину плавать мы насыпали в воду соль. У соленой воды плотность больше, и она сильнее выталкивает картофелину.
Учитель: как заставили вы плавать пластилин, ведь у вас не было соли?
Ученик: мы сделали из пластилина коробочку, то есть увеличили ее объем.
Учитель: давайте сделаем общий вывод из проведенных экспериментов.
Ученик: чтобы заставить плавать тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила.
Учитель: ребята, как вы думаете, есть ли какая-то связь между архимедовой силой и силой тяжести?
Ученики: мы погружали в воду две пробирки с песком. Одна полегче, другая потяжелее. Обе они плавали в воде, было определено, и в том и другом случае архимедова сила, примерно, равна силе тяжести.
Учитель: давайте сделаем общий вывод по условию плавания тел.
Ученик: если сила тяжести и архимедова сила равны, то тело плавает в жидкости, если сила тяжести будет больше архимедовой, то тело всплывет, если архимедова сила меньше архимедовой силы, то тело утонет.
Учитель: давайте посмотрим, как используют эти условия при судостроении. Раньше делали деревянные корабли и лодки, плотность дерева меньше плотности воды, поэтому они не тонули. Металлические корабли тоже плавают, а ведь плотность металла больше плотности воды. Как это добиваются?
Ученик: металлические корабли плавают за счет увеличения его объема.
Учитель: хочу всех похвалить и поблагодарить за плодотворную работу. Прошу сдать карточки с выводами и ответами, всех отвечающих на своей карточке поставить плюс.
- Рефлексия.
Учитель: перед вами на экране огромный корабль и маленькая подводная лодка, почему они по-разному ведут себя на воде?
Ученик: потому что у них разный объем и, возможно, масса, а, значит, разная архимедова сила действует на них.
- Домашнее задание - подготовить сообщение на тему « История судостроения».
Предварительный просмотр:
Предмет: Физика
Класс: 7 класс
Тема урока: Плавание тел
Тип урока: урок-мозговой штурм
Цели урока:
- Создать условия для усвоения обучающимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе;
- Сформировать умения определять архимедову силу с помощью динамометра и мерного стакана;
- Научить делать выводы по результатам эксперимента;
- Развить коммуникативные способности.
Оборудование: сосуды с водой, набор тел разной плотности, клубень картофеля, пробирка с солью, динамометр, мензурка, гири
Сопровождение: Слайд-шоу по теме «Плавание тел»
Ход урока
- Актуализация знаний.
- На прошлых уроках вы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
- Как называется эта сила?
- От чего зависит архимедова сила?
- А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?
- Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?
Учитель: Мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. Но одни тела плавают жидкости, другие тонут, третьи всплывают на поверхность. Почему? Ответ на этот вопрос даст вам сегодняшний урок. А как вы думаете, какая ваша цель на данном уроке?
Ученик: выяснить причины, по которым тела могут плавать или тонуть.
- Организация практической деятельности.
Обучающимся раздаются карточки с заданиям: 7 вариантов заданий разной сложности, которые необходимо выполнить, обращаясь к материалам учебника соответствующей темы. При необходимости за помощью обращаться к учителю.
Карточка 1. Провести наблюдение: какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. Найти в таблице учебника соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.
Плотность воды | Плотность вещества | Тонет или нет |
Для выполнения задания нужны сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, кусочки свинца, алюминия, оргстекло, пенопласт, пробка, парафин.
Карточка 2. Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубика одинакового объема: выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
Для проведения опыта необходимо: два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый брусок.
Карточка 3. Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результатов опыта.
Необходимое оборудование: мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Карточка 4. Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результат опыта.
Необходимое оборудование: сосуд с водой, пробирка с солью, ложка, сырая картофелина средней величины.
Карточка 5. Выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки воду, если:
А) пластилин положить внутрь пробирки;
Б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.
Необходимое оборудование: сосуд с водой, пробирка, кусок пластилина.
Карточка 6. Добиться, чтобы кусок пластилина в воде плавал.
Необходимое оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.
Карточка 7. Выяснить, какой груз может поднять плот.
Необходимое оборудование: пластмассовый стакан и несколько тел.
- Выполнение эксперимента и оформление выводов.
- Представление и обсуждение результатов.
Учитель: какие тела плавают, какие тонут?
Ученик: если плотность вещества больше плотности жидкости, о тела тонут, а если плотность тела меньше плотности воды, то они плавают.
Учитель: как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Что вы заметили?
Ученик: глубина погружения тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.
Учитель: что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды и масла?
Ученик: брусок погружается глубже в масле, чем в воде, значит, глубина погружения зависит от плотности жидкости.
Учитель: можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину и пластилин? (учитель бросает в сосуд с водой картофелину и пластилин, они тонут).
Ученик: чтобы заставить картофелину плавать мы насыпали в воду соль. У соленой воды плотность больше, и она сильнее выталкивает картофелину.
Учитель: как заставили вы плавать пластилин, ведь у вас не было соли?
Ученик: мы сделали из пластилина коробочку, то есть увеличили ее объем.
Учитель: давайте сделаем общий вывод из проведенных экспериментов.
Ученик: чтобы заставить плавать тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила.
Учитель: ребята, как вы думаете, есть ли какая-то связь между архимедовой силой и силой тяжести?
Ученики: мы погружали в воду две пробирки с песком. Одна полегче, другая потяжелее. Обе они плавали в воде, было определено, и в том и другом случае архимедова сила, примерно, равна силе тяжести.
Учитель: давайте сделаем общий вывод по условию плавания тел.
Ученик: если сила тяжести и архимедова сила равны, то тело плавает в жидкости, если сила тяжести будет больше архимедовой, то тело всплывет, если архимедова сила меньше архимедовой силы, то тело утонет.
Учитель: давайте посмотрим, как используют эти условия при судостроении. Раньше делали деревянные корабли и лодки, плотность дерева меньше плотности воды, поэтому они не тонули. Металлические корабли тоже плавают, а ведь плотность металла больше плотности воды. Как это добиваются?
Ученик: металлические корабли плавают за счет увеличения его объема.
Учитель: хочу всех похвалить и поблагодарить за плодотворную работу. Прошу сдать карточки с выводами и ответами, всех отвечающих на своей карточке поставить плюс.
- Рефлексия.
Учитель: перед вами на экране огромный корабль и маленькая подводная лодка, почему они по-разному ведут себя на воде?
Ученик: потому что у них разный объем и, возможно, масса, а, значит, разная архимедова сила действует на них.
- Домашнее задание - подготовить сообщение на тему « История судостроения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...
- Мне нравится (1)