«Атомная энергетика – ровесница Великой Победы».Обобщающий урок. Физика 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Бабина Вера Николаевна

Предложенный вариант урока позволяет создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, развивает элементы творческого поиска информации, знакомит с методами научного познания. В ходе урока учащиеся обобщают и систематизируют знания по изученной теме, анализируют результаты собственной и коллективной деятельности. Для успешной реализации целей и задач урока необходимо предложить опережающее задание: попросить учащихся ознакомиться с историей становления атомной энергетики, историей НВ АЭС, проблемами использования энергии атома в мирных целях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atomnaya_energetika-rovesnitsa_velikoy_pobedy.doc.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

План урока: «Атомная энергетика – ровесница Великой Победы»

Предмет: физика. Класс: 9.

  УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2014.- § 60.

Тип урока: урок творческого поиска (исследование)

Цели урока: формирование представлений о современном отношении к процессам, происходящим на АЭС, опровержение мифов о неизбежности аварий при эксплуатации ядерных реакторов. Повышение внимания учащихся к проблемам энергопотребления  и энергосбережения в современном мире.

Задачи урока:

  • познакомить с преимуществами  атомных электростанций по сравнению с другими источниками электроэнергии;
  • создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, интерес к предмету путём выполнения различных  заданий;
  • развивать элементы творческого поиска  информации, умений анализировать, выделять главное;
  • способствовать  воспитанию мировоззренческих понятий; познаваемости окружающего мира, воспитанию умений  выслушивать товарища, уважать мнение оппонента,  публично представлять результаты работы.

Ресурсы: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, документ-камера, компьютерный класс, интернет.

Оборудование:  Датчик ДТ116 счетчик Гейгера-Мюллера, цифровая лаборатория «Архимед».

 Материалы: бумага, фломастеры, ножницы, клей,  скотч, дополнительная литература, задания группам.

Планируемый результат:

Учащиеся умеют:

–  преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями; (регулятивные УУД)

– определяют способы решения проблем под руководством учителя;

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;

– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями; (познавательные УУД)

– участвуют  в коллективном обсуждении проблем; (коммуникативные УУД)

– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу;

( личностные УУД)

Подготовительный этап.

1.За неделю до урока предложить опережающее задание: попросить учащихся ознакомиться с историей становления атомной энергетики, историей НВ АЭС, проблемами использования энергии атома в мирных целях.

2.Подготовить выставку книг в кабинете  по атомной энергетике.

3.Предложить темы для сообщений: «Действующие АЭС и их характеристики», «Атомная энергетика-ровесница Великой победы», «НВ АЭС - всегда первая»

Блок-схема урока.

Этап урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Организационный

Актуализация знаний

учащихся

2

Создает благоприятный климат, психологический настрой, проверяет подготовку к уроку.

Учащиеся делятся на группы, готовят все необходимое к уроку

2

Мотивационно-целевой этап

Создание проблемной ситуации.

5 мин

Вызывает познавательный интерес к проблеме, организовывает самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Приложение 1

Слайды 1-8

участвуют в коллективном обсуждении проблемы, слушают мнение других и высказывают свое собственное;

выделяют основные мифы об АЭС.

3

Поисково-исследовательский этап

«Разрушители мифов»:

1.Экономисты

2.Инженеры-онструктоы

3.Специалисты по РБ

4.Экспериментаторы

5.Экологи

15 мин

Организует поиск решения проблемы,

работу учащихся в группах,

Оказывает помощь в случае необходимости.

Слайды 9-15

Распределяют роли в группе. Выполняют задания, составляют отчет о работе, готовятся к защите мини-проекта.

4

Рекламная пауза

3мин

«История Нововоронежа»

Иван Иасильевич Лавров(автор стихов)

Просмотр презентации

(приложение 2)

Релаксация.

5

Защита проектов.

Представление результатов исследования:

Устный отчет, рисунки, схемы, графики.

15 мин

По 3мин на каждую

группу

Оценивает работу групп, помогает учащимся

представить результаты исследования

использует документ-камеру.

Заслушивают выступления, оценивают работу других групп,

задают вопросы

6

Подведение итогов

Домашнее задание:

Продолжить работу над проектом!

2-3

Подводит итог урока, высказывает свое мнение о мини - проектах, о работе групп, аргументирует свои оценки.

Слайды 16-20

Записывают задание

«История АЭС - это история моей семьи»

Подготовить эссе.

7

Рефлексия

2

Предлагает учащимся высказать свое мнение о совместной работе на уроке.

 Слайд 21-22

Самооценка работы на уроке.

Конспект урока.

1.Вступительное слово учителя.

Добрый день!

Над широким Доном

Меловые горы

И высоким гребнем

Дуб над ним растет.

Здесь родился город

С молодым задором

И уже полвека

Счастливо живет.

Небо расчертили

Провода косые.

Лебеди - на воду,

Сосны -  до небес.

Знают старожилы:

Здесь землянки были.

На руках России

Выросла АЭС.

В памяти героев

Годы новостроек:

Школы возводились,

Улицы, дворцы…

Мой Нововоронеж,

Ты мечтаешь, строишь.

Знать, не зря трудились

Деды и отцы.

 (автор стихов Любовь Антипова)

2.Создание проблемной ситуации.

За окном май 2015 года, весь мир празднует 70 - летие Великой Победы советского народа над фашизмом. И мы можем с уверенностью  сказать, что  Атомная  энергетика -  ровесница Великой Победы, потому что датой масштабного начала атомного проекта СССР считается 20 августа 1945 года, когда Сталин подписал постановление ГКО, которым атомному проекту был придан высокий государственный приоритет. (Приложение 1 слайды 1-8)

Подумайте и ответьте:

1.Почему в год, когда надо было начинать восстанавливать страну из руин,  такое внимание было уделено именно атомному проекту?

(создание атомной бомбы в США, нужен плутоний) Просмотр видео «Взрыв атомной бомбы»

2.Кто возглавил все работы по созданию в СССР  первого ядерного реактора?

(Игорь Васильевич Курчатов)

3.Когда и где была построена первая в мире АЭС, какова была ее мощность?

(Обнинская АЭС – 5000 кВт)

4.В каком году было принято решение о строительстве АЭС в Нововоронеже?

(4 октября 1956 было принято решение о строительстве НВ АЭС 2 блока  на 400 кВт)

За несколько послевоенных лет, прилагая немалые усилия, была создана новая отрасль промышленности, которая поставила энергию атома на службу миру и созиданию. С пуском 30 сентября 1964 г. энергоблока № 1 Нововоронежская АЭС начался отсчет в истории становления атомной энергетики не только России, но и ряда стран Восточной и Центральной Европы. В настоящее время 16,7% всей электроэнергии в России производят на 10 атомных электростанциях (34 блоках).

Но и сегодня энергетическая проблема - одна из важнейших проблем, которые  приходится решать человеку. Достижения в науке и технике  требуют огромных затрат энергии, а ее потребление приводит к загрязнению окружающей среды - серьезная опасность для всего человечества.

Какие же виды источников электроэнергии наиболее безопасные? АЭС или ТЭС? А может альтернативные источники надо строить?

Проблема:

Рождение ядерной энергетики разделило общество на два лагеря, занимающие противоположные позиции. Одни видят в атомной энергетике величайшее достижение человеческого разума, которое может снять вопрос о поисках источников энергии. Другие считают ее злом, грозящим гибелью всему живому на планете.

Противники и приверженцы использования атома в мирных целях приводят много различных доводов, что  бывает трудно разобраться кто прав, а кто виноват,  а вследствие этого у людей возникает  «радиофобия» и много  мифов о неизбежной  опасности при работе АЭС. Человеку свойственно бояться того, о чем он мало знает.

Основополагающий вопрос.

 В чем же плюсы  ядерной энергетики?  Какие существуют проблемы современной энергетики?

3.Проведение исследования.

Попрошу вас выбрать направление исследования и объединиться в группы:  экономисты, инженеры-конструкторы,  специалисты по ядерной безопасности, экспериментаторы, экологи.

1. Внимательно изучите задание своей группы.

2. Распределите роли в вашей группе.

3.Результатом работы может стать презентация, стенгазета, буклет, справочник или устное выступление.

4. Подготовьтесь к защите результата работы. Обратите внимание на критерии оценивания.

Результатом нашего исследования  будет коллективный мини-проект, который мы должны спланировать и защитить  в конце урока.   Надеюсь, мы справимся. За работу, дорогие друзья!

 Работа над заданием: учащиеся получают задания для исследования, необходимую информацию, следуют указаниям.

Примерные задания  группам:

1.Экономисты.

Цель: исследование экономического преимущества АЭС по сравнению с ТЭС и другими источниками электроэнергии.

1.Изучите предложенную информацию об источниках электроэнергии. «От Петра до ядра» НВ АЭС

2.Назовите основные виды топлива и его энергоемкость для ТЭС и АЭС.  (Оформить таблицу)

3.Сравните эффективность использования ТЭС и АЭС, альтернативных источников энергии.

4.Объясните, почему большинство АЭС построены в европейской части России.

5*Решить задачу:

При делении одного ядра изотопа U235  высвобождается 200Мэв энергии. Определите энергию, которая выделится при делении всех ядер 0,2 кг урана.

2.Конструкторы-инженеры.

«Атомный реактор - это не атомная бомба!»

Цель: изучение основных  проблем безопасности эксплуатации  ядерного реактора, возможностей возникновения аварий, связанных с природными катаклизмами.

  1. Посмотрите анимацию о работе ядерного реактора и предложенную информацию об устройстве современных ядерных реакторов. (А.А.Акатов, Ю.С.Коряковский    Ядерная энергетика России: прошлое, настоящее, будущее»)
  2. Первый атомный реактор привел в действие турбогенератор  в Обнинске. Какое вещество  в нем  играло  роль замедлителя нейтронов? Какое вещество использовалось в качестве теплоносителя?
  3. Изучите карту действующих АЭС. Назовите, какие виды реакторов эксплуатируются в России. В чем их преимущества и недостатки?
  4. Выясните, какие защитные барьеры используются на АЭС. Для чего они нужны?
  5. Попробуйте изготовить модель «Защитные барьеры ВВЭР – 1200» .

3.Специалисты по ядерной безопасности.

«Опасны и спички и атом, если ими пользоваться бездумно!»

Цель: исследование проблем захоронения радиоактивных отходов, распространения ядерного оружия.

  1. Изучить предложенную информацию о проблемах безопасности  эксплуатации атомной станции.( А.А.Акатов, Ю.С.Коряковский . Ядерная энергия на службе человечества. Москва 2009)
  2. Ответить на вопросы:

- В каком году было создано МАГАТЭ, каковы цели этой организации?

- Назовите основные способы захоронения радиоактивных отходов, которые использовались ранее, а сейчас запрещены.

  1. Предложите свой способ захоронения радиоактивных отходов.

4.Экспериментаторы

Цель: исследование радиационной обстановки в городе, помещении школы и на улице.

Оборудование: датчик ДТ116 счетчик Гейгера-Мюллера, цифровая лаборатория «Архимед»

2.Посмотрите видео об устройстве счетчика Гейгера.

3.Изучите возможности цифровой лаборатории, программы «Мультилаб»

4.Проведите исследование.

5.Результат представьте в виде таблицы.

5.Экологи

Цель: исследование воздействия на окружающую среду при использование различных источников электроэнергии.

  1. Проведите мониторинг радиационной обстановки с помощью сайта www.russianatom.ru
  2. Изучите предложенную информацию. Бруно Комби. Защитники природы за атомную энергию. Москва, 2009; Экологический отчет АЭС за 2013 год.
  3. Сравните выбросы вредных веществ, возникающие при работе АЭС И ТЭС. Сделайте вывод .
  4. Предложите свои способы экономии электроэнергии.
  5. Результат оформите в виде плаката.

4.Защита результатов  исследовательской работы.

1.Рекламная пауза. «История Нововоронежа».   Приложение 2.  

(Работа учащегося. Стихи Ивана Васильевича  Лаврова)

2.При выступлении одного учащиеся остальные внимательно слушают, задают вопросы, выступают в роли оппонентов. Отчеты о работе проецируются на экран.

3. Основные выводы, полученные  в ходе исследования,  оформляются в виде таблицы. (Используется интерактивная доска Smart)

Критерии оценивания.

Критерии

Другие группы

Учитель

Независимые эксперты

Представление информации

Оформление работы

Защита мини- проекта

5.Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы с вами вместе  провели небольшое исследование об истории и развитии ядерной энергетики, ее преимуществах и проблемах безопасности  эксплуатации ядерных реакторов. Почему нам  так важно как можно больше знать об этом?

 Да потому, что это наша  задача – сохранить и приумножить знания об атомной энергии, развивать  новые ядерные технологии, повышать безопасность и экономическую эффективность АЭС. Надеюсь, уверена,  что кто-то из вас в будущем  обязательно будет  энергетиком.

В заключение хочу рассказать вам о книге, которая определила тему нашего урока: «Атомная энергетика - ровесница Великой Победы». Эта книга была издана Концерном Росэнергоатом в 2010 году. В ней -  прошлое, настоящее и будущее атомной энергетики.

  Домашнее задание. § 60. Написать  эссе «История АЭС - история моей семьи»

6.Рефлексия

Проанализируйте, пожалуйста,  свои мысли, чувства, ощущения,  которые возникли у вас в течение урока. Оцените по пятибалльной шкале, насколько вам сегодня на уроке было трудно, интересно, комфортно. Спасибо за сотрудничество.

Литература и интернет ресурсы.

  • Атомная энергетика - ровесница Великой победы. Москва  Росэнергоатом 2010
  • Бруно Комби. Защитники природы за атомную энергию. Москва, 2009
  • А.А.Акатов, Ю.С.Коряковский . Ядерная энергия на службе человечества. Москва 2009
  • От Петра до ядра. Нововоронежская АЭС
  • www.rosatom.ru 
  • www.atmenergoprom.ru 
  • www.russianatom.ru 
  • www.myatom.ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по физике в 9 классе по теме "Атомная энергетика: за и против"

Урок был подготовлен совместно с учащимися. Были представлены презентации, подготовленные детьми и учителем с использованием Интернет-сайтов....

«ЭНЕРГЕТИКА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» Интегрированный урок физики и экологии.

Бурно развивающаяся  экономика на рубеже XXI векатребует всё больших энергетических затрат. Когда-то казавшиесянеистощимыми, такие источники, как нефть, газ иссякаютбуквально на наших глазах. Осв...

Презентация "Применение радиолокации в годы Великой Отечественной войны", урок физики 11 кл.

Содержание презентации раскрывает вклад ученых и конструкторов нашей страны в создании радиолокационных станций в годы Великой Отечественной войны....

Разработка урока физики по теме "Атомная энергетика" 9 класс

Разработка урока физики по теме "Атомная энергетика" 9 класс...

Интегрированный урок в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС

Межпредметный  урок проводится в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный  трагедии на Чернобыльской АЭС На уроке рассматриваются  проблемы ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ «АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА»

Актуальность. В современном мире выпускник школы должен обладать не только устойчивой системой знаний, но и обладать умениями, позволяющими ему самостоятельно получать новые знания. С каждым годом инф...