Применение информационных технологий на уроках физики
учебно-методический материал по физике на тему
Выступление по применению информационных технологи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_informatsionnyh_tehnologiy_na_urokah_fiziki.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационных технологий на уроках физики.
Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение в обучении. Процесс обучения превращается в процесс учения/научения. Развитие физического образования обнажило ряд серьезных противоречий, отрицательно воздействующих на качественный уровень усвоения физических законов.
Это противоречия:
- между постоянно растущим объемом информации и недостаточной гибкостью учебных программ и планов;
- между требованиями общества к уровню развития, предметной подготовки учащихся и отсутствием реальных условий для их выполнения; между необходимостью личностного и психического развития ученика и условиями улучшения здоровья детей;
- между прекрасной идеей гуманизации образования и ее быстрым воплощением в виде сокращения часов по естественным предметам,
- между необходимостью строить обучение на основе творческой деятельности ученика, на основе ориентации «на личностный успех» и репродуктивным характером обучения массовой школы,
- между индивидуальными личностными интересами ученика, зачастую определяемыми его познавательными возможностями, и существующими организационными формами обучения, ориентированными на работу учителя с классом.
Работая над методической проблемой «Создание условий для развития интереса ученика к физике и повышения его образования через применение ИКТ в соответствии с ФГОС», я стараюсь научить своих учеников мыслить нестандартно, развивать навыки и умения творческой деятельности. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- Ознакомиться с теоретическим обоснованием инновационных технологий обучения; использовать методы и приемы для практического применения технологий
- Повышение результативности обучения физике в школе при помощи современных продуктивных технологий обучения
- Создание условий для развития творческих способностей учащихся и стремления к самосовершенствованию
Ожидаемые результаты:
- Повышение познавательного интереса к физике.
- Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.
- Повышение качества обучения
Достижению указанных целей и задач способствует использование инновационных и современных технологий обучения, таких как информационные, проектная, модульная, видео -технологии, профильное обучение и др.
Эти технологии предполагают принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности и базируются на системно - деятельностном подходе, реализуют развивающее обучение, исключают малоэффективные вербальные способы передачи знаний.
1. Информационные технологии.
Представление материала с помощью компьютера
Использование мультимедиа
Создание электронных УМК
Дистанционное обучение
Организация общения
Компьютер и Интернет являются очень важными помощниками учителя. Изучение физики становится намного эффективнее, если использовать современные технологии и Интернет – ресурсы в процессе обучения. В своей работе применяю видео-фильмы по физике, опыты, виртуальные лабораторные работы, различные мультимедийные программы, материалы которых подбираются с учетом изучаемой темы и используются как во время урока, так и во внеурочное время.
На своих уроках я использую Интернет как источник дополнительных материалов. Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы как в урочное, так и во внеурочное время.
Еще одним способом использования компьютерных технологий являются компьютерные презентации, которые в последнее время получили широкое распространение. С помощью компьютерных презентаций можно создавать очень эффектные слайды и использовать их в учебном процессе для введения и закрепления учебного материала. Яркость и красочность компьютерных презентаций позволяют вводить новый материал более наглядно, анимационные и звуковые эффекты способствуют более быстрому усвоению и запоминанию программного материала. Проведенные уроки и внеклассные мероприятия служат тому примером.
2.Модульное обучение
В связи с этим большой интерес представляет технология модульного обучения. Модульное обучение позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность, осуществить мотивационное управление учением, так как, интегрируя все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике, данная технология обеспечивает образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями и возможностями.
Модульная система обучения предполагает следующие подходы к организации изучения физики: организация самостоятельной работы учащихся на уроке и дома; использование разноуровневых заданий; различные способы самоконтроля и взаимоконтроля; сочетание групповых и индивидуальных способов работы; усиление политехнической направленности обучения физике (демонстрационный и фронтальный эксперименты, ТСО). Развитию познавательной активности учащихся во многом способствует правильно организованная проверка усвоенного материала.
В основу применения модульной программы в обучении мною положен принцип "Учить ученика учиться", т.е. самостоятельно добывать знания по предлагаемому плану с учетом личных особенностей, с учетом личного темпа изучения и в том объеме, в каком ученик определит себе сам. Годовой контроль состоит из отдельных модулей, границы которых определяются основными темами курсов. Отработка модуля ведется каждым учащимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитываю лишь тогда, когда учащийся усвоил и отчитался перед учителем за каждый модуль курса. Применение модульного обучения помогло моим ученикам объективно оценивать свои знания и умения, снять тревожность и создать психологический комфорт на уроке, и следствие - повышение качества обучения.
3.Применение метода проекта при обучении физике как способ познавательной деятельности позволяет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность.
Наличие требующей исследования проблемы - обязательного компонента метода проектов - обуславливает организацию поисковой, исследовательской деятельности учащихся, индивидуальной или групповой, которая предусматривает не только достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.
Проектная деятельность - как индивидуальная, так и групповая должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвоение содержания, но и решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.
В то же время применение метода проектов в сочетании с методом обучения в сотрудничестве позволит реализовать свои учебные возможности каждому учащемуся.
Применение проектного обучения провожу в следующей последовательности
1.Провожу входную диагностику, в которой выявляю:1)готовность учащихся к проектной деятельности; 2)уровень сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся с последующим анализом и выводом об уровне развития тех или иных компетенций учащихся
2.Разрабатываю алгоритм действий по обучению отдельным действиям обобщенного метода создания нового продукта.
3. Разрабатываю этапы организации проектной деятельности учеников с учетом ступени обучения
При этом применяю работу в группах. То, что слабые по знаниям ребята работают вместе с лидерами, дают надежду на лучшее усвоение учебного материала. Эффективность групповой работы заключается в формировании социально-трудовых компетенций. В процессе работы и обобщения полученных результатов мои ученики учатся; моделировать явления, выдвигать гипотезы, экспериментально проверять их и интерпретировать полученные результаты, самим идет формирование учебно-образовательных компетенций. В старших классах успешно выполняются так называемые «индивидуальные» проекты.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в результате использования инновационных и современных технологий происходит
- развитие познавательных интересов школьников
- усиление вовлеченности учащихся в творческий процесс
- формирование навыков самостоятельной оценки достигнутых результатов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.
Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...
Применение новых информационных технологий на уроках физики
С появлением компьютеров в учебных заведениях начал меняться стиль преподавания, все больше стала использоваться проектная форма учебной деятельности. Компьютер со специальным пакетам программ помогае...
Проектная деятельность учащихся с применением информационных технологий на уроках физики и во внеурочное время
Опыт проектной деятельности с применением информационных технологий...
Доклад "Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности как средство реализации продуктивных методов обучения"
Использование телекоммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности является средством реализации продуктивных методов обучения, что активизирует познавательную, исследов...
применение информационных технологий на уроках физики
Опыт по применению ИКТ - новое средство изучения физики...
Применение информационных технологий в преподавании физики
Из личного опыта. Статья подготовлена для участия в работе VIII школы-конференции «Информатика в образовании» (INED-2017, ВГУ) и посвящена использованию информационных технологий на уро...
Применение информационных технологий на уроках технологии
Презентация на тему "Применение информационных технологий на уроках технологии"Рассказываем о новейших средствах обучения на уроках технологии....