Курсовая работа по теме "Актуальные вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС"
материал по физике (7 класс) на тему

Шапирова Сания Мансуровна

Курсовая работа по теме актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС у 7 класса по предмету физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_po_fizike.docx77.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Российской Федерации

МОУ СОШ с. Калда МО «Барышский район»

Курсовая работа

Актуальные вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС

Выполнила: Шапирова С.М.

учительница физики

 МОУ СОШ с. Калда

МО «Барышский район»

Ульяновск 2016

Содержание

Введение

3

Глава 1. Использование ИКТ в процессе обучения учащихся  

4

  1. Основные цели и задачи применение ИКТ

4

  1. Статистика актуальности внедрения ИКТ при работе на уроках со школьниками 7 класса в условиях ФГОС

5

  1. Рекомендации по использованию презентации

6

Глава 2. Методика использования ИКТ

11

2.1.     Области применения ИКТ педагогами.

12

2.2.     Влияние компьютера на нервную систему ребенка

13

Заключение

15

Список использованной литературы

16

Приложение

18

Введение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой, а иногда главной частью в образовании детей. В Российской Федерации экономически социальные изменения привели к необходимости усовершенствованию многих социальных институтов и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе “Об образовании Российской Федерации” и образовательном стандарте нового поколения. Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной подготовленности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации стратегии развития информационного общества. На сегодняшний день мы замечаем, какие существенные перемены происходят в системе школьного образования. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в школьном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление учащихся, мотивировать учащихся к активной работе, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Глава 1. Использование ИКТ в процессе обучения учащихся

В XXI веке в школах повсеместно используют информационно-коммуникационные технологии на уроках, воспитательном процессе, в различных кружках, а так же при общении с родителями. При обучении школьников во время урока учителя используют в 84% случаев мультимедийный проектор с компьютером, 6% используют DVD телевизоры и приставки, 7% видео- и фотокамеру и только 3% принтеры, хотя процентное соотношение и варьирует, но основная часть преподавателей используют компьютеры, мультимедийные прокторы, что является оптимальным на сегодняшнее время обучением в образовательных учреждениях.

  1. Основные цели и задачи применение ИКТ

Цель применения ИКТ:

Основной целью является, повышение качества образования в школах, путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

Задачи применения ИКТ:

- создание единого информационного пространства в школьном образовании, в котором были бы задействованы все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, учащиеся и их родители.

обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

- разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.

- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы пользоваться в своей практике учителя общеобразовательной школы.

1.2.   Статистика актуальности внедрения ИКТ при работе на уроках со школьниками 7 класса в условиях ФГОС

В 2015-2016 учебном году мною были проведены занятия с учащимися 7 класса используя ИКТ. Предмет физика вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для внедрения ИКТ мною было взято две темы: «Механические движения и его виды», и «Звуковые явления». Тем самым к каждой теме и уроку были сделаны презентации, видеоматериалы и в конце тестирование. Презентация показывали на мультимедийном проекторе. Сама презентация состояла из 20 слайдов с ознакомлением темой, планом, после каждого пункта имелись выводы и короткие викторины для отдыха учащихся. Доклад составлял как исторические данные, так и современные представления  тем.  После презентации дети посмотрели видеоматериалы, что позволило увеличить продуктивность таких проблем, как уровень владения, применения на практике и усвоения материала. Как только ученики посмотрели видеоматериалы, им были предоставлены в индивидуальном порядке тесты с не трудными вопросами по пройденному материалу. В каждом тесте 10 вопросов, ответы на эти вопросы прозвучали и были оговорены за время урока. Тесты давались на пять минут, что является самым оптимальным, для ответа.

        После проведения всех занятий и анализировав все ответы учащихся на уроке и ответы на тесты. Мною была составлена диаграмма статистики правильных ответов, как на уроке, так и на тесты см. в Приложении рис. 1,2. Диаграмма статистики сравнила, с диаграммой прошлых лет за 4 года, что позволило дать точный ответ, на улучшение теоретических и практических знаний учащихся, так же были сделаны выводы.

Таким образом, введение ИКТ в обучении учащихся в образовательных учреждениях является необходимым, как для учителя, так и для учащихся. Знания даваемые по средству презентаций и видео уроках, является в XXI  веке неотъемлемой частью уроков. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, что способствует формированию положительного отношения к учёбе.

1.3.     Рекомендации по использованию презентации

Оценка содержания презентаций:

Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога. Презентация выступает как средство педагогического процесса. Содержание презентации определяется содержанием той формы организации образовательного процесса (занятия, воспитательного мероприятия, выступления и т. д.), где она используется. Поэтому при оценке содержания презентации, прежде всего, учитывается соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия. Основное правило для презентации: 1 слайд – тема урока. Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов. То есть каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций. Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными – это затрудняет восприятие и запоминание. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания. Не стоит заполнять 1 слайд слишком большим объемом информации. Помните, что человек моментально может запомнить немного. Примерно это: не более трех фактов, выводов, определений. Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных (Например, выносятся ключевые слова и фразы, по которым в дальнейшем выстраивается выступление). Заголовки должны привлекать внимание (но не занимать все место и не отвлекать).

Оценка оформления презентаций

Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья детей и педагогов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Расположение информации на странице:
  • Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Цвет:
  • Помните, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье человека. (Например: зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие.)
  •  Достигайте «цветового равновесия». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету, рамочки или создадите коллажи.
  •  На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов.
  • Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.
  • Шрифт:

Выбор размера шрифта на слайде определяется исходя из нескольких условий:

  • размером помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана;
  •  освещенностью помещения и качеством проекционной аппаратуры.
  • Текст:

Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она рассчитана. (Чем младше дети, тем меньше информации на слайде должно быть). С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, должен содержать 7 - 13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов. Текстовая информация на слайде отражает цель и содержание урока (лекции, воспитательного мероприятия). С точки зрения содержания, текст на слайде - это 23 определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр. Как правило, один слайд – одна идея.

  • Диаграммы и таблицы:

Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности лекции, выступления или доклада. Для педагога применение таблиц и диаграмм имеет значение и с точки зрения формирования у школьников умений анализировать, сравнивать полученную учебную информацию и делать собственные выводы. То есть в педагогической практике они рассматриваются как форма, прием представления учебной информации.

  • Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.
  •  Текстовая информация в таблице должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше. Следует отметить, что шрифт таблицы, может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде.
  •  Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта
  •  Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы.

Оценка применения презентаций:

  • Помните, презентация сопровождает речь педагога (лектора), но не заменяет ее. Поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные педагогом, но не повторять слово в слово. Особое внимание следует обратить на разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда. Слова и связанные образы должны быть обязательно согласованы во времени.
  •  Педагог должен быть компетентен в работе с данным ресурсом (подготовлен к работе с презентацией): знать технические основы, владеть методическими 26 приемами использования данного ресурса на уроке (в воспитательном мероприятии, на лекции и пр.).
  • Помните, что демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей (слушателей), поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.
  • Обратите внимание на то, что любой информационный кадр (страница, слайд) воспринимается сначала как образ, независимо от его истинной природы.
  • Помните, что грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность образовательного процесса. Педагогу важно превратить ученика из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация - ее структура и содержание могут обеспечивать и поддерживать взаимодействие педагога и учащихся.

Глава 2. Методика использования ИКТ

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:

методика использования ИКТ в образовательном процессе;

  • систематизация компьютерных развивающих программ;
  • единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.

Для проведения занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе:

  • Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация);
  • Подбор дополнительного познавательного материала;
  •  Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
  • Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения;
  •  Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

2.1.     Области применения ИКТ педагогами

1) Ведение документации:

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, разрабатывает классные часы, материалы и важные сведения для родителей на классных часах,  готовит материал для оформления классного уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального, электронного дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты деятельности, в виде оценок. Записывают пропуски занятий по определенной причине, количество пропусков, а так же другие сведения. В конце каждого месяца выстраиваются графики, в целом отслеживается динамика результатов обучения учащегося, а так же проблемы связанные с предметами, если таковы имеются. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы. На сегодняшний день родители без труда могут зайти на сайт школы и посмотреть все пропуски и отметки своего ребенка, в журнале пропусков и в дневнике. Тем самым родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнать вовремя о родительском собрании, получить все замечания учителя. Учениками электронный дневник напомнит расписание и домашнее задание. Учитель получит удобный и надежный способ коммуникации с родителями, кроме того электронный дневник поможет учителю в составлении отчетов для учета успеваемости, позволит внедрить систему электронного тестирования.

2) Методическая работа, повышение квалификации педагога:

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий. Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и учащихся. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.

В образовательно-воспитательном процессе педагог при использовании ИКТ использует следующее оборудование:

• Телевизоры с DVD приставками,

• Компьютеры,

• Мультимедийный проектор,

• Принтер,  

• Видео- и фотокамеру.

2.2. Влияние компьютера на нервную систему ребенка

Безусловно, компьютер вреден для здоровья. Не смотря на это, с каждым годом все больше людей по роду своей деятельности вынуждены проводить все большее время за экраном компьютерного монитора. Компьютер уже давно превратился в крайне необходимое устройство, без которого человек уже не представляет свое существование. Кроме этого, современные дети тоже не могут обойтись без компьютера. Учась в школах, они вынуждены проводить много времени за экраном монитора. Поэтому словосочетание компьютер и здоровье школьника вызывает у родителей повышенную тревогу.

К главным негативным факторам относятся:

высокая нагрузка на зрение; сидячее положение;

влияние на психику и нервную систему;

электромагнитное излучение.

Для меньшего влияние компьютера на нервную систему необходимо детей отгородить. После занятий в школе необходимо отдохнуть ребенку от компьютера. Работа ома должна составлять приблизительно 30 минут.




Заключение

Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Список использованной литературы

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
  2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
  3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
  4. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
  5. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
  6. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. – № 4. – с. 8-10
  7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.
  8. Актуальность использования ИКТ в образовании [Электронные ресурсы], https://otvet.mail.ru/question/89782333 

Приложение

Диаграмма 1. Качество ответов учащихся за 5 лет. 2015-2016 гг. качество составляет 91%.

Диаграмма 2. Ответы на тестирование с 2011-2012 уч. года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»...

Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС

Данный материал освещает некоторые вопросы, связанные с конструированием образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (предметная область -русский язык)....

"Воспитательный процесс и внеурочная деятельность, как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности   школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно   решение задач их воспитания и соц...

Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС

Описан опыт работы воспитателя школы-интерната 8 вида с использованием образовательных технологий...

Долгосрочный проект «Внедрение музыкальной квест-игры как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»

Новизна проекта: Ранее квест-технология использовалась как форма игры, а данный проект предполагает внедрение квест-игры, как образовательной технологии....

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...