Проект «Энергосбережение в школе и дома – забота об окружающем мире».
проект по физике на тему

Лебедева Елена Алексеевна

Тема проекта актуальна, т.к. формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы только в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Тема проекта подводит нас к мысли о существовании резервов экономии энергии в школе и дома. Научившись применять простейшие меры энергосбережения дома, мы передадим свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствия совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta.docx42.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1, им. П.П.Корягина”

Учебно- исследовательский проект

Энергосбережение в школе и дома-

забота об окружающем мире

Руководитель проекта учитель физики  Лебедева Е.А.

р.п.Благовещенка

2016г.

Содержание

  1. Информационная характеристика образовательного проекта ……………
  2. Описание проблемы……………………………………………………………….
  3. Цель и задачи проекта, объект и предмет исследования…………………..
  4. Этапы реализации проекта………………………………………………………
  5. Основные виды ресурсов проектной деятельности…………………………
  6. Заключение…………………………………………………………………………
  7. Список используемых источников………………………………………………
  8. Приложения

І. Информационная характеристика образовательного проекта

Название  проекта: «Энергосбережение в школе и дома – забота  об  окружающем мире».

Тема проекта актуальна, т.к. формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Мы должны научиться использовать энергетические ресурсы только в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Тема проекта подводит нас к мысли о существовании резервов экономии энергии в школе и дома. Научившись применять простейшие меры энергосбережения дома, мы передадим свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствия совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики.

ІІ. Описание проблемы

В последние десятилетия человечество сталкивается со сложнейшими экологическими проблемами: загрязнение окружающей среды, сокращение биологического разнообразия, уменьшение запасов пресной воды на планете и др.

 Главная причина возникших экологических проблем в том, что энергетика и промышленность не только дали человеку невиданное ранее могущество, но и изменили святая святых планеты – потоки энергии, круговорот веществ в природе и химический состав биосферы. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный её предвестник – парниковый эффект, который вызван увеличением содержания в атмосфере планеты парниковых газов и в первую очередь – углекислого газа, образующегося в огромных количествах при сжигании ископаемого топлива, – нефти, угля и газа. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом, водой, развития промышленного производства. Загрязнение атмосферы при использовании не возобновляемых источников энергии ведёт к глобальному потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Значит, судьба планеты, наше устойчивое развитие зависят от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы будем потреблять энергии и природных ресурсов!  Каждый должен задуматься над тем, что может сделать он, его семья, класс, школа, общество в целом, чтобы уменьшить потери энергии, предотвратить экологические катастрофы.

Ответ простой – экономить и беречь. Слово экономия происходит от греческого oikonomia – управление хозяйством, бережливость при расходовании чего-либо. Сегодня человечеству экономически и экологически выгодно экономно использовать энергию в нашем общем доме – на планете Земля. И для этого есть простое решение – энергосбережение, которое поможет сберечь энергию и сохранить природу! Энергосбережение – не только сэкономленные деньги из семейного бюджета, но и забота о тех, кому предстоит жить на Земле после нас.

На промышленных предприятиях  энергоресурсы используются в технологических процессах, в результате которых получается производимый продукт, а также для создания условий для производства, отопления зданий, освещения и т. д. Если попытаться проанализировать функционирование школы с этой точки зрения, то мы увидим, что «продукт», выпускаемый школой, – это её ученики, получившие знания и опыт. И если мы продолжим такого рода анализ, то увидим, что на основной технологический процесс – передачу знаний – тратится меньше энергоресурсов, чем на обеспечение благоприятных условий для проведения уроков. Энергия, используемая различными приборами на уроках физики, компьютерами на уроках информатики – это энергопотребление в основном технологическом процессе – получении знаний. А отопление, водоснабжение, освещение – это затраты энергии на создание хороших условий для «производства знаний». Поэтому в отличие от промышленности в школе в значительной части энергия тратится на создание благоприятных условий для обучения, в том числе на освещение и отопление, водоснабжение. Следовательно больший результат по энергосбережению может быть получен именно в этой области. Конечно, какие типы светильников использовать в классах, решает руководство школы, но выключать освещение там, где оно не используется, – это обязанность каждого. То же относится и к другим энергоресурсам. Например, незакрытый кран водопровода – это расточительные траты питьевой воды и энергии, затраченной на её очистку и доставку. Открытая для проветривания и оставленная незакрытой на долгое время форточка сделает бесполезной энергию нескольких кубометров природного газа, которая была получена в котельной и передана в школу в форме тепловой энергии.

Школы — серьезные потребители энергии: и электрической, и тепловой. Почти все учебные здания строились в советское время, когда об экономии задумывались немногие. В итоге «классное» тепло стоит особенно дорого. И сохранить его не-просто — прежние технологии не учитывали проблем энергосбережения. Меж тем экономия энергии способствует существенному сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Внедрить энергосберегающие технологии в новостройках каждый сумеет. А вот сделать содержание зданий старой постройки менее затратным — этому надо учиться.

Перечисленные выше факты позволили сформулировать  проблему проекта  следующим образом: как использовать энергию в школе и дома с максимальной пользой и минимальными затратами?

Проблема, с которой мы столкнулись, огромна, и каждый может внести свой вклад в её решение. Решив данную проблему,  мы не только сами научимся  энергосбережению у себя в школе и дома, но докажем возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни. То есть поможем им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит  сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.

Цели проекта:

  • Формирование у учащихся исследовательских навыков в области экологии
  • Повышение качества физического образования в школе
  • Воспитание личности, интересующейся проблемами окружающей среды и энергосбережения

Задачи проекта:

  • познакомить учащихся с формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий;
  • обучить учащихся основным методам  исследовательской работы;
  • развить у учащихся умения работы с литературой и другими источниками информации;
  • воспитать у учащихся любовь к малой родине через знание ее природы;
  • создать у учащихся целостное представление об энергосбережении как единой системе рационального расходования энергетических ресурсов;
  •  сформировать убежденность в возможности и необходимости личного участия в решении природоохранных проблем и проблем энергосбережения;
  •  показать практические и экономические аспекты рационального использования природных ресурсов, в частности энергоресурсов.

Сроки реализации проекта: декабрь 2015г - апрель 2016г.

Этапы реализации проекта:

I.Подготовительный и проектировочный этап

  1.  Мотивация учащихся на инновационную деятельность и создание творческой группы участников проекта.
  2. Изучение новинок литературы по теме проекта.
  3. Изучение опыта работы других учреждений и учителей
  4. Определение основных направлений исследований участников проекта.
  5. Определение содержания и форм мониторинга и внутришкольного контроля, форм отчетности, анализа и оформления полученных результатов

II.Изучение проблемы:

1. Урок энергосбережения (ребятам предложена анкета, включающая 14 вопросов, связанных с энергопотреблением). Результаты анкетирования показали, что около 25% учащихся имеют об энергосбережении очень приблизительное представление.  На вопрос, «А хотят ли они побольше узнать об этой проблеме?» 95% учащихся ответили утвердительно.

Учащимся 9 классов было предложено организовать агитбригаду «Энергия», которая в интересной и увлекательной форме представила пути изучения данной проблемы.

Были сформированы рабочие группы по реализации проекта.

III. Визитная карточка проекта была представлена учащимся средних и старших классов .

Директор школы, Ольга Ивановна Реймер,  рассказала об актуальности проблемы .

Руководитель инициативного центра проекта Сушков Ярослав  обозначил цели и задачи проекта, а так же методы его реализации. Здесь же рабочие группы получили пакеты заданий.

Агитбригада энергия представила свою литературно-музыкальную композицию : «Энергонадзор»

IV. Реализация проекта

1.Мониторинг потребления электроэнергии дома.

Учащимся 8,9,10 классов было предложено провести мониторинг потребления электроэнергии в своих квартирах. Для этого, в течение  декады, они должны были в одно и то же время  снимать показания счетчиков учета электроэнергии . Им было предложено проанализировать полученный результат и задуматься над тем, где каждый из них может сэкономить электроэнергию. Затем в течение еще одной десятидневки  они снимали показания счетчиков, но, уже пытаясь выключать ненужные электроприборы.

Всего уч-ся

Учет э/энергии без  экономии

Учет э/энергии с экономией

Удалось сэкономить

Не удалось сэкономить

157

15.02-24.02

25.02-05.03

134

23

Проанализировав полученные результаты пришли к выводу, что, не прилагая больших усилий, не отказываясь от удобств и комфорта вполне можно экономить бюджет своей семьи и государства в целом.

2. Одновременно с этим началась работа рабочих групп.

А) Группа исследователей.

В течение 10 дней  ежедневно снимать показания приборов учета электроэнергии, воды и тепла в школе.

Б) Эксперты.

В течение 10 дней пронаблюдать за тем,

-где в помещениях школы светят ненужные лампочки,

- в каких помещениях  школы нельзя работать без искусственного освещения,

-Во сколько включается  и выключается внешнее освещение школы, кто этим занимается,

- Можно ли включать не все наружное освещение сразу, а только по мере необходимости,

-Можно ли включать-выключать освещение частично в кабинетах и рекреациях?

-где стоят аварийные рубильники, кто имеет к ним доступ?

В) Наблюдатели

- Какие потребители электроэнергии работают в школе,

-их мощность,

-где они находятся,

-сколько времени в течение суток включены

Г) Энергоконтроль

-один раз в день фиксировать показания термометров в каждом классе

- у завхоза получить сведения о температурном режиме в школе за последние несколько лет (до и после замены окон)

-выяснить, можно ли регулировать подачу тепла в школу

-делается ли это

Д) Аналитики

-итог

- подсчет

- анализ

Е) Инициативный центр проекта

- контроль  за выполнением заданий

-подведение итогов проекта.

В  8-10 классах был проведен  семинар  «Производство, передача и использование  электроэнергии». Затем учащимся было предложено изготовить альтернативный источник энергии.

19.03.16г мы приняли участие в Часе Земли. Ребята из инициативного центра проекта рассказали учащимся об истории Часа Земли, провели тест «Кто ты для планеты?», предложили в субботу 19.03.16 г отключить все «нежизненноважные» потребители электроэнергии на час (с 20.30 до 21.30 местного времени)

23.03.16 г для учащихся четвертых классов была проведена беседа: "Энергосбережение". Целью этого мероприятия было: способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, привлекать внимание к проблемам использования энергии, экономии энергоресурсов, охране окружающей среды. В гости к учащимся приходил робот Вольтик, который вместе с ведущей, в игровой форме рассказал ребятам  об использовании энергии дома и в школе и о способах ее экономии. Робот Вольтик подарил ребятам красочные стикеры, которые были закреплены в их кабинетах около кранов с водой, около выключателей и входных дверей. («берегите воду», «выключайте свет», «экономьте тепло»)

Учащиеся 7-10 классов приняли участие в конкурсе плакатов "Безопасное электричество", организованном ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайкрайэнерго». 21 работа приняла участие в региональном этапе конкурса. В конкурсе участвовали работы ребят из Новосибирской, Кемеровской, Омской областей, Алтайского, Забайкальского краев, республики Тыва.  Из всех присланных на конкурс работ были отобраны 20 лучших, к сожалению, мы не попали в их число, но несколько работ наших ребят размещены на портале ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайкрайэнерго». (Одна из номинаций конкурса- Энергетика будущего, что напрямую связано с темой нашего проекта)

05.04.16 г для учащихся 7 классов проведено внеклассное мероприятие «Советы Рыжика». Котенок Рыжик разъяснил ребятам необходимость беречь невосполнимые энергоресурсы Земли: лес, воду, воздух. Он дал советы по экономному использованию энергоресурсов. Учащиеся получили памятки: «Советы Рыжика».

24.02.16 все учащиеся нашей школы принимали участие в акции «Зеленая планета» по сбору макулатуры, объявленной  краевым отделом образования и делам молодежи.

Всего сдано макулатуры: 945 кг

Лучшие классы: 4А-98 кг

                                      3Б-69 кг

                                     1 В-46,5 кг

                                                            10А-76,5 кг

                                                            8А-47,5 кг

                                                            7Б-35 кг  

V. Обобщающий этап (апрель 2016 года)

  1. Анализ итогов инновационной деятельности. Анализ сформировавшегося опыта.
  2. Сравнение результатов экологической активности учащихся  на начало и окончание инновационного проекта.
  3. Подготовка комплекта материалов по итогам инновационной деятельности.
  4. Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в своем коллективе.
  5. Размещение информации на школьном сайте.

VI. Внедренческий этап

Перенос опыта работы над проектом в практику других учителей, других учебных заведений. Использование опыта и эффективных механизмов при внедрении спектра современных образовательных технологий. Подготовка методических рекомендаций.

VI. Анализ результатов

Электроэнергия (кВт /ч)

Тепло (Гкал)

Вода (куб. м.)

1 квартал 2015

1 квартал 2016

1 квартал 2015

1 квартал 2016

1 квартал 2015

1 квартал 2016

21868

21050

318,8

304,8

480

312

Самыми энергоемкими являются приборы, стоящие на кухне (эл. плита, парконвектомат, котел пищеварочный, посудомоечные машины, эл. сковорода). Столовая потребляет в день в среднем такое же кол-во энергии, что и основное здание школы (219,4-270 кВт/ч)

Причины экономии э/энергии: за последние полтора года в школе планово поменяли все лампы дневного света на более современные и экономичные, они мало того, что экономят э/энергию, они еще и дают белый свет, который мобилизует внимание и повышает работоспособность на уроках. Освещение в рекреациях включается частично, его можно регулировать. Освещение в кабинетах работает в основном от двух выключателей. В кабинетах, окна которых выходят на северную сторону освещение включено на 40-60 минут дольше, чем в тех, где окна обращены на солнечную сторону. Уличное освещение в зимнее время работает с 5.30 до 8.00, вечером с 17.30 до 18.30. Включение - отключение производят сторожа и гардеробщица. В ночное время освещение работает только по периметру школьного двора. Этого освещения вполне хватает для нормальной работы камер видеонаблюдения. В здании школы и подсобных помещения 11 аварийных рубильников. Доступ к ним имеют электрики, дежурный по школе и завхоз.

Регулировать подачу тепла в школу можно только централизованно. Лишь в одном кабинете (кабинет технологии), где стоят современные батареи на каждой из них можно изменять теплоподачу.  Несмотря на это в нынешнем году в кабинетах значительно теплее, чем в предыдущие годы. Самые теплые кабинеты: 12,34,38,30,20. Средняя температура в них в первом квартале 2016 года была 22 градуса Цельсия. Самые холодные-21,46, 28,56,54. Средняя температура здесь была около 19 градусов Цельсия. В целом по школе средняя температура была 20 градусов Цельсия. Летом 2016 года планируется ремонт и полная замена отопительной системы школы.

Год (1 кв)

2012

2013

2014

2015

2016

Ср темп

16

17,4

18,2

19,5

20

              VІ. Заключение

Реализация данного инновационного проекта позволила:

  • расширить эколого-энергосберегающие знания учащихся о взаимодействии общества с природными системами;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • развить умения  принимать быстрые и правильные решения;
  • способствовать приобретению опыта принятия  решений по реальному вкладу в изучение и охрану местных экосистем;
  • ознакомить учащихся с основными энергосберегающими процессами, технологиями;
  • познакомить учащихся с перспективами развития энергетики страны
  • дать учащимся возможность пропагандировать экологические и энергосберегающие идеи среди сверстников, взрослых, старших товарищей.
  • почувствовать свою значимость

VІI. Основные виды ресурсов проектной деятельности

Интеллектуальные:

  • Квалифицированные специалисты: учителя физики, химии, биологии, географии, математики, информатики;
  • Знания учащихся в области физики, химии, биологии, географии, математики, информатики;
  • Креативность, творчество учителей и учащихся.

Информационные:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

  • "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации "
  • Постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2009 г, № 549 Об утверждении долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Алтайском крае» на 2011-2015 г.г. и на перспективу до 2020 года
  • Учимся экономии и бережливости: Программы занятий по интересам, факультативных занятий и курсов по выбору для учащихся 2–10 классов общеобразовательных учреждений;

Технологические:

  • технология КТД;
  • технология учебной деловой игры;
  • информационные технологии;
  • игровые технологии

Материально-технические:

  •  компьютеры;
  • выход в сеть Интернет;
  • принтер;
  • ксерокс;
  • школьный сайт;
  • школьная газета.

IX. Список используемых источников

  1. И.В. Галузо, И.Н. Потапов. Учимся экономии и бережливости. Учебно-методическое пособие «Энергоэффективность: современное энергетическое производство», 8 класс.  – Минск, « Аверсэв», 2008
  2. Энергия и окружающая среда: пособие для учителей общеобразовательных и внешкольных учреждений. – Минск, « Адукацыя і выхаванне», 2009
  3. Документы контроля и учета потребления энергии МБОУ БСОШ №1, им. П.П.Корягина за 2012-2016 г.г.
  4. Материалы Internet-сайтов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над проектом "Энергосбережение в моем доме"

Это практико - ориентированный проект для учащихся 8-го класса....

«Энергосбережение в школе и дома – забота об окружающем мире».

Использование форм и методов обучения, выходящих за рамки учебных занятий.ФГОС предусматривает владение широким спектром компетенций в области образования, развития и воспитания учащихся. Одной из акт...

Энергосбережение в школе и дома

Энергосбережение в школе и дома...

Стихи к проекту "энергосбережение в школе"

Стихи про энергоэфективность...

Проект Дорога в школу и домой.

Проект Дорога в школу и домой....

Урок-конференция "Энергосбережение в школе и дома"

Урок-конференция "Энергосбережение в школе и дома"...