Разработка урока по физике в 7 классе "Рычаг"
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме
Данная разработка содержит план-конспект урока, призентацию и приложения к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhimed.doc | 32 КБ |
rychag.doc | 100.5 КБ |
severnoe_chudo.doc | 310 КБ |
prostye_mehanizmy.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Архимед (около 287 до н.э., Сиракузы, Сицилия — 212 до н.э., там же) — древнегреческий ученый, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики.
Архимед получил образование у своего отца, астронома и математика Фидия, родственника сиракузского тирана Гиерона II, покровительствовавшего Архимеду. В юности провел несколько лет в крупнейшем культурном центре того времени Александрии Египетской, где познакомился с Эрастосфеном. Затем до конца жизни жил в Сиракузах.
Архимед был не только великим ученым, он был, кроме того, человеком, страстно увлеченным механикой. Он проверяет и создает теорию пяти механизмов, известных в его время и именуемых «простые механизмы». Это — рычаг («Дайте мне точку опоры, — говорил Архимед, — и я сдвину Землю»), клин, блок, бесконечный винт и лебедка. Именно Архимеду часто приписывают изобретение бесконечного винта, но возможно, что он лишь усовершенствовал гидравлический винт, который служил египтянам при осушении болот. Впоследствии эти механизмы широко применялись в разных странах Мира. Интересно, что усовершенствованный вариант водоподъемной машины можно было встретить в начале XX века в монастыре, находившемся на Валааме, одном из северных российских островов. Сегодня же архимедов винт используется, к примеру, в обыкновенной мясорубке.
Изобретение бесконечного винта привело его к другому важному изобретению, пусть даже оно и стало обычным, — к изобретению болта, сконструированного из винта и гайки.
Еще более убедительное доказательство он дал в 212 году до нашей эры. При обороне Сиракуз от римлян во время второй Пунической войны Архимед сконструировал несколько боевых машин, которые позволили горожанам отражать атаки превосходящих в силе римлян в течение почти трех лет. Одной из них стала система зеркал, с помощью которой египтяне смогли сжечь флот римлян. Этот его подвиг, о котором рассказали Плутарх, Полибий и Тит Ливии, конечно, вызвал большее сочувствие у простых людей, чем вычисление числа «пи» — другой подвиг Архимеда, весьма полезный в наше время для изучающих математику.
Гений Архимеда вызывал восхищение даже у римлян. Марцелл приказал сохранить ученому жизнь, но при взятии Сиракуз Архимед был убит.
Предварительный просмотр:
Тема: Простые механизмы. Рычаг
Цели:
Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Простые механизмы. Рычаг». Продолжить закрепление навыков решения задач.
Развивающие: дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
развивать речь учащихся через организационно-диалогическое общение на уроке;
включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления; поддерживать внимание учащихся через силу учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать исторический взгляд на развитие техники, познавательный интерес; положительной мотивации к учению; дисциплинированности эстетического восприятия мира; воспитывать коммуникативные умения, гуманность, дисциплинированность.
Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Этап постановки целей и задач.
3. Этап получения новых знаний.
4. Этап практической работы учащихся.
5. Применение знаний при решении задач.
6. Этап обобщения и закрепления нового материала.
7. Рефлексия.
8. Заключительный этап. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку.
Настрой на работу
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы приступим к изучению новой темы. Я хочу, чтобы все настроились на урок. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: «Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то мне неизвестное»
-Готовы? А сейчас давайте приступим к работе.
-На предыдущем уроке мы изучили тему «Механическая работа и мощность».
-Вспомним, что такое работа? (Это перемещение тела в результате действия на него, какой- то силы)
-А как можно облегчить работу? (С помощью каких-либо механизмов)
-А сейчас посмотрите внимательно на экран и отгадайте загадки:
1.Два кольца, два конца, а посредине гвоздик.
2.Две сестры качались – правды добивались, а когда добились, то остановились.
3.Кланяется, кланяется – придет домой – растянется.
4.Зубасты, а не кусаются
5.Два братца пошли в воду купаться, два купаются, а один на берегу валяется.
- Ножницы
- Топор
- Весы
- Грабли
- Коромысло
-Посмотрите ещё раз внимательно на отгадки и назовите их, одним словом.
«Орудие, машина» в переводе с греческого означает «Механизмы»
-Вот сегодня на уроке мы и узнаем с помощью, каких механизмов можно облегчить свой труд.
II.Этап постановки целей и задач
-Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Простые механизмы. Рычаг».
-Сегодня на уроке мы должны с вами разобрать следующие учебные задачи:
Учебные задачи:
- Дать определение простому механизму.
- Рассмотреть виды простых механизмов.
- Дать определение рычага.
- Узнать правило рычага.
- Узнать физические величины, характеризующие рычаг.
- Применять правило рычага при решении задач.
III. Получение новых знаний.
-Простые механизмы начали применяться людьми в глубокой древности.
Одним из основоположников использования простых механизмов для облегчения работы является Древнегреческий ученый Архимед.
1 ученик. Биография Архимеда
- Давайте заглянем сквозь 1000 лет, в тот город у моря, где жил Архимед (музыкальное сопровождение – шум моря), на остров Сицилия в город Сиракузы. Посмотрите на карту и представьте себя на берегу моря.
2. Сценка об Архимеде и Героне
Однажды по берегу моря вдвоем
гулял Архимед с сиракузским царем.
А рядом триеру тащили на мель
И тут Архимед Гиерона спросил:
– Ты помнишь мой винт для подъема воды?
В Египте рабам я облегчил труды.
А знаешь, как людям помог бы рычаг
в труде непосильном. К примеру,
один бы сумел на песчаный причал
втащить я… вот эту триеру.
Стоит Гиерон, потирает висок:
– Ты втащишь триеру? Один? На песок?!
– Триеру на берег втащу я один.
Триеру с гребцами и грузом.
Вот ты через месяц сюда приходи…
И я удивлю Сиракузы.
В назначенный срок собирается люд
на пристани, солнцем согретой.
Глядят на машину, но чуда не ждут:
– Не втащит! Да слыхано ль это!
Гиерон. Я вижу веревки и много колес,
и я поражаюсь размеру,
но даже Геракл, ухватившись за трос,
не втащит на берег триеру…
И тут Архимед повернул колесо –
триера послушно ползет на песок.
На палубе с ног повалились купцы.
На берег заехать – не шутка!
По воздуху веслами машут гребцы,
как будто лишились рассудка.
Гиерон. Не верю глазам! Столько силы в плечах?!
Архимед. Нет, царь! Эту силу умножил рычаг!
Взглянул Архимед: небо, море кругом.
Синее море и горы.
– Я землю бы мог повернуть рычагом,
Лишь дайте мне точку опоры.
«С этого времени я требую, – велел Герон, – чтобы Архимеду верили во всем, что он только не скажет».
ПРОКЛ.
V ВЕК НАШЕЙ ЭРЫ.
-«Я Землю бы мог повернуть рычагом, лишь дайте мне точку опоры» - эти слова, которые являются эпиграфом нашего урока, Архимед сказал более 2000 лет назад. А люди до сих пор их помнят и передают из уст в уста. Почему? Мы постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.
- Память об этом ученом сохранилась через века, а В. Шефнер посвятил ему стихотворение.
3 ученица: рассказывает стихотворение.
Памяти Архимеда
В.Шефнер.
Далеко от нашего Союза
И до нас за очень много лет
В трудный год родные Сиракузы
Защищал ученый Архимед.
Многие орудия обороны
Были сконструированы им
Долго бился город непреклонный
Мудростью ученого храним.
Но законы воинского счастья
До сих пор никем не учтены-
И втекают вражеские части
В темные пробоины стены.
Замыслом неведомым охвачен,
Он не знал, что в городе враги
Он в раздумье на земле горячей
Выводил какие- то круги
Он чертил задумчивый, негордый,
Позабыв текущие дела-
И внезапно непонятной хордой
Тень копья чертеж пересекла.
Но убийц спокойствием пугая,
Он не унижаясь, не дрожа
Руку протянул, оберегая
Не себя, а знаки чертежа
Он в глаза солдатам глянул смело
Убивайте, римляне-враги!
Убивайте раз такое дело
Но не наступайте на круги.
4 ученица: с помощью рычагов удавалось поднимать тяжелые каменные плиты при постройке пирамид в Древнем Египте. Ведь для возведения пирамиды Хеопса, имеющей высоту 147 метров, было использовано более двух миллионов каменных глыб, самая меньшая из которых имела массу 2,5 т.
5 ученица: Простые механизмы - это труженики со стажем работы более чем 30 веков, но они ничуть не состарились. На Руси для постройки домов и возведения храмов так же использовали простые механизмы, такие как, рычаг, наклонная плоскость.
Например, как возводилась СОЛОВЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ
-Одним из видов простых механизмов является клин. Где он встречается и как его применяют?
6 ученица:
«Колющие орудия» многих животных - когти, рога, зубы по форме напоминают клин. У некоторых растений – колючки, шипы.
Деревообрабатывающие инструменты представляли клин – это струг, тесла, скобели, топоры, пилы, сверла, долота.
Землю обрабатывали сохой, бороной, лопата, мотыга. Убирали урожай с помощью граблей, кос, серпов.
-Где мы встречаем рычаги?
7 ученица: в растениях рычажные элементы встречаются реже, что объясняется малой подвижностью растительного организма. Типичный рычаг – ствол дерева и корни. Глубоко уходящий в землю корень сосны или дуба оказывают огромное сопротивление, поэтому сосны и дубы почти никогда не выворачиваются с корнем. Наоборот, ели, имеющие часто поверхностную корневую систему, опрокидываются очень легко. (Используются таблицы)
8 ученица: в скелете животных и человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами, например, у человека – кости конечностей, нижняя челюсть, череп, фаланги пальцев. (Показывает на скелете)
- Заполните схему, изображенную на доске (Ответы пока закрыты).
-Как же простые механизмы мы можем применить в жизни?
- Помогите мальчику Пете в следующих ситуациях:
- Петя собирал грибы и вдруг увидел лисенка, нога которого застряла под упавшим деревом? Как помочь лисенку? (Надо найти большую палку, подсунуть под дерево и приподнять дерево).
- Набрав в лесу большую корзину грибов, Петя выбился из сил. Надо идти домой, но не бросать же корзину с грибами? Как облегчить груз Пете? ( Положить палку на плечо,
корзину одеть на нее сзади, а спереди придерживать рукой).
-Придя домой, отдохнув, набравшись жизненного опыта, Петя решил удивить своих друзей и удержал гирю массой 16 кг на весу одним пальцем!
-Как он это сделал?
-Сможем ли мы повторить опыт Пети?
-Кто может показать, как он это сделал?
(Он надел гирю на палку, один конец которой закрепил о твердую опору, а за другой конец взялся одним пальце).
-Друзья спросили у Пети, а может ли он удержать гирю массой 30 кг? Петя задумался, какой же длины ему нужна палка? Можно ли помочь Пете? (Дети затрудняются ответить на этот вопрос).
-Значит, надо знать что-то, чего мы еще не знаем?
-Посмотрите на экран, вашему вниманию представлены простые механизмы, их можно назвать рычагами. Что общего у них у всех, попробуйте найти общий признак?
После разных ответов, предлагаю сравнить свой вывод с определением, данным в учебнике, и записать определение в тетрадь.
Дадим определение рычага.
- Рычаг - представляет собой твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.
Запишите в тетради.
-У рычага есть точка опоры, силы, действующие на рычаг и плечи этих сил.
Показываются силы, дается определения плечам силы:
L2 О L1
Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы.
-Сила человека ограничена, поэтому он часто применяет приспособления (механизмы), которые преобразовывают его силу в силу существенно большую, т.е. получают выигрыш в силе.
- Для расчета выигрыша в силе, получаемого с помощью рычага, следует знать правило, открытое Архимедом еще в III в. до н. э.
IV. Практическая часть.
Задание 1
Попробуем выдвинуть гипотезу, что отношение сил равно обратному отношению их плеч. Проверим наше предположение на опыте.
-Для установления этой гипотезы проделаем следующий опыт:
К установленному на штативе рычагу по обе стороны повесим грузы. Учитель вешает груз, весом 4 Н., спрашивает, а можно ли уравновесить рычаг меньшей силой, например в 2 Н? Куда я должна повесить грузы, дальше или ближе от точки опоры?
Рычаг уравновешен.
- Итак, для того, чтобы уравновесить меньшей силой большую силу, необходимо чтобы ее плечо превышало плечо большей силы.
-Во сколько раз отличаются силы и плечи в нашем опыте?
F1\ F2 =4\2=2, L2\L1=2; F1/F2 = L2/L1
На основе такого опыта мы установили правило рычага:
Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.
А О В
F1/F2 = L2/L1-правило равновесия рычага.
-Подтверждается ли гипотеза?
-Запишите свои выводы в тетради
- Применение правила рычага при решении задач.
Приступим к решению Петиной задачи. Сформулируем ее и запишем дано в тетради. Учитель решает задачу на доске с помощью учащихся.
Дано: Решение:
m=30кг F1/F2 = L2/L1-по правилу равновесия рычага.
F2=15H L2 = F1∙ L1: F2 =mg ∙ L1: F2
L1=10см=0,1м L2= 30кг ∙ 10Н/кг ∙ 0,1м: 15Н = 2м
L2=?
Ответ: L2=2м.
- Обобщение и закрепление.
(Просмотр фильма. Ответить на вопросы.)
- Подводим итоги:
-Что мы уже узнали? (Отслеживаем выполнение учебных задач).
- Дать определение простому механизму.
- Рассмотреть виды простых механизмов.
- Дать определение рычага.
- Узнать правило рычага.
- Узнать физические величины, характеризующие рычаг.
- Применять правило рычага при решении задач.
Поставьте себе оценку за работу на уроке на полях тетради. Обсуждение оценок, что понравилось на уроке, а что нет.
- Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Каждый из вас на уроке чувствовал себя по-разному. Сейчас я попрошу вас оценить, насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке, как каждый из вас, так и как класс в целом, и понравилось ли вам наше занятие.
Перед вами находится листок с изображением различных эмоций. Выберите и отметьте то изображение, которое наиболее соответствовало бы вашему настроению.
Лист рефлексии:
Фамилия, имя____________________________________________________________
- Моё настроение:
2.Ценности для вас данной работы:
Получение для вас новой информации | |
Процесс личной деятельности | |
Полученный результат | |
Деловое общение во время работы | |
Возможность проявить себя и услышать слова одобрения | |
Получение оценки |
- Домашнее задание.
Запишем домашнюю работу:
1 уровень: п.55,56,упр30 №1,2,3
2 уровень: + упр30 №4,
3 уровень: + творческое задание.
Творческое задание:
1. Индивидуальная работа по желанию (карточки): на рисунках изображены рычаги. Указать их плечи.
2. Подумайте и ответьте на вопрос: "Мог ли Архимед поднять Землю? Почему?"
3. Изготовить модель простого механизма.
4. Найти пословицы о простых механизмах.
5. Сообщение о применении рычагов в технике
На следующем уроке мы познакомимся с понятием момент
сил и выполним лабораторную работу.
Решать задачи можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб он был впрок
Загадка напоследок: одной ручкой встречает, а другой провожает.
Предварительный просмотр:
СЕВЕРНОЕ ЧУДО — СОЛОВЕЦКАЯ КРЕПОСТЬ
Монастыри в древности служили важными опорными пунктами и тоже обносились мощными крепостными стенами. Расположение монастырей на возвышенностях или у водных рубежей значительно увеличивало способность их к защите и позволяло населению успешно противостоять даже намного превосходящим силам противника.
Соловецкий монастырь не был исключением. Он с давних пор являлся неприступной крепостью, одной из самых могучих среди многих монастырей-крепостей, составлявших разветвленную цепь укреплений севера Древней Руси.
Михаил Васильевич Ломоносов в поэме "Петр Великий" писал про стены Соловецкого монастыря:
"Открылся, освещен, с высокими верхами
Пречудных стен округ на диких камней град.
...................................................................
Из каменных бугров воздвигнута стена
Водами ото всех сторон окружена."
И далее в поэме Петр спрашивает настоятеля монастыря.
"... Кто сими вас горами
Толь крепко оградил, пристава их руками"
А "приставить их руками" было делом очень трудным из-за тяжести и величины валунов, из которых сложена поистине огромная стена. Длина ее равна 509 саженям, что составляет 1084 м. Стена находится на фундаменте, сложенном также из валунов и имеющем глубину около 2, 5 м. Внизу стены уложены самые тяжелые камни. Говорят, что в стене есть каменные глыбы весом в 700 пудов, т. е. около 11 т. Камни в стене хотя и не обработаны, но подобраны и подогнаны с необыкновенной тщательностью и искусством.
Как же в те далекие времена возводились мощные стены и огромные башни? Техника строительства и воздвижения стен была тогда хотя и простой, но хорошо себя оправдавшей. После укладки фундамента и нижней части стены около нее делалась пологая насыпь, иногда выстланная тесом, -своего рода взвоз или пандус. По этому взвозу волоком затаскивали многотонные валуны и подносили мелкий камень, кирпич, известь. Возле стен ставили стремянки, по которым строители поднимались на стену.
Применялись простейшие подъемные механизмы и устройства, известные с давних пор: вороты - ручные и приводимые в движение лошадьми; блоки; полиспасты и, конечно, бревна-рычаги.
Соловецкая крепость единственное в своем роде явление русской архитектуры. В ней с неукротимой силой проявились гений русского человека, его мысль, труд, умение и м Соловецкая крепость единственное в своем роде явление русской архитектуры. В ней с неукротимой силой проявились гений русского человека, его мысль, труд, умение и мастерство.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебные задачи Дать определение простому механизму. Рассмотреть виды простых механизмов. Дать определение рычага. Узнать правило рычага. Узнать физические величины, характеризующие рычаг. Применять правило рычага при решении задач.
Загадки Два кольца, два конца, а посредине гвоздик. Две сестры качались – правды добивались, а когда добились, то остановились. Кланяется, кланяется – придет домой – растянется. Зубасты, а не кусаются Три братца пошли в воду купаться , два купаются, а один на берегу валяется. Ножницы Весы Топор Грабли Коромысло
Тема : Простые механизмы. Рычаг. “Орудие, машина” в переводе с греческого означает “ механизмы”.
Архимед Архимед (около 287 до н.э., Сиракузы, Сицилия - 212 до н.э., там же) -древнегреческий ученый, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики.
Триера
Как древние строители смогли построить пирамиду в Египте??? Пирамида Хеопса Высота 146,6м Каждая сторона основания 230 м Каменные блоки от2,5 до 15т
Использование простых механизмов при строительстве Простые механизмы - это труженики со стажем работы более чем 30 веков, но они ничуть не состарились.
Примерно такой лифт установил в "золотом доме" римский император Нерон ( 64 г. до н.э.). Так поднимали мосты в средневековых замках.
Северное чудо – Соловецская крепость Монастыри в древности служили важными опорными пунктами Применялись простейшие подъемные механизмы и устройства, известные с давних пор: вороты - ручные и приводимые в движение лошадьми; блоки; полиспасты и, конечно, бревна-рычаги. Соловецкая крепость единственное в своем роде явление русской архитектуры
«Колющие орудия» многих животных И растений
Деревообрабатывающие инструменты
Землеобрабатывающие механизмы С их помощью убирают урожай
Рычажные элементы в скелете животных и человека
Заполните схему Простые механизмы Винт Клин Ворот Наклонная плоскость Рычаг Блок Колесо
Помоги Пете. - Петя собирал грибы и вдруг увидел лисенка, нога которого застряла под упавшим деревом? Как помочь лисенку? - Набрав в лесу большую корзину грибов, Петя выбился из сил. Надо идти домой, но не бросать же корзину с грибами? Как облегчить груз Пете? Придя домой, отдохнув, набравшись жизненного опыта, Петя решил удивить своих друзей и удержал гирю массой 16 кг на весу одним пальцем! -Как он это сделал?
Рычаги
Определение рычага Рычаг - представляет собой твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры .
Определение плеча силы: Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы. F 1 L 1 О L 2 F 2
Правило равновесия рычага: Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. F 1 / F 2 = L 2 / L 1
Решение задачи Дано: m=30кг F2=15H L1=10см=0,1м L2=? Решение: F 1 / F 2 = L 2 / L 1 -по правилу равновесия рычага. L 2 = F 1 ∙ L 1 : F 2 =mg ∙ L 1 : F 2 L 2 = 30кг ∙ 10Н/кг ∙ 0,1м: 15Н = 2м Ответ: L 2 =2 м.
Рефлексия Моё настроение:
Получение для вас новой информации Процесс личной деятельности Полученный результат Деловое общение во время работы Возможность проявить себя и услышать слова одобрения Получение оценки Ценности для вас данной работы:
Домашняя работа 1 уровень: п.55,56,упр30 №1,2,3 , 2 уровень:+ упр30 №4, 3 уровень:+творческое задание: Подумайте и ответьте на вопрос: "Мог ли Архимед поднять Землю? Почему?" Индивидуальные задания: Изготовить модель простого механизма. Найти пословицы о простых механизмах. Сообщение о применении рычагов в технике Карточки: на рисунках изображены рычаги. Указать их плечи.
Спасибо за внимание Решать задачи можно вечно, Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем вам за урок, А главное, чтобы был он впрок. Загадка напоследок: одной ручкой встречает, а другой провожает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по физике в 9 классе: "Влияние магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки"
Урок по физике для 9 класса. Предоставлен конспект урока, презентация к нему....
Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"
Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...
Методическая разработка урока по физике в 7 классе на тему "Слон, иголка и другие, или..."
В состав методической разработки входят: 1. План-конспект урока.2. Презентация к уроку.3. Карточки-задания.4. Тест.5. Карточка рефлексии....
Разработка урока по физике 7 класс Давление газа.
Урок содержит разработанную технологическую карту, иллюстрации к призентации. Тест проводится с помощью системы голосования VOTUM...
Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"
Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика» проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...
Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...
Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература
Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...