«Атомная энергетика – ровесница Великой Победы».Обобщающий урок. Физика 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Предложенный вариант урока позволяет создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, развивает элементы творческого поиска информации, знакомит с методами научного познания. В ходе урока учащиеся обобщают и систематизируют знания по изученной теме, анализируют результаты собственной и коллективной деятельности. Для успешной реализации целей и задач урока необходимо предложить опережающее задание: попросить учащихся ознакомиться с историей становления атомной энергетики, историей НВ АЭС, проблемами использования энергии атома в мирных целях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atomnaya_energetika-rovesnitsa_velikoy_pobedy.doc.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока: «Атомная энергетика – ровесница Великой Победы»
Предмет: физика. Класс: 9.
УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2014.- § 60.
Тип урока: урок творческого поиска (исследование)
Цели урока: формирование представлений о современном отношении к процессам, происходящим на АЭС, опровержение мифов о неизбежности аварий при эксплуатации ядерных реакторов. Повышение внимания учащихся к проблемам энергопотребления и энергосбережения в современном мире.
Задачи урока:
- познакомить с преимуществами атомных электростанций по сравнению с другими источниками электроэнергии;
- создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, интерес к предмету путём выполнения различных заданий;
- развивать элементы творческого поиска информации, умений анализировать, выделять главное;
- способствовать воспитанию мировоззренческих понятий; познаваемости окружающего мира, воспитанию умений выслушивать товарища, уважать мнение оппонента, публично представлять результаты работы.
Ресурсы: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, документ-камера, компьютерный класс, интернет.
Оборудование: Датчик ДТ116 счетчик Гейгера-Мюллера, цифровая лаборатория «Архимед».
Материалы: бумага, фломастеры, ножницы, клей, скотч, дополнительная литература, задания группам.
Планируемый результат:
Учащиеся умеют:
– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями; (регулятивные УУД)
– определяют способы решения проблем под руководством учителя;
– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;
– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями; (познавательные УУД)
– участвуют в коллективном обсуждении проблем; (коммуникативные УУД)
– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу;
( личностные УУД)
Подготовительный этап.
1.За неделю до урока предложить опережающее задание: попросить учащихся ознакомиться с историей становления атомной энергетики, историей НВ АЭС, проблемами использования энергии атома в мирных целях.
2.Подготовить выставку книг в кабинете по атомной энергетике.
3.Предложить темы для сообщений: «Действующие АЭС и их характеристики», «Атомная энергетика-ровесница Великой победы», «НВ АЭС - всегда первая»
Блок-схема урока.
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный Актуализация знаний учащихся | 2 | Создает благоприятный климат, психологический настрой, проверяет подготовку к уроку. | Учащиеся делятся на группы, готовят все необходимое к уроку |
2 | Мотивационно-целевой этап Создание проблемной ситуации. | 5 мин | Вызывает познавательный интерес к проблеме, организовывает самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели Приложение 1 Слайды 1-8 | участвуют в коллективном обсуждении проблемы, слушают мнение других и высказывают свое собственное; выделяют основные мифы об АЭС. |
3 | Поисково-исследовательский этап «Разрушители мифов»: 1.Экономисты 2.Инженеры-онструктоы 3.Специалисты по РБ 4.Экспериментаторы 5.Экологи | 15 мин | Организует поиск решения проблемы, работу учащихся в группах, Оказывает помощь в случае необходимости. Слайды 9-15 | Распределяют роли в группе. Выполняют задания, составляют отчет о работе, готовятся к защите мини-проекта. |
4 | Рекламная пауза | 3мин | «История Нововоронежа» Иван Иасильевич Лавров(автор стихов) Просмотр презентации (приложение 2) | Релаксация. |
5 | Защита проектов. Представление результатов исследования: Устный отчет, рисунки, схемы, графики. | 15 мин По 3мин на каждую группу | Оценивает работу групп, помогает учащимся представить результаты исследования использует документ-камеру. | Заслушивают выступления, оценивают работу других групп, задают вопросы |
6 | Подведение итогов Домашнее задание: Продолжить работу над проектом! | 2-3 | Подводит итог урока, высказывает свое мнение о мини - проектах, о работе групп, аргументирует свои оценки. Слайды 16-20 | Записывают задание «История АЭС - это история моей семьи» Подготовить эссе. |
7 | Рефлексия | 2 | Предлагает учащимся высказать свое мнение о совместной работе на уроке. Слайд 21-22 | Самооценка работы на уроке. |
Конспект урока.
1.Вступительное слово учителя.
Добрый день!
Над широким Доном Меловые горы И высоким гребнем Дуб над ним растет. Здесь родился город С молодым задором И уже полвека Счастливо живет. | Небо расчертили Провода косые. Лебеди - на воду, Сосны - до небес. Знают старожилы: Здесь землянки были. На руках России Выросла АЭС. | В памяти героев Годы новостроек: Школы возводились, Улицы, дворцы… Мой Нововоронеж, Ты мечтаешь, строишь. Знать, не зря трудились Деды и отцы. |
(автор стихов Любовь Антипова)
2.Создание проблемной ситуации.
За окном май 2015 года, весь мир празднует 70 - летие Великой Победы советского народа над фашизмом. И мы можем с уверенностью сказать, что Атомная энергетика - ровесница Великой Победы, потому что датой масштабного начала атомного проекта СССР считается 20 августа 1945 года, когда Сталин подписал постановление ГКО, которым атомному проекту был придан высокий государственный приоритет. (Приложение 1 слайды 1-8)
Подумайте и ответьте:
1.Почему в год, когда надо было начинать восстанавливать страну из руин, такое внимание было уделено именно атомному проекту?
(создание атомной бомбы в США, нужен плутоний) Просмотр видео «Взрыв атомной бомбы»
2.Кто возглавил все работы по созданию в СССР первого ядерного реактора?
(Игорь Васильевич Курчатов)
3.Когда и где была построена первая в мире АЭС, какова была ее мощность?
(Обнинская АЭС – 5000 кВт)
4.В каком году было принято решение о строительстве АЭС в Нововоронеже?
(4 октября 1956 было принято решение о строительстве НВ АЭС 2 блока на 400 кВт)
За несколько послевоенных лет, прилагая немалые усилия, была создана новая отрасль промышленности, которая поставила энергию атома на службу миру и созиданию. С пуском 30 сентября 1964 г. энергоблока № 1 Нововоронежская АЭС начался отсчет в истории становления атомной энергетики не только России, но и ряда стран Восточной и Центральной Европы. В настоящее время 16,7% всей электроэнергии в России производят на 10 атомных электростанциях (34 блоках).
Но и сегодня энергетическая проблема - одна из важнейших проблем, которые приходится решать человеку. Достижения в науке и технике требуют огромных затрат энергии, а ее потребление приводит к загрязнению окружающей среды - серьезная опасность для всего человечества.
Какие же виды источников электроэнергии наиболее безопасные? АЭС или ТЭС? А может альтернативные источники надо строить?
Проблема:
Рождение ядерной энергетики разделило общество на два лагеря, занимающие противоположные позиции. Одни видят в атомной энергетике величайшее достижение человеческого разума, которое может снять вопрос о поисках источников энергии. Другие считают ее злом, грозящим гибелью всему живому на планете.
Противники и приверженцы использования атома в мирных целях приводят много различных доводов, что бывает трудно разобраться кто прав, а кто виноват, а вследствие этого у людей возникает «радиофобия» и много мифов о неизбежной опасности при работе АЭС. Человеку свойственно бояться того, о чем он мало знает.
Основополагающий вопрос.
В чем же плюсы ядерной энергетики? Какие существуют проблемы современной энергетики?
3.Проведение исследования.
Попрошу вас выбрать направление исследования и объединиться в группы: экономисты, инженеры-конструкторы, специалисты по ядерной безопасности, экспериментаторы, экологи.
1. Внимательно изучите задание своей группы. 2. Распределите роли в вашей группе. 3.Результатом работы может стать презентация, стенгазета, буклет, справочник или устное выступление. 4. Подготовьтесь к защите результата работы. Обратите внимание на критерии оценивания. |
Результатом нашего исследования будет коллективный мини-проект, который мы должны спланировать и защитить в конце урока. Надеюсь, мы справимся. За работу, дорогие друзья!
Работа над заданием: учащиеся получают задания для исследования, необходимую информацию, следуют указаниям.
Примерные задания группам:
1.Экономисты.
Цель: исследование экономического преимущества АЭС по сравнению с ТЭС и другими источниками электроэнергии.
1.Изучите предложенную информацию об источниках электроэнергии. «От Петра до ядра» НВ АЭС
2.Назовите основные виды топлива и его энергоемкость для ТЭС и АЭС. (Оформить таблицу)
3.Сравните эффективность использования ТЭС и АЭС, альтернативных источников энергии.
4.Объясните, почему большинство АЭС построены в европейской части России.
5*Решить задачу:
При делении одного ядра изотопа U235 высвобождается 200Мэв энергии. Определите энергию, которая выделится при делении всех ядер 0,2 кг урана.
2.Конструкторы-инженеры.
«Атомный реактор - это не атомная бомба!»
Цель: изучение основных проблем безопасности эксплуатации ядерного реактора, возможностей возникновения аварий, связанных с природными катаклизмами.
- Посмотрите анимацию о работе ядерного реактора и предложенную информацию об устройстве современных ядерных реакторов. (А.А.Акатов, Ю.С.Коряковский Ядерная энергетика России: прошлое, настоящее, будущее»)
- Первый атомный реактор привел в действие турбогенератор в Обнинске. Какое вещество в нем играло роль замедлителя нейтронов? Какое вещество использовалось в качестве теплоносителя?
- Изучите карту действующих АЭС. Назовите, какие виды реакторов эксплуатируются в России. В чем их преимущества и недостатки?
- Выясните, какие защитные барьеры используются на АЭС. Для чего они нужны?
- Попробуйте изготовить модель «Защитные барьеры ВВЭР – 1200» .
3.Специалисты по ядерной безопасности.
«Опасны и спички и атом, если ими пользоваться бездумно!»
Цель: исследование проблем захоронения радиоактивных отходов, распространения ядерного оружия.
- Изучить предложенную информацию о проблемах безопасности эксплуатации атомной станции.( А.А.Акатов, Ю.С.Коряковский . Ядерная энергия на службе человечества. Москва 2009)
- Ответить на вопросы:
- В каком году было создано МАГАТЭ, каковы цели этой организации?
- Назовите основные способы захоронения радиоактивных отходов, которые использовались ранее, а сейчас запрещены.
- Предложите свой способ захоронения радиоактивных отходов.
4.Экспериментаторы
Цель: исследование радиационной обстановки в городе, помещении школы и на улице.
Оборудование: датчик ДТ116 счетчик Гейгера-Мюллера, цифровая лаборатория «Архимед»
2.Посмотрите видео об устройстве счетчика Гейгера.
3.Изучите возможности цифровой лаборатории, программы «Мультилаб»
4.Проведите исследование.
5.Результат представьте в виде таблицы.
5.Экологи
Цель: исследование воздействия на окружающую среду при использование различных источников электроэнергии.
- Проведите мониторинг радиационной обстановки с помощью сайта www.russianatom.ru
- Изучите предложенную информацию. Бруно Комби. Защитники природы за атомную энергию. Москва, 2009; Экологический отчет АЭС за 2013 год.
- Сравните выбросы вредных веществ, возникающие при работе АЭС И ТЭС. Сделайте вывод .
- Предложите свои способы экономии электроэнергии.
- Результат оформите в виде плаката.
4.Защита результатов исследовательской работы.
1.Рекламная пауза. «История Нововоронежа». Приложение 2.
(Работа учащегося. Стихи Ивана Васильевича Лаврова)
2.При выступлении одного учащиеся остальные внимательно слушают, задают вопросы, выступают в роли оппонентов. Отчеты о работе проецируются на экран.
3. Основные выводы, полученные в ходе исследования, оформляются в виде таблицы. (Используется интерактивная доска Smart)
Критерии оценивания.
Критерии | Другие группы | Учитель | Независимые эксперты |
Представление информации | |||
Оформление работы | |||
Защита мини- проекта |
5.Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами вместе провели небольшое исследование об истории и развитии ядерной энергетики, ее преимуществах и проблемах безопасности эксплуатации ядерных реакторов. Почему нам так важно как можно больше знать об этом?
Да потому, что это наша задача – сохранить и приумножить знания об атомной энергии, развивать новые ядерные технологии, повышать безопасность и экономическую эффективность АЭС. Надеюсь, уверена, что кто-то из вас в будущем обязательно будет энергетиком.
В заключение хочу рассказать вам о книге, которая определила тему нашего урока: «Атомная энергетика - ровесница Великой Победы». Эта книга была издана Концерном Росэнергоатом в 2010 году. В ней - прошлое, настоящее и будущее атомной энергетики.
Домашнее задание. § 60. Написать эссе «История АЭС - история моей семьи»
6.Рефлексия
Проанализируйте, пожалуйста, свои мысли, чувства, ощущения, которые возникли у вас в течение урока. Оцените по пятибалльной шкале, насколько вам сегодня на уроке было трудно, интересно, комфортно. Спасибо за сотрудничество.
Литература и интернет ресурсы.
- Атомная энергетика - ровесница Великой победы. Москва Росэнергоатом 2010
- Бруно Комби. Защитники природы за атомную энергию. Москва, 2009
- А.А.Акатов, Ю.С.Коряковский . Ядерная энергия на службе человечества. Москва 2009
- От Петра до ядра. Нововоронежская АЭС
- www.rosatom.ru
- www.atmenergoprom.ru
- www.russianatom.ru
- www.myatom.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по физике в 9 классе по теме "Атомная энергетика: за и против"
Урок был подготовлен совместно с учащимися. Были представлены презентации, подготовленные детьми и учителем с использованием Интернет-сайтов....
Открытый урок физики в 9 классе по теме : «Атомная энергетика и биологическое действие радиации»
Конспект урока в 9 классе...
«ЭНЕРГЕТИКА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» Интегрированный урок физики и экологии.
Бурно развивающаяся экономика на рубеже XXI векатребует всё больших энергетических затрат. Когда-то казавшиесянеистощимыми, такие источники, как нефть, газ иссякаютбуквально на наших глазах. Осв...
Презентация "Применение радиолокации в годы Великой Отечественной войны", урок физики 11 кл.
Содержание презентации раскрывает вклад ученых и конструкторов нашей страны в создании радиолокационных станций в годы Великой Отечественной войны....
Разработка урока физики по теме "Атомная энергетика" 9 класс
Разработка урока физики по теме "Атомная энергетика" 9 класс...
Интегрированный урок в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС
Межпредметный урок проводится в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС На уроке рассматриваются проблемы ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ «АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА»
Актуальность. В современном мире выпускник школы должен обладать не только устойчивой системой знаний, но и обладать умениями, позволяющими ему самостоятельно получать новые знания. С каждым годом инф...